Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках немецкого языка


Занфирова Евгения Михайловна,
учитель немецкого МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Организация творческой  деятельности учащихся на уроке немецкого языка.
Эффективность процесса обучения, достижение высоких результатов в усвоении программного материала как в общеобразовательной школе во многом зависит от заинтересованности детей. Чтобы заинтересовать ребят изучением иностранного языка, нужно организовать такой учебный процесс, который бы вызвал высокую мотивацию и обеспечил их активность на уроке. Существует множество разнообразных методик, позволяющих сделать учебную деятельность максимально эффективной. В данном случае можно выделить следующие методы: работа над проектом, использование ИКТ на уроках немецкого языка.
Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют учащимся решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно  конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Как педагогическая технология метод проектов представляет собой совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую. Проектная деятельность создаёт условия для привлечения учащихся к процессу учебной деятельности, формирует процесс творческого поиска, что способствует повышению учебной мотивации, личностной мотивации, способствует развитию самооценки, самовоспитанию.
В своей работе я использую метод проектной деятельности достаточно часто. Считаю его одним из самых успешных в обучении иностранному языку, так как он при правильной организации наиболее эффективно реализует познавательную активность и творческие способности учащихся, развивает коллективные формы общения и позволяет каждому ученику подняться на более высокую ступень обученности. В работе над проектом я выделяю два важных тесно взаимосвязанных этапа: подготовительный (подготовка к проекту) и основной (изложение средствами языка хода исследования и его результатов, то есть защита проекта). Игнорирование или неграмотное применение любого из них не приведёт к желаемому результату. Только в совокупности друг с другом они позволяют в полной мере достичь поставленных целей. Покажу это на конкретном примере.
Подготовка и защита проекта.Предмет:  немецкий язык (по учебнику И.Л. Бим «Шаги 4»)Класс: 8. Год обучения: 4-й. Тема: «Как прекрасно было летом!»Место урока по данной теме: заключительный. Технология: проектная деятельность.Тема проекта: «Добро пожаловать в Гарце»Цель проекта: создать условия для развития познавательных и творческих способностей учащихся в ходе проектно-исследовательской работы о месте и способах летнего отдыха подростков в Германии.Цели по содержанию:- образовательная: способствовать практическому применению языкового и речевого материала  в нестандартной ситуации;- воспитательная: содействовать воспитанию культуры общения, развитию потребностей в знаниях о стране изучаемого языка, воспитанию уважительного отношения к её культуре, ответственности за результаты труда;- развивающая: развивать самостоятельность, умение анализировать и сравнивать, мышление через выделение узловых моментов единого целого, воображение через представление понятий страноведческого характера.Форма работы над проектом: групповая.Предполагаемый результат:1. Приобретение новых знаний о стране изучаемого языка.2. Воспитание толерантного восприятия иной культуры.3. Обогащение лексического и речевого запаса учащихся.4. Осуществление коммуникации на немецком языке.5. Обеспечение динамики качества знаний.6. Формирование коммуникативной компетентности.Подготовительный этап.О работе над проектом я объявила учащимся за месяц до окончания учебной темы. На первом занятии мы выработали следующие шаги:* Согласование состава групп: 9 учащихся, изучающих немецкий язык, были поделены на 2 группы с учётом их способностей и интересов.* Выбор ответственных в группах.* Выделение проблем при изучении учебной темы: в беседе с учащимися я выяснила, что из встречающихся в ходе темы мест отдыха немецких подростков в Германии (лагерь отдыха, спортивный лагерь, молодёжная турбаза, кэмпинг, отдых у родственников, в деревне и др.) им наиболее интересны кэмпинг и молодёжная турбаза, так как они не типичны для России,  непонятны учащимся и поэтому вызывают их живой интерес. Они хотели узнать о них больше. Так объект изучения был определён - «Летний отдых группы на молодёжной турбазе в Германии» (в кэмпинге – для 2й группы).* Выбор темы проекта: из упоминающихся на страницах учебника излюбленных мест отдыха немцев (Шварцвальд, Гарц, Тюрингия, Северное море и др.) учащиеся выбрали Гарц, так как, по их мнению, именно сюда можно быстрее всего добраться из России. Так была определена тема проекта – «Добро пожаловать в Гарц!».* Сроки выполнения проекта: один месяц.* Первичное обсуждение и выбор источников информации: учащимся был предложен список литературы, имеющейся в распоряжении кабинета немецкого языка и проработанный мною заранее, а также рекомендации по использованию Большой Советской Энциклопедии в школьной библиотеке и поисковых сайтов Интернета.Второе занятие было полностью посвящено отбору материала для содержания проекта. Алгоритм действий был такой:1) просмотровое чтение выбранных материалов,2) отбор материала,3) чтение отобранного материала с полным пониманием,4) выбор формы и средств изложения содержания проекта,5) прогноз его результатов,6) структурирование содержания теоретической части проекта,7) составление информации по теме проекта с учётом логики на родном или иностранном языке,8) перевод информации на иностранный, если она была составлена на родном,9) первичная апробация проекта.На последующих занятиях (их количество зависело в дальнейшем от  желания участников проекта) мы доводили свой проект до совершенства. В итоге первая группа приготовила презентацию проекта в форме творческого отчёта с иллюстрациями и рисунками, вторая –представляли собой рисунки учащихся с сообщениями. Учитель выполнял координационную функцию.Основной этап. Ход защиты проекта.1. Организационный момент. Мотивация.Приветствие учителя. Ссылка на пройденную тему «Как прекрасно было летом!». Познавательно-побуждающий мотив для проведения защиты проекта. Предложение поднять настроение песней («Ferien» стр. 23-24, учебник).2. Основная часть. Защита проектов.Проект № 1. „Willkommen im Harz! Schön war es in der Jugendherberge!"Ученик 1: Schon lange Zeit besuchen wir einen Zirkel „Sportorientierung" und haben gute Leistungen. In diesem Jahr wurden wir mit der Fahrt in die deutsche Jugendherberge ausgezeichnet. Wir verbrachten dort 3 Wochen. Die Erholung machte auf uns einen großen Eindruck. Diese Jugendherberge liegt im Harz und es ist logisch, das Wichtigste über dieses Gebiet zu erzählen./Далее участники проекта рассказывают о Гарце: его территории, месторасположении, особенностях, красоте природы, растительном и животном мире, о тайнах знаменитой горы Брокен, о заповеднике Гарц, используя самостоятельно добытый материал и сопровождая  свой рассказ иллюстрациями, фотографиями, рисунками, картой. Затем следует основная часть их рассказа – информация о молодёжной турбазе и её программе отдыха для подростков/.Ученик 5: Hier am Fuße des Brockens und am Eingangstor zum Nationalpark Harz liegt unsere Jugendherberge „Schierke". So heißt auch ein kleines Städtchen. Es ist ein richtiger Kurort, um die Natur zu genießen und sich zu erholen! Diese Jugendherberge steht allen Reisenden offen! Hier sind die Jugendlichen aus aller Welt und alle sind so vielfältig: Sportfreunde, Musikfreunde, junge Touristen, Na- turschützer u.s.w! Sie kommen mit Familien, ohne Eltern, mit Klassen, in Gruppen und einzeln! Für allen bittet man perfekt organisierte Programme! Ein buntes Erholungsprogramm erwartete auch uns, junge Touristen./Далее участники проекта представили программу отдыха подростков на молодёжной турбазе, сопровождая её иллюстрациями и рисунками/.Erholungsprogramm der Jugendherberge Schierke für junge Touristen.1) Sоmmerspiel „Dеr Hexe Valpurga auf der Spur". /Gemeinsam gingen wir auf Spurensuche und entdeckten viel Neues/.2) Ferienspiel „Abenteuer im Nationalpark". /Unterwegs im Nationalpark haben wir die heimische Pflanzen und Tiere kennengelernt und Wettererscheinungen beobachtet/. 3)Ferienprojekt „Dem Wasser auf der Spur". /Dieser Projekt vermittet spielerisch reiche Kenntnisse zum Thema Wasser. Mit Hilfe der Wasserlabortechnik der Jugendherberge wurde eine interessante Untersuchungsarbeit durchgeführt/.4) Die Reiseroute für junge Touristen „Im Nationalpark Harz unterwegs". /Wir wanderten durch den Nationalpark und lernten seine Besondersheiten kennen. Und stürmten den Brocken natürlich!/5) Extrimprogramm „Mit der Natur auf Du und Du". /Wir stiegen auf den Brocken und hangelten uns an Seilen über die Bode!/6) Brockenwanderung „Schöner Harz"./Die ganze Schönheit des Harzes liegt dem Wanderer auf seinem Weg zu Füßen! Wir erfuhren viel Interessantes über die Geschichte des Brockens. Wir besichtigten die Tropfsteinhöhle bei Rübeland./7) Ferienspiel „Spurensuche der Fledermäusen". /Im Park bestimmten wir mit Hilfe des Ultratongeräts den Wohnort der Fledermäusen! Es war super!/Ученик 2: In der Freizeit faulenzten wir auch nicht! Wir hatten keine Zeit! Wollt ihr wissen, was wir noch gemacht haben? Machen wir Würfelspiel! / Участники проекта предлагают своим соперникам  пройти маршрут по нарисованной ими карте из 28 действий глаголов на тему «Чем занимаются подростки на летнем отдыхе»  и озвучить его, поочерёдно бросая кубик. По окончании защиты проекта учащиеся подводят итог, как прекрасен был отдых летом.Проект №2 „Willkommen im Harz! Schön war es im Camping!"Ученик 1: Schön war es im Sommer, denn wir verbrachten Campingferien in deu- tschen Harz! Wir haben ein Auto gemittet und sind 3 Wochen lang von Ort zu Ort gefahren. Wir zelteten im Tal des Flusses Oker(показывает на карте) und bewun- derten Romkerhaller Wasserfall(картинка).Ученик 2: Wir waren beim Dorf Rübeland(показывает на карте), wo die Rübeländer Tropfsteinhöhlen(картинка) besucht haвen.Ученик 3: Aber am meistens – etwa 2 Wochen - übernachteten wir im Camping bei der Stadt Bad-Lauterberg (показывает на карте).Ученик 4: Wir machten einen Film über unsere Erholung und schloßen einige Fehler speziell ein. Seht den Film und sucht, was falsch ist./Учащиеся по очереди показывают и комментируют рисунки, сообщения./„Campingferien im Harz".1) Im Juli haben wir mit unsere deutsche Verwandten das beste deutsche Auto „Fiat" gemittet und sind zum Camping gefahren. 
2) In 2 Stunden sind wir mit dem Auto das ganze Gebirge umgefahren. 
3) Unser Naturcampingplatz liegt im Süd-Harz, nicht weit von der Stadt Bad-Lauterberg. 
4) Der Campingplatz umfasst die Fläche von 25000 km und ist sehr gut eingerichtet. 
5) Wir lebten in kleinem Hotel. 
6) Neben Dusch und Toiletten bot man uns einen Waschmaschinenraum, einen Waschraum, einen kleinen Laden für den täglichen Einkauf. 
7) Es gab dort einen Fuß,- Volley,- und einen Basketballplatz, sowie Tischtennisplatten und sogar ein Flughafen. 
8) Wir haben Minigolf gespielt und auch Bowlingrekorde gemacht. 
9) Wir fanden im Camping auch Freiluftschach, Tennis, Reiten, Sauna. 
10) Wir sind mit dem Auto bis zum Felsgipfel des Brockens eingestiegen. 
11) Nur 2 km vom Zentrum der Stadt Bad-Lauterberg liegt die Jugendherberge mit einigen Restau- rants, Cafes und Sonnenterassen. 
12) Im Camping haben wir die Jugendlichen aus Japan und Polen kennengelernt und haben oft zusammen die Zeit verbracht.  
13)Schön war es im deutschen Camping! Подведение итогов. Результаты. Учитель и учащиеся оценивают ответы участников проекта цветными жетонами (каждый имеет жетоны красного, синего и белого цвета, соответствующие «5», «4», «3») и большинствоиз них  получает высокий балл за работу над проектом.Рефлексия. 1. Узнал ли ты что-то новое для себя в ходе работы над проектом?2. Молодёжная турбаза и кэмпинг: что означают сейчас эти понятия для тебя?а) непонятны, как чёрный квадрат Малевича; б) сейчас я имею представление об этих видах отдыха; в) многое знаю и мечтаю о таком отдыхе; г) по-прежнему малопонятны; д) хочу, чтобы и у нас можно было бы так отдыхать; е) это прекрасные виды отдыха, но у нас можно отдохнуть и лучше! (Выбери)3. Полезны ли новые знания? Пригодятся ли они тебе в жизни?4. Помог ли проект улучшить твои знания немецкого языка?5. Что бы ты изменил в работе твоей группы над проектом?Заключение.1) Составление синквейнов со словом «лето». Каждая группа определяет один лучший, чтением которого и заканчивает занятие:1. der Sommer 2. wunderschön, klasse 3.macht Spaß, lacht, klingt 4. Der Sommer ist die beste Zeit. 5. Es lebe der Sommer!2) Просмотр учебного фильма „Hallo! Wir sind aus Berlin!" (Goethe-Film), фрагмент „Ferien" (5-7 минут).Вывод. Метод проектов дал возможность каждому ученику эффективно реализовать себя в разных аспектах. Так, на подготовительном этапе при отборе материала учащиеся научились ориентироваться в информационном диапазоне. Исследуя тему проекта, они научились выделять главное, актуальное, интересное, а значит развивали исследовательские способности анализировать, сравнивать, прогнозировать. На основном этапе они научились излагать результаты своего исследования на иностранном языке, а значит реализовали себя в языковом аспекте, развивая  лексический и речевой потенциал. Выше сказанное подтверждает решающую роль методически грамотной организации проектно-исследовательской деятельности учащихся для её успешной реализации в процессе обучения школьников.Перспективы исследования. Содержание данной темы тесно связано с будущей темой «Путешествие по Германии», поэтому исследования учащихся (в особенности информация о Гарце) найдёт применение в этой теме, а также в последующем проекте.
С целью повышения мотивации учеников к изучению иностранного языка, долгое время на уроках использовались красочные иллюстрации, аудио- и видеозаписи, а также современные и интересные тексты и диалоги. Сегодня научно-технический прогресс позволяет широко использовать информационно-коммуникационные технологии.
В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика (человек и его окружение «Моя школа», «Моя страна» «Мой город» и т.д.) Каждый проект соотносится с определённой темой устной речи. В основе проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы её решить, учащимся требуется не только знания языка, но и владение большим объёмом разнообразных предметных знаний. Дети должны владеть определёнными творческими и коммуникативными умениями. 
На уроках иностранного языка применяется
1. Практико-ориентированный проект нацелен на интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы. Палитра разнообразна: учебное пособие для кабинета иностранного языка по изучаемой теме, или просто наглядное пособие, компьютерная презентация учебного материала, газета, макет и др.  Учащиеся 7-х классов подготовили материал по теме “Лицо города - визитная карточка страны» (с компьютерной презентацией различных городов Германии), компьютерные презентации: “Поговорки на уроках немецкого языка», «Рождество в Германии, учащиеся 5-х классов подготовили «Книгу о себе», как в компьютерном виде, так и на бумажном носителе, компьютерные презентации «Моя комната». Обучающиеся старшей ступени подготовили презентации по теме «Изобразительное искусство»
Так же могут применятся следующие виды проектов:
2. Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов.Примеры из практики: исследовательские работы старшеклассников: “Развитие туризма в Германии”,   “Программа “Aur-pair” в Германии” и др.
3. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Результат информационного поиска: статья, реферат, доклад, аннотация, презентация.На уроках иностранного языка  учащиеся выступают с  рефератами по различным темам: “Наука и культура Германии”, “Известные немецкие писатели”, “И.В.Гёте”, “Праздники в Германии”, «Жизнь и творчество И.С. Баха» и др. Выступления строятся как на немецком языке, так и на русском, в зависимости от уровня подготовки и профиля класса.
4. Творческий проект: видеофильмы, театрализации, постановка спектакля к Новому году.
5. Ролевой проект. В данном случае суть проекта заключается в подготовке и  разучивании диалогов на повседневные темы и использовании их на практике. Подготовка и проведение встреч, организация конференций с преподавателями и  студентами из Германии. Самый глобальный проект этого вида - подготовка детей для поездки в Германию и осуществление этой поездки.
Проекты в зависимости от продолжительности их выполнения  подразделяются на мини-проекты, краткосрочные, недельные, годичные. Все виды проектов могут эффективно использоваться при изучении иностранного языка.
Мини-проекты могут укладываться в один урок или менее. Например, проект на 10 минут.
Тема: “Правила для путешествующих”Учебный предмет: немецкий язык.Участники: ученики 8 класса (в группах по 5 человек).Продолжительность: 10 минут.Педагогическая цель: тренировка навыков письменной речи.Продукт. Правила для путешествующихКраткосрочные проекты требуют выделения 4–6 уроков.Уроки используются для координации деятельности  участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.
Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Возможно сочетание классных форм работы с внеклассными (экскурсии и экспедиции,  видеосъёмки и др.). Всё это в сочетании с глубоким “погружением” в проект делает проектную неделю оптимальной формой организации проектной деятельности.
Тема: “Рождество в немецкоязычных странах”Предмет: немецкий язык.Участники: ученики 5 класса. Продолжительность: 6 дней.Цель: подготовка праздника “Рождество” для учащихся 5-х классов.Продукт: программа праздника и его проведение.
Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и  индивидуально.Эта работа традиционно проводится в рамках ученических научных обществ. Весь годичный проект - от определения проблемы и темы до презентации (защиты) выполняются во внеурочное время. Роль учителя - руководство научно-исследовательской работой учащихся.
Выводы
1. Использование метода проектов  способствует реализации ряда важных задач:
занятия не ограничиваются приобретением определенных  знаний, умений, навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, благодаря чему усиливается мотивация при изучении иностранного языка;
учащиеся получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию.
2. Систематическое использование метода  проектов при обучении иностранному языку  способствует  увеличению скорости чтения, улучшению качества перевода; совершенствуется работа со словарем и др. источниками, устная и письменная речь; расширяется кругозор; развиваются коммуникативные навыки, умение вести беседу на языке. Проектный метод дает большие возможности для устной практики, улучшаются навыки компьютерной обработки текстовой информации. В процессе работы над проектом развивается интерес к языку, творческое  мышление и самостоятельность.
Использованная литература и источники
И.Л.Бим “Шаги 3 Учебник немецкого языка для 7 класса общеобразовательных учреждений. М.: “Просвещение” 2010.
Г.И.Воронина, «Немецкий язык, контакты» М.:«Просвещение» 2010.
Г.Н. Лебедева «Современный урок немецкого языка с применением информационных технологий» М.: Планета, 2011.- 240с.
http://festival.1september.ru/articles/510759/http://festival.1september.ru/articles/516478/МОУ «Нижнепенская средняя общеобразовательная школа»
Организация творческой  деятельности учащихся
на уроке немецкого языка.
Занфирова Евгения Михайловна,
учитель немецкого2016 г.