Программа социальной адаптации студентов «Я сам строю свою жизнь».


Программа социальной адаптации студентов
«Я сам строю свою жизнь».Пояснительная записка.
Актуальность.
Потребность в общении отмечается в подростковом возрасте, она приобретает новое качество и по содержанию и по формам выражения, и по роли, которую она начинает играть во внутренней жизни обучающихся. Подростки в общении с социальным окружением чаще других попадают во фрустрационные ситуации. Иногда сверстники не принимают их в свой коллектив, относятся к ним настороженно, предвзято и враждебно. Учителя сбивают их с толку одним только словом, осуждают, упрекают. Реакция со стороны подростка на это может быть самая различная. Одни стараются защитить себя, свое «Я». Другие – требуют или ищут помощи и защиты от ближайшего окружения. Третьи сами разрешают ситуацию, но неадекватным способом. Общение с близкими сверстниками не менее значимый период для становления жизненного мира и для будущей жизни. От его развития зависит способность или неспособность будущего взрослого человека к глубоким доверительным отношениям с другими людьми. Развитие этой линии общения обычно определяет будущие отношения и в собственной семье, с друзьями, в производственных группах.В подростковом возрасте формируется мировоззрение, профессиональное самоопределение, происходит дифференциация способностей. Для этого периода характерно становление нового уровня самосознания, изменение Я – концепции, определяющиеся стремлением понять себя, свои возможности и особенности, как объединяющие подростка с другими людьми, группами людей, так и отличающие его от них, делающие его уникальным и неповторимым. С этим связаны резкие колебания в отношении к себе, неустойчивость самооценки. Самые заботливые педагоги и воспитатели нередко оказываются беспомощными. Не понимая, что происходит с подростками, они совершают поступки, усугубляющие кризисное состояние их детей. Социально психологическая адаптация это – приспособление человека как личности к существованию в обществе в соответствии с требованиями этого общества и с собственными потребностями, мотивами, и интересами. Адаптация осуществляется путем усвоения представлений о нормах и ценностях данного общества. Обучение и поддержка подростков, оказавшихся в трудных для них жизненных ситуациях, позволит раскрытию внутренних возможностей и приобретению опыта самореализации в детско-подростковой и взрослой социальной среде.Что же представляет сам процесс адаптации? Адаптация — это процесс активного приспособления индивида к условиям изменяющейся среды, обеспечивающий наиболее оптимальный баланс реализации возможностей. В широком смысле адаптация представляет собой процесс изменения социокультурных диспозиций, направленный на достижение личностного соответствия и комфорта во взаимодействии с непосредственным социальным и физическим окружением.Адаптация – это одновременно и процесс достижения стабильности, и результат этого процесса, общественный порядок, благоприятный как для индивида, так и для общества.Выделяют следующие аспекты адаптации:-адаптация как процесс приспособления индивида к новой среде;-адаптация как способ достижения какой-то цели и приобретения пользы для индивида;-адаптация как достижение равновесия между субъектом и средой;-адаптация как процесс, обеспечивающий не только стабильность, но и возможность развития индивида. Данная программа направлена на работу с подростками, имеющими трудности в общении и эмоционально-волевой сфере, также попавшие в новые для них условия связанные с необходимостью адаптироваться к новым условиям учебной деятельности, новому педагогическому коллективу, новым однокурсникам. Эффективность общения во многом зависит от того, как человек учитывает интересы, чувства и переживания другого, от способности устанавливать и поддерживать необходимые контакты с людьми.
Цель программы: обеспечение успешной социально-психологической адаптации подростков к текущим социально – экономическим условиям жизни.
Задачи: повысить адаптивность обучающихся, исходя из социального опыта, возможностей и психического состояния;Формировать позитивное отношение подростка к самому себе и окружающему миру в прошлом, настоящем и будущем;Обучать приемам снятия эмоционально-волевого напряжения;Развивать терпимость к различным мнениям.Вести профилактику употребления психоактивных веществ и пропаганду ЗОЖ.Этапы реализации программы.
1 этап – подготовительный. 
Срок реализации — сентябрь.
Выступление социально – психологической службы на педагогическом совете, представление программы педагогическому коллективу колледжа.
Организация индивидуальных встреч с учителями, классными руководителями, воспитателями в ходе которых ведется сбор первичной информации, отражающей личностные особенности и межличностные отношения подростков.
Проведение групповых встреч психолога с учащимися с целью мотивации на продуктивную дальнейшую совместную деятельность.
Организация индивидуальных собеседований с каждым участником.
2 этап – диагностический.
Срок реализации – октябрь.
Проведение входной диагностики подростков с целью выявления уровня их адаптации, тревожности, агрессивности, характера межличностного взаимодействия.
Диагностика уровня самооценки.
Использование методик: Адаптация – социально психологический опросник К. Роджерса. Коммуникативные и организаторские склонности — В.Синявский, Б.А.Федоришин Тревожность – методика Кондаш-Прихожан.
3 этап – основной. 
Срок реализации - октябрь – июнь.
Проведение тренинговых занятий по курсу социальной адаптации подростков «Твой мир».
Проведение тренингов «Как стать уверенным в себе человеком?»
Организация занятий по профилактике психоактивных веществ «Береги здоровье смолоду»
4 этап — повторная диагностика.
 Срок реализации этапа – сентябрь.
Проведение входной диагностики подростков с целью выявления уровня их адаптации, тревожности, агрессивности, характера межличностного взаимодействия.
Диагностика уровня самооценки.
Использование методик: Адаптация – социально психологический опросник К. Роджерса. Коммуникативные и организаторские склонности — В.Синявский, Б.А.Федоришин Тревожность – методика Кондаш-Прихожан
5 этап – завершающий
Проведение консультативной, методической и психолого-просветительской работа с подростками, педагогами
Составление аналитического отчета итогов реализации программы и представление на педагогическом совете.
Разработка программ индивидуального развития и социализации выпускника.
Организация деятельности службы индивидуального постинтернатного сопровождения.
Ведение мониторинга уровня социальной адаптации выпускников.Предполагаемые результаты:
Направления развития Уровень сформированностиАдаптивность Ø успешность социальных контактов;Ø усвоение норм и ценностей социума;Ø адекватное осознание своих и чужих достоинств и недостатков;
Позитивное отношение к самому себе Ø сформированнность потребности в самоизменении и личностном росте;Ø сформированность умения принимать самого себя и других людей;
КоммуникативностьØ -приобретение дружеских контактов с одноклассниками;Ø установление доверительных отношений с учителями;Ø подчинение дисциплине колледжа;Ø сформированнность адекватного устойчивого эмоционального реагирования обучающегося на внешние факторы;
Личностная рефлексия Ø -способность осознания своих чувства, причин поведения, последствий поступков, построения жизненных планов.
Диагностика (входная, выходная)
Для оценки результативности предлагаются следующие методики: Адаптация – социально психологический опросник К. Роджерса. Коммуникативные и организаторские склонности — В.Синявский, Б.А.Федоришин. Тревожность – методика Кондаш-Прихожан.Методы и средства оценки результативности программы (критерии оценки):
Диагностируемые характеристики Психодиагностические методики Возможная положительная динамика
1. Адаптация. Социально психологический опросник К. Роджерса. Приближение к норме до 20 %.Уменьшение % дезадаптации до 50%
2. Коммуникативные и организаторские склонности. Коммуникативные и организаторские склонности (КОС В. Синявского, Б.А. Федоришина) Изменение в лучшую сторону до 30 %
3. Самооценка обучающегося Самооценка обучающегося (Лонг Б., Зиллер Р., Хенжерсон Р.) Приближение к адекватной у 20 %
4. Тревожность Методика Кондаш — Прихожан Снижение уровня тревожности до 20 %
Курс адаптации подростков «Твой мир».Программа социальной адаптации подростков предназначена для социально-психологической работы с детьми подросткового возраста. Может рассматриваться как программа, направленная на приобретение навыков общения для гармоничного вхождения подростков в жизнь, а также на пропаганду здорового образа жизни современного общества.Программа должна обеспечить с одной стороны формирование психологического здоровья, с другой стороны выполнение возрастных задач развития.Для успешной адаптации важно своевременное вмешательство значимого человека для подростка в ситуацию личностного развития, с одной стороны восстановление и дальнейшее развитие личности подростка с опорой на его адаптационный потенциал, с другой стороны. Использование развивающе – воспитательных возможностей.
Используемые методы ведения занятий:
Методы исследования личности;
Экспрессивные методы творческого самовыражения в рисунках и письменных работах;
Методы социально психологического тренинга;
Дискуссионный метод;
Метод анализа конкретных ситуаций;
Метод наблюдения.
Программа занятий состоит из 7 блоков, каждый блок направлен на освоение позиций различных социальных ролей.
1 блок. «Какие мы все разные».В ходе занятий подросток усваивает, что каждый человек индивидуален и уникален.
2 блок. «Я – это я. И я – это замечательно».Занятия начинаются с познания самого себя. Проводятся дисскусии по следующим вопросам: Что я знаю о себе? Что хотел бы знать с психологической точки зрения? Как ответить на вопрос «Кто я?».
3 блок. «Я и мои однокурсники».Предоставляется возможность осознать самого себя и окружающую действительность, научиться строить свои отношения со сверстниками.
4 блок. «Я и мои учителя».Помогает ответить на вопросы: Как установить взаимопонимания с учителями? Какой предмет тебе нравится и почему? Научится разрешать конфликты.
5 блок. «Я и моя семья».Объясняет, что такое психологический климат в семье? Что зависит от меня в семье? Как преодолеть трудности взаимоотношений с родителями?
6 блок. «Здоровье – залог будущей жизни».Формирование физически и нравственно здоровой личности.
7 блок. «Все кончается, а мы остаемся».Выявление перспективных путей саморазвития.По итогам каждого блока проводится рефлексия, осуществляется обратная связь с участниками группы.Система управления программой: Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в месяц, длительность занятия 1,5 – 2 часа.Программа рассчитана на подростков 15 – 17 лет. Наполняемость группы 8 – 12 человек.На занятиях создаются условия, когда подростку не в тягость выполнять задания, дается время на подготовку ответа, можно обсуждать с другими участниками варианты решения задач, есть время для физической разминки. От ведущего требуется максимальное терпение при работе с группой, где исключены критика, оценка мнений и суждений участников. Полное принятие подростка таким, какой он есть.
Структура занятия.Каждое занятие состоит из 4 этапов.1 этап – разогрев. Включает в себя:v обмен своим состоянием и настроением;v ритуал приветствия;v упражнения, направленные на снятие нервно-психического напряжения, расширение представлений подростков друг о друге.2 этап – групповая дискуссия, ролевая игра.v Обсуждение и обыгрывание участниками ситуаций.v Обмен мнениями из реального и конкретного опыта позволяет посмотреть на ситуацию с разных сторон, увидеть плюсы и минусы, задуматься над своим поведением, осознать его вариативность, переоценить ситуацию и выработать технику поведения по каждой проблеме с целью повышения социальной адаптации.3 стадия — рефлексия «здесь и теперь».v Подведение итогов работы.v Интеграция опыта, полученного на занятии, и обратная связь.v Представление возможности выразить свои мысли и чувства, возникшие в ходе тренинга.4 стадия — психологическое завершение групповой работы.v Ритуал прощания.
Программа тренинговых занятий по курсу «Твой мир».
Цель: приведение индивидуального и группового поведения в соответствие с господствующей в обществе, классе, социальной группе системой норм и ценностей.
Задачи:· Формирование социально — ответственного поведения: подготовка к участию в деятельности на пользу общества и усвоение политической и общественной ответственности гражданина.· Построение системы ценностей и этического сознания как ориентиров собственного поведения.
№ Тема Краткое содержание.
1. Какие мы все разные. Знакомство с понятиями «социальная адаптация» и «социализации личности», развитие установки на самопознание и саморазвитие.
2. Я – это я. И я – это замечательно Раскрытие особенностей социализации подростов. Формирование навыков самоанализа, самопонимания и самокритики.
3. Я и мои однокурсники Формирование представлений о факторах социализации. Углубление процессов раскрытия личностных качеств.
4. Я и моя семья Формирование представлений о семье, как одного их основных факторов социализации. Развитие групповой сплочённости.
5. Формирование представления о группе сверстников, как основных факторы социализации подростка.
6. Я и мои учителя Формирование коммуникативных навыков и умений.
7. Овладение навыками эффективного слушания.
8. Здоровье – залог будущей жизнФормирование представления о человеческих чувствах и эмоциях.
9. Все кончается, а мы остаемся Самопознание участников; коррекция восприятия себя; определение взаимоотношений в группе.
В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т.д. Личность – сложная система социально значимых фактов, проявлением способностей в социальном мире. Известно, что социализация человека осуществляется широким набором средств, специфических для того или иного общества, того или иного возраста социализируемого. Особое значение для педагогического понимания сущности социализации и личности ребенка имеет изучение факторов и механизмов социализации личности.Курс коррекции поведения «Как стать уверенным в себе человеком?».
Актуальность:Корни такой проблемы, как неуверенность в себе, чаще всего следует искать в раннем детстве. Как часто взрослые призывают детей сдерживать искренние эмоции и чувства, убеждая, что именно такое поведение и является хорошим. Тем самым они, способствуют формированию у детей страхов, агрессии, а в итоге неуверенности в себе. В результате организации совместных тренинговых занятий «Как стать уверенным в себе человеком?» проясняются возможные причины трудностей и невзгод, возникающих в жизни подростка и предлагаются приёмы и упражнения для преодоления. Занятия направлены на то, чтобы участники смогли научиться распознавать свои чувства, исследовать и проработать собственные страхи и сопротивления, которые тормозят личностное развитие и мешают достичь поставленных целей
.Цель программы: научить подростков уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в официальных и межличностных отношениях. Научить отличать уверенное поведение от агрессивного и пассивно-неуверенного.
Задачи программы:v Личностный рост участников занятий, развитие их самопознания;v Понимания себя и самопринятие, коррекция поведения;v Обретение навыков конструктивного общения с другими
.Система управления программой: Программа «Как стать уверенным в себе человеком» состоит из 9 тренинговых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1,5 – 2 академических часа, частота проведения – 1 раз в месяц. Занятия проводятся в помещении, имеющем достаточную площадь для проведения динамических упражнений. Оптимальная наполняемость группы 10 – 12 человек. Возраст участников 14 – 17 лет
.Используемые методы и формы ведения занятий:Каждое занятие имеет свою структуру и включает в себя следующие виды упражнений и формы групповой работы, представленные в определённой последовательности:
Упражнения – активаторы, используемые для создания доброжелательной рабочей обстановки и снятия психологического барьера в общении.
Разминка в виде игры или упражнения, способствующая включению в групповую работу.
Упражнения, направленные на формирования адекватной самооценки, предназначенные для развития способностей планирования поведения и анализа ситуации с прогнозом их разрешения, способствующие формированию позитивных жизненных целей и развитию мотивации к их разрешению
Групповые дискуссии и мозговые штурмы, как способ развития способностей к анализу и прогнозу ситуаций.
Структура занятия.Информационный блок, раскрывает предложенную тему, дает теоретические знания, интересные сведения по проблеме.
Групповая дискуссия, дает возможность участникам высказать свое мнение по проблеме, учит слышать оппонента.
Упражнения, способствующие формированию позитивных целей, развитию мотивации, формированию адекватной самооценки, планированию поведения и анализа жизненных ситуаций.
Тестирование. Для отслеживания эффективности тренинговых занятий предлагаются тесты, опросники. По результатам прослежена результативность занятий, обозначены проблемы, пожелания участников программы.
Рефлексия – подведение итогов занятия, получение обратной связи участниками и тренерами.
Прощание. Способствует единению участников, формирует ответственность за групповой и индивидуальный результат
Программа тренингов по курсу«Как стать уверенным в себе человеком?».
№ Тема Краткое содержание.
1 Моё уникальное «Я». Развитие рефлексии подростков путём обращения к проективным формам и обратной связи с одноклассниками.
2 Как превратить недостатки в достоинства. Осознание подростками развивающих возможностей собственных недостатков.
3 Я в бумажном зеркале. Описание особенностей неуверенного поведения и его психологических причин. Формирование представлений о различиях между уверенным и неуверенным поведением. Оценка подростками своего уровня уверенности в себе.
4 Тренировка уверенного поведения. Тренировка подростками уверенного поведения на модели игровой деятельности. Формулирование правил уверенного поведения и тренировка их соблюдения.
5 Мир эмоций. Знакомство с возможными эмоциями человека, путями их выражения.
6 Чувства и эмоции. Развитие умения выражать и распознавать различные эмоциональные состояния.
7 Что такое «Манипуляция»? Знакомство с понятием «манипуляция», видами манипуляций, способами защиты от манипуляции.
8 Защитные механизмы личности познакомить участников со способами психологической защиты, научить способам противопоставления давления среды.
9 Защитные механизмы личности познакомить участников со способами психологической защиты, научить способам противопоставления давления среды.
Ожидаемые результаты:
Участники занятий научатся лучше разбираться в себе, осознают свои эмоциональные проблемы, получат навыки формирования эффективной жизненной позиции, получат возможность осознать собственные мотивы достижения целей.В ходе занятий подростки познакомятся с защитными механизмами психики, получат навыки понимания и конструктивного взаимодействия с людьми.Курс по профилактике ПАВ (психоактивных веществ)«Береги здоровье смолоду».
Актуальность.Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем. По современным статистическим данным, большинство наркоманов начинают употреблять наркотики в подростковом возрасте, и более половины лиц, регулярно употребляющих ПАВ — подростки.Вопросы лечения наркотической зависимости разработаны только в общих чертах. Лечение наркоманий — долгий, многоступенчатый процесс с большим риском неудачи. Поэтому ведущее место в снижении числа наркоманов занимает профилактика наркотической зависимости, и в первую очередь — среди молодежи.Главная отличительная черта профилактики наркотической зависимости — разъяснение подросткам не столько медицинских последствий употребления ПАВ, о которых подростки в общих чертах осведомлены, сколько последствий социальных. Для подростков особенно актуально мнение не медицинских экспертов, но их возрастного окружения, являющегося референтной группой в этот период.Упражнения, игры должны носить дискуссионный подтекст, не навязывать подросткам однозначных выводов и решений, позволять в ходе групповой работы свободно выражать свои мнения.
Цель:Обозначить проблемы, связанные с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
Задачи:v Повышение уровня информированности детей о проблеме наркомании и других психоактивных веществах;v Изменение отношения детей к наркомании другим психоактивным веществам;v Формирование умения сказать «Нет»;v Повышение мотивации к сохранению здоровья.
Система управления программой:Программа по профилактике ПАВ «Береги здоровье смолоду» состоит из 9 тренинговых занятий. Каждое занятие рассчитано на 1 – 1,5 часа. Частота проведения занятий – 1 раз в месяц. Оптимальная аудитория – группа подростков в возрасте 15 – 17 лет. В разновозрастной группой, необходимо следить, чтобы при делении группы на команды учитывался возрастной состав. Наполняемость группы – 15-20 детей. Тренер принимает участие в ряде игр, являясь в этот момент 21-м игроком. Необходимо предусмотреть наличие персонала, который осуществлял бы помощь тренеруДля проведения тренингов необходимо предусмотреть просторное помещение, мебель, канцелярские принадлежности, видеомагнитофон.Требования к тренерам и наставникам.Ведущие должны работать по специальности педагог, воспитатель, педагог – психолог, социальный педагог и обладать достаточным опытом в проведении групповых занятий. Тренинговые занятия по профилактике употребления ПАВ имеют ряд особенностей — они должны проводиться квалифицированными тренерами, владеющими информацией по проблеме наркомании.Программа тренингов по курсу«Береги здоровье смолоду».
№ Тема Краткое содержание.
1. Враги твоего здоровья.  Профилактика табакокурения. Знакомство с информацией о вредных веществах
2. Враги твоего здоровья.  Формирование негативного отношения к курению. Дискуссия «Как бросить курить»
3. Враги твоего здоровья. Влияние алкоголя на здоровье и поведение человека. Информация об алкоголе. 
4. Подари себе жизнь. Обозначение проблемы, связанной с наркоманией и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ.
5. Умей сказать «нет». Овладение навыками уверенного поведения, аргументационного отказа в ситуации выбора.
6. Безопасное поведение. Формирование навыков безопасного поведения, умения говорить «Нет» в рискованных ситуациях, связанных с употреблением психоактивных веществ.
Ожидаемый результат.Развитие системного подхода к профилактике злоупотребления психоактивным веществами.Уменьшение влияние факторов риска на употребление наркотиков и других психоактивных веществ подростками. Снижение риска употребления наркотиков и алкоголя, прежде всего подростками. Оценка уровня адаптации. 
№ Параметры адаптации Мах оценка 
1  сформированность учебных навыков и готовность к обучению;  6 
2  умение осмысленно проводить свободное время;  6 
3  умение создания и содержания свободного жизненного пространства;  6 
4  сформированность навыков взаимодействия с руководством общественными и административными структурами;  6 
5  умение заботится о здоровье и внешности;  6 
6  сформированность навыков создания и поддержания дружбы и социальных контактов.  6 
Итого:  36