Изучение возможности реализации профессиональных образовательных программ в ГБПОУ «УМТ» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Изучение возможности реализации профессиональных образовательных программ в ГБПОУ «УМТ» с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Лосева Н. А.
Лосева Н. А./ Loseva N.A., директор, Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум», п.Улькан
Аннотация: Статья рассказывает о предпосылках и возможностях внедрения в образовательный процесс ГБПОУ «УМТ» дистанционных образовательных технологий и электронного обучения. В ней рассматриваются условия и готовность информационной среды профессиональной организации к инновационным изменениям.
Аbstract: The article talks about the prerequisites and possibilities of implementation in the educational process GBPO UMT remote educational technologies and e-learning. It focuses on the conditions and the willingness of the information environment of a professional organization to innovative changes.
Ключевые слова: дистанционные образовательные технологии, электронное обучение, информационная среда, инновации.
Keywords: distance education technology, e-learning, information environment, innovation.
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, при реализации образовательных программ, в том числе профессиональных, используются различные образовательные технологии. К ним, в том числе относятся: дистанционные образовательные технологии и электронное обучение. Исходя и данной статьи ФЗ, каждое образовательное учреждение должно обеспечить для студентов и их родителей возможности электронного или дистанционного обучения, так как для того чтобы подготовить современного выпускника к вхождению в трудовую деятельность, образовательные организации должны идти на десяток лет впереди общества.
Сегодня в развитых странах обучения без использования электронных технологий просто не существует. На уровне Правительства РФ подготовлен план развития электронного образования в нашей стране и сформирована межведомственная рабочая группа, которая утвердила программу действий в данном направлении ближайшие годы. Минобразование РФ определило задачу, чтобы любой ребенок, который проявит желание получить образование в дистанционной форме либо в силу своего здоровья, либо в силу удаленного проживания имел такую возможность.
Одной из тактических целей Программы развития Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум», сокращенное наименование - ГБПОУ «УМТ» (далее по тексту профессиональная организация ПО) на 2012-2015 гг. «Профессионализм, эффективность, ответственность, качество, единство» является: обновление профессионального образовательного процесса через внедрение инновационных образовательных программ и технологий, актуальных для развития профессионального образования – внедрение электронного образования и дистанционного обучение как нельзя, кстати, решает эту цель.
Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, в основном осуществляемые с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии студентов и преподавателей. Под электронным обучением признается организация, которая применяет: данные, содержащихся в базах; информацию, используемую при реализации профессиональных образовательных программ; информационные технологии, технические средства, обеспечивающие обработку информации; информационно-телекоммуникационных сетей, помогающих передавать по линиям связи указанную информацию. Система дистанционного обучения - специальным образом организованный комплекс педагогических, материально-технических и организационных элементов, реализующий содержание и процесс интерактивного опосредованного взаимодействия студента, преподавателя и средств обучения.
Создание информационной образовательной среды для внедрения дистанционных образовательных технологий и электронного обучения в ГБПОУ «УМТ» предполагает наличие единых стандартов, форм, форматов данных, а также общей технологии взаимодействия всех структур внутри профессиональной организации. На сегодня для создания единого информационного пространства и условий для внедрения электронного и дистанционного обучения в ПО ведется работа по следующим направлениям:
- привлечение внебюджетных средств, спонсорской помощи, что способствует улучшению материально-технической базы учреждения. С 2013 года за счет внебюджетных средств, спонсорской помощи – в ПО была произведена частичная модернизация по улучшению материально - технического оснащения кабинетов и мастерских; кроме того в результате победы (2 место) в конкурсе «Лучшее ОУ» - был получен приз, в виде передвижного компьютерного класса;
- повышение квалификации и методическая поддержка педагогических работников в области использования ИКТ в образовательном процессе. 100 % педагогических работников ПО прошли повышение квалификации в 2013-2014 году по теме: «Автоматизированная система в управлении образовательным учреждением» и сертификацию соответствия квалификационным требованиям в области ИКТ;
- организация образовательного процесса с использованием ИКТ и доступа к информационным ресурсам всех участников образовательного процесса. Во всех кабинетах имеется мультимедийное оборудование, компьютеры объединены в общую локальную сеть, доступ к которой осуществляется по внутренней сети и Wi-Fi. Кабинеты ИКТ, все структурные подразделения ПО имеют свободный доступ к сети Интернет работает web-сайт (http://gbpou-umt.zz.vc), электронная почта ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]). ПО имеет филиал: E-mail и адрес сайта филиала ГБПОУ «УМТ: filial.pu-68@yandex.ru; [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. В ПО разработаны электронные учебно методические комплексы и собраны электронные образовательные ресурсы по профессиям: «Парикмахер», «Повар, кондитер», «Автомеханик»,
- информационное взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса ПО, а также с другими ОУ. Создание единой, в рамках ПО, системы обработки и передачи различной информации на всех возможных видах носителей. Организация электронного документооборота обеспечивает взаимодействие и контроль исполнения поручений.
- развитие информационно-управленческой системы. Ведение управленческой документации, делопроизводства, кадровых дел сотрудников, бухгалтерского учета, личных дел студентов и многое другое.
В конце марта 2013 года ГБПОУ «УМТ» был получен сертификат соответствия, который удостоверяет, что система менеджмента качества применительно к предоставлению образовательных услуг по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам в соответствии с требованиями процедур лицензирования и государственной аккредитации соответствует требованиям ГОСТ ISO 9001-2011.
Исходя из вышеизложенного на сегодня в ГБПОУ «УМТ» частично созданы условия для внедрения в образовательный процесс системы электронного обучения и дистанционных педагогических технологий, главное мотивировать педагогический коллектив на внедрение экспериментальных инноваций, а также изучив теоретические основы применения системы электронного обучения и дистанционных педагогических технологий – внедрить их в образовательный процесс.
Основные преимущества электронного обучения и дистанционных педагогических технологий для поступающих абитуриентов и студентов ГБПОУ «УМТ» - обучение на месте проживания/нахождения:
- студент будет иметь возможность получить профессиональное образование, не уезжая из семьи, оставаясь под ее контролем и опекой;
- при переезде семьи из города в город, студент имеет возможность продолжить обучение без перерывов и изменения сроков обучения (обеспечение академической мобильности);
- взрослое население имеет возможность на своем рабочем месте получить профессиональное образование, повышение квалификации или переподготовку по курсам выбранной профессии и специальности;
- технология позволяет обеспечить возможность обучения в нестандартных условиях, в частности в военных гарнизонах, в местах заключения, в местах проведения военных действий и т.д.);
- возможность обучения по индивидуальному временному графику, планируя свое обучение не только в течение семестра, но и в течение дня.
В рамках внедрения системы электронного обучения и дистанционных педагогических технологий в ПО планируется разработка, апробация и внедрение электронного обучения и дистанционных технологий обучения в профессиональный образовательный процесс.
Главными преимуществами дистанционного обучения при этом становятся:
возможность образования широких слоёв населения;
гибкость при выборе времени, места обучения и типа учебного заведения;
наличие индивидуального подхода с учетом потребностей и психологических особенностей студента;
доступность и открытость обучения;
совмещение обучения и профессиональной деятельности;
возможность самореализации для студентов и преподавателей;
объективность оценки знаний, проводимой при помощи специальных программ;
улучшение познавательных навыков студентов, развитие самостоятельности, творческого и интеллектуального потенциала.
Эффективность дистанционного обучения выражается чаще всего в свободной возможности совмещать обучение с работой. Ведь, как правило, для студента очень важно, чтобы его профессиональная деятельность не прерывалась. Если обучение не занимает слишком много времени, не является слишком трудоёмким, то большинство работающих студентов смогут охарактеризовать его, как эффективное. Конечно, нельзя пренебрегать отрицательными сторонами дистанционного обучения, ведь устранение отдельных недостатков оказывает содействие усовершенствованию системы в целом. При этом следует отметить собственно отсутствие очного общения преподавателя и студента, что, в конце концов, влияет на индивидуальность подхода в обучении. Студенты не всегда само дисциплинированы, сознательны и самостоятельны, что необходимо при дистанционном обучении. Если при традиционном обучении достаточно присутствия студента на занятиях, то для дистанционного образования нужна хорошая техническая оснащённость, которая будет оказывать содействие постоянному доступу к источникам информации. Недостаток практических занятий и отсутствие постоянного контроля тоже можно отнести к отрицательным моментам. При дистанционном обучении возникают и проблемы методического характера. Например, при обучении и повышении квалификации студентов возникает потребность демонстрации выполнения процесса. Единственный выход при дистанционном обучении - анимация. А это невозможно при плохом техническом обеспечении. Отсутствие технической базы служит причиной проблемы проведения экзаменов в режиме «он-лайн» ведь студент для ответа на экзаменационные вопросы может пригласить за компьютер своего друга - отличника.
Таким образом, к числу главных недостатков дистанционного обучения можно отнести:
отсутствие у студентов навыков самостоятельной работы и как результат неэффективное использование времени занятий;
неумение сосредоточиться на обучении в неофициальной (чаще домашней обстановке), повышенная отвлекаемость и рассеяность внимания студента;
периодическая невозможность получить мгновенную консультацию преподавателя;
направленность на людей старшего возраста, низкая эффективность при обучении подростков и молодежи.
Для решения этих проблем необходимо общее повышение уровня информационной и компьютерной грамотности населения, начиная со школы и др. заведений традиционного образования, создание специальных Интернет-конференций, форумов, которые бы гарантировали относительное «живое» общение групп студентов.
Несмотря на все вышеизложенные проблемы, дистанционное обучение очень цениться психологами и педагогами. Но полная замена традиционных систем образования аналогичными - дистанционными пока вызывает некоторую насторожённость. Но бесспорно одно, студенты - дистанционно, более адаптированные к внешним условиям, ответственно и активны, а значит более успешные в современном деловом мире.
Главным недостатком в обучении студентов с использованием дистанционных технологий является недостаток практических занятий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности студента. К сожалению, у студентов очной формы обучения мотивации самостоятельного получения знаний нет. Необходим постоянный контроль. Поэтому становится все более очевидным, что основная задача заключается в создании новой формы обучения, сочетающей очное обучение с дистанционными образовательными технологиями. Такая организация обучения, предполагает интерактивное взаимодействие субъектов учебного процесса посредством современных коммуникационных средств. В ходе реализации дистанционных образовательных технологий любое учебное заведение столкнется с целым рядом проблем: высокой стоимостью построения системы дистанционного обучения, отсутствием опыта дистанционного обучения у преподавателей и студентов, отсутствием методического обеспечения и квалифицированных специалистов.
В целом электронное обучение и дистанционные педагогические технологии являются весьма эффективным и перспективным и обязательно будут внедрены в профессиональный образовательный процесс Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Иркутской области «Ульканский межотраслевой техникум».
Для дальнейшего развития вышеназванных технологий нам на уровне ПО необходимо: сформировать методологическую базу, организационно-управленческую структуру электронного и дистанционного образования, разработать нормативно-правовой аппарат, развивать теоретические, научно-психологические подходы в сотрудничестве с системой традиционного образования. И, конечно же, необходима финансовая поддержка материально-технической базы для электронного обучение и дистанционных педагогических технологий.
Девизом работы педагогического коллектива ПО является – «Профессионализм, эффективность, ответственность, качество, единство», значит и с данной работой по внедрению электронного обучения и дистанционных технологий мы справимся достойно!
Литература
Алфёрова М.А. Проблема самоорганизации личности в системе дистанционного обучения: Вестник ВСГАО. 2010. № 12. 50-55 с.
Андреев А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение». [Электронный ресурс] Режим доступа URL: http://www.e-joe.ru/sod/97/4_97/st096.html
Девтерова З.Р. Современные подходы к организации и управлению дистанционным обучением: Гуманизация образования. 2010. № 1., 58-63 с.
Поночевная И. Дистанционные образовательные технологии как способ обеспечения профессионализации для современного преподавателя и студента. - М.: ЭСЭПиМ, 2011. - 292 с.
Трайнев В.А., Гуркин В.Ф., Трайнев О.В. Дистанционное обучение и его развитие. - М.: Дашков и Ко, 2012. - 294 с.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
15