Методы воспитания, исключающие жестокое обращение с детьми


Своё выступление я бы хотела начать со слов великого советского педагога и писателя Антона Семеновича Макаренко, который говорил :
« Дети – это наша старость. Правильное воспитание - это наша счастливая старость, плохое воспитание - это, будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».
Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.  Выявлением семей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции :-учреждения здравоохранения,
- учреждения образования,
-органы опеки и попечительства,
-органы внутренних дел,
-жилищно-коммунальные хозяйства ,- иные государственные органы и организации.
Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся в конкретной семье сложной ситуации. Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:
- состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
- особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
- низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
- отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
- задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
- заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.
На данный момент в нашем образовательном учреждении нет ни одного обучающегося и нет, ни одной семьи, которая бы состояла на учете в КДН.
На ВШК не стоит ни один обучающийся. Но есть 7 семей , которые нуждаются в особом контроле со стороны сотрудников и администрации нашего учреждения. Основная причина постановки на ВШК семьи- чрезмерное употребление алкоголя, низкий уровень педагогического потенциала семьи (уклонение от родительских обязанностей, отсутствие интереса к делам ребенка в образовательном учреждении).
В статье 18 (п. 1) «Закона об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами. Которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребенка . Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию.
Давайте вместе порассуждаем , а возможно ли воспитание ребенка без жестокого обращения?
Действительно, нет воспитания без наказания. Но наказание должно быть педагогически оправданным.
Вот некоторые методы , позволяющие нам взрослым воспитывать ребенка без жестокого обращения с ним:
- замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;
- выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения ребенка;
- лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись: просмотр телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан;
- недопустимо наказание ребенка трудом, поскольку труд должен быть радостью для него;
- иногда можно использовать наказание как метод «естественных последствий»: насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать или идти пешком, или же вовремя не захотел убрать игрушки , свои вещи – меньше времени осталось на занятие любимым делом;
- осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия;
- недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.
Чем заменить наказание:
терпением - это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей;
объяснением - растолкуйте ребенку, почему его поведение является неправильным, но будьте при этом предельно кратки;
отвлечением - постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь более привлекательное, нежели то, чего ему хочется;
неторопливостью - не спешите наказывать сына или дочь, подождите, пока его (ее) поступок повторится;
наградами - они более эффективны, чем наказание.
Свое выступление позвольте закончить стихотворением «Берегите своих детей». Уважаемые родители!
Берегите своих детей,
Их за шалости не ругайте.
Зло своих неудачных дней
Никогда на них не срывайте.
Не сердитесь на них всерьез
Даже если они провинились,
Ничего нет дороже слез,
Что с ресничек родных скатились.
Если валит усталость с ног.
Совладать с нею нету мочи,
Ну а к вам подойдет сынок
Или руки протянет дочка,
Обнимите покрепче их,
Детской ласкою дорожите.
Это счастья короткий миг,
Быть счастливыми поспешите!
Ведь растают, как снег весной
Промелькнут дни златые эти
И покинут очаг родной
Повзрослевшие ваши дети.
Перелистывая альбом
С фотографиями детства,
С грустью вспомните о былом
О тех днях, когда были вместе
Как же будете вы хотеть
В это время опять вернуться,
Чтоб им маленьким песню спеть.
Щечки нежной губами коснуться…
И пока в доме детский смех,
От игрушек некуда деться
Вы на свете счастливей всех!
Берегите, пожалуйста, детство!
Спасибо за внимание!