Работа с учащимися группы риска (из опыта работы).


Работа с учащимися «группы риска» (из опыта работы).
Существует довольно большое количество подходов к классификации детей «группы риска». В своей практике педагоги нашей школы ориентируются на обобщенную классификацию проблем школьников, находящихся в «зоне» или «группе риска» С.В. Титова:
Одаренные дети;
Дети с проблемами в обучении и развитии;
Дети с ослабленным здоровьем, психофизически ослабленные, инвалиды;
Дети из проблемных и неблагополучных семей;
Педагогически запущенные дети.
По всем пяти направлениям в нашей школе проводится работа, однако интенсивность этой работы отличается.
На первом месте (по объему работы) стоит работа с учащимися из пятой категории – педагогически запущенные дети. В зоне риска данной категории находятся дети с низким уровнем культуры (обученности, воспитанности), дети с девиантным, агрессивным, асоциальным поведением, т.е. учащиеся, которые состоят на различного рода учетах или склонные к правонарушениям. Работа по данному направлению проводится в рамках реализации программы «Профилактики правонарушений и беспризорности несовершеннолетних». Целью данной программы является комплексное решение проблемы профилактики безнадзорности и правонарушений детей и подростков, их социальной адаптации в современном обществе. Основные направления реализации программы:
Воспитательно – просветительское – участие учащихся в творческих конкурсах, организация досуга учащихся, работа с педагогами и родителями;
Оздоровительное - пропаганда здорового образа жизни, развитие физической культуры и спорта;
Социально – психологическое - занятия по развитию навыков обучения и социальной адаптации;
Консультативное - привлечение общественности и внешних специалистов к работе с учащимися «группы риска»;
Правовое - изучение правовых документов.
Традиционно учащиеся «группы риска» (не все) принимают участие в конкурсах (в основном на школьном уровне) - «Забайкалье против наркотиков», «Рыцари дорожного движения», Заочная антинаркотическая олимпиада школьников «Неболит». Классные руководители привлекают учащихся данной категории к участию в классных и общешкольных мероприятиях.
На заседаниях МО «Воспитание» и Совета профилактики рассматриваются теоретические вопросы по работе с «трудными» учащихся и неблагополучными семьями: «Состояние профилактической работы в пгт Кокуй» (Широкова Л.В., ст. инспектор ПДН), «Работа с учащимися «группы риска» и неблагополучными семьями», «Педагогические технологии в создании системы работы с учащимися и семьями учащихся, требующих особого педагогического внимания», «Профилактика жестокого обращения с детьми», «Жестокое обращение в семье, первичная профилактика ПАВ», «Классификация неблагополучных семей», «Работа классного руководителя с неблагополучными семьями», «Профилактика суицидального поведения подростков» и др., планируются мероприятия для проведения месячника профилактики, изучаются правовые документы: Закон «Об информации, наносящей вред здоровью детей» от 1 .09.2012г., ФЗ «Об образовании», приказ прокуратуры № 41 от 24.07.2013г. (ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей и т.д.). На педагогических советах рассматриваются вопросы профилактики: «Суицидальное поведение», «Возрастные особенности учащихся - как с ними работать».
Поведение и обучение учащихся рассматриваются на заседаниях Совета профилактики, малых педагогических советах, на которые приглашаются родители, учителя, педагог – психолог.
Педагогом – психологом проводятся коррекционные занятия, профилактические беседы в рамках реализации программы психолого – педагогического сопровождения образовательного процесса. Составляются беседы с родителями в рамках патронирования семей, проводятся индивидуальные консультации. Все занятия и беседы также фиксируются в отдельных журналах.
В рамках проведения антинаркотической акции «Родительский урок» рассматриваются следующие вопросы: «Стили семейного воспитания», «Возрастные особенности учащихся», «Жестокое обращение с детьми», «Формы зависимости от ПАВ», «Безвредных сигарет не бывает», «В чем опасность зеленого змия», «Административная и уголовная ответственность за приобретение, хранение, употребление и пропаганду ПАВ», просматривались ролики «Энергетические напитки», «Социальные ролики», «Женский алкоголизм», «Подростковый алкоголизм». В школе ежегодно проводятся общешкольные родительские собрания. И уже стало традицией проведение второго собрания по теме профилактики. Так были проведены собрания по темам: «Энергетические напитки. Вред или польза», «Профилактика правонарушений», «Безопасность на дороге», «Школа без вредных привычек», «Профилактика правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в период летних каникул». На общешкольные родительские собрания приглашаются: инспектор ПДН, сотрудники ГИБДД, сотрудники полиции, МЧС, врач - нарколог из ГУЗ «Сретенская ЦРБ», специалисты ГУСО СКЦСОН «Березка», работники прокуратуры.
Особое внимание уделяется занятости учащихся «группы риска» системой ДО. Для этого проводится работа классного руководителя, администрации школы с родителями учащихся. В основном 90-100% учащихся посещали секции МОУ ДОД «Кокуйская ДЮСШ» или работу в клубе «Азимут» (руководитель Петровский Э.Е.)
В рамках месячника профилактики с учащимися проводятся беседы на правовые темы сотрудниками полиции, МЧС, прокуратуры, а также приглашаются адвокаты, работники суда (мирового), врачи. Проводится просмотр и обсуждение видеороликов по профилактике ПАВ. Совместно с родителями проводятся рейды учительско – родительского патрулирования (весна).
С учащимися «группы риска» проводятся систематические профилактические беседы. Классные руководители в конце четверти сдают отчеты по профилактической работе с учащимися «группы риска».
У меня есть специальная тетрадь для фиксации бесед с учащимися «группы риска», в которую записывается причина, краткое содержание и решение беседы. Традиционным стало приглашение для профилактической беседы прокурора района Старицына Алексея Александровича.
На каждого учащегося, состоящего на учете (внутришкольном или ПДН/КДН) заводится карточка (образец с КДН/ПДН), в которой фиксируются все беседы, проводимые с учащимся, его родителями. за учащимися закреплены общественные воспитатели, однако на данный момент из 5общетсвенных воспитателей – 4 – работники школы, 1 –специалист по социальной работе ГУСО СКЦСОН «Березка» Паршина Н.Л.
Не смотря на «титанический» труд педагогического коллектива, слаженную совместную работу системы профилактики ситуация изменяется очень медленно. На наш взгляд большое отрицательное влияние оказывают СМИ, система Интернет, в некоторых случаях и отрицательный жизненный опыт родителей, а также в некоторой мере «слепое» верование в детей родителей.
В итоге реализации программы получились следующие результаты:

Из 5 человек, снятых с учета в июне 2014 года, 4 человека - по исправлению. Пока программа показывает незначительные положительные результаты, но мы уверены, что вода и камень точит.
Не столь объемно, но все же ведется работа с неблагополучными семьями. Классификация неблагополучных семей довольно большая. Здесь можно выделить и семьи с асоциальным поведение, неполные семьи, семье с инвалидами (родители или дети), семьи, в которых родители не занимаются воспитанием детей в должной мере и др. В работе с такими семьями основной вид работы – это патронирование семьи, составление профилактических бесед с родителями. на профилактический учет в школе ставятся асоциальные семьи. На неблагополучные семьи, состоящие на внутришкольном учете, заводятся карточки, вкладываются акты посещения семей. А также существует специальная книга учета профилактических бесед с семьями учащихся.
За 2012-2014 годы с профилактического учета были сняты 3 семьи по исправлению. Однако в большинстве случаев родители не стремятся исправить ситуацию. В этом случае и профилактические беседы и посещение семей кажется напрасной работой.
К категории детей «группы риска» относятся и дети с ослабленным здоровьем. Для поддержания здоровья учащихся из малообеспеченных школа осуществляет взаимодействие с ГУСО СКЦСОН «Березка» в рамках организации оздоровление детей в санаториях системы социального обеспечения. В 2014 г. были положительные сдвиги в этом направлении при работе с УО.
Год 2010 2011 2012 2013 Январь – август 2014г.
Количество отдыхающих 3 19 13 23 30
Летом 0 7 4 11 («Чайка» - 10 чел) 28
Обеспеченные семьи 1 9 4 11 5
По линии ГУ СО СКЦСОН «Березка» 0 19 13 1 («Красная Саранка» - 1 чел) 5 («Ургучан» - Носова Е., «Красная Саранка» - 4)
По линии РУО 3 0 3 17 «Чайка» - 11, «Кука» - 7, «Ургучан» - 1
По линии других организаций 0 0 0 5 2
Конечно, разовое посещение санатория не может решить проблемы с полным оздоровлением детей, но дает учащимся опыт общения, небольшую поддержку организму.
Таким образом видно, что работа в данном направлении в школе ведется и дает хоть незначительные, но все же результаты.