Презентация к уроку русского языка, посвященному памяти Е.И. Никитиной. Урок развития речи в 5 классе Рассуждать- значит доказывать


МБОУ «Средняя школа № 53 имени заслуженного учителя Российской Федерации И.В.Исакова» г. УльяновскаУрок развития речи в 5 классе«РАССУЖДАТЬ – ЗНАЧИТ ДОКАЗЫВАТЬ»,посвященный памяти Е.И. НикитинойУчитель: Батаева О.Н.Ульяновск 2016 Екатерина Ивановна Никитина Заслуженный учитель, методист, автор книг по развитию речи, профессор, доктор педагогических наук, почётный гражданин Ульяновской области (25.08.1923 – 18.02.2006) УЧИТЕЛЬ УЧИТЕЛЕЙ Имя Екатерины Ивановны Никитиной известно многим поколениям учителей не только в России, но и далеко за ее пределами. После окончания семилетки - педагогическое училище, затем учеба в Ульяновском педагогическом институте, который Екатерина Ивановна с отличием закончила в 1946 г. Много лет она работала в школах Ульяновска. В 1959 г. ей было присвоено звание Заслуженного учителя школ РСФСР. С 1963 г. Екатерина Ивановна преподавала на кафедре русского языка Ульяновского государственного педагогического института. До последних дней жизни Е.И. Никитина вела плодотворную исследовательскую, учебную работу, писала новые книги и статьи. Эти книги – настоящая помощь словесникам страны, работающим над развитием речи школьников Всего Е.И. Никитиной написано свыше 100 книг и десятки методических пособий к ним. Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых. В. Шефнер Тот, кто жил для вещей, Всё теряет с последним дыханьем. Тот, кто жил для людей, После смерти живёт средь живых. Как вы понимаете эти строки?Согласны ли вы с автором?Почему?Какой тип речи (описание, повествование, рассуждение) вы использовали при ответе на вопросы?Я согласен с автором в том, что…Потому что….

- мне нужно научиться.. Сегодня на уроке-мы будем говорить о типе речи… Рассуждение- мне нужно узнать…особенности , признаки , структуру и лексические средства данного типа речи.Рассуждать, создавать тексты-рассуждения


РАС-СУЖД-ЕНИ-Е Тема урокаРассуждать- значитдоказывать

Упражнение1. Прочитайте слова и выражения, при помощи которых обычно связываются части рассуждения. Какие из них используются для связи тезиса и доказательств, доказательств и вывода? Распределите их по пунктам композиции текста-рассуждения.Средства связи частей рассуждения.1. Обобщим все сказанное2. Докажем это…3. Это можно доказать так ( следующим образом)4. Таким образом,…5. Следовательно,…6. Это объясняется следующим7. Во-первых,… Во-вторых,… В- третьих,…..8. К примеру (например),….9. Почему? И вот почему…10. И наконец,… Упражнение1Тезис: 2,3,6,9Аргументы: 7,8,103. Вывод: 1,4,5Сверьте свои ответы по эталону
ppt_yppt_yppt_y Лингвистическая зарядка Упражнение 2Дни недели рассказывают о себе Каждый народ по-своему называл дни недели. В русском языке тоже есть специальные названия для каждого дня. И названия эти даны были не случайно: дни недели могут сами рассказать о себе.Сформулируйте основную мысль этого текста – тезис, который надо будет доказатьИспользуя справочные материалы и собственный опыт, подберите аргументы, иллюстрирующие происхождение названий дней недели в русском языке. Употребите необходимые лексические средства. Сделайте вывод-заключение, грамотно его оформив.Прочитайте полученный текст-рассуждение.Оцените работу одноклассников, обосновав свое мнение. ТезисВ русском языке названия дням недели даны не случайно. Докажем это…АргументыВо-первых,.. во-вторых,..Например,.. Из этого следует, что…ВыводТаким образом,… Обобщим сказанное… Итак,… Рефлексия Сегодня на уроке мы говорили о… Мы учились (что делать?)… Особенно мне запомнилось… ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.§90. Написать сочинение-рассуждение на тему по выбору:1 Упр. 477. 2. О чем нам говорят названия растений (животных, улиц, фамилий, дней недели). Спасибо за урок!