Статья на тему Организация работы с учащимися группы риска в современной школе
Работа с детьми «группы риска» в современной школе.
Основной показатель работы современного учителя - качество знаний его учеников. Учебная успешность школьника — это ежедневный труд, ежедневная оценка собственных достижений. Не секрет, что одни школьники быстро и легко достигают высоких результатов в учении, другие — медленно, а некоторые вовсе не могут с ними справиться. Это связано с личностными способностями, его психическим состоянием. Знание индивидуальных способностей каждого ребенка, сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения, использование методов и приемов, направленных на развитие познавательных и творческих способностях детей – вот ключ к преодолению барьеров в обучении. Работа с неуспевающими учениками – составная часть формирования всесторонне развитого человека. Со слабоуспевающими учениками учитель должен работать индивидуально и на уроке и вне урока. Очень важно не упустить время, не дать образоваться провалу, преодолеть который будет очень сложно. Умелому учителю приходится беспокоиться не только о тех учениках, знания которых на грани неуспеваемости. Пристального внимания требуют и те, кто, не проявляет заинтересованность в учении. В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду.
В современных условиях учить и учиться по-старому уже нельзя. Самое главное сформировать потребность в знаниях, только через знания и труд лежит путь к активности, уважению, радости. Работая со старшеклассниками, я вижу что стандартные уроки не вызывают познавательной активности, ребята теряют интерес, а впоследствии в вообще перестают что либо делать, в лучшем случае становятся пассивными слушателями. Где интересно учат, там с интересом учатся. У хорошего учителя трудно получить двойку и легко пятёрку. Другая причина снижения мотивации к обучению – большой объем и сложность домашнего задания. Учащиеся, не справившиеся с домашними заданиями, являются к следующему уроку неподготовленными. Это становится системой, затягивающей все больший процент школьников. В связи с этим необходимо индивидуализировать домашние задания с максимальным учетом возможностей ученика и его наклонностей.
Знание причин неуспеваемости учащихся помогает учителю устранить некоторые из них уже при подготовке к уроку. Курсы повышения квалификации в рамках уровневых программ дают возможность учителю делать его урок более интересным и направленным. На уроках химии и биологии развиваю критическое мышление, особое внимание уделяю диалогическому обучению, формирую функциональную грамотность.
«Современные дети» не готовы к напряженному интеллектуальному труду. Однако, при надлежащем индивидуальном подходе многим из них школьная программа вполне доступна. На уроках применяю стратегии «Снежный ком», «Свиток», «ЗХУ», которые заставляют каждого ученика принять участие в совместном труде. Зная, что от его труда зависит успех всей команды, даже самый слабоуспевающий ученик будет стараться помочь своей команде.
Иногда нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. В этом случае необходимо на каждом уроке создавать ситуацию успеха. Этому способствует ежеурочный рефлексивный этап. Применяю стратегию «Мишень», «Лестница успеха», «Светофор», размышляя над своей деятельностью, ученик может критически оценить свои достижения и неуспехи. Для удовлетворения образовательных потребностей родителей и учащихся веду курсы по выборы «Введение в химию», «Химия и охрана окружающей среды», «Генетика и здоровье человека», способствующие развитию познавательного интереса к предмету.
Распространенной причиной устойчивой неуспеваемости является недисциплинированность отдельных учеников. Опыт работы с такими учениками показывает, что если для них найти посильную и интересную работу не только на уроке, но и вне его, то они постепенно исправляются. Авторитет учителя, заинтересованность предметом, работой во внеурочное время определяют успех борьбы с недисциплинированностью. В рамках внеурочной деятельности разработана программа кружка «Занимательная химия», занятия с практической направленностью.
В заключении хочется отметить, что вся моя педагогическая деятельность направлена на снижение процента слабоуспевающих учащихся, их успешное продвижение по «лестнице успеха». Академическая успеваемость слабо обучаемых школьников непосредственно связана с уровнем организации учебного процесса, самоорганизации, а также степенью их учебной активности. Итак, основные пути повышения эффективности обучения, учащихся это: в группе сильных школьников успеваемость может быть повышена на основе управления мотивационной сферой; на основе самостоятельной работой. В группе слабых обучаемых в первые годы обучения, повышение успеваемости может быть достигнуто на основе совершенствования различных сторон учебного процесса.
.