Роль детского чтения в формировании информационного общества статья для выступления на Всероссийской научно-практической конференции «СОВРЕМЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ».

Роль детского чтения в формировании информационного общества

Гущенская И.П., учитель начальных классов
Трофимова Э.В., учитель начальных классов
г. Межгорье

Развитие в России информационного общества – задача настоящего и будущего, но одно совершенно ясно – жить в нем придется тем, кто сегодня является детьми. Именно они – жители будущего глобального мира, который будет состоять из многих информационных обществ разных стран. Строить же это общество придется, прежде всего, тем, кто сегодня работает с ИКТ, но не только тем, кто сегодня создает новую информационную инфраструктуру (инженерам, технологам, программистам), но также и учителям.
Новые технологии кардинально меняют жизнь, и в этом плане информационное общество – это общество, в котором каждый гражданин может улучшить свою жизнь хотя бы тем, что он получает доступ к огромному количеству информации – и тем самым, к образованию и культурным ценностям.
По мере развития информационного общества, при постепенном решении проблемы доступа населения к информации, это приводит к возрастанию возможностей в ее выборе. А это, в свою очередь, меняет требования к личностным качествам человека, выдвигая на первый план такие качества, как: умение собрать информацию для решения задачи, способность анализировать и обобщать, умение быстро ориентироваться в глобальном информационном пространстве и др.
Сегодня главной из насущных задач является подготовка школьников к жизни в глобальном информационном обществе будущего: обучение их новым видам грамотности (и шире – культуры личности), а именно - читательской и информационной грамотности (а также компьютерной грамотности и медиаграмотности).
Одна из крайне важных сторон проблемы – это проблема обучения чтению и основам информационной культуры личности на протяжении всего периода обучения в школе. Компонент, который должен лежать в ее основе в качестве ее фундамента: это умение работать с различными видами текстов на разных носителях информации.
Информационная культура, с точки зрения ряда специалистов, может быть охарактеризована следующим образом. Информационно грамотный человек умеет учиться, то есть понимает, как организовано знание, где и как найти информацию, может научить других пользоваться ею.
Чтение – это важнейшее условие формирования мыслительных способностей. В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: “Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга”.
Чтение – одно из важнейших средств формирования личности. С одной стороны, чтение является предметом обучения, а с другой, средством обучения. Из книг, в том числе и учебных по различным предметам, ребенок получает разнообразные знания. Чтение литературных произведений всегда выполняющих познавательную, эстетическую и воспитательную функции формирует эмоциональную сферу, нравственно эстетические идеалы, взгляды, отношения ребенка. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба, а в совокупности, судьба России, ее будущее. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Начальная школа первая начинает реализовать общую основную цель обучения – формирование личности учащегося.
Именно поэтому ФГОС второго поколения выделил новые, отличные от предыдущего стандарта, цели изучения литературного чтения:
Овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников;
Формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
Совершенствование всех видов читательской деятельности; умение работать с различными видами информации;
Развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
Овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
Воспитание интереса к чтению и книге;
Обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле;
Развитие нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран.
Общеизвестно, что телевидение отнимает ребенка от книги. Однако оно способно и привлечь его к книге. Надо только суметь этой способностью воспользоваться. Речь идет о том, чтобы от просмотра интересной передачи перекинуть мост к чтению школьника предложить ему прочитать книгу на тему передачи, которая увлекла.
Неоднозначное влияние на детей оказывает и компьютер. С одной стороны через Интернет он открыл ребенку доступ к мировым запасам информации. Не выходя из дома, он может получить оперативную, многоаспектную информацию по любому вопросу.
Однозначной помехой общения с книгой является слабая техника чтения, касающаяся более всего младших школьников. Школьник, читающий по слогам, не способен полноценно воспринимать книгу. Поэтому так важно именно в этот период научить ребенка читать, сформировать у него техническую сторону чтения, умение работать с научно - познавательным и художественным текстом, обеспечить полноценное восприятие доступного художественного текста, чтобы оно оказало максимальное воздействие на растущего человека.
ФГОС предлагает образцы учебной деятельности школьников, которые в полной мере должны использоваться в учебной и домашней деятельности обучающегося:
Чтение вслух и «про себя»;
Формы чтения: чтение в парах, группах, фронтальное чтение в классе: коллективное и совместное чтение; хоровое и индивидуальное чтение, продолжительное чтение;
Виды чтения: просмотровое (ознакомительное), поисковое, выборочное чтение, детальное чтение, перечитывание;
Эмоциональный отклик на прочитанное;
Обсуждение прочитанного;
Составление плана, схем, закладки и выписки, цитаты;
Пересказ полный, сжатый, выборочный;
Вопросы и ответы по прочитанному;
Коллективная драматизация художественных произведений;
Реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»;
Игры с исполнением, сменой ролей: создателя( поэта, писателя, ученого и т. Д. ), исполнителя (слушателя или зрителя);
Работа с текстом: его структурой и композицией (планы и ключевые слова, схемы), с содержанием и описанием персонажей (ключевые мысли и идеи, детали описания, цитаты), с языковыми средствами (средствами выразительности);
Создание собственных высказываний и текстов на основе прочитанного (изложение, пересказ; отклики, отзывы и оценки, аннотации; аналоги и реконструкции);
Коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ;
Обсуждение порядка действий при поиске и выборе информации, книги, при подготовке к выступлению, при разучивании наизусть; составлении памяток и алгоритмов.
Таким образом, новый стандарт нацеливает учителя на необходимость усиления внимания к решению новой важной задачи – формированию читательской самостоятельности. Младшие школьники должны понимать, что книга имеет особое значение в жизни людей, что интерес к чтению является необходимым элементом культуры каждого человека. Это становится основой для развития читательских умений – выбрать книгу, определить ее тему по иллюстрациям и аннотации, пользоваться оглавлением; при необходимости самостоятельно пользоваться справочниками, словарями, использовать информационные технологии.


15