Исследовательская работа Быт Гундоровских казаков
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 имени Гриши Акулова муниципального образования «Город Донецк»
Исследовательская работа
по теме: «Быт гундоровских казаков»
Работу выполнили учащиеся 5а,б классов
Руководитель: Бабич Л.Н., КурышкоН.С.
Содержание
1.Введение
2. Курень как феномен донской культуры:
2.1. Внешний вид казачьего куреня
2.2. Внутреннее убранство куреня
3.3. Казачья кухня
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение.
Актуальность работы:
Сила дерева в его корнях, даже когда обламываются ветви, обмерзает крона в лютый мороз, а дерево все равно живет, радуя нас зелеными листьями весной и летом, пока не погибает корень. Так и человек силен не физической силой, интеллектом, хотя это важно, а своими “корнями”, которые дают нам силу духа, помогают выстоять, терпеть, просто жить. Так как наша школа носит статус «Казачья» мы должны знать о том, кто наши предки, какие они были, что ценили, как относились к Родине, семье. Нам есть чему поучиться у них. Казаки появляются на страницах учебников всякий раз, когда речь идет о значительных событиях в истории российского государства. Историю нашего Отечества невозможно представить без казаков. По всему миру идет слава о донских казаках, самобытном народе со своими обычаями, традициями. Казачьи песни знают, любят и поют до сих пор. Местные историки-краеведы предполагают, что строгие нравы, обычаи, появившиеся в средние века у казаков, определяли весь последующий уклад их жизни, где главным было военное дело, защита Родины. Именно этот факт отличал казачество как особый народ от других, населявших Россию.
Проблема исследования:
Патриотическое мировосприятие обычно основывается на исторической памяти. Изучение краеведческого материала позволяет нам расти не на абстрактных идеалах, а на примерах из жизни родителей, односельчан, на событиях из истории своего села, города. Воспитание гражданственности, любви к родному краю, чувства хозяина, бережного отношения к природе и памятникам старины, уважения к старшим, преодоления противоречий отцов и детей строятся на конкретной исторической почве. Д. С. Лихачёв в «Заметках о русском» писал: «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого- с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране – к её истории, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Наша малая родина – поселок Гундоровка. Здесь с давних времён проживали донские казаки. Нам, как и любому человеку, интересна история нашего родного края. Материал мы черпали из исторических источников: городского краеведческого музея, где представлено донское казачество, книг о донском крае и казаках. О казачьих обычаях и традициях нам рассказывали учителя, старшеклассники. Итог своих исследований мы представляем в этой работе.
Цель исследования: Изучить быт гундоровских казаков.
Задачи исследования:
1.Определить, почему жилище донских казаков называлось «курень».
2. Изучить особенности и внутреннее убранство казачьего куреня.
3. Оформить божницу (киот) и убранство стола из сохраненных реликвий в семьях гундоровских казаков.
Методы исследования: изучение, анализ, подбор необходимого исторического материала, который хранится в городском краеведческом музее и в краеведческом музее МБОУ сош №1 имени Гриши Акулова, а так же в книгах о донском крае и казаках; опрос местных жителей; посещение храма Успения Пресвятой Богородицы и библиотеки имени М. Шолохова, которая расположена в историческом здании (казачий курень купца Беликова, построенный в 1872 году.
Научно-практическая значимость:
Материалы данного исследования можно использовать на уроках истории (региональный компонент), для проведения внеклассных мероприятий, в краеведческой работе.
Курень как феномен донской культуры
2.1. Внешний вид казачьего куреня
Наибольший интерес для исследования представляет донской курень. Именно он и представляет собой феномен отечественной и мировой культуры. Донская усадьба представляет собой настоящий памятник материальной культуры. На Дону все усадьбы планировались, строились и украшались по единым народным традициям и включали дом и двор, который в свою очередь включал летнюю кухню, амбар, сарай, баз, загон для скота и погреб.
Есть разные толкования слова «курень». Можно предположить, что название казачьему дому дали «курные избы», в которых первоначально жили казаки. А может быть это название связано с тем, что первоначально казачьи Круги собирались или на майдане или в избе, а поскольку «круг» по-монгольски – курень, то и избу где собирался Круг, казаки тоже стали называть курень. Кроме того, комнаты в курене были соединены по кругу, поэтому казачий курень назывался круглым домом. Строительство куреня начиналось с укладки фундамента, основным компонентом которого являлся ракушечник или песчаник, незаменимым элементом служила строительная глина, скрепляющая их.
Наличие жилья у казака, его размеры, внешний вид были показателем жизненного статуса. У зажиточных казаков фундамент постепенно переходил в стены первого этажа, то есть низов. Второй этаж был деревянный. Верхняя часть дома рубилась из местного леса: дубового, тополевого, ольхового, но бревенчатые стены встречались чрезвычайно редко: обыкновенно ствол обтесывали с четырех сторон и даже распиливали на толстые пластины; щели забивали глиной, обмазывали снаружи и белили.
Непременной особенностью казачьего куреня является балкончик и "галдарея", т.е. наружный коридор. Балкончик, которым опоясан весь дом, у казаков называется – балясником. Не случайно, про женщин, которые сплетничали на таком балкончике, говорили, что они "лясы точат". Он служил для того, чтобы удобно было открывать и закрывать ставни. А так же для того, чтобы удобно было гостям, наблюдать в окнах семейные праздники (свадьбу, проводы) и далее вести беседу (сплетничать) о гостеприимстве хозяев. Крытое крылечко – рундук ведет с балясника в галдарею, куда вела внешняя лестница с парадным резным крыльцом с навесом наверху. Сегодня в современных жилищах мы можем часто наблюдать некоторые элементы архитектуры XIX века.
Исторический памятник
Казачий курень построенный в 1872 г. по улице Братьев Дорошевых
Курень по улице Набережная, которому более 100 лет
Если посмотреть на казачий курень, то можно увидеть очень много окон, которые отличают его от великорусских и малорусских жилищ. Следует отметить, что окна располагались не только на втором этаже, но и на первом, в зависимости от вида куреня. Если первый этаж предполагался быть не жилым, то окна были лишь на втором этаже, а роль окон внизу выполняли небольшие отверстия, которые создавали сквозняк, необходимый для хранения продуктов. Снаружи окна закрывались одностворчатыми навесными ставнями. Окна обычно были украшены резными наличниками. Из дерева выпиливали разнообразные фигурки, которые не только украшали, но и выполняли роль оберега (т.к. казаки были суеверны): должны были защищать от злых сил, чар и колдовства недобрых людей. Часто ставни и карнизы делали синими. Сначала строили курени, состоящие из двух комнат, – прихожки и горницы – разделенных между собой печью. Такой дом получил название «пятистенок», потому что, кроме четырех наружных стен, в нем была внутренняя, разделявшая комнаты. К такому дому примыкали сени, чулан и галдарея.
С разделением первой комнаты на две – прихожку и стряпную – возник трехкомнатный курень, или круглый дом, получивший самое широкое распространение и сегодня.
2.2. Внутреннее убранство куреня.
Первый этаж куреня традиционно называется низы. В центре низов находится комната без окон, но с небольшими отверстиями в стене. Донские казаки называли эту комнату "холодной". Веками отработанные приемы строительства позволяли так построить "холодную", что в ней постоянно дул сквознячок, остывший в окружающих эту комнату каморах. В прежние времена в холодной легко можно было наблюдать такую картину: сладко пахнут пучки трав, горы яблок, арбузов, развешанный на нитках на сквознячке виноград; вся семья собирается, расстелив кошму на прохладном глиняном полу, пьет "взвар" или ест ледяные шипящие соленые арбузы в полдень, в самую жару, когда над степью плывет в пыльном мареве испепеляющее солнце.
Гости обычно поднимались по широким ступеням ("порожкам") на второй этаж и попадали на "балясы" – балкон-галерею, террасу. С террасы, пройдя по узкому коридору, они попадали в главную комнату (залу), которая всегда была готова к приему гостей.
В переднем углу этой комнаты (левом напротив входа) располагалась божница, имевшая несколько икон в богатых серебряных окладах. Перед божницей висела зажженная лампада (небольшой сосуд с фитилем, наполненный деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей). Раньше по божнице и между самими иконами висели в маленьких пучках засушенные травы и разные украшения из цветной бумаги и колосьев.
Во время экскурсии в храм Успения Пресвятой Богородицы иерей Глеб Гладышев рассказал, что почитаемыми иконами у казаков считаются икона Святого Николая Угодника, Покрова Пресвятой Богородицы, Божией Матери. В книге нашего земляка С. Сполоха написано: «На постройку каменного храма Успенской Божией Матери император Николай 1 в 1852 году выделил 32 тысячи рублей серебром. Тонкой резной работы иконостас чудом уцелел во времена гонений и разрухи». В храме также находится картина-икона «Моление О Чаше» с изображением Иисуса Христа, которой более сто лет, с надписью «Гундоровской Успенской церкви от есаула Григорьевского полка Власова», земли и усадьба которого были напротив храма.
Под святым образом (иконой) стоял стол, накрытый всегда чистой скатертью. Вдоль стен располагались лавки. Место под образами считалось самым почетным, сюда в день свадьбы сажали жениха и невесту.
В домах состоятельных казаков у одной из стен ставили еще несколько стульев, или из обычного дерева, или резные с высокими спинками из ценных пород деревьев. Все стены залы были увешены оружием и сбруей. Ружья, сабли (шашки), кинжалы, пояса с серебряными пряжками, сафьяновые мешочки для пуль. Богатство парадной сбруи зависело от состоятельности хозяина дома.
Из рассказа экскурсовода городского краеведческого музея мы узнали, что в этой комнате стоял поставчик (постав) – шкаф для размещения посуды со стеклянными дверцами, через которые хорошо видна расставленная в порядке "гостевая" посуда. Такой шкаф подарен одной казачьей семьей и находится в музее
lefttopШкаф - поставчик (постав) – экспонат городского музея
В центре зала стоял стол, накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей. У фасадной стены в одном простенке стоял цветок, а в другом висело зеркало, и стоял на полу сундук–скрытня, окованный железом. В правом углу размещалась кровать, покрытая байковым или сшитым из лоскутков одеялом. А традиция украшать кровать взбитыми пуховые подушки, наложенными одна на другую сохранилась в казачьих семьях до сих пор. На окнах над кроватью вешали ситцевые занавески. Летом такими же занавесками завешивали печь, дверные проемы. Сундук–скрытню покрывали лоскутной постилкой. Украшением комнаты служили рисунки, гравюры с изображением битв, парадов, осад крепостей, а так же семейные фотографии в деревянных резных рамках или портреты лиц царской семьи, казачьих атаманов. На подоконниках и табуретках стояли в горшках комнатные цветы. Особенной любовью казачек пользовались герань, олеандры, кадки с которыми выставлялись на балконе.
Кровать из кованного железа представлена в нашем городском музее, рядом стоит сундук-скрытня.
Из залы дверь вела в спальню, где стояла большая кровать с горой перин и подушек из приданого хозяйки. Эту комнату казаки называли домушкой. Около кровати висела люлька для младенца, в ней он находился до 4-6 месяцев, а затем ее заменяли на кованную из железа качающуюся люльку. В правом углу спальни должен стоять сундук, где хозяйка дома хранила приданное, одежду, украшения. В долгие зимние вечера она пряла пряжу, поэтому неотъемлемой частью спальни является прялка. Стены спальни, как и стены зала, были украшены фотографиями, оружием, на окнах также были цветы.
2.3. Казачья кухня (стряпная)
При любом количестве комнат обязательно выделялась в самостоятельное помещение кухня, или стряпная, где готовили и ели пищу. В кухне, кроме печи для хлеба, размещалась плита для приготовления пищи и полки с домашней утварью. На полках и в шкафах–поставках расставлялись кастрюли и чугунки, миски, деревянные ложки, ведра, казаны и медные объемные кубы для воды.
Для приготовления и хранения пищи пользовались также глиняной посудой, которая располагалась на полочках поставов. Экскурсовод нашей школы Чубатова Катя рассказала, что глиняные сосуды имели разнообразные формы и соответственно названия: кубышки (узкогорлые сосуды с широко раздутыми боками), махотки – низкие кувшины с широким горлом без ручек, по-русски – "крынка", макитры – большие широкие горшки, кувшины – вертикально вытянутые бочковатые сосуды с зауженным горлом с ручкой, носиком, иногда с крышкой и т.д. Для придания изделиям нарядного вида их покрывали "поливой": зеленой, синей, коричневой (глазурью из свинцовой слюды и оловянного пепла). Некоторые разновидности сосудов представлены в школьном и городском музеях.
Донские курени отличались чистотой и нарядностью. Выходя из кухни, мы вновь попадем в коридор–галерею. Вот доказательство происхождения слова "курень", то есть расположение комнат по кругу, откуда мы вошли, туда же мы и вернулись.
Экспонаты быта казаков, представленные в городском музее.
В коридоре-галерее хозяйка хранила сбор лечебных трав, ближе к выходу стоял сундук, на котором были ведра с водой, над ними висело коромысло, при помощи которого казачки носили воду. Тут же вдоль стен могли стоять лавки, стулья. Вот так в чистоте и уюте жили казаки в своих куренях.
Заключение.
В своей работе мы изучили быт гундоровских казаков. Нам удалось рассмотреть архитектурные особенности и внутреннее убранство куреня. Мы выяснили, почему жилище донских казаков называлось «курень». Изучили, как выглядело внутреннее убранство казаков, что означает передний (красный) угол. Какие особенности быта казаков сохранились до наших дней. В рамках защиты своего проекта мы представляем красный или передний угол с украшенными образами святых в деревянных окладах: Пресвятой Богородицы, Иисуса Христа. Данные иконы передаются из поколения в поколения и хранятся в семьях как семейные реликвии. Также представляем стол, накрытый скатертью и всегда готовый к приему гостей, на нем у казаков стоял самовар с бубликами и разными травами.
Список литературы:
1. «Большой толковый словарь Донского казачества» Автор: коллектив авторов. Издательство: Русские словари, Астрель, АСТ Год издания: 2003
2. Сполох Сергей Александрович «Донецк – любимый город» 2010 г.
3. Казаки. Особое сословие. – М.: ОЛМА-ПРЕСС; СПб.: «Издательский Дом «Нева»», 2002. – 447 с. – (Архив).
4.Хрестоматия по истории донского казачества : (с древнейших времен до 1920 года ) / сост. М. П. Астапенко. - Ростов-на-Дону : Изд-во Ростовского университета, 1994. - 316, [1] с.
5. Интернет ресурсы.