Повышение качества образования через применение и использование образовательных технологий в начальной школе
Дармина Н.П. учитель начальных классов МБОУ СШ
им. Д. И. Коротчаева г. Новый Уренгой
Повышение качества образования через применение и использование образовательных технологий в начальной школе
Современное качество образования определяется ключевыми компетенциями учащихся через формирование системы универсальных знаний, умений и навыков, а также ответственности за результат самостоятельной деятельности и наработку собственного опыта.
К современному учителю общество предъявляет требования: развивать познавательные и творческие способности учеников, формировать умение и желание учиться; активно и заинтересованно познавать окружающий мир, осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности, применять полученные знания на практике. Новые общественные отношения в современном мире, новые требования к образованию и воспитанию учащихся изложены в документе «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования», который определяет личностные характеристики выпускника основной школы. Общество предъявляет к личности повышенные требования: уметь сравнивать, анализировать, ставить цель, прогнозировать результат, определять степень успешности выполнения своей работы.
Теперь в начальной школе ребенка должны научить: не только читать, считать, писать. Ему должны привить две группы новых умений:
1группа - это универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и обобщения информации; универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая понимание учащимися ее целевой направленности.
2 группа – это формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в саморазвитии и самоорганизации.
Процесс приобретения знаний становится творческим и активным, формируется способность к самостоятельному приобретению знаний. Одной из главных задач является повышение педагогического мастерства учителя через освоение современных образовательных технологий обучения и воспитания. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.
Содержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ. Традиционные способы информации уступают место компьютерным средствам обучения, использованию интернет - ресурсов.
Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, социума. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учениками.
В психолого-педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:
• от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;
• от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структуриро-ванным системам умственных действий;
• от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индиви дуализированным программам обучения;
• от внешней мотивации учения к внутренней нравственно-волевой регуляции.
При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.
В этих условиях учителю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, направлений, не тратить время на открытие уже известного. Без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий, сегодня нельзя быть педагогически грамотным специалистом.
Современная педагогика все чаще обращается к ребенку как субъекту учебной деятельности, как к личности, стремящейся к самоопределению и самореализации. В качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные при жизни (социальные) составляющие. По их соотношению в структуре личности различают четыре уровня, носящих следующие условные названия (по К.К.Платонову).
1) Уровень темперамента включает качества, наиболее обусловленные наследственностью; они связаны с индивидуальными особенностями нервной системы человека.
2) Уровень особенностей психических процессов образуют качества, характеризующие индивидуальный характер ощущений, восприятий, воображения, внимания, памяти, мышления, чувств, воли. 3) Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки.
4) Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию качества, определяющие отношение человека к окружающему миру (Я - концепция).
Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т. Лихачев).
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы. В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии и технологии сотрудничества.
Технологии сотрудничества предполагают сотрудничество (ученик – ученик, ученик – учитель, способность и желание работать в паре, в группе), изменяют стиль отношений учителя и учеников: не запрещать, а направлять и предоставлять свободу выбора; не управлять, а соуправлять; не принуждать, а убеждать; не командовать, а организовывать. В качестве одной из форм активизации учащихся на уроках используется групповая работа. Дети учатся работать в группах, в командах с лидером, учатся подчиняться и руководить. Учитель при использовании метода групповой работы регулирует внутриколлективные отношения. Ребята "вырабатывают и утверждают сами" основные правила работы в группе, которых придерживаются в ходе занятия:
внимание к однокласснику;
серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
терпимость, дружелюбие (например, каждый имеет "право на ошибку" т.е. никто не имеет права смеяться над ошибками товарища.)
К.Д.Ушинский ввел в дидактику требование к подобным урокам: "Нужно позволять классу свободно бурлить, волноваться, но удерживать его всякий раз в тех пределах, которые нужны для успеха учения, мертвая тишина на уроке недопустима. Важно позволять ученикам задавать вопросы учителю, самим высказываться, разговаривать, сидеть в классе свободно и непринужденно". Обстановка в классе на таких уроках не бывает спокойной,- это творческий рабочий процесс.
Гуманно-личностные технологии включают: педагогическую любовь к детям, заинтересованность в их судьбе, оптимистическую веру в ребенка, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования, терпимость к детским недостаткам, право ребенка на свободный выбор, право на ошибку, право на собственную точку зрения, соблюдение Конвенции о правах ребенка.
Информационно-коммуникационные технологии Высказывание академика А.П. Семенова “Научить человека жить в информационном мире – важнейшая задача современной школы” должно стать определяющим в работе каждого учителя. Для реализации этих целей возникает необходимость применения в практике работы учителя начальных классов информационно-коммуникативных технологий.
Информатизация начальной школы играет важную роль для достижения качества образования и формирования информационной культуры современного ребенка. Отсюда следуют цели использования ИКТ:
переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному;
активизиция познавательной сферы обучающихся;
повышение положительной мотивации обучения;
использование как средства самообразования;
повышение уровня знаний;
осуществление проектной деятельности младших школьников.
Спектр использования возможностей ИКТ достаточно широк.
Работая с детьми младшего школьного возраста, следует помнить заповедь: “Не навреди!” Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы учащихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребенку разобраться в потоке информации, воспринять ее, запомнить, а ни в коем случае не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Применение ИКТ на уроках должно носить щадящий характер. Планируя урок в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Главная цель внедрения информационных технологий в учебный процесс – повышение его качества и эффективности. Информационные технологии в образовании способствуют: совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес, как к урокам, так и к надпредметным занятиям; активизируют познавательную деятельность учащихся.
Применение ИКТ для учителя: использование компьютерных технологий - повышение инновационной активности педагогов, расширение форм и вариантов включения компьютера непосредственно в обучающий процесс, использование педагогами всех возможностей компьютера для подготовки и проведения занятий, хранения и представления информации, поиска и обмена опытом, в том числе и с помощью Интернет обеспечивает улучшение качества педагогического процесса, экономия времени на объяснение учебного материала; для ученика: комплексное воздействие на восприятие обеспечивает быстрое усвоение материала и его длительное запоминание через самостоятельную работу, повышение качества усвоения учебного материала. стимулирование активной позиции при изучении материала за счет самостоятельной работы.
Здоровьесберегающие технологии внедряются с целью сохранения здоровья ребенка, приобщения к здоровому, активному образу жизни. Учителя начальных классов продолжают поиски педагогических технологий, позволяющих решить задачу совмещения высокой продуктивности учебного процесса с такими педагогическими технологиями, которые позволяют сохранить, а в некоторых случаях и укрепить уровень имеющегося здоровья, учитывая возрастные особенности, применяя демократический стиль общения на уроке; используя дифференцированное обучение и игровые технологии.
Игровые технологии являются наиболее эффективным средством включения в урок приемов, которые делают процесс обучения интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала, вовлекает ребёнка в процесс творчества на уроке, создания положительных эмоциональных переживаний. Разнообразные игровые действия, в ходе которых решается та или иная умственная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету. Увлекшись, дети не замечают, что учатся. Даже самые пассивные из детей включаются в процесс учения с огромным желанием, прилагая все усилия. Детям нужен успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.Ко времени окончания начальной школы в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами начального общего образования младший школьник сможет быть прежде всего социально компетентен.
Проектная деятельность - современный способ стимулирования интереса к предмету через организацию их свободной самостоятельной познавательной деятельности. Метод проектов позволяет: не только давать знания, но и формировать навыки поиска, критического отбора нужной информации; обучать работать в группе; развивать коммуникативные умения общения; способствовать совершенствова-нию мыслительных операций, таких как анализ, синтез, сопоставление фактов и явлений, моделирование; формировать умения генерировать новые для себя идеи, гипотезы, искать пути их проверки, прогнозировать конечный результат.Китайская пословица: «Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и, может быть,
я запомню.
Сделай меня соучастником,
и я пойму».
Проблемно-диалогическая технология. Проблемно-диалогические уроки способствуют возникновению у школьников интереса к новому материалу, формированию познаватель-ной мотивации, достижению понимания учениками материала, вовлечению каждого ученика в активно-познавательный процесс, пониманию как, где, каким образом эти знания могут быть применены, умению работать в сотрудничестве для решения разнообразных проблем, проявляя при этом коммуникативные навыки.
Таким образом изменяет роль ученика: из пассивного, созерцающего существа, который не владеет деятельностью, ведущей для этого этапа жизни, он превращается в самостоятельную, критически мыслящую личность.