Высступление Имущественные права несовершеннолетних
Беркович Татьяна Ивановна
Социальный педагог КОУ ДС
«Адаптивная школа-интернат № 5»
ИМУЩЕСТВЕННЫЕ ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ И ИХ ЗАЩИТА
Согласно пункту 1 статьи 20 Конвенции о правах ребенка «ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством».
Согласно ст. 1 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
дети-сироты – это лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель,
дети, оставшиеся без попечения родителей, – это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
В качестве опекунов и попечителей таких детей могут выступать как физические лица, так и органы опеки и попечительства. Опека устанавливается над детьми в возрасте до 14 лет, попечительство – в возрасте от 14 до 18 лет. Обязанности опекунов и попечителей закреплены законодательно в Семейном Кодексе Российской Федерации. Опекуны и попечители обязаны заботиться о содержании своих подопечных, об обеспечении их уходом и лечением, защищать их права и интересы, а также заботиться об их обучении и воспитании.
В соответствии с пунктом 2 ст. 155.2. Семейного Кодекса Российской Федерации детям, помещенным под надзор в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны или попечители не назначаются. Исполнение обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей, а также защите их прав и законных интересов возлагается на эти организации. К организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которые дети помещены под надзор, применяются нормы законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей.
В соответствии с пунктом 5 ст. 18 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от 24.02.2008 № 48-ФЗ опекун и попечитель обязаны заботиться о переданном им имуществе подопечных как о своем собственном, не допускать уменьшения стоимости имущества подопечного и способствовать извлечению из него доходов.
К основным имущественным правам детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей относятся:
- исполнение алиментных обязательств родителями несовершеннолетних.
- пенсионное обеспечение
- обеспечение жильем
- и пр.
Алименты
В соответствии со ст. 80 СК РФ родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей.
В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
Если родителей у несовершеннолетнего ребенка нет, но имеются другие родственники, совершеннолетние братья и сестры подопечного, его бабушки и дедушки, то в соответствии с главой 15 СК РФ необходимо предпринять меры по взысканию алиментов с них.
При отсутствии соглашения об уплате алиментов между несовершеннолетним и лицом, обязанным к выплате алиментов, законный представитель подопечного обязан обратиться в суд с требованием о взыскании алиментов.
В каждом отдельном случае суд, исходя из материального и семейного положения плательщика и получателя алиментов и других заслуживающих внимание интересов сторон, определяет данную твердую денежную сумму, подлежащую уплате ежемесячно (ст. 98 СК РФ) и кратную величине (или доли от величины) прожиточного минимума для соответствующей социально-демографической группы населения, установленной в соответствующем субъекте Российской Федерации (ст. 117 СК РФ).
Исковое заявление подается в суд по месту жительства плательщика. Вместе с тем для дел по взысканию алиментов установлена ст. 29 ГПК РФ альтернативная подсудность, в соответствии с которой исковое заявление может быть подано в суд по месту жительства получателя алиментов. При этом следует иметь в виду, что дела о взыскании алиментов, в том числе о выдаче судебного приказа, отнесены к подведомственности мировых судей (ст. 23 ГПК РФ).
Никаких исключений в отношении исполнения этой обязанности родителями-инвалидами, родителями, признанными судом недееспособными, ограниченными в родительских правах по состоянию здоровья, закон не предусматривает. Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, поступают на специально открытые лицевые счета детей, чьи родители лишены родительских прав. Вместе с тем размер взыскиваемых сумм может быть уменьшен судом с учетом материального или семейного положения сторон и иных заслуживающих внимания обстоятельств (п. 2 ст. 81 СК РФ).
Если место пребывания плательщика алиментов неизвестно, то иск может быть подан по последнему известному месту жительства плательщика (ст. 119 ГПК РФ) или по месту жительства получателя алиментов (ст. 29 ГПК РФ). При этом в исковом заявлении следует указать адрес плательщика по его последнему известному месту жительства, т.к. согласно ст. 119 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика суд приступает к рассмотрению дела после поступления в суд сведений об этом с последнего известного места жительства ответчика.
Кроме того, в соответствии со ст. 120 ГПК РФ при неизвестности места пребывания ответчика по требованиям о взыскании алиментов судья обязан вынести определение об объявлении розыска ответчика. Взыскание расходов на розыск ответчика производится на основании заявления территориальных органов исполнительной власти по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов путем выдачи судебного приказа.
Также следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 65 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" в случае отсутствия сведений о местонахождении должника, его имущества судебный пристав-исполнитель также вправе объявить розыск должника, его имущества.
Розыск объявляется по месту исполнения исполнительного документа либо по последнему известному месту жительства или месту пребывания должника, местонахождению имущества должника либо месту жительства взыскателя. Объявление розыска является основанием для осуществления такого розыска на территории Российской Федерации, а также в порядке, установленном международными договорами Российской Федерации, на территориях иностранных государств.
Отказ от получения алиментов на несовершеннолетних детей по закону не допускается. Выплата алиментов прекращается по достижении ребенком совершеннолетия или в случае приобретения несовершеннолетними детьми полной дееспособности до достижения ими совершеннолетия (п. 2 ст. 120 СК РФ).
Из 52 воспитанников, 37 - имеют право на получение алиментов. Получают алименты 10 человек. Ведется огромнейшая работа по взысканию алиментов. Среди обстоятельств, препятствующих реальному взысканию алиментов, следует назвать отсутствие у плательщика алиментов заработка, постоянной работы, сокрытие истинного размера заработка. 2 раза в год (обязательно) мы запрашиваем информацию в отделах УфССП о ходе исполнительного производства, уточняем информацию о задолженности по алиментным обязательствам. К сожалению, не все специалисты идут на контакт Отправляем запросы – нет ответов. Приходится обращаться в вышестоящие организации (прокуратуру, УФСССп по Омской области). Очень часто приходят отписки. Зачастую от родственников мы получаем больше полезной информации чем от судебных приставов-исполнителей.
Пенсия
Денежные суммы для несовершеннолетних могут поступать в качестве пенсий или пособий.
Дети - сироты, потерявшие одного родителя и дети - круглые сироты не достигшие возраста 18 лет имеют право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца. При этом согласно ст. 138 СК РФ право на пенсию и пособия, полагающиеся ребенку в связи со смертью родителей, сохраняется и при его усыновлении. Обучающиеся по очной форме в образовательных учреждениях всех типов и видов независимо от их организационно-правовой формы, за исключением образовательных учреждений дополнительного образования, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет.
Дети-инвалиды вправе рассчитывать на трудовую пенсию по инвалидности на основании ст. 8 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Несовершеннолетние дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи и в соответствии со ст. 9 указанного Закона имеют право на получение трудовой пенсии по случаю потери кормильца.
Детям-инвалидам, кроме пенсии, назначается и выплачивает ежемесячная денежная выплата.
На сегодняшний день в нашем учреждении проживает 52 воспитанника, из них 12 детей-сирот (двое круглые), 26 детей-инвалидов. 34 воспитанника получают пенсию. Дети-инвалиды согласно установленным срокам проходят переосвидетельствование МСЭ. Если раньше инвалидность устанавливалась на 2-3 года то сейчас ребятишкам, которым исполнилось 10-11 лет инвалидность устанавливается до 18 лет. После достижения 18 лет очень тяжело продлевать пенсию. На протяжении 3-4 недель ходишь по всем инстанциям пока не сдашь документы и сидишь доказываешь что детям нужна пенсия, пенсию оформляют только на год, потом опять все по кругу.
Суммы, причитающиеся ребенку в качестве алиментов, пенсий, пособий, поступают в распоряжение родителей (лиц, их заменяющих) и расходуются ими на содержание, воспитание и образование детей (ст. 60 СК РФ).
При передаче ребенка на воспитание в приемную семью у него есть, в частности, право на причитающиеся ему алименты, пенсии, пособия и другие выплаты (ст. 148 СК РФ).
Жилищные права
В случае если ребенок или его родители имеют в собственности либо по договору социального найма жилое помещение, органы местного самоуправления принимают нормативный правовой акт, определяющий закрепление и сохранение за несовершеннолетним право собственности или право пользования жилым помещением.
При этом не допускается неправомерное закрепление за несовершеннолетними права пользования жилыми помещениями, принадлежащего не родителям, а другим лицам (бабушкам, дедушкам и т.д.), не являющимся семьей ребенка. Тем не менее, практика показывает, что органы опеки при передаче детей в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закрепляют жилье, где родители, просто зарегистрированы по МП или МЖ. Снять такое закрепление жилья, находящегося в городе Омске, крайне трудно. Ещеетруднее поставить.
На органы местного самоуправления возложено осуществление контроля за сохранностью закрепленного жилья. С этой целью принимаются меры для поддержания данного жилья в удовлетворительном состоянии. Для обеспечения сохранности жилья специалистами 2 раза в год проводятся контрольные акты обследования не только закрепленного жилья, но и жилых помещений, находящихся в собственности (в том числе совместной, долевой) детей данной категории. Выдача комитетами образования копий лицевых счетов. Можем привести пример из нашей практике по взаимодействию с отделом опеки и попечительства Комитета образования (Кудрявцев). В паспортае одна дата регистрации. В копии лицевого счета – другая.
В случае если жилое помещение приходит в негодность, органы местного самоуправления на основании решения созданной муниципальной жилищной комиссии издают документ о признании жилого помещения непригодным для проживания, а несовершеннолетнего учитывают как нуждающегося в жилом помещении.
При отсутствии возможности закрепления за несовершеннолетним права собственности или права пользования жилым помещением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей").
Жилые помещения предоставляются по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Не допускается замена данной формы иными формами (способами) решения жилищной проблемы граждан указанной категории, например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма.
В качестве жилых помещений специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут использоваться только индивидуальные жилые дома и квартиры. Включение в специализированный жилищный фонд комнат в коммунальной квартире законодательством не допускается.
Жилые помещения должны отвечать установленным для них требованиям. Согласно части 2 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства). Жилые помещения должны находиться в населенных пунктах с развитой инфраструктурой, по возможности это должны быть новые жилые помещения, которые в полной мере будут отвечать требованиям благоустроенности.
В случае наличия у ребенка права собственности на жилое помещение данное право сохраняется за ним при передаче его на воспитание в семью приемного родителя (ст. 148 СК РФ). Также в указанном случае подлежит сохранению право на пользование жилым помещением, имеющимся у несовершеннолетнего ребенка.
При этом жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства (ст. 2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации).
Опекун не вправе без предварительного разрешения органа опеки и попечительства совершать сделки по отчуждению, в том числе обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделки, влекущие отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любые другие сделки, влекущие уменьшение имущества подопечного. Опекун, попечитель, их близкие родственники также не вправе совершать сделки с подопечным, за исключением передачи имущества подопечному в качестве дара или в безвозмездное пользование, а также представлять подопечного при заключении сделок или ведении судебных дел между подопечным и супругом опекуна, попечителя или их близкими родственниками (п. п. 2, 3 ст. 37 ГК РФ).
Сделка по отчуждению имущества малолетнего без согласия органа опеки и попечительства является ничтожной. Однако в случае судебного разбирательства при наличии достаточных оснований суд вправе признать имущественные права ребенка нарушенными, а сделку недействительной даже в случае, если такое разрешение органа опеки и попечительства было получено.
Право наследования имущества
Согласно п. 4 ст. 71 СК РФ ребенок, родители которого (один из них) лишены родительских прав, сохраняет право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, а также сохраняет имущественные права, основанные на факте родства с родителями и другими родственниками, в том числе право на получение наследства.
Таким образом, если вступление в наследство не влечет неблагоприятных имущественных последствий для несовершеннолетнего (например, возложение на него дополнительной ответственности по долгам наследодателя и т.п.), то в случае смерти родителя, лишенного родительских прав, законный представитель подопечного должен обратиться к нотариусу по месту открытия наследства с заявлением о принятии наследства и выдаче свидетельства о праве на наследство не позднее шести месяцев с момента смерти наследодателя (ст. 1153 - 1154 ГК РФ). Если же принятие наследства может привести к умалению имущества подопечного, то следует отказаться от принятия наследства, также обратившись с соответствующим заявлением к нотариусу, получив предварительно разрешение органа опеки и попечительства на отказ от наследства (ст. 37 ГК РФ). Пример Вороновой, Волковой. Доля не позволяет встать на очередь.
Право собственности на иное имущество
В соответствии с п. 3 ст. 60 СК РФ ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
Если у ребенка при передаче его в приемную семью имеется в собственности иное имущество, то данное имущество в соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.04.2008 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" подлежит передаче приемному родителю ответственным хранителем в трехдневный срок со дня возникновения у опекуна (попечителя) его прав и обязанностей по описи, совершенной органом опеки и попечительства.
В том случае, если в его состав входит имущество, нуждающееся в управлении, то оно передается в доверительное управление на основании соответствующего договора, заключаемого органом опеки и попечительства и доверительным управляющим (ст. 38 ГК РФ, ст. 23 Федерального закона от 24.04.2004 N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве").
Если перечисленные или иные имущественные права ребенка нарушаются, то их защита осуществляется в судебном порядке путем подачи соответствующего иска по правилам, установленным гражданским процессуальным законодательством.
Дополнительно, что касается детей, находящихся в организации для детей-сирот на полном государственном обеспечении.
Дополнительный вид социальной поддержки для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем ежемесячной выдачи денежных средств в размере 100 рублей.
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем согласно нормам.
Выпускники государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений обеспечиваются этими учреждениями одеждой, обувью и единовременным денежным пособием в срок до 31 августа года окончания учреждения.
Таким образом, защита имущественных прав и интересов детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей важнейшая задача социальной политики государства.
Ежегодно из учреждений для детей-сирот выпускается несколько тысяч сирот. Большинство из них (до 95%) продолжает обучение в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Из них около 60% поступают в учреждения начального профессионального образования, 24% - в средние специальные учебные заведения, 5% молодых людей начинают учиться в высших учебных заведениях и столько же устраиваются на работу.
Поэтому необходимо после выхода из детского дома оказывать воспитанникам поддержку в виде постинтернатного сопровождения, которое поможет ребятам адаптироваться в новой социальной среде, выстроить конструктивную стратегию самостоятельной жизни, создать новые и крепкие социальные контакты, как с близким окружением, так и с государственными структурами.
Наиболее распространенной практикой постинтернатной адаптации выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является - организация постинтернатной адаптации на базе образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На базе КОУ ДС «Адаптивная школа-интернат № 5» в целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в части подпункта «ш» пункта 51 «оказание консультативной, психологической, педагогической, юридической, социальной и иной помощи лицам из числа детей, завершивших пребывание в организации для детtй-сирот, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации» продолжает функционировать центр постинтернатного сопровождения выпускников, открытый в 2012 году.
Система сопровождения выпускников в КОУ ДС «Адаптивная школа-интернат № 5» включает в себя следующие необходимые элементы: нормативную базу, регулирующую правоотношения в сфере постинтернатного сопровождения; наличие координирующего органа управления системой сопровождения выпускников (в настоящий момент «Центр поддержки семьи»); организационно-технологические модели сопровождения выпускников; научно-методическое, информационно- аналитическое, кадровое обеспечение.
Цель работы Центра:
Оказание содействия в дальнейшем самоопределении, социальной адаптации и интеграции в социум лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выпускникаморганизаций Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 16 до 23 лет.
Задачи:
Защищать права и интересы выпускников организаций Омской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в возрасте от 16 до 23 лет
Оказывать социальную, психологическую, юридическую, педагогическую и другие виды помощи выпускникам.
Способствовать получению выпускниками навыков самостоятельной жизни
Повышать правовую грамотность выпускников с целью улучшения социальной адаптации.
Вести учета выпускников, обратившихся за помощью, анализ их проблем и потребностей;
Осуществлять мониторинг реализации постинтернатного сопровождения выпускников.
Цель достигается в ходе реализации следующих этапов:
1 этап – подготовка воспитанника к самостоятельной жизни в стенах интернатного учреждения. Первый этап обязателен для всех выпускников интернатного учреждения. Для работы на данном этапе привлекаются все сотрудники учреждения, которые оказывают значимую помощь в работе по сопровождению выпускников.
2 этап – сопровождение выпускника в период постинтернатной адаптации.Далее начинается второй этап – обучение в образовательные учреждения профессионального образования области. Роль службы сопровождения выпускников на данном этапе очень велика.
Выпускники интернатных учреждений имеют право обратиться в Центр лично, по телефону, направить письменное заявление.
Взаимодействие с выпускниками в рамках постинтернатного сопровождения осуществляется в следующих формах: индивидуальное консультирование, групповое консультирование (семинары, тренинги, дискуссии, беседы), консультирование по телефону горячей линии, консультирование при личном визите, правовое и профориентационное консультирование, непосредственное сопровождение, оказание психологической и материальной помощи, выездные консультации для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на базе учреждений НПО и СПО, содействие в трудоустройстве и обучении, посещение выпускников и др.
Работа Центра ведется по нескольким направлениям: социально-правовое, социально-педагогическое и направление по содействию в решении вопросов обеспечения жильем.
Социально-правовое направление заключается в защите личных и гражданских прав. Сюда входят вопросы, касающиеся переоформления пенсий, подготовки документов на медико-социальную экспертизу (переосвидетельствование по инвалидности), оформления транспортных карт в центрах социальных выплат и материально-технического обеспечения, вопросы взаимодействия с органами ЗАГС по получению повторных свидетельств о рождении, свидетельств о смерти родителей, справок о рождении, с Областным архивом, отделениями Пенсионного Фонда Российской Федерации по Омской области. Также к работе в этом направлении относится взаимодействие с Управлением Федеральной миграционной службы по Омской области. Мероприятия по социально-правовой помощи повышают юридическую грамотность и компетентность выпускников, позволяют самостоятельно ориентироваться в жизненных ситуациях.
Социально-педагогическое направление заключается в решении вопросов профессиональной ориентации, получения профессионального образования и трудоустройства.
Третье направление в рамках постинтернатного сопровождения выпускников заключается в решении жилищных проблем, так как материально-бытовые условия жизни выпускников детских домов и школ-интернатов имеют огромное значение для их жизненных судеб. Выпускникам оказывается помощь в подготовке документов для включения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; составлении ходатайств, исковых заявлений и отстаивание своих прав на жилье в судебных процессах (.За период 2010-2015 гг. в рамках данного направления достигнуты следующие результаты: жилье получили 99 выпускников.
В индивидуальных случаях помощь в рамках постинтернатного сопровождения оказывается лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста старше 23 лет. Таких обращений становится все больше в связи с изменениями, вступившими в силу с 01.01.2013 года в жилищное законодательство, касающееся вопроса обеспечения жильем.
Аналитическая и информационно-методическая работа представляет собой сбор статистических материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников и анализ адаптационной работы.
Создали и систематически обновляем база данных о выпускниках интернатных учреждений от 16 до 23 лет, которая включает в себя ФИО. дату рождения, социальный статус, уровень образования, сведения о реализации жилищного права, фактическое место нахождения выпускника. На 01.02.2016года составляет 138 выпускников нашего учреждения.
Разработали систему учета обращений выпускников в Центр постинтернатного сопровождения, которая представляет собой журнал обращений. Помимо этого, в Центре систематически ведется планирование работы с выпускниками на квартал, полугодие, год
Занимаемся подготовкой информационных и методических материалов по социальной адаптации выпускников интернатных учреждений.
– «Центр постинтернатного сопровождения», где представлены документы, обеспечивающие деятельность Центра, в том числе - изменения в Устав, Положение о Центре. Второй профориентационный стенд «Тебе, выпускник!», куда помещена информация об основных училищах, с которыми работает наша школа и о специальностях, которые преимущественно получают наши ребята.
Участвуем в различных мероприятиях по повышению профессионального уровня специалистов по социальной работе, кураторов (семинары, консилиумы, тренинги, круглые столы, стажерские площадки, консультационные часы, конкурсы и т.п.). Также проводим социологические опросы выпускников различных лет, что позволяет непосредственно выявлять наиболее проблемные области знаний, навыков, которые необходимы при начале их самостоятельной жизни. Опросы проводятся в форме анкетирования, что является очень доступной формой получения информации, так как можно выбрать и готовый вариант и самим что-то дописать.
Таким образом, работа по постинтернатному сопровождению выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья затрагивает различные стороны жизни ребят и заключается в детальной проработке вопросов, индивидуальном подходе к каждому выпускнику.
15