Урок по математике 1 класс На сколько больше или меньше.
Козлова Наталья Васильевна,учитель начальных классов МОУ ООШ села Инясево, Романовского района, Саратовской области.
Математика 1 класс. В.Н.Рудницкая.
Тема: На сколько больше или меньше.
Тип урока: открытие нового знания.
Цели:
Формирование умения сравнивать два числа, решать задачи на разностное сравнение.
Формировать метапредметные познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия.
Задачи:
Образовательная:
-формирование умения сравнивать два числа, применяя вычитание;
-уметь формулировать правило сравнения чисел.
- формировать первоначальные навыки сбора информации.
- учить отвечать на вопросы по прочитанному.
- формировать умения оценивать свою работу.
Развивающая:-развивать мышление, воображение, внимание, память, фантазию;
развивать умения задавать вопросы
- совершенствовать уровень развития математической речи, навыков общения со сверстниками.
Воспитательная: воспитывать культуру общения, умение работать в парах, группах, слушать друг друга.
Материалы и оборудование:
Для учащихся:
учебник математики;
тетрадь на печатной основе; рабочая тетрадь;
карточки с числами;
математический веер
цветные карандаши
Для учителя
технологическая карта урока;
карточки
Основные методы и технологии развития УУД, используемые в рамках урока
Методы:
дискуссионные методы (побуждающий диалог, подводящий диалог, групповая дискуссия, анализ конкретной ситуации)
Технологии:
проблемно-диалогическое обучение, деятельностный подход в обучении;
организация учебного сотрудничества (партнерство в отношениях на уроке: учитель интересуется мнением учащихся, побуждает к самостоятельному выбору вариантов решений)
Ход урока
Этапы урока Материал ведения урока Деятельность учащихся УУД на этапах урока
1.Самоопределение к деятельности. Заливистый школьный звонок
Позвал нас с тобой на урок.
Будьте внимательны,
А ещё старательны.
Скажем «Здравствуйте!»-руками
Скажем «Здравствуйте!»-глазами
Скажем «Здравствуйте!» мы ртом, станет радостным наш дом. Выполняют движения, эмоционально настраиваются на урок.
Регулятивные (саморегуляция)
2.Актуализация знаний.
3.Постановка учебной задачи.
4.Построение проекта выхода из затруднений Устный счёт.
1. Продолжи ряд:
1, 3, 5, 7, …, …, …
12, 10, 8, 6, …, …, …2. Объясните, пользуясь проделанной работой
1.Что значит увеличить?
2.Что значит уменьшить?
Назовите число, в котором 2 дес. 5ед.
Какое число при счёте следует за числом 8?
Какое число находится между числами 12 и 16?
Какое число при счёте находится перед числом 12?
Сколько получится, если к 8 прибавить столько же?
Какое число на 2 больше 8?
Какое число на 3 меньше 13?
17 – это 7 и сколько?
Найдите сумму 8 и 4?
Какого цвета стрелка если отношение больше?
- Чему учат эти задания?
- Молодцы?
3. Посмотрите на рисунок.
Что вы видите?
Сколько шаров у клоуна? Посчитаем.
Какого они цвета ?
Сколько красных?
Сколько белых?
Сравним числа 6 и 3
Докажите
Формулирование проблемы (темы)
-Ребята, скажите, а на сколько 6 больше трёх?
-Так значит у вас возникли трудности, я помогу вам.
Для этого нам понадобятся фишки.
Составим пары, сколько получается пар?
И сколько фишек лишних?
Так как же узнать на сколько красных шаров больше?
-Верно 6-3= 3
На 3 шара красных больше.
А на сколько белых меньше?
Открытие нового знания
Откроем нашу волшебную книгу (учебник с. 96) и прочтем неболь-шое открытие. Чтобы узнать на сколько одно число больше, чем другое, надо:
1. Сравнить числа,
2. Найти большее,
3. Вычесть из большего меньшее число.
Высказывают свои предположения детей
Слушают учителя.
Сделать больше. Прибавить.
Сделать меньше. Отнять.
Ответы детей
Красного, т.к больше
Сравнивать числа
(9)
Из красных и белых
(6)
(3)
6 больше 3
6 называем позже 3
3 меньше 6
3 на шкале линейки стоит левее 6
Дети выкладывают фишки на своих местах.
Получается 3 пары.
Лишние три фишки.
Узнаем вычитании-ем.
Из большего надо отнять меньшее число.
На 3
Коммуникативные УУД.(формирование умение слушать и понимать других).
Личностные УУД
(Смыслообразо
вание)
Коммуникатив
ные УУД
(Планирование учебного сотрудничества)
Познавательные УУД
(Поиск и выделение необходимой информации. Построение цепи рассуждений, доказательство
Физминутка
Дружно все ребятки встали,
(дети встают из-за парт),
На носочки поднялись,(поднимаются на носочки),
И подняли ручки ввысь,
(руки поднимают над головой)
Мы до солнышка достанем,
И совсем большими станем.
(пытаются дотянуться выше, шевелят пальчиками)
Пусть нам светит солнышко,
(делают круговое движение руками, опуская руки вниз)
Луч стремится вниз,
(дети наклоняются, руки расслаблены)
Детки очень умные в классе собрались!
(дети распрямляют спинки, плечи, гладят себя по голове)
Дети выполняют движения Регулятивные
УУД (Саморегуляция)
5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. 1.Работа на доске и в тетрадях
-Открываем рабочие тетради, записываем число. Читаем задачу.
В зоологическом саду живут: 2слона,4мартышки,3жирафа.
На сколько мартышек больше, чем слонов?
На сколько жирафов больше, чем слонов?
На сколько жирафов меньше, чем мартышек?
- Докажи, что твой ответ правильный.
-О чём говорится в задаче?
-Что нам известно?
-Что неизвестно? Как мы это обозначим?
-Можем ли мы ответить на вопрос задачи?
-Каким действием? Запишем выражение.
Чтобы узнать на сколько одно число больше или меньше другого надо из большего числа вычесть меньшее.
2.Решаем задачи № 2 стр. 96
3. Устно. № 3стр.96
Работа в парах
Тетрадь с печатной основой:
стр.62 №7,8 Сравни числа. Провести все необходимые стрелки.
Задача №2 стр.65: На полке 6 тетрадей и 15 книг. На сколько тетрадей меньше,чем книг?
15-6=9
Ответ: на 9 тетрадей меньше.
Дети читают пары чисел, сравнивают их и устанавливают, на сколько одно число больше или меньше другого.
Дети решают задачи, ответ показывают веером.
Ответы детей
(1 уч. у доски)
Задачу решают хорошо подготовленные ученики
Закрепление знаний о составе чисел
Устно решают примеры
Работа в парах
Закрепляют умения изображать с помощью синих или красных стрелок высказывания
Взаимопроверка.
Коммуникатив
ные УУД
(Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли)
Познавательные
УУД
(Доказательства)
Коммуникативные УУД(Контроль и коррекция действия партнера)
ПознавательныеУУД (Моделирование)
7. Включение в систему знаний и повторение.
Сравнит числа 12 и 6,11 и 5, 14 и 4
Решить задачи, записывая только выражения: печатная тетрадь стр.65 №3,4
Задача повышенной сложности (решают по желанию)
К обеду мама положила для детей на двух тарелках по одинаковому числу персиков.К вечеру на тарелках осталось:на одной 3 персика,а на второй-8. С какой тарелки взято больше персиков и на сколько? Свой ответ объясни.
Самостоятельное решение примеров и задач.
- Проверка примеров самостоятельно с доски
Задачу объясняют у доски. Регулятивные УУД
(Контроль)
Познавательные
УУД
(Доказательства)
Рефлексия
- Какую цель ставили себе на урок?
-Что было интересного на уроке?
- Какое открытие сделали?
-Где можно использовать полученные знания?
- Довольны вы своей работой на уроке?
- Как бы вы оценили свою работу?
Ответы детей. Регулятивные УУД
(Оценка)
Приложение
Алгоритм
1. Сравнить числа,
2. Найти большее,
3. Вычесть из большего меньшее число.
Список использованных материалов.
1. Справочное пособие «Полный школьный курс 1-4 классы». Санкт-Петербург Издательская группа «Весь»,2010 год.
2.Математика. Олимпиадные задания 2-4 классы, выпуск 1 . Издательство «Учитель», 2011.
3.В.Н.Рудницкая Методическое пособие, 1 класс , «Вентана-Граф»,2006.
4.Учебник В.Н.Рудницкая Математика,ч.2 .
5.Рабочая тетрадь №3 В.Н. Рудницкая.
6.Интернет-сайт http://www. prosholu.ru .
7.Учебно-методический портал http://www.