ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЕННО-СПОРТИВНЫХ ИГР ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА МОЛОДЕЖИ
Клепиков В. П., учитель физической культуры
Россия, г. Санкт-Петербург, ГБОУ «СОШ № 350» Невского района
Одной из важных задач государства является военно-патриотическое воспитание молодёжи, в основе которого, лежит подготовка молодых людей страны к службе в Вооружённых Силах РФ, воспитание любви к армии, формирование высокого чувства гордости за принадлежность к России, постоянной готовности к защите Родины [1].
По мнению ряда исследователей, будущий защитник Отечества должен быть высокообразованным, физически развитым молодым человеком, обладающим высокими моральными принципами. На это нацеливает нас национальная доктрина образования в Российской Федерации. Но, к сожалению, на современном этапе развития общества институт подготовки учащейся молодёжи к службе в армии оказался частично разрушен.
Усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на воинскую службу. Среди призывной молодёжи наблюдается рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социальными причинами. Учитывая сложившуюся ситуацию, руководство страны приняло кардинальные меры по улучшению положения дел. Была принята новая редакция Закона «О воинской обязанности и военной службе», Постановление Правительства «Об утверждении Положения о подготовке граждан РФ к военной службе» и ряд других документов [2, 3].
Несмотря на отмеченные позитивные факты, проведенный анализ теоретических и научно-практических работ по вопросам военно-патриотического и физического воспитания молодежи позволяет отметить, что существующие на сегодняшний день теоретические и практические наработки социальных институтов (к каковым относится и общеобразовательная школа), решающих задачи допризывного воспитания, не всегда обеспечивают качественное решение проблемы подготовки юношей к будущей военной службе.
С учетом сложившейся ситуации и был сделан выбор темы данного исследования, ориентированного на решение проблем совершенствования процесса допризывной подготовки старшеклассников, реализуемых в ходе освоения содержания раздела «Основы военной службы» предмета « ОБЖ ».
Объект исследования – содержание системы обучения основам военной службы курса ОБЖ для школьников старших классов общеобразовательных школ.
Предмет исследования – учебный процесс по разделу «Основы военной службы» курса ОБЖ у учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Цель исследования: определить влияние уроков раздела «Основы военной службы» с использованием военно-спортивных игр на процесс формирования теоретических знаний и военно-прикладных умений и навыков учеников 10-11-х классов.
Гипотеза исследования. Предполагалось, что использование военно-спортивных игр в 10-11 классах общеобразовательной школы при изучении раздела «Основы военной службы» курса ОБЖ позволит сформировать у учащихся военно-прикладные умения и навыки и повысит уровень теоретических знаний в этой области.
Исходя из цели исследования, в работе были поставлены следующие задачи:
1. Провести анализ уровня теоретической и практической подготовленности по разделу «Основы военной службы» юношей 10-11 классов МОУ «Усвятская средняя общеобразовательная школа».
2. Отобрать военно-спортивные игры для использования их в ходе учебного процесса по обучению основам военной службы в 10-11 классах общеобразовательной школы.
3. Обосновать экспериментальным путем эффективность предложенных нами методов учебной деятельности с использованием военно-спортивных игр в процессе занятий по разделу «Основы военной службы» курса ОБЖ в 10-11 классах.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:
Анализ научно-методической литературы.
Анкетирование.
Тестирование показателей военно-прикладной подготовленности.
Тестирование теоретических знаний.
Педагогический эксперимент.
Методы математико-статистической обработки результатов.
Проведенный анализ научно-методической литературы выявил, что военно-спортивные игры могут применяться в ходе учебного процесса по предмету ОБЖ и обеспечивают активное формирование практических умений и навыков, являются действенным методом военно-профессиональной подготовки юношей-старшеклассников и способствуют формированию у них готовности к будущей службе в Вооруженных Силах. В ходе уроков ОБЖ с применением военно-спортивных игр не только формируются новые знания, навыки и умения, но и такие качества как требовательность, исполнительность, организованность, обязательность, умение организовать работу, умение учитывать мнение других, коммуникабельность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, ответственность и другие.
Военно-спортивные игры по ОБЖ решают триединую задачу:
способствуют получению новых знаний, навыков и умений учениками, необходимых в предстоящей военно-профессиональной деятельности;
позволяют ученику оценивать самого себя в выполняемой роли;
повышают интерес к военной деятельности и познавательную активность обучаемых, развивают самостоятельность.
Военно-спортивных игр на местности много, и развивают они ребят по-разному, не все в одинаковой степени способствуют воспитанию у школьников различных качеств. В одних играх воспитывается выносливость, в других вырабатывается глазомер и умение ориентироваться на незнакомой местности, наблюдательность, умение маскироваться и т.п.
Влияние игры на развитие у подростков тех или иных качеств в решающей степени зависит от ее структуры.
В структуре игры необходимо различать: во-первых, тематическое содержание; во-вторых, моторное содержание, разнообразие и характер движений, производимых в игре, их быстроту, силу; в-третьих, организационную сторону игры.Педагогу следует так подбирать игры, чтобы ребята в течение всего курса учебных занятий получали разностороннее развитие. Важным моментом при выборе и организации игры является учет возрастных особенностей, физического и психологического развития и индивидуальных возможностей подростков и физической нагрузки, допустимой для данного возраста [4].
Каждая игра должна быть посильной для ребят и увлекательной, но, в тоже время, требующей от играющих известного напряжения. Нельзя допускать, чтобы задачи в игре решались легко. Возможность проведения той или иной игры на местности зависит от числа играющих. Есть игры одиночные – поединки между отдельными играющими и игры групповые, отрядные. Всегда целесообразно начинать с простых игр, затем по мере накопления опыта переходить к более сложным и длительным играм.
Исследование проводилось на базе МОУ «Усвятская средняя общеобразовательная школа» п. Усвяты. В нем приняли участие юноши 10-11 классов этой школы в количестве 24 человек. Для определения уровня теоретической подготовленности по вопросам раздела «Основы военной службы» предмета ОБЖ и уровня развития военно-прикладных умений старшеклассников нами было проведено первичное тестирование исследуемого контингента.
ВЫВОДЫ.
1. Результаты предварительного исследования уровня теоретических знаний по основам военной службы курса ОБЖ у учащихся 10-11 классов МОУ «Усвятская общеобразовательная средняя школа» показали, что уровень их подготовленности находится на среднем уровне и составил в 10 классе – 3,75 балла, а в 11классе –3,83 балла.
При исследовании уровня военно-прикладных умений и навыков старшеклассников мы получили следующие результаты: в подтягивании на высокой перекладине среднее значение в 10 классе было равно 8,8 раза, в 11 классе – 9,0 раз; при выполнении прыжка вверх с места результат в 10 классе был равен – 41,8 см., а в 11 классе – 42,4 см. В лазании по канату юноши 10 класса показали результат - 11,3 сек, а юноши 11 класса – 11,2 сек. Дистанцию 100 метров юноши 10 класса пробежали за 13,85 сек., а юноши 11 класса за 13,8 сек.; в беге на 3000 метров результаты равнялись 12 мин. 48 сек. и 12 мин. 53 сек., соответственно. При метании гранаты десятиклассники показали средний результат - 30,5 м., а юноши 11 класса - 31,3 метра. В стрельбе из пневматической винтовки юноши 10 класса выбили 31,1 очков из 50 возможных, а юноши 11 класса – 32,7 очков. Таким образом, результаты в военно-прикладных упражнениях у школьников обеих групп находились на низком и среднем уровне по сравнению с контрольными нормативами.
2. Опираясь на анализ научно-методических источников, программу по ОБЖ для старших классов и на особенности школы (материально-техническую базу, месторасположение ОУ, уровень подготовки педагогов и персонала) нами были отобраны военно-спортивные игры, которые можно было использовать в ходе учебного процесса по ОБЖ в данном общеобразовательном учреждении. При выборе игр мы учитывали возможность участия в них школьного класса, отряда, группы, то есть те, в которых могут быть задействованы 10-20 человек. Исходя из этих требований, нами были отобраны четыре игры военно-спортивной направленности:
- «Форпост», «Наступление» - для воспитания смелости, решительности, выносливости, развития тактического мышления и взаимовыручки;
- «Действия в очаге ядерного поражения», «Спасательные работы» - для развития силовых качеств, чувства взаимной выручки; умений действий при применении ОМП и нахождении в зараженной местности, действий в зонах стихийных бедствий, знания сигналов помощи, сигналов воздушной тревоги, радиационной, химической и бактериологической опасности.
3. В ходе педагогического эксперимента нами было проведено 8 совместных уроков по ОБЖ с учениками 10-11 классов: 4 урока по военно-прикладной физической подготовке, на которых с помощью комплексов физических упражнений шла подготовка к будущей игре, и 4 урока с использованием военно-спортивных игр. После окончания экспериментального курса занятий мы провели повторные испытания, которые показали, что уровень теоретических знаний по ОВС у учеников 10 класса вырос до 4,18 балла (рост на 11,4%), а в 11 классе – до 4,24 балла (10,9%). Анализ результатов итоговых исследований развития военно-прикладных умений показал, что за период эксперимента прирост в подтягивании на высокой перекладине в 10 классе составил - 12,5% , в 11 - 13,3%; при выполнении прыжка вверх с места результаты в 10 классе выросли на 6,6%, а в 11 - на 7,55%; в беге на 100 метров результаты юношей 10 класса улучшились на 2,7%, а в 11 классе - на 2,9%; в беге на 3000 метров показатели стали лучше на 1,9% и 2,1% соответственно; лазать по канату юноши 10 класса стали быстрее на 7,1%, а юноши 11 - на 7,2%; при метании гранаты на дальность результаты увеличились в 10 классе на 9,2%, в 11 классе на 9,9%; стрелять из пневматической винтовки юноши 10 класса стали точнее на 9,9%, а юноши 11 - на 9,4%. Таким образом, мы можем утверждать, что система урочных занятий по ОБЖ с применением военно-спортивных игр позволили более качественно подготовить юношей-допризывников физически, психологически и теоретически к предстоящей службе в Вооруженных Силах РФ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов О.В. Проблема патриотического воспитания в аспекте подготовки будущих учителей ОБЖ / О.В.Акимов // Подготовка специалистов по безопасности жизнедеятельности: Материалы региональной научно-практической конференции. – Омск: Из-во СибГУФК, 2005. – С.10-13.
Арутюнян Т.Г. Школьник – призывник: образовательная программа по физическому воспитанию / Т.Г. Арутюнян. // – М.: Чистые пруды, 2006. - 32 с.
Байбородова Л.В., Индюков Ю.В. Методика обучения основам безопасности жизнедеятельности: Метод. пособие. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 272 с.
Балевский В.И. Педагогические основы подготовки старших школьников к военной службе: Автореф. дис. к.п.н. наук. - Нижний Новгород. - 1998. - 22с.