Презентация по крымскотатарскому языку на тему КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР
ТЕМА: «КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР»РУКОВОДИТЕЛЬ: ТАСИНОВА Л.И.
Крымские татары — тюркский мусульманский народ, сформировавшийся в Крыму на основе сложной этнополитической истории и под влиянием особенностей географического положения и природных условий полуострова.Общая численность крымских татар (по предварительной оценке) около 500 тысяч. К 2001 году в Крым из депортации вернулись около 300 тыс. человек. Остальные проживают в местах депортации: в России, Узбекистане, Казахстане, Кыргызстане, Таджикистане и в других местах.Основу антропологического типа составляют представители европеоидной расы, у некоторых крымских татар отмечаются монголоидные черты. Язык относится к огузо-кыпчакской ветви кыпчакской группы — тюркской семьи языков. Исповедуют ислам суннитского толка.
Крымскотатарский народ состоит из трёх субэтнических групп: Южнобережцы — ялыбойлуДо депортации южнобережцы жили на Южном берегу Крыма (крымскотат. Yalı boyu) — узкой полосе шириной в 2-6 км, протянувшейся вдоль берега моря от Балакалавы на западе до Феодосии на востоке. В этногенезе этой группы основную роль сыграли греки, готы, малоазийские турки и черкесы, а в жителях восточной части Южного берега есть также кровь итальянцев (генуэзцев).
Степняки — ногаиНогаи проживали в степи (крымскотат. çöl) к северу от условной линии Николаевка-Гвардейское-Феодосия. Основное участие в этногенезе этой группы приняли западные кыпчаки (половцы), восточные кыпчаки и ногайцы (от этого и пошло название ногаи). В расовом отношении ногаи европеоиды с элементами монголоидности. Диалект ногаев принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков, сочетая в себе черты половецко-кыпчакских (карачаево-балкарский, кумыкский) и ногайско-кыпчакских (ногайский, татарский, башкирский и казахский) языков.
Горцы — татыТаты (не путать с одноимённым кавказским народом) жили до депортации в горах (крымскотат. dağlar) и предгорьях или средней полосе (крымскотат. orta yolaq), то есть к северу от южнобережцев и к югу от степняков. Этногенез татов — очень сложный и не до конца изученный процесс. В формировании этого субэтноса приняли участие практически все народы и племена, когда-либо жившие в Крыму. Это тавры,скифы, сарматы и аланы,авары, готы, греки, черкесы, булгары, хазары, печенеги и западные кыпчаки (известные в европейских источниках как куманы или команы, а в русских как половцы). Особо важной в этом процессе считается роль готов, греков и кыпчаков. От кыпчаков таты унаследовали язык, от греков и готов — материально-бытовую культуру. Готы в основном приняли участие в этногенезе населения западной части горного Крыма (Бахчисарайский район).
Я ПоклялсяЯ поклялся пред народом его горе остудить, Сколько можно гнить живыми и под вечным тленом жить? Если ж я смогу спокойно эту боль перенести, Пусть застынет чёрной кровью сердце у меня в груди.Я поклялся светом ясным тьму прогнать с моей земли, Сколько можно, чтоб друг друга братья видеть не могли? Если ж я, поклявшись светом — и не вспыхну, не сгорю, Реки слёз пусть станут морем, превратившись в кровь мою.Я поклялся, я дал слово за народ свой умереть! Что мне смерть, коль не сумею его слёзы утереть. Что мне жизнь… ведь будь я ханом, проживи хоть тысячу лет, День придёт и пред могилой всё равно держать ответ. Гимн крымскотатарского народа
Флаг крымских татар Представляющий собой полотнище голубого цвета с жёлтой эмблемой (тамга, Тарак-тамга —крымскотат. taraq tamğa) в верхнем левом углу. Голубой цвет — традиционный цвет тюркских народов, символизирующий чистое небо и свободу Тарак-тамга (Шаблон: lang-crh) — изображённая на флаге эмблема, является родовым знаком правившей в Крыму династии Гераев. Первым этот символ стал использовать основатель Крымского ханства Хаджи I Герай, с тех пор данный знак является символом ханской власти. Впервые флаг был принят Курултаем (национальным съездом) крымских татар в 1917 году, после Февральской революции в России[1][2][3].30 июня 1991 года, вновь созванным Курултаем, этот флаг был повторно принят в качестве национального[4]:
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА(конец XVIII — начало XX в.)Горно-прибрежная группа женщин носила рубаху (кызайяхлы кольмек), которую шили из домотканого полотна «атма». Рукав широкий и длинный. Ворот круглой формы, обшивался руликом. Нательные штаны — шальвары (в восточной части горных районов известны под названием тумак). Верхняя часть штанины обычно была из белой материи, низ чаще имел ало-красный или другой цвет. Штанина должна была прикрывать щиколотку, пояс имел широкую вздержку. Платье туго обтягивало торс и резко расширялось от бедер.Длинный узкий рукав заканчивался орнаментированным нарукавником — «къапакъ». При выходе на улицу надевался нагрудник (кокуслюк), украшенный золотыми монетами или золотым шитьем. Длина платья у молодых до колен, у женщин среднего возраста до середины икры, а у старых до пят.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА(конец XVIII — начало XX в.) Нательная рубаха (колъмек) с воротником-стойкой. Нательные штаны (ич тон) Куртка, бордового или синего цвета, обтягивала торс. Рукава у молодых выше локтя, у мужчин среднего возраста до локтя, а у стариков до запястья. Халат на Южном берегу носили короткий, который называли «тат», в горной зоне — длинный, синего цвета. Пояс (кушак) изготовляли из ткани. Он три раза охватывал талию. Пояс повязывали поверх одежды. Головные уборы: нижняя шапочка-тюбетейка (такийе). На улице носили шапку (колпак или бьорк). Дома ходили в сафьяновых сапожках (мест) с мягкой подошвой из кожи желтого или черного цвета (у пожилых). Дома часто носили «папич» или «терлик» (домашние тапочки). Южнобережцы в повседневной жизни носили сапоги (чизма). На работу надевали обувь, называемую «катыр». Простые крымские татары полуострова в повседневной жизни носили «чарыкъ» (постолы).
Фередже Накидка, розового или зеленого цвета, накидывалась на плечи, в некоторых районах на голову. Этот элемент костюма для улицы был обязателен для каждой крымской татарки. Крымские татарки не носили паранджу. Нижнюю часть лица при выходе на улицу закрывали тонким платком. После 40 лет женщины носили длинные шарфы — марама, молодухи — шербенте из очень тонкой ткани, обычно набрасывали его на феску. В конце XIX века феска имела форму усеченного конуса, из красного или бордового бархата или атласа. В торжественных случаях одевали фески, украшенные золотыми монетами, в повседневной жизни феску украшали вышивкой из золотых нитей или золотой брошкой.
Национальные праздники крымских татарОраза байрам Пост начинается в месяце Рамазан (Рамадан) первого дня новолуния, соблюдается в течение 30 дней. Во время соблюдения поста имеется ряд ограничений: запрещается прием пищи, употребление жидкости, курение и т.д. Все, от чего надо воздерживаться днем, разрешается в течение ночи и за час до восхода солнца. По истечении 30-дневного поста начинается праздник Ораза байрам. Ораза байрам празднуется в течение 4-х дней члены семьи начинают поздравлять друг друга с праздником, говоря: «Байрам шерифинъиз мубарек олсун» («Поздравляю Вас со священным праздником»). При этом младший по возрасту целует руку старшему. Старший отвечает: «Санъа да мубарек олсун, чокъ яша» («И тебя так же, живи долго»).
Курбан байрам Курбан байрам – это один из самых главных праздников для мусульман. В эти дни все состоятельные мусульмане режут козу, овцу, верблюда или быка, зависимо от финансовой возможности. Это мясо они раздают беднякам, одиноким старикам, сиротам, при этом они хотят замолить свои грехи и получить благословение от Бога за свои деяния.
ЭТИКА КРЫМСКИХ ТАТАР В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ С раннего детства крымские татары обучают своих детей и внуков этике поведения. Это является одним из важных элементов воспитания подрастающего поколения, обеспечивает преемственность и продолжение выполнения обрядов и обычаев народа.
Национальный вид борьбы – Куреш У крымских татар есть национальный вид борьбы – Куреш. Это древний вид единоборств, который имеет историю и традиции у крымскотатарского народа. Огромной популярностью пользуется куреш у крымских татар. Своей привлекательностью и отменным борцовским духом всегда отличались захватывающие поединки. Правила этой национальной борьбы куреш довольно просты. В нескольких возрастных и весовых категориях ведутся поединки. Спортсмены должны держать друг друга за кушаки и таким образом пытаться уложить соперника на лопатки. Побеждает тот, кто поднимает противника, бросает его на спину и падает вместе с ним.
Интерьер жилища крымских татар
Зынджырлы медресе Зынджырлы медресе является одним из известнейших памятников культуры крымских татар, это мусульманское учебное духовное заведение, которое расположено в урочище Салачик около Бахчисарая. Свое 500-летие отметило Зынджырлы медресе в 2000 году. Высшее учебное заведение средних веков, было построено и учреждено благодаря хану Менгли-Гераю. Название его пошло от слова «зынджыр», что значит «цепь», так как над входной дверью, которая открывалась во внутрь, висела цепь и тем самым заставляла абсолютно всех, кто заходил в храм мудрости почтительно склонять голову.
Старинные инструменты крымских татар къавал (хавал) — свистовая дудка, духовой инструмент; зурна духовой инструмент тулуп-зурна (волынка), меха для него изготавливали из цельной овечьей и козьей шкуры; къамыш-къавал — дудка из камыша; сантp — род цимбал; саз — струнный щипковый инструмент; кеманче — смычковый инструмент.чубук давул (большой барабан) — левой — тонкой тростью , а правой рукой бьют колотушкой;давул (большой барабан) — левой — тарелкой (медной), правой рукой бьют колотушкой;даре — дойра; думбелек — парные литавры, которые представлены как два горшки разных размеров, на них натянуты кожные мембраны.