Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д., 68 часов, 10 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Место предмета в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 35 часов в 10 классе. В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе – 35 часов В МБОУ «Средняя общеобразовательная школа№36» за счет школьного компонента добавлено ещё 35 часов в 10 классе физико-математического профиля. Рабочая программа составлена на 70 часов в 10 классе – 2 часа в неделю. При составлении тематического планирования было увеличено количество часов по темам вдвое.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux. За счёт выделения на предмет «Информатика и ИКТ» дополнительных часов (за счёт школьного компонента), практические задания Компьютерного практикума будут выполняться как по учебнику, так и по разработанным групповым заданиям.
Программой предусмотрено проведение: в 10 классе: количество практических работ – 26, количество контрольных тестовых работ – 3; количество зачётных практических работ -2
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
На первых уроках полугодия в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам при работе за компьютерами и по правилам поведения к кабинете информатики.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 10 классе
Информация и информационные процессы — 8 часов
Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии — 27 часов
Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы
1. Кодировки русских букв.
2. Создание и форматирование документа
3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
5. Кодирование графической информации.
6. Растровая графика
7. Трехмерная векторная графика
8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
9. Создание флэш – анимации
10-11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации на заданную тему
12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
13. Построение диаграмм различных типов
Коммуникационные технологии - 32 часа
Локальные и глобальные компьютерные сети. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста.
Практические работы
14. Предоставление общего доступа к диску в локальной сети
15. Создание подключения к Интернету.
16. Подключения к Интернету и определение IP-адреса
17. Настройка браузера
18. Работа с электронной почтой
19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
20. Работа с файловыми архивами
21. Геоинформационные системы в Интернете
22. Поиск в Интернете
23. Заказ в Интернет-магазине
24. Разработка сайта с использованием Web-редактора - работа над проектом
Повторение 3 часа
Учебно-тематический план
Темы кол-во часов
1 Информация и информационные процессы 8 ч
2 Информационные технологии 27 ч
3 Коммуникационные технологии 32 ч
4 Повторение. 3
  Итого: 70
Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10 — 11 классах ученик должен
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Планируемые результаты
К концу 10 класса учащиеся усвоят следующие знания:
основные расширения текстовых файлов;
различные кодировки русских букв;
различие растровых и векторных изображений;
основные возможности растровых и векторных графических редакторов;
назначение систем автоматизированного черчения;
назначение и названия основных объектов электронной таблицы;
различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул;
принцип представления звуковой информации в памяти компьютера;
назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации;
назначение локальной и глобальной сети;
принцип адресации компьютеров в Интернете (IP – адрес, доменное имя);
назначение протокола передачи данных;
назначение технологии WWW и способы доступа к Web – ресурсам сети Интернет.
научатся:
создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word;
устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка;
пользоваться онлайн – переводчиком;
создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
вычислять информационный объём растрового изображения;
выполнять построение простых чертёжных объектов;
создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику;
задавать и настраивать анимацию объектов слайда и смены слайдов;
создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы, содержащие числа, текст и формулы;
вычислять информационный объём звукового файла, глубину кодирования и частоту дискретизации звука;
изменять параметры записываемого звука;
представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов;
создавать простую Web – страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца;
связывать несколько Web – страниц, используя гиперссылки;
пользоваться услугами, предоставляемыми сетью Интернет;
находить различную информацию с помощью поисковых систем в Интернете.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Критерий оценки устного ответа
Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком: ответ самостоятельный.
Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка, или неполный, несвязный.
Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не смог исправить при наводящих вопросах учителя; отсутствие ответа.
Критерий оценки практического задания
Отметка «5»: 1) работа выполнена полностью и правильно; сделаны правильные выводы; 2) работа выполнена по плану с учетом техники безопасности.
Отметка «4»: работа выполнена правильно с учетом 2-3 несущественных ошибок исправленных самостоятельно по требованию учителя.
Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем на половину или допущена существенная ошибка.
Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя; работа не выполнена.
Перечень учебно-методических средств обучения
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.Интернет.
ОС Windows или Linux.
Литература(основная и дополнительная)
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012.
«Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2012.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе на базовом уровне по программе Н.Д. Угриновича(2 часа в неделю, 70 часов в год)
№ Дата проведения Тема урока Основные понятия Тип урока Д/з
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы. (8 часов)
1 Инструктаж по ТБ. Информация в природе. Человек и информация. Информация; виды информации; человек и информация Изучение и первичное усвоение новых знаний с. 7-8
2 Информационные процессы в технике. Информационные процессы ФЗУН с. 8-9
3 Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Измерение информации, бит, байт ФЗУН с. 9-10
4 Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Алфавитный и вероятностный подходы к определению количества информации ФЗУН с. 9-10
5 Алфавитный подход к определению количества информации. Алфавитный подход ФЗУН с. 10-11
6 Решение задач - алфавитный подход Правила решения задач СЗУН с. 10-11
7 Решение задач на алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации. Содержательный подход СЗУН 8 Тестирование по теме «Информация и информационные процессы» Контроль знаний, умений и навыков Тема 2. Информационные технологии (27 часов)
9 Кодирование и обработка текстовой информации. П/р 1. Кодировки русских букв. Текст, символ, слово, строка, абзац; кодирование, код, кодировочная таблица Изучение и первич-ное усво-ение но-вых зна-ний1.1.1
10 Создание документов в текстовых редакторах. Документ, виды документов, структура компьютерного документа ФЗУН 1.1.2
11 Форматирование документов П/р 2. Создание и форматирование документа. Понятие форматирования, шрифты, абзацы СЗУН 1.1.3
12 Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. П/р 3. перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика Компьютерные словари, он-лайн словари; преимущества и недостатки компьютерных словарей СЗУН 1.1.4,
13 Системы оптического распознавания документов. П/р 4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного документа системы оптического распознавания бумажных текстов; сканер; параметр сканирования СЗУН 1.1.5
14 Кодирование графической информации. П/р5. Кодирование графической информации. Растр, растровое кодирование СЗУН 1.2.1,
15 Растровая графика. Растр, растровое кодирование СЗУН 1.2.2
16 Растровая графика. П/р 6. Растровая графика Инструменты растрового графического редактора СЗУН 17 Векторная графика. Векторная графика, ее достоинства и недостатки, область применения ФЗУН 1.2.3.
18 Векторная графика. П/р 7. Трёхмерная векторная графика. Инструменты векторного графического редактора СЗУН 19 П/р 8 Выполнение геометрических построений Инструменты векторного графического редактора СЗУН 20 Представление графической информации в Visio Редактор Visio, инструменты, особенности построения чертежей в Visio ФЗУН конспект
21 Электронные таблицы.
П/р 9. Подготовка таблицы к визуализации информации Визуализация информации; особенности визуализации в электронных таблицах СЗУН 1.5.2, отчет
22 Построение диаграмм и графиков Виды графиков в электронных таблицах ФЗУН 1.5.3
23 Компьютерные презентации. Презентация, мультимедийная презентация ФЗУН 1.4.1
24 Компьютерные презентации. П/р 10 Разработка структуры и дизайна презентации на заданную тему (з.1) Структура презентации, разделение информации на темы и слайды СЗУН 1.4.1
25 Компьютерные презентации П/р 10 Разработка структуры и дизайна презентации на заданную тему (з.2) Дизайн презентации; основы выбора дизайна СЗУН 1.4.2
26 Компьютерные презентации. П/р 11 Разработка мультимедийной презентации (з.1) Навигация, гиперссылки СЗУН 1.4.2
27 Компьютерные презентации. П/р 11 Разработка мультимедийной презентации (з.2) мультимедийных средства в презентациях СЗУН 1.5.1
28 Представление числовой информации с помощью систем счисления Системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления, правила перевода ФЗУН 29 П/р 12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Использование режима «инженерный» в программе Калькулятор СЗУН 1.5.1
30 Решение задач перевода Правила перевода чисел из одной позиционной системы счисления в другую СЗУН 1.5.1
31 Электронная система Компас Особенности программы КОМПАС, инструменты программы ФЗУН 1.5.2
32 Черчение в КОМПАС П/р 13 Создание простейших чертежей в КОМПАС Правила создания простейших чертежей СЗУН 33 Анимация средствами графического редактора Анимация, анимированное изображение ФЗУН 1.5.3
34 П/р 14 Создание флеш-анимации Инструменты создания анимированного изображения СЗУН 35 Контрольная работа Контроль знаний, умений и навыков Тема 3. Коммуникационные технологии (32 часа)
36 Локальные компьютерные сети Сеть, компьютерная сеть, локальная сеть, виды локальных сетей ФЗУН 2.1
37 П/р 15 Предоставление общего доступа к принтеру в локальной сети. Общий доступ; правила определения общего доступа СЗУН 38 Глобальная компьютерная сеть Интернет. Глобальная сеть, основы сети ФЗУН 2.2
40 П/р 16. Создание подключения к Интернету. Принципы подключения к сети Интернет СЗУН 41 П/р 17 Подключение к Интернету и определение IP - адреса Понятие IP-адреса СЗУН 42 Всемирная паутина Глобальная сеть, сервер ФЗУН 2.4
43 П/р 18. Настройка браузера Браузер, отличительные особенности браузеров СЗУН 44 Электронная почта. Почта, электронная почта ФЗУН 2.5
45 П/р 19. Работа с электронной почтой. СЗУН 46 Общение в Интернете в реальном времени. Скайп, чат, этика общения в сети ФЗУН 2.6, рефераты «Правила общения в сети»
47 П/р 20. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. Принципы общения в реальном времени в сети СЗУН 48 Файловые архивы. Файл, архив, файловый архив ФЗУН 2.7
49 П/р 21 Работа с файловыми архивами. Принципы работы с файловыми архивами СЗУН 50 Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете. Радио, телевидение, работа с web-камерой ФЗУН 2.8
51 Геоинформационные системы в Интернете. Системы, геоинформационные системы ФЗУН 2.9
52 П/р 22 Геоинформационные системы в Интернете. Принципы работы с геоинформационными системами СЗУН 53 Поиск информации в Интернете. Информация, поиск, критерии поиска ФЗУН 2.10
54 П/р 23 Поиск в Интернете. Поиск информации СЗУН 55 Электронная коммерция в Интернете. Коммерция, правила коммерции в Интернете, интернет-магазиныФЗУН 2.11,
56 П/р 24. Заказ в Интернет – магазине. Принципы заказа в интернете СЗУН 57 Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Словари, энциклопедии, спецлитературы в Интернете ФЗУН 2.12
58 Основы языка разметки гипертекста HTML, теги, ФЗУН 2.13
59 Основы разработки web-сайта П/р 25 Разработка структуры сайта HTML, теги СЗУН 2.13
60 Разработка главной страницы сайта П/р 25 Разработка структуры сайта HTML, теги СЗУН 2.13
61 Разработка навигации сайта
П/р 25 Разработка структуры сайта HTML, теги , навигация, СЗУН 2.13
62 Дизайн главной страницы П/р 26 Информационное наполнение сайта HTML, теги, основы дизайна, размещение мультимедиаинформации в сайте СЗУН 2.13
63 Дизайн страниц сайта П/р 26 Информационное наполнение сайта HTML, теги СЗУН 2.13
64 П/р 26 Информационное наполнение сайта HTML, теги СЗУН 2.13
65/66 Защита проекта 67 Контроль знаний, умений по теме «Коммуникационные технологии» (тестирование) Контроль знаний, умений, навыков Повторение (3 часа)
Принятые сокращения:
ПР – практическая работа; ОС – операционная система; ФЗУН-урок формирования знаний, умений и навыков; СЗУН – урок совершенствования знаний, умений и навыков