ПРОЕКТ педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ по теме «Образовательная технология «Портфолио» как метод формирования социальных компетенций обучаемых».
ПРОЕКТ
педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ
по теме «Образовательная технология «Портфолио» как метод формирования социальных компетенций обучаемых».
Актуальность данной темы состоит в том, что на современном этапе на первый план выходит не исполнительность, как требовалось в школах ранее, а инициативность. Портфолио способствует развитию творческой индивидуальности младшего школьника посредством активизации его деятельности. Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность. В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности. Идея применения портфолио возникла в Соединенных Штатах в 80-х гг. XX века и развивается очень интенсивно. В Российском образовании технология «портфолио» внедряется сравнительно недавно. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов особое место в новой системе оценивания уделено портфолио, что способствует реализации задач реформирования образования. В рамках ФГОС НОО, портфолио является современным педагогическим инструментом развития и системной оценки индивидуальных образовательных достижений обучающихся, в условиях обновления и совершенствования качества образования.
Практическая значимость проекта заключается в использовании технологии "Портфолио" как в урочной деятельности так и во внеурочной в целях формирования социально-значимых компетенций обучаемых школы.
Новизна проекта - в практическом обосновании портфолио как технологии эффективно формирующей компетенции всех уровней и категорий.
Обоснование выбора темы проекта:
Почему же возникает необходимость введения технологии «Портфолио» с первого класса?
Этому есть свое объяснение:
Во-первых, данные, накопленные в портфолио за период обучения в начальной школе, помогут детям при переходе в пятый класс, поскольку классный руководитель и учителя-предметники смогут сразу получить гораздо больший объем информации о каждом из них, нежели раньше. В начальной школе портфолио представляет собой коллекцию работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, продвижение и достижения в различных предметах. Эти данные, при умелом их пользовании учителями, помогут преодолеть адаптационный период, а учителям определить их дальнейший образовательный маршрут.
Во-вторых, в рамках эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования, для более эффективного решения задач, происходит введение новой системы оценивания учебных достижений школьников, которая позволила бы сделать процесс оценки более гуманным и личностно-ориентированным. Изменение формы оценивания учебных достижений является очень важным, поскольку в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что оценивание оказывает решающее влияние на процесс обучения, который ему предшествует. Важнейшим условием эффективности системы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников является учет их индивидуальных особенностей.
Именно поэтому основным подходом к организации безотметочного обучения в 1 классе и одним из видов оценки в последующих классах выступает портфолио учащегося.
Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика. Этот «портфель достижений» представляет целый диапазон его способностей, склонностей, интересов, позволяет учитывать и оценивать результаты в деятельности учебной, творческой, социальной, коммуникативной, а также даёт возможность увидеть динамику развития личности.
Вышесказанное позволяет сформулировать тему проекта: «Образовательная технология «Портфолио» как метод формирования социальных компетенций обучаемых».
Гипотеза:
внедрение технологии «Портфолио» может стать одним из ключевых факторов, обеспечивающих формирование высокого уровня компетентности учащихся;
сущность технологии «Портфолио» вероятно заключается в организационной форме взаимодействия учителя и учащегося;
основными структурными компонентами технологии «Портфолио», возможно, являются разделы: «Проекты», при заполнении которого осуществляется анализ и самооценка личности; «Дневник моего роста» - отражает динамику учебной и творческой активности ученика; «Мои достижения» - содержит комплект документированных индивидуальных образовательных достижений; «Моё творчество» - творческие работы учащегося; критерием эффективности применения технологии «Портфолио», вероятно, являются, уровни развития рефлексии; наличие самоинтереса и потребности в самопознании, навыки самоконтроля, сформированность рефлексивных умений и навыков в учебной деятельности;
портфолио возможно является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре он организован таким образом, что нацеливает учащегося на демонстрацию прогресса.
широкое использование данной технологии может стимулировать изменения в методах преподавания и политике образования по отношению к обучению, которое полнее раскрывает диапазон детских потребностей, связанных с развитием.
Портфолио реализует такие функции образовательного процесса:
Диагностическую: фиксируются результаты знаний, умений, навыков.
Целеполагания: поддерживает образовательные цели, сформулированные стандартом.
Мотивационную: поощряет детей, педагогов и родителей к взаимодействию в достижении положительных результатов, позволяет более объективно дать характеристику ученика по итогам обучения в начальной школе.
Содержательную: максимально раскрывает спектр достижений и выполняемых работ.
Развивающую: обеспечивает непрерывность процесса развития, обучения и воспитания от класса к классу.
Рейтинговую: показывает диапазон и уровень навыков и умений.
Портфолио преследует три цели:
Оценочная составляющая «портфолио» - показать все, на что способен ученик;
«Инструментальная» составляющая «портфолио» - создание места для накопления способов и средств действия («инструментов») учащихся и изготовления с их помощью различных «справочников», «помощников», которые бы позволяли школьникам решать большой класс частных, практических задач;
Рефлексивная составляющая «портфолио» - создание места для построения «пути» (маршрута) движения класса и отдельного ученика в учебном материале с обязательной оценкой пройденного пути и места на этом пути, как всего класса, так и отдельных учащихся
Итак, общая цель - «выращивание» опыта детей по работе со своими материалами, их систематизации, планированию учебной деятельности, ее анализу и оценке, формам презентации своих достижений.
Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные педагогические задачи. Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Участники:
Учащиеся класса
Классный руководитель
Родители
Педагоги дополнительного образования
Окружающий социум
Механизмы:
– анкетирования– коллективные творческие дела– классные часы– родительские собрания– экскурсии– участие в конкурсах, выставках классного, школьного и районного уровней– тренинги Структура портфолио:
Жестких требований (государственного образца) на данный момент не существует. Ведь работа над портфолио - хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное.
В состав портфолио могут включаться результаты, достигнутые учеником не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, коммуникативной, физкультурно-оздоровительной, трудовой деятельности.
Примерная структура портфолио:
1)ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.
Содержит основную информацию: фамилия, имя, отчество; учебное заведение, класс, год рождения, фото ученика.2) СОДЕРЖАНИЕ.
Указан порядок разделов.
3) РАЗДЕЛ «КОЛЛЕКТОР».
В нём содержатся заповеди, правила в таблицах, памятки разборов по русскому языку и т. п.
4) РАЗДЕЛ «ПОРТРЕТ».
Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
В 1 классе: 1 лист- «Мой портрет» - ребёнок рисует свой портрет, пишет печатными буквами своё имя и как его называет мама. Так же выбирает и раскрашивает свои увлечения из предложенных учителем. На следующем листе ребёнок показывает, что его радует, огорчает, описывает свои желания. А также даёт характеристику себе: Я ТАКОЙ...
Во 2 классе: 1 лист « Моё место в коллективе».
В 3 классе: 1 лист «Что означает моё имя» ( рассказ ребёнка о значении своего имени). 2 лист: «Мои друзья» (мини сочинение о своих друзьях).
5) РАЗДЕЛ «МОИ РАБОТЫ».
В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир. Ученик наполняет этот раздел контрольными работами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. В них ребёнок вкладывает свои работы.
6) РАЗДЕЛ «МОИ ПРОЕКТЫ».
Этот раздел содержит детские проекты по учебным предметам.
7) РАЗДЕЛ «МОЁ ТВОРЧЕСТВО».
В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела.
8) РАЗДЕЛ «ДИАГНОСТИКА».
В этот раздел вкладываются входная и итоговая диагностики ребёнка (сами работы и индивидуальная таблица результатов по диагностики).
9) РАЗДЕЛ «МОИ ДОСТИЖЕНИЯ».
Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке (начиная с 1 класса по 4 класс).
10)РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ"
Заполняют преподаватели школы и внешкольных учреждений, а также сами обучающиеся..
Важно помнить!
В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Обязательное условие успешной работы – знакомство родителей с данной технологией. Родители – участники создания портфолио, так как у ребят данного возраста нет навыка оформления работы. Работа должна быть красиво оформлена, ребенок должен чувствовать заинтересованность взрослых. Надо стараться с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. При этом с самого начала важно построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.
Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.
Ожидаемый результат внедрения проекта:
разработка и внедрение рабочих листов "Портфолио" в систему оценки достижений учащихся в качестве критериев качества знаний;
анализ эффективности использования портфолио обучающихся в УВП.
Предполагаемый результат (у учащихся):
Итогом реализации проекта будет:
более осознанное и мотивированное отношение к учебе,
повысится активность и самостоятельность учащихся;
востребованность и реализация индивидуальных склонностей ученика;
у учащихся разовьются навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности;
повысится у родителей заинтересованность в результатах развития ребенка;
создание портфолио у 100% учеников класса;
учащихся класса будут задействованы в исследовательской и проектной деятельности.
При переходе в среднюю школу классные руководители могут продолжить работу над составлением портфолио начатую в младших классах, реализуя идею преемственности на начальном этапе обучения и в основной школе с целью обеспечения целостности педагогического процесса. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию мотивации дальнейшего творческого роста. Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучении.
Дети – подобны цветам. И если вы все время поворачиваете их к солнцу, то одной стороной, то другой, то они тоже будут расти прямо.
Литература:1. Великанова А.В., Мокраусов И.В., Севастьянова О.В., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. / Серия «Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии». Выпуск 2. – Самара: Изд-во «Профи», 2002.2. Иванов А.В. Портфолио в начальной школе: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М: Просвещение, 2012.3. Юдина И.Г. Портфолио. - Волгоград: Учитель, 2007. - 124 с.