«Удод – птица 2016 года» Брифинг
«Удод – птица 2016 года»
Брифинг
15.06.2016
Воспитатель: Романова Е. Н.
Ларневская СОШ, «Лукоморье -2016»
Цель: знакомство с опытом проведения эколого – образовательной кампании «Птица года» в России и за рубежом, формирование у ребят эмоционально – ценностного отношения к живой природе, экологической культуры и гражданственности.
Оборудование:
1. Маловичко Л. В. Удод – птица 2016 года //«Биология в школе», № 3 2016 (с. 11- 19)
2. Киселева Н. Ю. Стриж – птица 2014 года. // «Биология в школе», № 7 2014 (с. 3- 9)
3. Стенд «Удод – птица 2016 года»
4. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Издательство Артия. 1974. Прага.
5. Несмашная Т. Г. Игры на занятиях по орнитологии. // «Биология в школе», № 1 1996 (с. 74- 76)
6. Дорофеев А. М., Иванов Г. А. Биологический словарь школьника. Минск «Народная асвета» 1993
7. Материалы летних заданий прошлых лет кабинета биологии.
8. Красная книга.
Ход мероприятия
Организационный момент.
Ребята располагаются в игровой комнате своего отряда, читают тему.
Вступительное слово воспитателя о истории международной природоохранной кампании «Птица года»
История природоохранной кампании «Птица года» насчитывает уже более 40 лет. Впервые такая кампания была проведена в Германии в 1971 году, ставшем Годом сапсана. Интересный опыт был подхвачен другими странами. Первая птица года в России была выбрана в 1996 году. Ей стал коростель – вид, который из – за катастрофического падения численности в Западной Европе получил статус глобально редкого. Проведенные в Европейской России учеты численности показали, что на территории нашей страны коростель по – прежнему – широко распространенный вид. Затем птицей года последовательно становились полевой жаворонок и серый журавль, деревенская ласточка и большая синица, скворец и пустельга, кроншнеп и белый аист, сова и зимородок, чайка и снегирь, лебедь и чибис, белая трясогузка, варакушка, орлан – белохвост, стриж и горихвостка. Звание птицы 2016 года получил удод.
В нашей стране птицу года выбирает Союз охраны птиц России, руководствуясь следующими критериями:
• Птица должна быть широко распространена, чтобы как можно больше людей могли участвовать в ее изучении и охране;
• Она должна быть хорошо узнаваемой, чтобы ее могли легко определить в природе не только специалисты – орнитологи;
• Вид должен быть таким, чтобы все желающие могли оказать конкретную помощь в решении проблем птицы года, например, принять участие в учетах численности, помочь решить жилищную проблему или защитить места обитания.
Некоторые основные варианты участия школьников и педагогов в кампаниях «Птица года»:
Сбор фенологической информации о сроках появления и исчезновения в ваших краях. Информацию отправляют на сайт международного интернет проекта «Весна идет» www.springalive.net. Россия –активный участник этого проекта, в последние годы лидирует по числу сообщений на сайте. Вы тоже можете внести свой вклад в новые победы нашей страны! Один из важнейших элементов сайта – интерактивная карта. Как только первые наблюдатели вносят свои данные о первых встречах перелетных птиц, карта заливается весенней оранжевой краской. Чем больше сообщений, тем ярче интенсивность окраски регионов и стран.
Помощь птице года в решении «жилищных проблем».
Выступление с рассказом о птице года перед детьми, коллегами, в средствах массовой информации, в Интернете. Такое выступление можно подготовить в летнем экологическом лагере.
Организовать и провести творческие конкурсы, посвященные птице года и проблемам ее охраны. Например, конкурс лучших фотографий. Только не забывать о факторе беспокойства – снимать птиц на гнезде и птенцов не надо!
Брифинг по статье Маловичко Л. В. Удод – птица 2016 года //«Биология в школе», № 3 2016 (с. 11- 19) и рассказы о своих встречах с удодом в ЛарневскеЛетние задания. « Мой вклад в Красную книгу».
Знакомство ребят с творческими работами прошлых лет
5. Рефлексия
Орнитологические игры (Несмашная Т. Г. Игры на занятиях по орнитологии. // «Биология в школе», № 1 1996 (с. 74- 76)
Литература.
1. Маловичко Л. В. Удод – птица 2016 года //«Биология в школе», № 3 2016
2. Киселева Н. Ю. Стриж – птица 2014 года. // «Биология в школе», № 7 2014
3. Ганзак Я. Иллюстрированная энциклопедия птиц. Издательство Артия. 1974. Прага.
4. Несмашная Т. Г. Игры на занятиях по орнитологии. // «Биология в школе», № 1 1996 (с. 74- 76)
5. Дорофеев А. М., Иванов Г. А. Биологический словарь школьника. Минск «Народная асвета» 1993