Методическая разработка технологической карты урока по теме: Письменность и занятия древних египтян (5 класс ФГОС)
Урок 15. Письменность и знания древних египтян
Педагогическая цель Способствовать ознакомлению с иероглифической системой письменности египтян, способом изготовления папируса, школьной подготовкой писцов и жрецов, зарождением научных знаний в Древнем Египте
Тип и вид урока Усвоение навыков и умений / урок-исследование
Планируемые результаты (предметные) Готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира
Личностные результаты Понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов, толерантность; способность анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом
Метапредметные результаты Способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.); готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении и др.
Основное содержание темы, понятия и термины Возникновение письменности (более 5 тыс. лет назад). Система древнеегипетской письменности. Папирус – материал для письма. История расшифровки иероглифов. Зарождение научных знаний в Древнем Египте. Иероглиф, папирусный свиток, календарь, астрономия, водяные часы
Образовательные ресурсы Учебник. Рабочая тетрадь № 1. Проверочные материалы. Учебная картина «Постройка пирамиды»
Организационная структура урока
Этапы урока Формы,методы, методическиеприемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Формаконтроля
характеристика основных видов деятельности формируемые УУД I. Организационный момент Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место Быстрое включение в деловой ритм II. Актуализация знаний Фронтальная, индивидуальная. Словесный, творческий. Беседа, сообщение – Какие виды искусства получили развитие в Египте?
– Что называется архитектурой, скульптурой?
– Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились?
– Как была разгадана тайна египетских иероглифов? Раскрывают смысл терминов: архитектура, скульптура; называют виды и памятники искусства в Древнем Египте. Выступают с сообщением Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других Беседа по вопросам, сообщение
III. Постановка учебной задачи Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, работа с картой – На Земле есть две страны, где письменность возникла раньше, чем во всех остальных странах мира. (показывает на карте).
– Сегодня вы будете исследователями, которым предстоит изучить особенности египетской письменности и выяснить, какие научные открытия были сделаны древними египтянами Слушают учителя. Находят на карте Древнее Двуречье и Древний Египет. Знакомятся с датой возникновения письменности Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем.
Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи.
Коммуникативные: слушают и понимают речь других Работа с картой
IV. Усвоение новых знаний и способов действий.
Древнеегипетская письменность. Папирус. Школа. Зарождение научных знаний Групповая, индивидуальная, фронтальная.Словесный, исследовательский. Работа с текстом, документом, беседа, сообщение Организует работу с текстом § 12, документами, Проводят поиск необходимой ин-
формации в текстовом источнике. Рассказывают о возникновении и системе египетской письменности,
расшифровке иероглифов, школьном образовании, зарождении научных знаний в Древнем Египте Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; владеют первоначальным умением выполнять учебные действия в устной речи.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; владеют умением смыслового восприятия текста.
Коммуникативные: принимают участие в работе группами Работа с текстом, документом, беседа по вопросам, сообщение
V. Закрепление знаний и способов действий Коллективная, индивидуальная. Словесный, практический. Тест, кроссворд, чайнворд, задания Организует коллективную парную работу с заданиями 37–45 в рабочей тетради Используют знания терминов при выполнении тестового задания. Разгадывают кроссворд, чайнворд Познавательные: воспроизводят по памяти информацию.Коммуникативные: договариваются, приходят к общему решению Тест, кроссворд, чайнворд, задания
VI. Рефлексия Фронтальная. Словесный. Беседа – Закончите предложения:
• На уроке я работал…
• Своей работой на уроке я…
• Урок для меня показался…
• За урок я…
• Мое настроение…
• Материал урока мне был…
• Домашнее задание мне кажется… Заканчивают предложения:
• активно / пассивно;
• доволен / недоволен;
• коротким / длинным;
• не устал / устал;
• стало лучше / стало хуже;
• понятен / не понятен;
• полезен / бесполезен;
• интересен / скучен;
• легким / трудным;
• интересно / неинтересно Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества Беседа по вопросам
VII. Информация о домашнем задании Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя Комментирует задание.
Вопросы к главе «Подведем итоги и сделаем выводы». Задания в рабочей тетради Воспринимают задание, уточняют Регулятивные: принимают учебную задачу Вопросы.
Задания в рабочей тетради