Программа по военно-патриотическому воспитанию
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА № 13
городского округа Железнодорожный Московской области
__________________________________________________________________
ул. Новая, д. 34 8-495- 527-55-37
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Председатель профкома Директор МБОУ НШ № 13
· __________ Морозова Н.А.
«___»_________2014г «____»___________2014г.
ПРОГРАММА
«Я – ПАТРИОТ РОССИИ»
(Срок реализации: 2014-2017 годы)
Составил: заместитель директора по ВР Лапшина Н.А.
Железнодорожный, 2014
Патриотизм – это не только постоянное ощущение неразрывной связи со своей землей, но и, прежде всего долг перед нею, радение за ее духовное, моральное и физическое, благополучие, сверение, как сверяют часы, своего сердца с ее страданиями и радостями.
В. Распутин
Пояснительная записка
Развитие российского государства и общества, модернизация общего
образования и введение федеральных государственных стандартов второго поколения ставят новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность и в то же время сложность решения задач патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Российской Федерации, отмечая, что «...грамотных и продуманных действий требуют вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием молодежи. Эта тема вечная, но очень сложная».
Военно-патриотическое воспитание -это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность школы, общественных объединений и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга, важнейших конституционных обязанностей по защите интересов общества.
В настоящее время очень мало внимания уделяется воспитанию молодежи именно как патриотов своего отечества, основной упор в процессе обучения делается на профессиональную реализацию и адаптацию к жизни в современном обществе. Проблема патриотизма особенно остро встала в последнее время, в связи с напряженной политической, экономической, социальной атмосферой. Проблемы нравственно-патриотического воспитания отошли на второй план, что недопустимо в процессе развития и воспитания человека и гражданина своего Отечества. Общественное мнение традиционно отводит главенствующую роль в формировании патриотических позиций и установок электронным и печатным источникам информации. Роль СМИ в процессе патриотического воспитания нельзя оценивать однозначно. СМИ, безусловно, способны оказать поддержку различным слоям населения в проведении тех или иных акций, апеллируя к таким эмоционально-чувственным элементам общественного сознания, как любовь к Родине, национально-патриотические настроения. По мере взросления у школьников, как отмечают ученые-исследователи, начинает формироваться так называемый «родничок героизма», требующий реализации, но, как ни грустно это констатировать, он чаще всего остается невостребованным. Зато пробуждающиеся силы подрастающего организма могут отыскать свое применение в примыкании к антиобщественным организациям, сгусток которых год от года растет. Формирование патриотических чувств неотделимо от гражданского самоопределения молодежи, от развития правового самосознания и гуманистической направленности взглядов. Перечисленные качества закладываются в раннем детстве в семье и закрепляются в школьные годы. Современному обществу нужны патриоты, интеллектуально и духовно развитые люди, любящие свою Родину, почитающие традиции наших дедов и прадедов, способные в любую минуту на самопожертвование во имя спасения жизни других людей (своих отцов, матерей, братьев, сестёр, жён, детей), свято почитающих атрибуты государственной власти. Следовательно, положение в обществе отчетливо доказывает востребованность патриотического воспитания подрастающего поколения, налаживания четкой системы в его осуществлении.
Военно-патриотическое воспитание –образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально –психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твердость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру.
Патриотизм это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотическое воспитание школьников в нашей школе это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина – патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.
Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, мы стараемся подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка. Овладение теорией и практикой военно-патриотического воспитания учащихся, всесторонняя подготовка их к военной службе, к выполнению своего долга к достойному служению Отечеству – одна из задач педагогического коллектива нашего учебного заведения, военно-патриотической работы в школе.
Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Система военно-патриотической работы в МАОУ СОШ №14 включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности. Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.
Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность нашей школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
1.Цель программы
Развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно –нравственных и социальных ценностей, формирование у них моральных и духовных качеств гражданина и патриота (мужество, честь, верность, стойкость, воля, любовь к Отечеству), готовности к активному проявлению этих качеств в различных сферах жизни общества.
2.Задачи программы
2.1.Осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших
ценностей, идеалов и ориентиров, социально-значимых процессов и явлений
реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве
определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
2.2.Познаниеучащимися историко-культурных корней, осознание
неповторимости Отечества, его судьбы неразрывности с ней, формирование
гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и
исторической ответственности за происходящее в обществе.
2.3.Формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки
политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве,
гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и
выполнению конституционного долга
2.4.Формирование у молодёжи высокого патриотического сознания, идей
служения Отечеству, способности к его вооружённой защите, изучение
русской военной истории, воинских традиций.
2.5.Пропаганда героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к
героическим деяниям предков и их традициям.
2.6.Развитие морально-волевых качеств, воспитание силы, ловкости,
выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе
занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения
отечеству и готовности к защите Родины.
3.Ожидаемые результаты освоения программы
3.1.Степень готовности и стремление учащихся к выполнению своего
гражданского и патриотического долга;
3.2.Проявление гордости за своё Отечество. За символы государства, за свой
народ;
3.3.Уважительное отношение к историческому прошлому Родины, своего
народа;
3.4. Умение сочетать общественные и личные интересы;
3.5.Присутствие толерантности у учащихся;
3.6.Нравственная атмосфера в школе: доверительное отношение к учителям,
любовь к школе;
3.7.Внимательное отношение к старшим и младшим, уважительное отношение к ветеранам войны и труда.
4.Основание для разработки программы
Конвенция ООН о правах ребёнка
Конституция РФ
Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка"
Закон РФ "Об образовании"
Государственная Программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (постановление Правительства РФ от 05.10. 2010No 795)
Долгосрочная целевая программа Московской области «Патриотическое воспитание и подготовка молодёжи к военной службе на 2012-2015 годы»(постановление Правительства Московской области от 31.08.2011 г. No 924/35).
4.Основные направления реализации Программы
Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех учащихся школы – с 1 по 4 –е. классы.
4.1.Система мер по совершенствованию процесса патриотического воспитания предусматривается:
развитие форм и методов патриотического воспитания на основе новых информационных технологий;
изучение учащимися правовых норм государства, законов и формирование ответственного к ним отношения;
воспитание гордости за Российское государство, его свершения;
воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
организация и проведение внеклассных мероприятий, направленных на формирование умений и навыков правового поведения;
формирование способности руководствоваться в ситуациях нравственно-правового выбора мотивами долга, совести, справедливости;
изучение биографий выдающихся граждан своей страны – патриотов и борцов за Отечество;
развитие патриотических чувств учащихся через организацию и проведение внеклассных мероприятий, формирующих патриотизм на практике, а не на словах;
организация встреч с представителями общества – истинными гражданами и патриотами своей страны;
создание условий для проявления истинного патриотизма учащихся, любви к Родине, школе, месту, в котором растет ученик;
демонстрация примеров проявления молодежью, школьниками гражданской позиции и мужества, патриотизма;
посещение мест, связанных с памятью поколений, формирование культуры проявления патриотизма и гражданской позиции;
формирование культуры проявления гражданской позиции, патриотизма, борьбы с шовинизмом, экстремизмом;
поощрение учащихся, проявляющих гражданскую позицию, мужество, героизм.
4.2.Развитие методических основ патриотического воспитания:
разработка методических рекомендаций по проблемам формирования и развития личности патриота;
изучение и обобщение педагогического опыта в области патриотического воспитания для его внедрения в практику.
4.3.Координация деятельности общественных организаций в интересах патриотического воспитания
создание условий для участия общественных организаций и творческих союзов в работе по патриотическому воспитанию;
совместная работа с членами Управляющего Совета родительского комитета;
активизация участия учреждений культуры, общественных организаций (объединений) в шефской работе.
5.Формы работы, используемые при реализации программы
Учебные занятия;
Внеклассные мероприятия: смотры, конкурсы; выставки; мероприятия,
посвящённые важным историческим датам; деловые игр и круглые
столы; классные часы, беседы, диспуты, викторины, коллективные
творческие дела;
Митинг - реквием;
Музейная работа;
Военно-спортивные состязания;
Встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими;
Взаимосвязь с учреждениями дополнительного образования.
6. Сроки реализации программы
Сроки реализации программы с 2014 по 2012017годы
7. Мероприятия по реализации программы
№п/п
Название мероприятия
Сроки проведения
Ответственный
Тематические классные часы
В течение учебного года
Уроки Мужества
В течение учебного года
Уроки России
В течение учебного года
Уроки Памяти
В течение учебного года
Конкурсы рисунков на военную тематику
В течение учебного года
Конкурс Боевой Листок
Февраль, май
Смотр строя и песни
Февраль
Фестиваль военной песни
«Когда поют солдаты»
Февраль, апрель
Фотоконкурсы
В течение учебного года
Конкурсы чтецов
Февраль, май
Праздник
«Посвящение в первоклассники»
Ноябрь
Встреча с ветеранами войны и труда
В течение учебного года
Акции «Подарок ветерану»
Участие в спортивных соревнованиях
В течение учебного года
Читательская конференция
«Поклонимся великим тем
годам»
В течение учебного года
Литературно –музыкальные композиции «Звезда памяти светят нам»
Март
Парад Победы
Май
Экскурсии по музеям
«Не забыть нам этой
даты»
В течение учебного года
Торжественные линейки, посвященные Дню Знаний
Сентябрь
Дни воинской славы.
В течение учебного года
Тематические классные часы, беседы на военно –патриотическую тематику.
В течение учебного года
Радио передачи
В течение учебного года
Игра - путешествие «Много в армии профессий»
Февраль
Спортивные соревнования Веселые старты
В течение учебного года
Конкурс Плакатов
В течение учебного года
Конкурс проектов «Моя семья в годы Великой Отечественной», «Я помню и горжусь»
В течение учебного года
Дискуссия « Что есть долг»
Январь
Тест « Знаешь ли ты Конституцию?»
Ноябрь
Познавательно-деловая игра
« Откуда есть пошла Русская земля»
Декабрь
Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма
Апрель
Викторина«Героические страницы нашей истории»
Март
Проведение операции «Забота»
- поздравление ветеранов Великой отечественной войны и труда
-поздравление неработающих учителей-педагогов с днём учителя
- поздравления с 23 февраля участников региональных и локальных военных конфликтов
В течение учебного года
Проведение месячника, посвященного государственной символики
апрель
Встречи с почетными гражданами города
В течение учебного года
Методическая работа
Проведение:
тематических педагогических советов,
заседаний ШМО классных руководителей по вопросам патриотического воспитания
круглых столов
совещаний коллектива
Освещение опыта работы в средствах массовой информации
Накопление методической копилки
( разработки сценариев классных часов, бесед, внеклассных мероприятий)
Разработка положений о различных спортивных и военно-спортивных соревнований
Разработка сценариев общешкольных мероприятий
Организация подписки на периодические издания
15