Программа по работе с одаренными детьми «Маленькие звездочки»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа № 1»
Черемшанского муниципального района
Республики Татарстан
Программа
по работе с одарёнными детьми
«Маленькие звёздочки»
Программу подготовила учитель начальных классов
Суркова Людмила Николаевна
Любой человек, сколько бы гениальным он ни был,
в течение жизни использует не более одной миллиардной доли
тех возможностей, которые предоставляет ему мозг.
Н. Дубинин
СИСТЕМА РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Актуальность проблемы
Каждый ребенок талантлив, но талантлив по-своему. Как найти заветный ключик к каждому, к его внутреннему миру, зажечь “искру божью”, вызвать неподдельный интерес к происходящему в первом классе и удержать этот интерес до окончания начальной школы? И решение пришло само собой – надо приобщать детей к творческому процессу, чтобы они были не только слушателями, исполнителями, но и творцами. Проблема работы со способными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. А что значит для родителей и общества “хорошая школа”?
Это школа, где хорошо учат по всем предметам, а по окончании дети легко поступают в вузы.
В этой школе должны преподавать высококвалифицированные и интеллигентные педагоги.
В школе должны быть свои традиции.
Школа должна давать современное образование.
В хорошей школе уважают личность ребенка, с ним занимаются не только на уроках, но и в системе дополнительного образования.
Именно поэтому так важно определить основные задачи и направления работы со способными детьми.
Ученые сегодня единодушны в том, что каждый человек владеет огромным множеством возможностей, хранящихся в нем в виде задатков. Известна мысль ученого Н.Дубинина о том, “что любой человек, сколько бы гениальным он ни был, в течение жизни использует не более одной миллиардной доли тех возможностей, которые представляет ему мозг”. Так, память человека способна вместить в себе 20 единиц информации, то есть примерно столько же информации, сколько содержится в миллионах томов Российской государственной библиотеки. Утверждают, что Александр Македонский знал в лицо всех солдат своего тридцатитысячного войска. Знаменитый шахматист А.А.Алехин мог играть вслепую одновременно на 40 досках.
Понятно, что подобные примеры исключительны в своем роде, но они дают наглядный пример того, какие возможности открываются перед человеком в случае максимального использования заложенных в нем природных данных.
Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.
Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Программа «Маленькие звёздочки» охватывает главные аспекты воспитания и обучения способных детей в условиях муниципального общеобразовательного учреждения, намечает перспективы, определяет приоритеты развития работы со способными детьми, содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей.
Программой предусмотрено осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых диагностик одаренности, новых технологий обучения и воспитания, развитие системы работы с одаренными детьми.
Программа направлена на совершенствование образовательного процесса, который создает и воспроизводит условия для развития одаренных детей. Одним из условий является реализация индивидуальности личности обучающихся. Для реализации познавательных возможностей учащихся предусматривается обновление содержания образования и использование инновационных технологий, представляющих возможности развития одаренности.
2. Цель программы:
Обеспечить возможности творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
3. Задачи:
- развивать одаренность учащихся через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования;
- внедрять в образовательное пространство школы вариант оценивания обучающихся в форме «портфолио»;
- совершенствовать здоровье сберегающие и здоровье развивающие компоненты образовательного пространства школы.
- Создать благоприятные условия для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых.
- Внедрять новые образовательные технологии, отвечая на запросы современной цивилизации.
- Расширять возможности для участия одарённых и способных школьников в российских, международных конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
- Создавать обогащенную образовательную среду, благоприятную для развития одаренности учащихся.
4. Ожидаемые результаты
Формирование системы работы с одаренными учащимися.
Творческая самореализация выпускника начальной школы.
Обеспечение преемственности в работе начальной, средней и старшей школы.
5. Этапы:
2011-2012 учебный год – проектировочный
Цель:
Подготовить условия для формирования системы работы со способными учащимися в начальной школе.
Задачи:
Изучение нормативной базы, подзаконных актов.
Разработка программы работы со способными учащимися.
Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.
2012-2013 учебный год – экспериментальный
Цель:
апробация системы работы со способными учащимися.
Задачи:
Диагностика склонностей учащихся.
Разработка методических рекомендаций по работе со способными детьми, основам научного исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.
Формирование личной методической библиотеки по работе с талантливыми учащимися.
Адаптация учебных программ .2013-2014 учебный год – переход в режим функционирования
Цель:
Переход системы работы со способными учащимися в режим функционирования.
Задачи:
Анализ итогов реализации программы.
Достижение преемственности в воспитании и развитии детей
Обобщение результатов работы учителя.
6. Методическое обеспечение системы работы со способными учащимися в школе.
Направление деятельности Содержание
Информационное обеспечение 1. Нормативно-правоове обеспечение:
О проведении школьного тура предметных олимпиад
О проведении предметной недели (декады)
О конкурсах, викторинах и т.п.
2. Программное обеспечение (типовые авторские программы )3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).
4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.
Организационно-методическое обеспечение 1. Создание целевого блока в работе методического объединения по проблеме работы со способными детьми.
2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.
3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в начальной школе.
4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.
5. Мониторинг работы системы.
7. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы
Форма Задачи
Предметные кружки Учет индивидуальных возможностей учащихся.
Повышение степени самостоятельности учащихся.
Расширение познавательных возможностей учащихся.
Формирование навыков исследовательской, творческой деятельности.
Ученическая конференция Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.
Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.
Формирование информационной культуры учащихся.
Предметная неделя (декада) Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.
Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.
Развитие творческих способностей учащихся.
«Общество любознатель-ных» Привлечение учащихся к исследовательской, творческой деятельности.
Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.
Кружки, студии, объединения Развитие творческих способностей учащихся.
Содействие в профессиональной ориентации.
Самореализация учащихся во внеклассной работе.
8. Организация исследовательской работы учащихся в школе
Подготовительный этап:
Формирование навыков научной организации труда.
Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.
Формирование познавательного интереса.
Выявление и индивидуальная работа со способными учащимися Формы:
Урок.
Внеклассная работа по предмету.
Секции.
Творческий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Формирование познавательного интереса.
Творческое развитие учащихся.
Индивидуальная работа со способными школьниками. Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Школьные олимпиады.
Кружки.
Секции.
Развивающий этап:
Совершенствование навыков научной организации труда.
Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.
Формирование исследовательских навыков.
Развитие информационной культуры учащихся. Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Индивидуальная работа выполнению рефератов.
Спецкурс “Основы информационной культуры”.
Исследовательский этап:
Совершенствование исследовательских навыков.
Совершенствование информационной культуры учащихся.
Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков. Формы:
Урок.
Внеклассная работа.
Предметные недели.
Олимпиады.
Индивидуальная работа по разработке и выполнению рефератов и исследовательских работ.
Краткая характеристика детей, имеющих высокую познавательную мотивацию:
1. Артемьева Виктория 6.Мубаракшин Ришат2. Евдокимов Алексей
3. Зайнуллина Сабина
4. Селиванова Анна
5.Сахапова Алина
Данные дети более активны и всегда чем-то заняты. Занимают себя делами, которые иногда не относятся непосредственно к уроку;
- настойчиво преследуют поставленные перед собой цели. Хотят знать все более подробно и требуют дополнительной информации;
- благодаря многочисленным умениям они способны лучше других заниматься самостоятельной деятельностью;
- они умеют критически рассматривать окружающую их действительность и стремятся проникнуть в суть вещей и явлений;
- умеют быстро выделять наиболее значимые сведения, самостоятельно найти новые источники информации;
- некоторые ставят перед собой цели, выполнение которых требует много времени.
Для развития способностей детей разрабатывается система мероприятий по математике, русскому языку, окружающему миру. В нее включены возрастные особенности, что позволит детям ориентироваться в образовательном процессе.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ СО СПОСОБНЫМИ ДЕТЬМИ.
Самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
В реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса.
Развитие креативности младших школьников требует новых подходов к организации учебно - воспитательного процесса. Поведение одаренного человека отражает взаимодействие между тремя группами качеств:
- общие или специальные способности выше среднего;
- высокий уровень включенности в задачу;
- высокий уровень креативности.
Содержание учебной программы для способных детей позволяет обучающимся посвящать большую часть времени тем видам деятельности, которые представляют для них наибольший интерес и помогают каждому обучающемуся ставить перед собой посильные задачи и овладевать исследовательскими навыками, необходимыми для решения этих задач.
Способный ребенок не продвигается быстрее, а получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления и креативности, развивает умение работать самостоятельно.
Стратегия обогащения включает несколько направлений: расширение кругозора знаний об окружающем мире и самопознание, углубление знаний и развития инструментария получения знаний. Обогащение обучения специально направлено на развитие творческого мышления.
Учебный материал, применяемый в работе со способными детьми, соответствует следующим требованиям: научность, расширенный объем, практическая направленность, соответствие разнообразию интересов учащихся, дискуссионное содержание.
Методы психологических воздействий, отличающиеся при работе с одаренными детьми (по Ю.Б. Гатанову):
1.«Мозговой штурм». Для его реализации необходимо найти проблему, которая имеет множество решений. Затем поощрять обучающегося в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят ему в голову — независимо от того, насколько они являются идентичными. Необходимо ценить не качество ответов, а их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать. Необходимо учесть, что в первые минуты «мозгового штурма» может быть наибольшее количество ответов, затем они начинают поступать все реже — хотя именно эти последние ответы чаще всего бывают наиболее оригинальными. Затем поступившие ответы обсуждаются — с точки зрения реализации.
2. «Мягкое соревнование» реализуется в соответствии со следующими правилами:
— групповые соревнования следует использовать более часто, чем индивидуальные;
— соревновательная деятельность не должна быть связана с материальным вознаграждением, оценками в журнале и т.п.;
— команды должны постоянно перераспределяться так, чтобы все дети имели возможность побывать в числе победителей и не было постоянных неудачников. Критерии оценки деятельности команд: количество идей и идеи, отличающиеся от остальных.
3.Сотрудничество и кооперация дают возможность научиться жить в группе. Они учат взаимопониманию, развивают способности к лидерству, позволяют менее одаренным детям пережить успех, сотрудничая с более одаренными. При этом важно, чтобы функции в группе распределялись самими детьми.
4. Неоценимая деятельность. Суждение педагога, его оценка откладывается до того момента, пока сам ученик не увидит другие возможные идеи или способы решения той проблемы, которую он пытался решить, а также проекты и работы, сделанные другими.
Прогнозируемый результат
К концу 2 класса учащиеся должны показать не только высокий уровень усвоения материала, но и проявлять способность применять знания в нестандартных ситуациях.
По русскому языку:
Фонетика:
Правописание изученных орфограмм: перенос слов, безударные гласные в корне слова, согласные в корне слова, состав слова;
Лексика:
Значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы.
По математике:
Сложение и вычитание двузначных чисел;
Табличные случаи умножения и деления;
Решение составных задач;
Числовой луч;
Периметр и площадь;
Окружность, ее центр и радиус
Числовые выражения и выражения с переменной
Решение задач повышенной сложности.
Окружающий мир:
Название морей, рек, озер, океанов; самые маленькие и самые большие;
Самые быстрые и самые медленные животные, место проживания животных;
Класс птиц, класс рыб, класс зверей; среда обитания;
Ядовитые и съедобные грибы, ягоды, растения.
Рекомендации учителю.
По математике (12 часов):
1.Задачи на логическое мышление (2 часа)
Решение задач повышенной сложности, на развитие логического мышления, внимания, умения концентрироваться, решать задачи, используя чертёж.
2.Математические ребусы (2 часа)
Научиться решать математические ребусы, используя свои знания по другим предметам.
3.Головоломки в математике (2 часа)
Научиться решать математические головоломки, составленные из геометрических фигур, математических знаков и других шифров.
4.Решение математических кроссвордов (2 часа)
Бывают и математические кроссворды, для того чтобы их решить необходим большой запас знаний по математике. Решение и составление математических кроссвордов по таблице умножения и деления, простым задачам, на нахождение площади и периметра фигур.
5.Геометрия вокруг нас (2 часа)
Умение чертить геометрические фигуры, делить их отрезками, находить периметр полученных фигур, обозначать Буквами, сравнивать фигуры по цвету, форме, площади, решать геометрические задачи.
6.Олимпиадные задания (2 часа)
Решение олимпиадных заданий, уточнение знаний, умений и навыков учащегося по данным заданиям.
По русскому языку (11 часов):
1.Антонимы, омонимы, синонимы (2 часа)
Дать глубокие знания по данной теме, научить подбирать слова синонимы, антонимы, омонимы, употреблять их в речи, определять в предложении. Проведение игр, добавление их в предложение, определение их значения в тексте.
2.Игры со словами (2 часа)
Обучение разных игр со словами: «Добавь словечко», «Дополни предложение», «Измени слово», «Угадай слово», «Превращение слов»
3.Звуки и буквы (2 часа)
Умение определять количество звуков и букв в словах, изменять слова, добавляя или убирая одну букву, подбор рифмы к словам.
4.Сочиняем сказку (2 часа)
Научить сочинять сказки и записывать их. Что такое сказка? Какие бывают виды сказок ?5.Олимпиадные задания (3 часа)
Решение олимпиадных заданий по русскому языку, уточнение знаний, умений и навыков учащегося по данным заданиям.
По окружающему миру:
1.Удивительный мир вокруг нас (2 часа)
Чем удивляет нас природа? Красная книга и её обитатели. Моря, реки, озёра и океаны имеют свои названия, самые маленькие и самые большие. Где можно строить дома, какие бывают дома.
вопросов почемучек (2 часа)
Тренироваться в умении быстро давать ответы на заданные вопросы. Блиц опрос, разбор тех вопросов, которые вызвали затруднения.
3.Эти забавные животные (2 часа)
Какие животные и чем нас удивили. Самые быстрые и самые медлительные, смена окраса, повадки, питание и размножение, защита и нападение, место проживания.
4.Рыбы, птицы, звери (2 часа)
Среда обитания, признаки по классам, полезные и бесполезные животные, такие разные названия животных, их сходство с названиями предметов.
5.Лесные сюрпризы (1 час)
Ядовитые и съедобные ягоды, грибы, растения в лесу. Такие разные деревья, их вред и польза. Следы птиц и животных, умение их распознавать. Кто наш друг, а кто наш враг в лесу.
6.Олимпиадные задания (2 часа)
Решение олимпиадных заданий по окружающему миру, уточнение знаний, умений и навыков учащегося по данным заданиям.
Литература:
Журналы «Педсовет» № 6 2000- 2011гг.
Материал для работы:
«Цветочный этикет», «Знаешь ли ты животных?», «Цветочная почемучка», «Знай и люби родную природу», «На лесном перекрёстке», «Эстафета ленных сюрпризов»