Статья Исторический клуб Виват, Победа!
Ведерникова Марина Фёдоровна
Исторический клуб «Виват, Победа!» как один из аспектов обучения с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения
В современном мире в последнее время всё больше внимания уделяется формированию информационной культуры. Поэтому не секрет, что дистанционное обучение раскрывает огромные возможности в этом направлении. В Забайкальском крае дистанционное обучение с каждым годом все прочнее входит в образовательную среду. Оно даёт ребёнку возможность не только научиться чему-то, но и проверить свои знания, оценить возможности, сравнить себя с другими детьми школы, района, края. Тарбагатайская школа является МРЦ дистанционного обучения. Педагогами разработаны курсы по истории, английскому языку, литературе, химии, русскому языку, математике, обществознанию, дистанционные недели, курс как создать электронную газету и др. Обучающиеся используют дистанционные курсы для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ. Дистанционные элективные курсы дают возможность учащимся рационально использовать своё время, подготовиться к зачётам и получить сертификаты.
В нашей школе значительное внимание уделяется гражданско-патриотическому воспитанию в процессе обучения на уроках и внеурочное время. Но реализация воспитания гражданина и патриота своей Родины только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от школы дополнительного образования детей, содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания. Поэтому и возникла идея создания исторического клуба «Виват, Победа!»
Исторический клуб «Виват, Победа!» - есть объединение любителей истории на добровольной основе, предназначенный для воспитания гражданской позиции, патриотических ценностей.
Дистанционные технологии позволяют общаться ученикам нашей школы с учителями, сверстниками из других школ, выпускниками, родителями, общественностью. И большую роль в этом как раз и играет исторический клуб «Виват, Победа!», размещенный на школьном сайте «Школяры». Официальный сайт «Школяры» В МОУ СОШ п. Тарбагатай, даёт возможность общаться обучающимся, педагогам, родителям, жителям посёлка и всем желающим, кому не безразлична и интересна наша школа. На сайте «Школяры» созданы различные клубы по интересам. Среди них исторический клуб «Виват, Победа!». Участники клуба увлечены историей своего края, страны. На блоге клуба размещены материалы к урокам, так как на уроках истории формируется активная жизненная позиция учащихся, патриотизм и гражданственность. Особое внимание уделяется исследовательской и поисковой работе. Собран огромный краеведческий материал из истории посёлка Тарбагатай: книга памяти, о тарбагатайцах – участниках Великой Отечественной войны, о предприятиях советского периода, достопримечательностях посёлка, его жителях, отражены мероприятия, проводимые в школе: выставка местных коллекционеров «Потрогай историю руками», фотографии школьного музея, совхоза «Тарбагатайский», завода деревообрабатывающих станков (ЗДС), основанного в 1943 году. Школьники общаются с ребятами из п. Баляга, Толбага.
Модель клуба «Виват, Победа!» состоит из шести модулей. Первый модуль - Урок, является основополагающим, так как именно на уроке закладываются базовые понятия гражданина, патриота. На уроке даны равные возможности для формирования ценностных ориентаций всех участников образовательного процесса. Поэтому урок относим к универсальному модулю. Внеурочная деятельность в рамках Методического объединения «Человек и общество», относящаяся ко второму модулю, является продолжением урочной деятельности, но уже на более широком уровне. Это традиционные мероприятия, в которых принимают участие все обучающиеся (нестандартные уроки: «Уроки Второй мировой воны», «Содружество независимых государств», «Войны священные страницы», «Бабий яр» «Уголок России - Тарбагатай»; предметные недели, выставка частных коллекционеров «Потрогай историю руками», выставка проектов, сделанных руками учеников - «Средневековый замок», «Забытый учебник»; исторические вечера: «Путешествие в страну История», «Дорогами участника войны», «Солдатский треугольник»). Это деятельность тесно связанна с уроком, но выходит за рамки базового школьного расписания, позволяющая её участникам показать свою эрудицию, логику, нестандартное мышление, интуицию, находчивость. Третий модуль – Элективные курсы в рамках профильной и предпрофильной подготовки. Здесь занимаются обучающие, увлеченные предметом. Они выбирают элективный курс, который их интересует: «Страницы истории», «Мировые религии», «История денег в России», «Бунташный век», «Личность в истории». Этот модуль тесно связан с четвертым модулем «Дистанционное обучение». Учащиеся занимаются в оболочке «MOODLE» на сайте Do.Zabedu.ru, выбирая курс по желанию и интересу: «История Древней Руси», «Эпоха Петра Великого», «Политическая система». Участвуют в дистанционной предметной неделе по истории, соревнуясь с учащимися не только своей школы, но школы п. Акша, с. Катаево. Пятый модуль – Творческие лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама», «Музей и дети», «Моя малая Родина» объединяет в себе учащихся разных возрастов, увлеченных историей, работающих в системе. Они становятся участниками олимпиад на различных уровнях (школьном, муниципальном, краевом, Всероссийском), НПК («Неделя декабристов», «Шаг в науку». «Человек в истории Забайкалья», «Человек в истории. XX век», «Юные исследователи»), интеллектуальных игр, исторических марафонов. Большое значение уделяем сетевому взаимодействию с социальными партнёрами – шестой модуль, который способствует расширению сотрудничества с другими школами: любителями истории МОУ ООШ с. Катаево, волонтерской группой «Данко» МБОУ ООШ п. Баляга, с учащимися МОУ ООШ с. Толбага Петровск-Забайкальского района, с «Северной звездой» Сундутуйской школы п. Агинское.
Учащиеся МОУ СОШ п. Тарбагатай посетили школьный музей имени В.Д. Баранова, посмотрели театральную постановку «Жизнь - подвиг», посвященную 100-летию со дня рождения героя Советского Союза Е.И. Нагаева в рамках акции «Пока мы помним – фашизм не пройдет», ездили на экскурсию на место раскопок древней стоянки «Толбага-1», эпохи палеолита в п. Толбага, посетили часовню, построенную в честь окончания строительства Транссибирской магистрали.
Этот модуль позволяет использовать ресурсы, делится опытом не только своей школы, но и школ района и края. Базой всего этого является единое информационное пространство исторический клуб «Виват, Победа!», созданного на школьном сайте «Школяры». Именно там собрана вся информация о деятельности её участников. Здесь можно писать на стене комментарии, предложения, выставлять исследовательские работы, посвященные истории страны и Забайкальского края, фотографии выставок, мероприятий, музея, экскурсий, занятий. Через клуб осуществляется связь с сетевыми партнёрами, которые могут не только стать участниками клуба, но и поделиться своими интересными находками. Устанавливается связь с жителями посёлка, выпускниками школы, с жителями других регионов, которых интересует история нашего села, биографии и история его жителей.
Модель управления – информационно - коммуникативная. Руководит деятельностью учитель истории, совет клуба «Виват, Победа!», учащиеся творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама» Организатором деятельности является заместитель директора по НМР, совет клуба «Виват, Победа!» который избирается на собрании членов клуба и творческой лаборатории «Здесь каждый камень летопись сама». Они определяет характер, направления работы, устанавливают сроки проведения НПК, школьных олимпиад, брейн-рингов, интеллектуальных игр, экскурсий, внеклассных мероприятий и т.д. Совет руководителей творческих лабораторий (Савченко В. М. «Моя малая Родина», Шекунова И. Д. «Музей и дети», Ведерникова М. Ф. «Здесь каждый камень летопись сама») разрабатывают программы и направления деятельности клуба. В состав клуба входят также учителя, руководители музеев, волонтерских групп, объединений школ района и края, которые увлечены историей, любят свою малую Родину. Критерии и показатели модели
Критерии Показатели
1. Критерий «формирование социальных компетенций». Сформированность данного типа компетенций предполагает способность участников образовательного процесса брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов, способность быть лидером, способность работать автономно -Активность участников клуба «Виват, Победа!» и окружающего социума посредством участия в институтах школьного самоуправления, социальных проектах. Индикатором могут являться официальные письма благодарности, отзывы, положительная информация в СМИ о деятельности клуба (волонтерское движение, благотворительные акции).
-Сформированность правового поведения. Индикатор: отсутствие правонарушений, результаты участия в конкурсах на знание основ законодательства РФ.
-Сформированность основ экономического сознания. Индикатор: победы и участие в различного рода конкурсах, проектах по экономическим проблемам.
-Процент успешного социализирующихся детей группы риска. Индикатор: отрицательная динамика распространения наркомании и алкоголизма, числа детей, стоящих на учёте.
-Наличие индивидуальных образовательных маршрутов, ориентированных на получение профессионального образования. Индикатор: доля школьников, обучающихся по индивидуальным образовательным программам.
-Участие в разнообразных межвозрастных социально значимых проектах. Индикатор: доля школьников, участвующих в межвозрастных проектах.
2.Критерий «Формирование поликультурных компетенций» предполагает понимание различий между культурами, уважение к представителям иных культур, способность жить и находить общий язык с людьми других культур, языков, религий -Результаты исследования толерантности в школе.
-Отсутствие конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве.
-Участие участников образовательного процесса в программах международного сотрудничества. Индикатор документы, подтверждающие участие в данных мероприятиях.
-участие в мероприятиях, посвященных укреплению взаимопонимания, взаимной поддержки и дружбы между представителями различных социальных слоев, национальностей, конфессий.
-знание и уважение культурных традиций, способствующих освоению участников образовательного процесса культуры других народов. Индикаторы: участие в конкурсах, проектах.
3.Критерий «Формирование коммуникативных компетенций» Этот тип компетенций отражает владение умениями регулировать конфликты ненасильственным путем, вести переговоры -Результаты творчества участников образовательного процесса. Индикатор: наличие авторских публикаций, награды.
-Благоприятный психологический климат в школе. Индикатор: результаты социально-психологического исследования, проведенного специалистом.
-Наличие практики конструктированного разрешения конфликтных ситуаций. Отсутствие деструктивных последствий конфликтов, наносящих вред физическому, психологическому и нравственному здоровью
4Критерий «Формирование информационных компетенций» Владение информационными технологиями, понимания их силы и слабости, способность критически относиться к информации, распространяемой СМИ -Использование в проектной, исследовательской и других видах деятельности ИКТ (Интернет-ресурсов, презентационных программ, мультимедийных средств).
- Разработка и использование участников образовательного процесса общественно-признанного авторского продукта (программа сайта, учебного модуля)
-Увеличение количества учащихся (в процентах), принимающих участие, а также победивших в предметных олимпиадах, конкурсах и др.
5.Критерий «Формирование интеллектуальных компетенций» Способность учиться на протяжении всей жизни, самообразование. -Устойчивый интерес у участников образовательного процесса к чтению специальной и художественной литературы. Индикатор: результаты анкетирования родителей, учащихся, учителей, экспертные оценки работников библиотеки.
-Использование опыта, полученного в учреждениях дополнительного образования в школе. Индикатор: продукты деятельности ребёнка, полученные в процессе внутришкольной или внутриклассной деятельности, а также участие и победы в различных проектах.
-Увеличение количества творческих (научных, проектных и др.) работ учащихся по предметам образовательной программы школы, представленных на различных уровнях.
- Процент выпускников, продолживших образование в соответствии с избранным профилем в учреждениях профессионального образования. Индикатор: внутришкольная отчётность, отзывы выпускников, родителей.
6 Критерий «общекультурных компетенций» отражает духовно-нравственное развитие школьника, его общую культуру, нравственно-этическое воспитание, направленное на формирование основы успешной саморазвивающейся личности -Формирование культуры здоровьесбережения.
-Увеличение количества учащихся, участвующих в спортивных соревнованиях различного уровня.
-Увеличение количества учащихся, занятых творческими (танцы, музыка, живопись, народные промыслы и т.д.) видами деятельности. Индикатор: участие и награды в фестивалях, выставках, конкурсах и др. мероприятиях.
-Участие в природоохранительной деятельности.
-Участие в туристско-краеведческой деятельности.
-Участие в волонтёрском движении.
Ожидаемые результаты
Первый уровень результатов – приобретение участниками клуба «Виват, Победа!» социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности в повседневной жизни. Второй уровень результатов - получение участниками клуба опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне клуба «Виват, Победа!», класса, образовательного учреждения, района, края. Третий уровень результатов - получение участниками клуба опыта самостоятельного общественного действия. Формирование ИКТ-компетенции. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.