Методический конструктор активных методов и форм на уроках технологии по ФГОС.
Методический конструктор активных методов и форм
на уроках технологии по ФГОС.
У каждого предмета есть свои особенности в организации преподавания на системно-
деятельностной основе. Обучение технологии строится, прежде всего, на учебно-
практической деятельности. Технологическое образование по своей сущности
действительно ориентировано на компетентностный подход, так как предполагает
формирование разнообразных метапредметных знаний и умений, способности
действовать в конкретных практических ситуациях, решать жизненные проблемы, а
именно на это ориентирован стандарт второго поколения. Хотелось бы отметить и то, что
любая деятельность состоит из двух составляющих: психологическая и физическая. В
отличие от других предметов, уроки технологии базируются именно на второй
составляющей – умение делать что-то своими руками
Обоснованием выбора педагогической идеи является то, чтопо предмету технология нет необходимости в коренных изменениях образовательного процесса, так как активные методы и формы на уроках технологии способствует развитию метапредметных умений и навыков,требуемых по ФГОС. И первым шагом в методическом решении данной проблемы являетсяконструирование основных элементов системного-деятельностного подхода.
Цели педагогической идеи: развитие интереса к предмету, воспитание обучающегося через свой предмет; формирование навыков думать, мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развитие творческих способностей каждого обучающегося.
Задачи педагогической идеи:
-Развитие познавательной активности и творческих способностей обучающихся.
-Развитие эстетических представлений и художественного вкуса обучающихся.
-Развитие критического мышления, навыков групповой самоорганизации, умения вести диалог.
- Формирование умений у обучающихся применять полученные знания на практике.Концепция педагогической идеи: является переход от традиционных технологий к технологиям развивающего обучения, которые носят личностно-ориентированнный характер, вариативны, повышают ответственность школьников за результаты обучения распространенным. Возможности предмета «Технология» в развитии УУД уникальны. Элементы учебной деятельности на уроках достаточно наглядны и понятны, благодаря практической проработки большей части материала, а значит, и более усваиваются учениками.Интересы обучающихсяне только от года к году, но и от одного класса к другому меняются. Современный учитель технологии должен уметь варьировать содержание программы в зависимости от реальной материально - технической базы по предмету, учитывая склонности, способности, потребности учащихся; видеть и анализировать те изменения, которые происходят с молодежью, и находить эффективные пути взаимодействия учителя и ученика в рамках преподавания технологии. Исходя из этого, учителю, организуя процесс обучения «Технологии», следует использовать современные подходы, формирующие УУД, такие как:
Системно-деятельностный (проблемное обучение)
Метапредметный (интегрированный)
Компетентностно-ориентированный
Эффективность педагогической технологии возрастает при учете следующих факторов:
- психологических (ориентация педагога на развитие личности учащегося в процессе обучения через сочетание знаний, умений, навыков и опыта их приобретения, развитие ученика в рамках предмета с учетом его психолого-возрастных особенностей);
- педагогических (учёт педагогом взаимосвязи процесса обучения предмету «Технология» в школе с современным состоянием производства);
- социальных (ориентация педагога на социальный заказ и подготовку к правильному выбору профессии).
Условиями эффективной реализации педагогической идеи являются:
- субъект-субъектное взаимодействие педагога и обучающихся, которое определяет положение ученика в процессе обучения как активного субъекта деятельности;
-сочетание коллективных, фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы;
- стимулирование познавательной активности учащихся;
- осуществление мониторинга.
Классификация активных методов и форм.
Проблемно-поисковый метод
Исследовательский метод
Игровой метод
Проектный метод
II. Практическая реализация педагогической идеи:
Следует только оптимально отбирать содержание материала к урокам и в зависимости характера урока, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках с использованием активных методов обучения, исполнением обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий.
Проблемно – поисковый метод,
В начале урока раздаю учащимся по листу бумаги и прошу написать в течение 3 минут все известные им слова, относящиеся к данной теме. После выполнения этого задания они подсчитывают сколько слов им удалось написать и выясняют у кого больше, а у кого меньше. Теперь можно начинать новую тему. Учащиеся внимательно слушают и следят за объяснением нового материала. И в конце урока на том же листе дополнительно пишут слова уже усвоенные на данном уроке, и снова идет подсчет.
Второй пример. В начале урока раздаю карточки из разрозненных листочков, на листочках отдельные буквы и слоги или слова, обозначающие, о чем должны говорить сегодня на уроке. Дети должны за короткий промежуток времени найти слова. Например, на уроке кулинарии в 5 классе по теме «Холодные блюда» слова будут бутерброд, хлеб с маслом. Это означает, на данном уроке будем говорить о бутербродах.
Игровой метод, оптимизации последовательности операций, подбору приспособлений, приборов, организации работ и т.п.,
Например, вместо обычного опросника по пройденному материалу можно проводить брейн-ринг. Это развивает мышление, смекалку, укрепления межличностных отношений, воспитывает чувство взаимопомощи.
Сюжетно-ролевые игры лучше проводить в 5-6 классах. В 6 классе по разделу технология обработки ткани игра «Я - художник-модельер». Цель урока: закрепление знаний по технологии обработки ткани, воспитание эстетического вкуса.
Ход игры: 1. Конкурс на лучшее название и рекламу.
2. Викторина «Угадайка».
3. Моделирование юбки.
4. Конкурс капитанов.
5. Я – художник-модельер. Учащимся предлагается придумать одежду для девочки своего возраста для школы, для дискотеки, для дома. По рисункам можно сделать мини-защиту творческой работы и выставку.
Или игра «В гостях у Золушки». Цель: закрепление полученных знаний по теме «Технология обработки ткани», ознакомление с некоторыми историческими фактами по данной теме.
Ход игры: 1. Викторина «Технология обработки ткани».
2.Театр мод (домашнее задание). Команды получают домашнее задание: подготовить эскиз и сшить рабочую юбку для Золушки. Представительницы от каждой команды демонстрируют свои модели, а также мини-защита творческой работы. При оценке учитывается: правильность поузловой обработки, аккуратность, фелитация.
3. История развития моды.
4. Хозяюшка.
5. Ты – мне, я – тебе.
Одним из приемов, входящих в этот метод можно назвать прием создания на уроке ситуаций занимательности – введения в учебный процесс занимательных примеров, опытов, парадоксальных фактов.
3. Исследовательский метод. Исследование Например, в 5 классе проходя новую тему «Моделирование рабочей одежды для дома (фартуков)». Здесь важна история развития фартука. История его начинается с Древнего Египта. Уже в ранний период существования этой страны мужчины, состоящие на государственной службе, пользовались примитивной драпировкой, прикрепляемой спереди к поясу. Богатые люди носили поверх первого еще второй передник.
Для развития вкуса необходимо предоставить учащимся возможность чаще видеть образцы декоративно-прикладного творчества. Девочки исследуют образцы старинных работ столе ---- журналы по рукоделию, книги, фотографии с выставок.
4.Проектный метод.
Упражнения могут рассматриваться как блоки, необходимые для развития этих способностей. Упражнения необходимы, но они не могут заменить собой проекты. Они могут быть отдельным видом деятельности или входить в рамки большого проекта.
Упражнения можно включить с 5 класса. Так учащиеся быстрее включатся в процесс работы учебного проекта.
Примеры нескольких упражнений:
В 5 классе при прохождении темы «Моделирование рабочей одежды для дома (фартуков)». Отделка – аппликация.
Практическая работа: Выполнение эскизов фартуков различного назначения или макетирование моделей из хлопчатобумажной ткани на условную фигуру (бумажную куклу). Воспроизведение эскиза модели фартука в модели из ткани (силуэт, пропорции, отделка, цвет, назначение). Закрепление теоретического материала. Проведение мини-защиты творческих работ, коллективное выставление оценок.
В 6 классе по теме «Моделирование юбки». Девочкам дается домашнее задание подготовить эскиз и сшить рабочую юбку Золушки.
Итог: мини – защита творческой работы. Какой должна быть рабочая юбка, из какого материала, какого цвета, какие технологические работы выполнены, по покрою какая должна быть рабочая юбка.
В этих примерах девочки должны писать краткую формулировку задачи, анализировать изделия, технологическая работа с тканью.
Не все проекты уделяют равное внимание всем ступеням дизайн-процесса: часто проект концентрируется на одной из них больше, чем на другой, например, на стадии исследования, или оценки, или изготовления. Учитель может ограничить выбор учащихся на какой-либо ступени, чтобы дать им большую степень свободы на другой.Не обязательно начинать с исследования ситуации и написания краткой формулировки задачи. Можно начать с дизайн-анализа существующих изделий, выбрав для этого два-три похожих объекта.
Результаты и эффекты внедрения ФГОС наурока технологии
Образовательный результат–-непосредственное приобретение метапредметных умений и навыков обучающегося через активные методы и формы на уроках технологии.
Воспитательный эффект – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на весь процесс развития личности ребенка.
При развитии сформированности у детей положительной мотивации к учению, исследовали уровни развития познавательной деятельности в 5-8 классах на основе следующих показателей: успеваемость и качество обучения, участие в проектных работах, олимпиадах, выставках, посещение кружков и курсов.
Мониторинг мотивации к учению.
-237490172085
1 уровень: низкий познавательный интерес – элементарный, неустойчивый.
2 уровень: ситуативно–эмоциональный – стадия любопытства, в том числе и при работе с источниками информации.
3 уровень: активно-исполнительский – стадия любознательности, чтение дополнительной литературы, работа с ПК, посещение внеклассных занятий.
4 уровень: активно-творческий, самостоятельный – стадия познавательного и теоретического интереса. Получение информации из любых источников, посещение факультативов, курсов по выбору и кружков.
Мониторинг участия обучающихся в конкурсах.российские
международные
На основе изложенного выше можно сделать общие выводы:
Для реализации ФГОС по предмету технологияиспользование активных методов и форм на уроках технологии способствует развитию метапредметных умений и навыков,требуемых по ФГОС.Следует только учесть характер учебных занятий оптимально отбирать содержание материала к урокам, чтобы активизировать познавательную деятельность на уроках, исполнением обучающимися разных видов самостоятельных работ, творческих и исследовательских заданий, мыслить, анализировать, сопоставлять, сравнивать; развивать творческие способности каждого обучающегося
Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности обучающихся служат учителю контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью
Список литературы:
Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / А.С. Роботова, Е.С. Заир-Бек и др. – Ленинград: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985.-172с.
Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся.- М.: Педагогика,1988.-208с.
Шиянов Е.Н., Котова. Развитие личности в обучении: Учеб.пособие для студ. пед. ВУЗов.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-288с.
Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П24 для студ. пед. учеб. заведений / С.А.Смирнов, И.Б.Котова, Е.Н.Шиянов и др.;ПодредС.А.Смирнова.- 40е изд. испр.- М.: Издательский центр «Академия»,2000.-512с.
Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов пед.ВУЗов.- М.: АРКТИ, 2003.-112с.
7. Ермолаева С.С. Педагогическое проектирование как условие обеспечения качества организации образовательного процесса [Текст] / С.С. Ермолаева // EuropeanSocialScienceJournal («Европейский журнал социальных наук»). – 2011. – 13.– М.: Изд-во АНО «Международный исследовательский институт». – 516 с. – С. 151 – 156.
8. Примерная программа основного общего образования по предмету «Технология». Общая пояснительная записка// Школа и производство. – 2010. - №1. – С.6-12.
9. Проектирование деятельностной модели урока технологии на основе технологической карты.// школа и производство. – 2013. - № 4. – С. 24-26.
10. Одаренный ребенок: особенности обучения: пособие для учителя/Н.Б. Шумакова, Н.И. Авдеева, Л.Е. Журавлева и др.; под. Ред. Н.Б. Шумаковой,- М.: Просвещение, 2006.- 239с.
11. Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя.- М., 2006.-168с.