Презентация по теме: Духовно нравственное развитие личности ребенка в семье.
Духовно- нравственное воспитание в семье и школе Духовно- нравственное воспитание в семье и школе Педагог-психолог Иванова Н.В.Томск 2013 «Наши дети- это наша старость, плохое воспитание- это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед страной»А.С. Макаренко«Ребёнок- зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца»В.А. Сухомлинский Воспитание духовной личности - это социальная потребность жить и действовать «для других». С категорией духовности соотносится потребность познания мира, себя, смысла и назначения своей жизни. Воспитание нравственной личности - это формирование долга, ответственности, гуманности, патриотизма, справедливости, чести, благородства в отношении человека к обществу, Родине,окружающим людям и самому себе. Цель духовно- нравственногоразвития и воспитания Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание , социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. «Самое прекрасное зрелище на свете – вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того, как вы показали ему путь.» Конфуций. Роль семьи в жизни человека. Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье.Взрослый человек в течение всей своей жизни лишь расширяет и углубляет то, что сложилось у него в душе за детские годы. Актуальность проблемы Актуальность проблемы духовно - нравственного воспитания детей обусловлена глубоким кризисом современного российского общества. Главной причиной кризисных явлений является пренебрежение духовными законами. Опрос Института социологии РАН 55% молодых людей, то есть большинство, готовы переступить через моральные нормы для того, чтобы добиться успеха. Значительная часть молодежи не считают неприемлемыми обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, супружескую измену. Жизненные ценности.На базе нашей школы был проведен мониторинг среди обучающихся, учителей и родителей, главной целью было выявить жизненные ценности опрошенных, понимание важности духовно-нравственного воспитания. На вопрос: Надо ли воспитывать духовно нравственные качества?Родители- да-100% опрошенныхДети- да 94% опрошенных, 6%-незнаюУчителя-да-100% опрошенных. На вопрос: Какой метод воспитания духовно нравственных качеств более эффективен?Родители- Личный пример в семье-44% Чтение соответствующей литературы- 30%Посещение церкви- 6% другой вариант-10%Учителя - Личный пример в семье-70% Чтение соответствующей литературы- 20%Посещение церкви- 2% другой вариант-8%Детей мы попросили перечислить свои качества.Самый популярный ответ-честность, доброта, отзывчивость. Выбери три жизненно важные ценности лично для Вас?ЛюбовьСемьяДружбаСаморазвитиеЗдоровьеМатериальное благополучие Выберите три наиболее значимые общественные ценности для благополучного существования в обществе?Готовность уповать на богаПослушаниеЛюбовьГотовность прийти на помощьСпособность прощатьВера в доброСправедливостьСпособность к состраданию Семейное воспитание В семье ребенок включается во все жизненно важные виды деятельности - интеллектуальную, познавательную, трудовую,общественную, игровую, творческую и другие.Особенностью семейного воспитания является то, что оно органично сливается со всей жизнедеятельностью человека. Основы социальной и духовной состоятельности личности На основе традиционных духовно-нравственных устоев семьи закладывается последующая социальная и духовная состоятельность личности. Только семья может воспитать семьянина. Почитание родителей воспринимается детьми как необходимое условие благополучного взросления. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины. Цель воспитания Главная цель духовного воспитания - обретение внутренней системы ценностей в соответствии с требованиями современности. Важно не только научить ребёнка правилам поведения, но помочь обрести стремление жить по ним. Три уровня в восприятии нравственности детьми. I. Уровень принятия морали авторитета. 1). Принятие морали родителей. 2). Принятие морали учителя. II. Уровень принятия морали социума.1). Принятие морали сверстников. 2). Принятие морали общества. III. Уровень автономной совести. 1). Сомнение в существующих нравственных ценностях. 2). Собственный выбор системы ценностной иерархии. Факторы, влияющие на развитие и воспитание ребёнка. Опрос института социологии показывает. Поиск своего жизненного пути В отрочестве и юности каждый человек начинает искать смысл жизни, а в настоящее время смысл этот разрушается большинством Средств Массовой Информации путем психологического террора и пропаганды насилия, распущенности нравов, и это очень осложняет поиск молодого человека. Функция проведения досуга является неотъемлемой частью приобретения нравственных качеств, одной из самых доступных форм является просмотр телевизионных телепередач.
Статистика телевизионных программ свидетельствует: специальных детских программ осталось около 5% общего эфирного времени, в то время как 5 лет назад их было 30%. Остались мультфильмы и несколько тематических передач, а в основном дети смотрят те же программы, что и взрослая аудитория. Лучшее наследство, которое могут родители дать своим детям, есть доброе воспитание, оно имеет гораздо большую ценность, чем все богатства и блага земные. На просмотр телепередач человек тратит в среднем: В день – 3 часаВ неделю – 21 часВ месяц – 84 часа – 3,5 сутокВ год – 1008 часов – 42 суток – 1 месяц 12 днейЗа 10 лет – 10080 часов – 420 суток – 1 год 1 месяц 25 днейЗа 25 лет - 25200 часов – 1050 суток – 2 года 10 месяцев 16 дней За 60 лет – 60480 часов – 2520 суток – 6 лет 11 месяцев 26 дней Ответ на важный вопрос почему же именно на родителей возлагается большая ответственность за духовно-нравственное воспитание ребенка. Приведу небольшой пример из жизни:Папа дома, а мама по телефону сказала, что его нет, затем, улыбаясь, разговаривала с соседкой, а когда та ушла, назвала ее сплетницей.Ребенок видит, что существует некая семейная тайна, скрытое мнение о людях. У него возникает естественный вопрос: почему в глаза можно говорить одно, а за глаза — другое? Где правда, и хорошо ли поступила мама, не сказав тете, что сплетничать некрасиво. Увидев соседку, ребенок хочет сказать ей правду (все должны быть хорошими, тем более старшие), но удерживает сомнение, можно ли говорить об этом, ведь мама не говорит. Если подобное было лишь один раз, то оно может забыться, бесследно пройти для ребенка. А если это система? Если таков нравственный климат семьи? Тогда ребенок привыкает к мысли, что естьдва мира: один — внутренний, скрытый(«так надо поступать»), другой — внешний,показной («так можно поступить, если этовыгодно»).С возрастом у него формируетсяИскривленный тип нравственного сознания,Притупляется Моральная ответственностьза совершенные поступки, Определяющиммотивом поведения становится личнаявыгода. Единство целей и требований. Трудно порой разобраться в запутанных неискренних отношениях самим взрослым, тем более трудно постичь их ребенку, не искушенному жизненным опытом, не постигшему сложностей человеческих отношений в обществе. Поэтому так важны в семейном воспитании правдивость, искренность, доброжелательность родителей в отношениях между собой и в отношениях с окружающими. Вместе с тем необходимо знать нравственные возможности своего ребенка, быть тактичным, терпимым по отношению к нему В воспитании правдивости, откровенности, уважения очень важную роль играет единство нравственных требований семьи и школы. Практика показывает, что там, где семейные нравственные устои совпадают с требованиями школы, общества, ребенок растет нравственно здоровым. В противном случае создается благоприятная почва для появления всевозможных противоречий. Ценности, убеждения и привычки, которые вы внушаете своему ребенку, послужат фундаментом всей его дальнейшей жизни.Мы не сможем защитить от будущих невзгод своих детей, но мы просто обязаны дать тот нравственный стержень, который поможет выстоять и победить им в жизни!.