Классный час Как не стать жертвой преступления или наука о виктимологии


Классный час по теме:
«Как не стать жертвой преступления или наука о виктимологии»
Данный методический материал может быть применен во внеурочной деятельности учащихся (классный час, тематический вечер) и на уроках обществознания, ОБЖ. Содержание методического материала соответствует возрасту 13-15 лет, учащихся 7- 9 классов.
Цель:
обеспечение безопасности жизнедеятельности учащихся и профилактика правонарушений.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
формирование представления учащихся о безопасном поведении,
выработка и закрепление правил безопасного поведения,
практическое применение правил безопасного поведения,
формирование активной гражданской позиции, самостоятельности.
Данный классный час проводится в форме круглого стола с использованием в ходе его проведения методов:
ролевые игры;
работы в группе;
мозговой штурм;
частично-поисковый метод.
Тематическое содержание составляют данные криминалистики (в частности виктимологии ), психологии и практические рекомендации по правилам безопасного поведения.
Список литературы
Обществознание.8-9. Элективный курс «Подросток и закон» / авт.-сост. С.Н. Степанько.- Волгоград: Учитель, 2007.
Коленченко А.К. Энциклопедия педегогических технологий; Пособие для преподавателей. – СПб.: КАРО, 2002.
Медицинский Вестник № 4.98 / под общей редакцией профессора ЧГМА В.С. Григоровских.
Оборудование:
памятки для учащихся, для родителей;
темы агиток;
рабочие листы для групповой работа, маркеры, клей, ножницы;
презентация;
мультимедийное оборудование.
Термины и понятия: виктимология , виктимность, жертва, насилие.
Предварительная подготовка:
участники от каждой группы готовят материал по определенным вопросам;
подборка иллюстраций по ОБЖ;
участники ролевой игры получают задание заранее.
Ведущий.
В последнее время острее ставится вопрос предупреждения, профилактики преступлений, на первый план выходит виктимологическая профилактика. Что же такое виктимология ?Первый участник.
Термин « виктимология » производная от него происходят от латинского слова - жертва, и греческого - учение, применительно к теории и практики предупреждения преступности, речь идет не о жертвах вообще, а только о жертвах преступлений. (лат. – victima, англ. – viktim, франц. – viktime, откуда и название самой науки). Виктимность (лат. victima – жертва) – свойство личности, заключающееся в предрасположенности быть жертвой обстоятельств или воздействия других людей. Определение Ежи Бафия: «Часть криминологии, занимающаяся участием физического лица-жертвы в формировании криминогенной ситуации (преступности)».
Второй участник.
Всё мировое сообщество с 40-х годов прошлого века последовательно проводит в жизнь идею защиты жертв преступлений, к сожалению, долгое время правоохранительные органы были сориентированы односторонне на работу вокруг преступления и преступника, без должного внимания к жертве преступления. До сих пор нет полного учета потерпевших, не изучаются их личностные особенности. Виктимология - это учение о жертвах преступления. Преступность в России растет и становится все более опасной, множество людей становится жертвами преступников. Очевидно, что всестороннее изучение жертв необходимо, поскольку немало потерпевших оказывается в этой роли в силу опасного для них, но вынужденного поведения.
Третий участник.
Опыт борьбы с преступностью подтверждает истину: преступления могло бы и не быть, а начавшееся - окончиться безрезультатно, если бы предполагаемая жертва проявила предусмотрительность или дала достойный отпор. Часто человек может защитит себя сам, предотвратить ситуацию или выйти из создавшейся ситуации с наименьшими потерями. Виктимология изучает личность жертвы, отношения между преступником и жертвой в целях предупреждения преступности. Виктимология разрабатывает теории, прогнозирующие вероятность стать жертвой преступления, методы работы с жертвой, а также методы защиты потенциальных жертв.
Ведущий.
Сегодня мы с вами должны выработать правила, которые позволят избежать преступлений, сохранить жизнь и здоровье. Выполнять задания будем по группам, каждой группе за 3 минуты необходимо дать определение понятия «жертва преступления».
1 задание.
Работа в группе (2 минуты).
Всем учащимся в группах даётся задание дать определение понятию «жертва». Метод мозгового штурма, принимаются все варианты ответов, затем анализ, ответ группы.
Затем все ответы обобщаются, и даётся общее понятие «жертва».
Ведущий.
Обобщая ответы, дает определение.
Жертва преступления - это физическое или юридическое лицо. подвергшееся преступному посягательству. Криминологическое понятие жертвы преступления охватывает также возможную, потенциальную его жертву. Потенциальная жертва преступления - это лицо, обладающее такими свойствами, которые повышают вероятность преступного посягательства на него в сравнении с другими однородными с ним социальными субъектами. Жертва преступления может быть реальной или потенциальной, невыявленной или скрытой от учета, прямой или косвенной. Способность индивидуальных свойств повышать криминальную уязвимость объекта преступного посягательства именуется виктимностью, а способность снижать эту уязвимость - анти-виктимностью. Наша цель – выработка анти-виктимности.
Известный специалист по выживанию человека Яцек Палкевич сформулировал принципы безопасности следующим образом:
предвидеть опасность;
по возможности избегать её;
при необходимости действовать.
На основе этих принципов сформулированы правила безопасного поведения, памятки есть у каждого на рабочем столе.
2 задание.
Работа в группе.
Каждый учащийся получает памятку с правилами безопасного поведения и в течение 5 минут группа должна подобрать по одному, двум примерам к каждому правилу.
Памятка безопасного поведения
Практиковать ответственное поведение. Это такое поведение, при котором человек берет на себя лично определенное обязательство и исполняет их.
Быть готовым потратить время и деньги для обеспечения собственной безопасности.
Практиковать отказ от групповых мероприятий, особенно в нетрезвом виде, с целью приучить окружение к вашей автономности.
Разработать систему повседневной безопасности: график телефонных звонков, определённые маршруты в тёмное время суток и т.д.
Стремиться выглядеть не привлекающим внимания преступников.
(Данное правило учащиеся формулируют самостоятельно после проведенного классного часа).
После обсуждения в группах, представитель каждой группы предлагает свои примеры, повторы не допускаются. Ведущий подводит итоги и делает выводы о том, что очень часто человек может защитить себя сам, предотвратив опасную ситуацию. Предлагает зачитать правила «5 НЕ»
Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей
Никогда НЕ садиться в чужую машину
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе
Никогда НЕ молчать, если что-то подозрительно,
но кричать и бежать в людное место.
3 задание.
Конкурс защити себя сам (10 минут).
Работа в группе.
А) Каждая группа получает задание описать правила безопасного поведения, по теме: «Возвращение вечером домой», используя ключевые слова: маршрут, ключи, телефон, лифт и другие. Представитель каждой группы зачитывает свои правила, обсуждение, составление общих правил по результатам работы групп.
Б) Выработать вариант безопасного движения по маршруту «Остановка -дом» , «Школа – дом», «Библиотека – дом» и д.р. Все варианты дети записывают на листах, маршрут изображают схематически. После окончания работы подводится итог. Каждая группа вывешивает на доску свои варианты безопасного поведения и маршруты. Остальные участники могут задать вопросы по работе (не более 2), в итоге обсуждения остаются правила поведения, которые сформулировал класс, выявляются лучшие безопасные маршруты.
Ведущий.
Просит ребят вернуться к Памятке к п.3. Огромное количество правонарушений являются групповыми, особенно это характерно для людей в возрасте 14-18 лет, именно тогда проявляются такие виктимные виды поведения как употребление алкоголя, наркотиков, фанатизм. С одной стороны - человек не может жить изолированно от других, с другой стороны - нужно уметь выйти в определенный момент, показав свою автономность.
Первый участник
Алкоголизм- первая научная формулировка алкоголизма была дана Троттером, написавшим в 1804 г. книгу о медицинских, философских и химических аспектах употребления алкоголя и о его влиянии на организм человека. Влечение к алкоголю Троттер рассматривал как признак психического заболевания. АЛКОГОЛИЗМ — злоупотребление алкоголем. Принято выделять 1) пьянство бытовое — ситуационно обусловленное злоупотребление алкоголем без появления признаков привыкания; 2) алкоголизм хронический; 3) психоалкоголизмВторой участник
Наркома́ния (от греч. νάρκη /narkē/ — оцепенение, сон, и μᾰνία /mania/ — безумие, страсть, влечение.) — хроническое прогредиентное заболевание, вызванное употреблением веществ-наркотиков. В быту и в юридической практике, однако, в понятие наркомании включают любое употребление запрещённых психоактивных веществ, в том числе и не вызывающих зависимости (например, марихуана или ЛСД). В то же время употребление алкоголя и табака обычно не причисляют к наркомании, так как это не запрещено, хотя они и являются наркотиками. Также употребляется термин «токсикомания» — обычно это означает зависимость от веществ, которые законом не отнесены к наркотикам.
Третий участник
Фанатизм - непоколебимая и отвергающая альтернативы приверженность определенным убеждениям, выражаемая в деятельности и общении. Сопряжен с готовностью к жертвам. Преданность идее сочетается с нетерпимостью к инакомыслящим, пренебрежением к этическим нормативам, препятствующим достижению общей цели. Фанатизм — феномен психологии групповой. Для фанатиков, находящих поддержку во взаимном признании, характерна повышенная эмоциональность, некритическое отношение к любой информации, подтверждающей их взгляды, неприятие критики, даже доброжелательной.
Ведущий
Именно этим виктимным формам поведения нужно уметь противостоять. Каждый человек должен уметь не только высказать свое мнение, но и отстоять его. Ролевая игра «Отказ» должна помочь выработать различные причины отказа, которые можно использовать в реальной жизни.
Ролевая игра «Отказ» (3 минуты).
Ведущий обращается к каждой группе с предложением «Выпей вина!», а каждая группа должна сформулировать свой отказ. Группы отвечают по цепочке, игра заканчивается, когда начинаются повторы одной мысли.
Ведущий предлагает игру «заезженная пластинка».
Ролевая игра «Заезженная пластинка» (3 минуты).
Предварительно выводятся за дверь 2 ученика, каждый из которых получил инструкцию.
Первый ученик будет предлагать выкурить сигарету с коноплей, всячески уговаривая другого, меняя интонации, используя любые вербальные и невербальные средства, с целью получить согласие.
Второй ученик инструктируется так, чтобы на предложение первого, как он только закончит последнее слово своей уговаривающей фразы отвечать следующим образом: «Я тебя понял. Я не буду», «Мне ясно, что ты говоришь, я не буду», «Я понял, что ты имеешь в виду, я не буду». Говорить можно, повторяя их «по кругу», с разными интонациями, но запрещается говорить какие либо другие фразы.
Цель игры: получить долгую паузу между аргументами первого ученика.
Игра прекращается после длительной паузы.
После игры ведущий делает вывод, что если человек твёрдо решил что-либо не делать: «Я не буду», он имеет на это право и не должен ввязываться в дискуссии, только такой метод позволяет принципиально исключить возможность быть втянутым в невыгодные дискуссии.
4 задание
Нарисовать агитку, выполнить коллаж по группам (7 минут).
Темы агиток, коллажей предлагает ведущий:
«Нельзя открывать дверь незнакомым людям»,
«Нельзя появляться с крупной суммой денег без надлежащей охраны», «Нельзя входить в лифт с незнакомыми людьми» и т.д.
Придумать девизы по своей теме. В ходе выполнения работы используют материалы, подготовленные дома. В итоге задания можно организовать выставку работ по этим темам и озвучивание девизов к каждой агитке.
Ведущий подводит итог занятия.
Сегодня на занятии мы отрабатывали правила, которые помогут вам защитить и обезопасить себя, выработали анти-виктимность.
Каждый из вас получил памятку по безопасному поведению, которая поможет вам, вашим младшим братьям и сестрам в дальнейшем. Памятки дома можно доработать (правило № 6,7) и написать правила, которые не включены, но вы их считаете очень важными для себя. Обсудите дома с родителями правила безопасного поведения, спросите их совета. Обсудите дома правила для родителей. Помните, что безопасность каждого из нас во многом зависит от нас самих, берегите себя и своих близких.
Десять правил безопасности для родителей
(Автор Александра Медведовская)
1. Старайтесь быть максимально внимательными и деликатными и следите за реакцией ребёнка во время предупреждающих разговоров.
2. Используйте ситуацию, когда ваши слова можно подтвердить наглядным примером.
3. Иногда дети склонные переоценивать свои силы и возможности. Ваша задача – объяснить ребёнку, что тактика «ноги в руки – и бежать» гораздо полезнее, чем отчаянное смелое молчание.
4. Отрабатывая действия в случае потенциальной опасности, учитывайте характер ребёнка.
5. Для ребёнка школьного возраста мобильный телефон – это средство безопасности. Вы можете выбрать программу в рамках которой детский телефон может звонить только на один номер – ваш.
6. Контролируйте ситуацию. Спрашивайте ребёнка, когда он должен вернуться домой из школы. Звоните ему на протяжении дня и интересуйтесь его планами.
7. Предупредите детей о ловушках. Как правило, ребёнок не откажется пойти со взрослым, который позовёт его помочь несчастному котёнку или плачущему малышу. Расскажите, что некоторые взрослые обманывают маленьких специально, в корыстных целях.
8. Время от времени закрепляйте материал, но так, чтобы ребёнку не приелись подобные репетиции.
9. Не стесняйтесь устраивать периодически проверку бдительности.
10. Приучите ребёнка строго соблюдать правило пяти «НЕ»:
Никогда НЕ входить в подъезд и лифт с чужими людьми
Никогда НЕ брать угощение или подарки у чужих людей
Никогда НЕ садиться в чужую машину
Никогда НЕ рассказывать чужим о своей семье и о себе
Никогда НЕ молчать, если что-то подозрительно,
но кричать и бежать в людное место.