Презентация по крымскотатарскому языку на тему КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР


ТЕМА: «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР»РУКОВОДИТЕЛЬ: ТАСИНОВА Л.И. Крымские татары — тюркский мусульманский народ, сформировавшийся в Крыму на основе сложной этнополитической истории и под влиянием особенностей географическо­го положения и природных условий полуострова.Общая чис­ленность крымских татар (по предварительной оценке) око­ло 500 тысяч. К 2001 году в Крым из депортации вернулись около 300 тыс. человек. Остальные проживают в местах депортации: в России, Узбекистане, Казахстане, Кыргызста­не, Таджикистане и в других местах.Основу антропологического типа составляют представи­тели европеоидной расы, у некоторых крымских татар от­мечаются монголоидные черты. Язык относится к огузо-кыпчакской ветви кыпчакской группы — тюркской семьи языков. Исповедуют ислам суннитского толка. Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: Южнобережцы — ялыбойлуДо депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalı boyu) — узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев). Степняки — ногаиНогаи проживали в степи (крымскотат. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности. Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты половецко-кыпчакских (карачаево-балкарский, кумыкский) и ногайско-кыпчакских (ногайский, татарский, башкирский и казахский) языков. Горцы — татыТаты (не путать с одноимённым кавказским народом) жили до депортации в горах (крымскотат. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крымскотат. orta yolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры,скифы, сарматы и аланы,авары, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район). Я ПоклялсяЯ поклялся пред народом его горе остудить, Сколько можно гнить живыми и под вечным тленом жить? Если ж я смогу спокойно эту боль перенести, Пусть застынет чёрной кровью сердце у меня в груди.Я поклялся светом ясным тьму прогнать с моей земли, Сколько можно, чтоб друг друга братья видеть не могли? Если ж я, поклявшись светом — и не вспыхну, не сгорю, Реки слёз пусть станут морем, превратившись в кровь мою.Я поклялся, я дал слово за народ свой умереть! Что мне смерть, коль не сумею его слёзы утереть. Что мне жизнь… ведь будь я ханом, проживи хоть тысячу лет, День придёт и пред могилой всё равно держать ответ. Гимн крымскотатарского народа Флаг крымских татар Представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга —крымскотат. taraq tamğa) в верхнем левом углу. Голубой цвет — традиционный цвет тюркских народов, символизирующий чистое небо и свободу Тарак-тамга (Шаблон: lang-crh) — изображённая на флаге эмблема, является родовым знаком правившей в Крыму династии Гераев. Первым этот символ стал использовать основатель Крымского ханства Хаджи I Герай, с тех пор данный знак является символом ханской власти.  Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России[1][2][3].30 июня 1991 года, вновь созванным Курултаем, этот флаг был повторно принят в качестве национального[4]: НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА(конец XVIII — начало XX в.)Горно-прибрежная группа женщин носила рубаху (кызайяхлы кольмек), которую шили из домотканого полотна «атма». Рукав широкий и длинный. Ворот круглой формы, обшивался руликом. Нательные штаны — шальвары (в восточной части горных районов известны под названием тумак). Верхняя часть штанины обычно была из белой ма­терии, низ чаще имел ало-красный или другой цвет. Штани­на должна была прикрывать щиколотку, пояс имел широкую вздержку. Платье туго обтягивало торс и резко расши­рялось от бедер.Длинный узкий рукав заканчивался орнаментированным нарукавником — «къапакъ». При выходе на улицу надевал­ся нагрудник (кокуслюк), украшенный золотыми монетами или золотым шитьем. Длина платья у молодых до колен, у женщин среднего возраста до середины икры, а у старых до пят. НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА(конец XVIII — начало XX в.) Нательная рубаха (колъмек) с воротником-стойкой. Нательные штаны (ич тон) Куртка, бордового или синего цвета, обтягивала торс. Рукава у мо­лодых выше локтя, у мужчин среднего возраста до локтя, а у стариков до запястья. Халат на Южном берегу носили короткий, который называли «тат», в горной зоне — длин­ный, синего цвета. Пояс (кушак) изготов­ляли из ткани. Он три раза охватывал талию. Пояс повязы­вали поверх одежды. Головные уборы: нижняя шапочка-тюбетейка (такийе). На улице носили шапку (колпак или бьорк). Дома ходили в сафья­новых сапожках (мест) с мягкой подошвой из кожи желто­го или черного цвета (у пожилых). Дома часто носили «папич» или «терлик» (домашние тапочки). Южнобережцы в повседневной жизни носили сапоги (чизма). На работу наде­вали обувь, называемую «катыр». Простые крымские тата­ры полуострова в повседневной жизни носили «чарыкъ» (по­столы). Фередже Накидка, розового или зеленого цвета, наки­дывалась на плечи, в некоторых районах на голову. Этот эле­мент костюма для улицы был обязателен для каждой крымс­кой татарки. Крымские татарки не носили паранджу. Ниж­нюю часть лица при выходе на улицу закрывали тонким платком. После 40 лет женщины носили длинные шарфы — марама, молодухи — шербенте из очень тонкой ткани, обычно набрасывали его на феску. В конце XIX века феска имела форму усеченного конуса, из красно­го или бордового бархата или атласа. В торжественных слу­чаях одевали фески, украшенные золотыми монетами, в по­вседневной жизни феску украшали вышивкой из золотых нитей или золотой брошкой. Национальные праздники крымских татарОраза байрам Пост начинается в месяце Ра­мазан (Рамадан) первого дня новолуния, соблюдается в те­чение 30 дней. Во время соблюдения поста имеется ряд ог­раничений: запрещается прием пищи, употребление жид­кости, курение и т.д. Все, от чего надо воздерживаться днем, разрешается в течение ночи и за час до восхода солн­ца. По истече­нии 30-дневного поста начинается праздник Ораза байрам. Ораза байрам празднуется в течение 4-х дней члены семьи начинают поздравлять друг друга с праздни­ком, говоря: «Байрам шерифинъиз мубарек олсун» («Поздрав­ляю Вас со священным праздником»). При этом младший по возрасту целует руку старшему. Старший отвечает: «Санъа да мубарек олсун, чокъ яша» («И тебя так же, живи долго»). Курбан байрам Курбан байрам – это один из самых главных праздников для мусульман. В эти дни все состоятельные мусульмане режут козу, овцу, верблюда или быка, зависимо от финансовой возможности. Это мясо они раздают беднякам, одиноким старикам, сиротам, при этом они хотят замолить свои грехи и получить благословение от Бога за свои деяния. ЭТИКА КРЫМСКИХ ТАТАР В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ С раннего детства крымские татары обучают своих детей и внуков этике поведения. Это является одним из важных элементов воспитания подрастающего поколения, обеспечи­вает преемственность и продолжение выполнения обрядов и обычаев народа. Национальный вид борьбы – Куреш У крымских татар есть национальный вид борьбы – Куреш. Это древний вид единоборств, который имеет историю и традиции у крымскотатарского народа. Огромной популярностью пользуется куреш у крымских татар. Своей привлекательностью и отменным борцовским духом всегда отличались захватывающие поединки. Правила этой национальной борьбы куреш довольно просты. В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки. Спортсмены должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Побеждает тот, кто поднимает противника, бросает его на спину и падает вместе с ним. Интерьер жилища крымских татар Зынджырлы медресе Зынджырлы медресе является одним из известнейших памятников культуры крымских татар, это мусульманское учебное духовное заведение, которое расположено в урочище Салачик около Бахчисарая. Свое 500-летие отметило Зынджырлы медресе в 2000 году. Высшее учебное заведение средних веков, было построено и учреждено благодаря хану Менгли-Гераю. Название его пошло от слова «зынджыр», что значит «цепь», так как над входной дверью, которая открывалась во внутрь, висела цепь и тем самым заставляла абсолютно всех, кто заходил в храм мудрости почтительно склонять голову. Старинные инструменты крымских татар къавал (хавал) — свистовая дудка, духовой инструмент;  зурна духовой инструмент тулуп-зурна (волынка), меха для него изготавливали из цельной овечьей и козьей шкуры; къамыш-къавал — дудка из камыша; сантp — род цимбал;  саз — струнный щипковый инструмент;  кеманче — смычковый инструмент.чубук давул (большой барабан) — левой — тонкой тростью , а правой рукой бьют колотушкой;давул (большой барабан) — левой — тарелкой (медной), правой рукой бьют колотушкой;даре — дойра; думбелек — парные литавры, которые представлены как два горшки разных размеров, на них натянуты кожные мембраны.