Отчёт о проделанной работе в режиме областного эксперимента по теме «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках познания мира»
Отчет о проделанной работе за 2013-2014 учебный год учителя Хитрук Татьяны Ивановны
С сентября месяца 2012 -2013 учебного года во 2 «В» классе я работала в режиме областного эксперимента по теме «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках познания мира»Качественное образование сегодня невозможно без экономических и экологических знаний. И экономика, и экология – важные науки, влияющие на всю жизнь общества. Чем раньше начнут школьники изучать экономику и экологию тем более грамотных специалистов и ответственных граждан получит страна. Программа средней школы не располагает отдельной образовательной дисциплиной, формирующей экологические и экономические знания и навыки подрастающего поколения последовательно, из класса в класс, хотя необходимость изучения экологии в школе назрела давно, так как многие дети приходят в первый класс с уже сформировавшимся ограниченными потребительскими представлениями о природе.
Во втором классе усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребёнок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности, которые взрослый человек не заметит с удовольствием проводят эксперименты, удивляются самым обыкновенным порой вещам.
Уроки разрабатывала таким образом, чтобы задания, которые выполняли учащиеся формировали у них представления о связи предметов и явлений окружающего мира и месте человека в нём, помочь ребятам ощутить себя частью природы, понять, что человек несёт ответственность за будущее планеты, что нельзя подчинять существование обитателей Земли одной цели -удовлетворению растущих потребностей человечества. Постепенно в сознании ребят формируется понимание того, что всё в окружающем мире взаимозависимо и взаимосвязано.
Помимо уроков мои ученики с первого класса были приучены составлять дома либо загадки, либо задания, либо просто интересные факты о природе, явлениях. В этом им охотно помогали родители. Ребята из кратких сообщений, загадок или зашифрованных заданий, которые ежедневно по- очереди готовят и выступают друг перед другом перед началом первого урока или на переменах, узнают, что ядовитый гриб служит лекарством для некоторых животных, а комары-незаменимый корм для рыб, волки- санитары леса. Считаю, что это способствовало тому, что ученики чувствуют себя более успешными, пробуют быть учителем, так как знакомят остальных с чем-то новым, до сих пор ему самому незнакомым материалом, готовят к выполнению различных олимпиадных заданий, викторин.
К правильным выводам ребята приходят сами: нельзя безумно уничтожать животных и растительный мир. Практика экологического воспитания детей показывает, что навыки экологического поведения можно выработать лишь в тесном общении с природой. Это сильнейший метод воспитания в ребёнке лучших человеческих качеств.
Экологические знания дети получают не только на специально отведённых уроках, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, работы на огороде, проведении опытов, на уроках изобразительной деятельности, в играх, во время ухода за животными, живущими дома или у родственников в посёлке. Сластён Влад все каникулы проводит у бабушки в посёлке и много проводит времени с животными, умеет ухаживать за ними. Он с удовольствием рассказывает о повадках лошадей, как надо правильно кормить их, управлять во время езды на лошади, заправлять упряжь. Одноклассники внимательно слушают его сообщения, делятся своими.
Стремлюсь воспитывать у детей осознанно-правильное отношение ко всему живому, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения, видеть и понимать красоту окружающего мира. Наша школа расположена в городской черте, непосредственной близости от промышленной зоны, что позволяет наглядно демонстрировать контраст между красотой нетронутых уголков естественной природы и негативного пагубного воздействия деятельности человека, уничтожившего естественную красоту природы.
С начала учебного года требую от ребят вести постоянные наблюдения за изменениями в природе. Стараюсь ежедневно обращать внимание детей на растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники стали ещё наряднее. Обращали внимание на форму и окраску листьев, учились по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Детям предлагалось побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами. Дети повторяли новые слова и старались их запомнить: шелестят, шуршат. Словарь детей пополнялся, они запоминали названия растений, птиц.
Ежедневно проводились наблюдения за живой и неживой природой. При наблюдениях за птицами обращалось внимание детей на пение птиц, различное звучание их голосов, ведут непринуждённую беседу о пользе птиц, знакомство с их видами, наблюдение за их поведением.
С целью подготовки детей к усвоению элементарных экологических представлений о птицах проводили ряд наблюдений за сезонными изменениями в их жизни. Широко привлекала художественную литературу (в начале каждого урока проводилось жужжащее чтения для развития скорочтения, а также для развития функциональной грамотности) – произведения К. Ушинского, В. Бианки, Н. Сладкова. Рассказы В. Бианки «героями», которых часто бывают птицы, помогали углублять, закреплять и уточнять знания детей о внешнем виде пернатых, их образе жизни, поведении. Провели беседу о необходимых условиях для жизни птиц в зимнее время. Уточнили, чем и как их надо подкармливать. Устроили праздник для птиц, повесили кормушки на участке, насыпали угощение: семечки подсолнуха, крошки хлеба. Нашими гостями стали синицы, снегири, ну, и, конечно воробьи.
В процессе этого обучения идёт закрепление экологических знаний детей, обучение распознаванию, развитие логического мышления, расширяются и углубляются представления ребёнка, обогащается его словарь, закрепляется умение связно излагать свои впечатления об увиденном.
Большую помощь в работе по экологии, формировании функциональной грамотности оказывают книги:
Натальи Виноградовой «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой» и Татьяны Александровны Шорыгиной из серии «Путешествие в мир природы». Нравятся детям рассказы Э. Шима, Константина Паустовского, Георгия Скребицкого, Виталия Бианки, в которых идёт интересный разговор о растениях, о животных, о природе, об отношении к ним. Дети с большим удовольствием слушают и заучивают стихи. Описание русской природы можно найти в стихотворениях Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Фета, Сурикова, Бунина, Тютчева, Блока.
В классном уголке на видном месте вывешен календарь природы, в котором дежурные отмечают ежедневно фактическое состояние погоды.
На участке школьного двора имеются цветники, где дети имеют возможность наблюдать растения в период их цветения, деятельность насекомых, опыляющих их. Так же собирают семена для будущих посадок, рассматривают их.
Особое место на уроках «Вода. Состав воды», «Почва», «Охрана почвы», «Воздух», «Охрана воздуха» отводилось опытно-экспериментальной деятельности детей в процессе экологического воспитания. Во время этой работы ребята проводили настоящие исследования, самостоятельно занимались экспериментальной работой, получали первые навыки её проведения. И вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем давно известно, главное, что у ребёнка задействован и развивается механизм творческого мышления.
Систематически давалось групповое или индивидуальное задание по составлению эссе, где особое место отводится воспитанию бережного отношения к природе. Дети воспринимают растения, цветы, деревья как живые существа.
Такие вопросы как: « Что если не будет на земле дерева, кустарника, птицы или букашки, то…» развивали у ребят простые понятия экологической цепочки. Концовка обычно звучала: «… не будет и нас, людей.» На целевых прогулках, закрепляла знания детей, что в природе всё взаимосвязано, взаимозависимо и что каждый живой организм приспособлен к определённой среде обитания (лесные птицы не могут жить на водоёме или на лугу, а водоплавающие – в лесу).
Формирование функциональной естественнонаучной грамотности красной нитью проходит через все виды деятельности и на других уроках.
В работе с детьми на уроках чтения. Трудового обучения используются различные пословицы, поговорки, загадки, народные приметы о природе. Они содержат полезный и богатый познавательный материал, приучают детей наблюдать, присматриваться к окружающему миру.На уроках труда и ИЗО, где каждый ребёнок может творчески подойти к заданию, ученик рисует, лепит, вырезает из бумаги или работает в другой технике, воссоздавая объекты живой природы в мере своего понимания реальности. Так идёт процесс формирования экологического мышления, формирования функциональной естественнонаучной грамотности, который сопровождается воспитанием эстетических представлений.
Ученики моего класса участвовали в городском конкурсе «Акбота», во внутришкольной олимпиаде по познанию мира среди 2-ых классов Моторова Дарья заняла 1-ое место, о Ромашенко Таисия 2-ое место.
Моторова Дарья участвовала в конкурсе проектов в городском , а затем и в областном конкурсе «Зерде». В городском заняла 2-ое призовое место, а в областном 3-е.
Я сама приняла участие в I Республиканской дистанционной олимпиаде по познанию мира для учителей и заняла 3-е место.
Использование на уроках познания мира инновационных приёмов, позитивным образом отразилось на качестве и результатах образовательного процесса во 2 «В» классе. Так за год качество успеваемости улучшилось с 85% до 89%.
Если проанализировать проводимую в плане экологии работу, можно сделать вывод, что многое зависит от того, как относятся к природе взрослые, какой пример подают своему ребёнку родители. Не всегда родители обладают должным уровнем педагогических, экологических, природоохранных знаний. Опыт работы показывает, что более эффективны и особой популярностью у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Мероприятия с родителями строили по типу телевизионных передач. Это КВН, викторины, совместные выезды на природу, Традиционный конкурс на лучшую поделку из природного материала «Осенняя фантазия», экологические праздники, оформляли экологические памятки, советы для родителей.
Весной провели два экологических субботника «Защитим нашу планету от мусора!» на которых ребята и родители окапывали кустарники, обрезали ветки, сажали цветы.
В результате проделанной работы:
у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;
сформированы начала экологической культуры детей;
дети получают практические знания по охране природы;
развиваются речевые навыки детей;
дети учатся экспериментировать, анализировать, делать выводы
отмечено родителями и психологом положительное влияние эксперимента на мотивацию к учёбе детей
Ниже представляю таблицу своей работы с классом и родительским составом, которая была проведена за год в рамках эксперимента по теме «Формирование функциональной грамотности школьников на уроках познания мира»
Организационная работа
1. Консультация родителей и детей в подборе составлении заданий для выступлений пред классом сентябрь
учитель
2. Конкурс на лучший календарь природы
март
Учитель, актив класса
3. Оборудование уголка природы:
Оформление выставки «Коллекция сказочных овощей»
Составление паспортов растений
Оформление коллекции семян
Оформление гербария растений участка сентябрь
ноябрь
апрель
июль-август
Учитель, родители, ученики
4. Экспозиции мини-музея групп
«Природа родного края» в течение года Учитель, ученики
5. Организация мини-теплицы для рассады апрель- май родители
Работа с детьми
1. Целевые прогулки, экскурсии: «В гостях у тётушки Флоры»
учитель
2. Игры (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные) с экологическим содержанием ежемесячно учитель
3.
Экологическая викторина «Праздник Умки»
учитель
4.Экологическая неделя в дни весенних каникул:
«День Воды»
«День чистого воздуха»
«День Земли»
«День птиц»
Экологический КВН «Праздник Умки» март
Учитель музыки, учитель
5.Конкурсы:
«Овощная скульптура»
«Сохраним ёлочку»
«Детская Спортландия»
«Креативная кормушка»
«Детский Экопарк»
октябрь
декабрь
январь
февраль
март
Учитель
родители
6. Тематические беседы ежемесячно Учитель
ученики
7. Наблюдения за природными явлениями ежедневно Учитель
ученики
8. Работа с пособиями экологического содержания в течение года Учитель
ученики
9. Работа с календарём природы в течение года Учитель
ученики
10. Чтение художественной литературы
еженедельно Учитель
ученики
11. Чтение и заучивание стихотворений по тематике, загадывание детям загадок.
в течение года
Учитель
ученики
12. Экоакции «Посади свое дерево!»
«Подкормите птиц зимой»
«Очистим планету от мусора»
«Охотники за батарейками» (сбор использованных батареек)
« Сохраним ещё одно дерево» (сбор макулатуры)
октябрь
декабрь
май
июнь
август Учитель
ученики13. Участие в городском и областном конкурсе проектов «Зерде» октябрь Учитель
Родители ученицы
Ученица Моторова Д.
14.Участие во внутришкольной олимпиаде по познанию мира февраль Учитель
Родители
Ученики15.Туристический поход с элементами поисково-исследовательской деятельностииюнь Учитель
Родители
Ученики
Работа с родителями
1. Субботник по уборке территории «Чистый двор», «Защитим нашу планету от мусора!» сентябрь
апрель Род. ком. родители
2. Родительское собрание « О ходе эксперимента по формированию функциональной грамотности младших школьников» Сентябрь
май учитель
2. Оформление газеты для родителей «Свирелька»
октябрь
декабрь
апрель
май творческая группа
детей
3. Разработка памятки для родителей
«Правила поведения при выезде на природу»
«Правила поведения на воде» май учитель
4. Конкурсы:
«Овощная скульптура»
«Сохраним ёлочку»
«Креативная кормушка»
«Детский Экопарк» (поделки из бросового материала)
Сентябрь
Декабрь
Февраль
Март
родители