Рабочая программа по информатике к учебнику Угриновича Н.Д., 34 часа, 10 класс


Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и ИКТ в 10 классе составлена на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ (базовый уровень), разработанной по заказу Минобрнауки РФ в соответствии с его полномочиями, обозначенными в п. 19, ст. 28 Закона РФ «Об образовании», программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы / Составитель М.Н. Бородин. — М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г., под редакцией Угриновича Н.Д., с учетом учебника под редакцией Угриновича Н.Д. «Информатика и ИКТ», 10 класс (БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013 г.).Цели программы:
освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;
овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;
воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;
приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.
Основная задача базового уровня старшей школы состоит в изучении общих закономерностей функционирования, создания и применения информационных систем, преимущественно автоматизированных. С точки зрения содержания это позволяет развить основы системного видения мира, расширить возможности информационного моделирования, обеспечив тем самым значительное расширение и углубление межпредметных связей информатики с другими дисциплинами. С точки зрения деятельности, это дает возможность сформировать методологию использования основных автоматизированных информационных систем в решении конкретных задач, связанных с анализом и представлением основных информационных процессов.
Место предмета в учебном плане
Планирование курса «Информатика и ИКТ» в старшей школе на базовом уровне в соответствии с Базисным учебным планом рассчитано на 70 часов (35 часов в 10 классе и 35 часов в 11 классе). В авторской программе отводится на изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 10 классе – 35 часов. В МБОУ «СОШ №36» в классах социально-гуманитарного профиля сохраняется количество часов базисного учебного плана.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Программой предусмотрено проведение:
в 10 классе: количество практических работ – 13, количество контрольных тестовых работ – 3; количество зачётных практических работ -2
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводится объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 20-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов.
На первых уроках полугодия в обязательном порядке проводится инструктаж по технике безопасности и санитарно-гигиеническим нормам при работе за компьютерами и по правилам поведения в кабинете информатики.
Практические работы методически ориентированы на использование метода проектов, что позволяет дифференцировать и индивидуализировать обучение. Возможно выполнение практических занятий во внеурочное время в компьютерном школьном классе или дома.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Содержание учебного курса по информатике и ИКТ в 10 классе
Информация и информационные процессы — 5 часов
Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Содержательный подход к измерению информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Информационные технологии — 15 часов
Кодирование и обработка текстовой информации. Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах. Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Кодирование графической информации. Растровая и векторная графика. Кодирование звуковой информации. Компьютерные презентации. Кодирование и обработка числовой информации. Представление числовой информации с помощью систем счисления. Электронные таблицы. Построение диаграмм и графиков.
Практические работы
1. Кодировки русских букв.
2. Создание и форматирование документа
3. Перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика
4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа
5. Кодирование графической информации.
6. Растровая графика
7. Трехмерная векторная графика
8. Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС
9. Создание флэш – анимации
10. Создание и редактирование оцифрованного звука
11. Разработка мультимедийной интерактивной презентации «Устройство компьютера»
12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора
13. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах
14. Построение диаграмм различных типов
Коммуникационные технологии 15 часов
Локальные и глобальные компьютерные сети. Подключение к Интернету. Всемирная паутина. Электронная почта. Общение в Интернете в реальном времени. Файловые архивы. Радио, телевидение и Web – камеры в Интернете. Геоинформационные системы в Интернете. Поиск информации в интернете. Электронная коммерция в интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете. Основы языка разметки гипертекста. Практические работы
15. Предоставление общего доступа к папке диска в локальной сети
16. Проверка подключения к Интернету. Определение IP-адреса
17. Настройка браузера
18. Работа с электронной почтой
19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях
20. Работа с файловыми архивами
21. Геоинформационные системы в Интернете
22. Поиск в Интернете
23. Разработка сайта с использованием Web-редактора
Учебно-тематический план
№ Название темы Количество часов
10 кл. 11кл.
1 Информация и информационные процессы 5 ч 2 Информационные технологии 15 ч 3 Коммуникационные технологии 15 ч 4 Компьютер как средство автоматизации информационных процессов. 11
5 Моделирование и формализация 8
6 Базы данных. Системы управления базами данных 8
7 Информационное общество 3
8 Повторение. Подготовка к ЕГЭ 5
  Итого: 35 35
Требования к уровню подготовки учащихся 10 – х класса
В результате изучения базового курса информатики и информационных технологий в 10-м классе ученик должен
знать/понимать
Объяснять различные подходы к определению понятия «информация».
Различать методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации.
Назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей.Назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы.
Использование алгоритма как модели автоматизации деятельности.
Назначение и функции операционных систем
уметь
Оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники.
Распознавать информационные процессы в различных системах.
Использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования.
Осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей.
Иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий.
Создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые.
Просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных.
Осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.
Представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.)
Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
эффективной организации индивидуального информационного пространства;
автоматизации коммуникационной деятельности;
эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
Планируемые результаты
К концу 10 класса учащиеся должны усвоить следующие знания:
основные расширения текстовых файлов;
различные кодировки русских букв;
различие растровых и векторных изображений;
основные возможности растровых и векторных графических редакторов;
назначение систем автоматизированного черчения;
назначение и названия основных объектов электронной таблицы;
различия в использовании относительных, абсолютных и смешанных ссылок при копировании формул;
принцип представления звуковой информации в памяти компьютера;
назначение диаграмм как средства наглядного представления числовой информации;
назначение локальной и глобальной сети;
принцип адресации компьютеров в Интернете (IP – адрес, доменное имя);
назначение протокола передачи данных;
назначение технологии WWW и способы доступа к Web – ресурсам сети Интернет.
научиться:
создавать, сохранять, открывать документ в среде ТП Word;
устанавливать различные параметры форматирования страницы, абзаца, шрифта, списка;
пользоваться онлайн – переводчиком;
создавать и редактировать изображения при помощи основных инструментов;
вычислять информационный объём растрового изображения;
выполнять построение простых чертёжных объектов;
создавать презентации, содержащие на слайдах текст и графику;
задавать и настраивать анимацию объектов слайда и смены слайдов;
создавать, редактировать и форматировать электронные таблицы, содержащие числа, текст и формулы;
вычислять информационный объём звукового файла, глубину кодирования и частоту дискретизации звука;
изменять параметры записываемого звука;
представлять числовые данные при помощи диаграмм и графиков различных типов;
создавать простую Web – страницу, применяя теги форматирования шрифта, выравнивания абзаца;
связывать несколько Web – страниц, используя гиперссылки;
пользоваться услугами, предоставляемыми сетью Интернет;
находить различную информацию с помощью поисковых систем в Интернете.
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков
обучающихся применительно к различным формам контроля знаний
Оценка практических работ
Оценка «5» выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; проводит работу в условиях, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает правила техники безопасности; в ответе правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет анализ ошибок.
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены 2-3 недочета, не более одной ошибки и одного недочета.
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; в ходе проведения работы были допущены ошибки.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильных выводов; работа проводилась неправильно.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Оценка устных ответов
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, дает точное определение и истолкование основных понятий; правильно анализирует условие задачи, строит алгоритм и записывает программу; строит ответ по собственному плану, сопровождает ответ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом из курса информатики, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает сущность вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса информатики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач по готовому алгоритму; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре-пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
Оценка тестовых работ
Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий; допустил не более 2% неверных ответов.
Оценка 4 ставится, если выполнены требования к оценке 5, но допущены ошибки (не более 20% ответов от общего количества заданий).
Оценка 3 ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, неверные ответы составляют от 20% до 50% ответов от общего числа заданий; если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить оценку.
Оценка 2 ставится, если работа, выполнена полностью, но количество правильных ответов не превышает 50% от общего числа заданий; работа выполнена не полностью и объем выполненной работы не превышает 50% от общего числа заданий.
Оценка 1 ставится в том случае, если ученик совсем не выполнил работу.
Перечень учебно-методических средств обучения
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер
Проектор
Принтер
Модем
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер, фотоаппарат, видеокамера, диктофон, микрофон.Интернет.
ОС Windows или Linux.
Литература (основная и дополнительная)
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011.
«Информатика и ИКТ».8-11 классы: методическое пособие / Н.Д. Угринович – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
Угринович Н.Д. Босова Л.Л., Михайлова Н.И. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. — М.: БИНОМ Лаборатория знаний, 2011.
Тематическое планирование по информатике и ИКТ в 10 классе на базовом уровне по программе Н.Д. Угриновича(1 час в неделю, 35 часов в год)
№ дата Тема урока Основные понятия Тип урока Д/з
Тема 1. Введение. Информация и информационные процессы. (5 часов)
1 Инструктаж по ТБ. Информация в природе. Человек и информация. Информационные процессы в технике. Информация; виды информации; человек и информация Изучение и первичное усвоение новых знаний с. 7-9
2 Количество информации как мера уменьшения неопределённости знания. Решение задач. Измерение информации, бит, байт ФЗУН с. 9-10
3 Алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации. Алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации ФЗУН с. 10-11
4 Решение задач на алфавитный и содержательный подходы к определению количества информации. Решение задач - алфавитный подход Правила решения задач Решение задач
5 Тестирование по теме «Информация и информационные процессы» Контроль знаний, умений и навыков с. 10-11
Тема 2. Информационные технологии (15 часов)
9 Кодирование и обработка текстовой информации. П/р 1. Кодировки русских букв. Текст, символ, слово, строка, абзац; кодирование, код, кодировочная таблица Изучение и первич-ное усво-ение но-вых зна-ний1.1.1, 1.1.2
10 Создание документов в текстовых редакторах. Форматирование документов в текстовых редакторах П/р 2. Создание и форматирование документа. Документ, виды документов, структура компьютерного документа ФЗУН 1.1.3
11 Компьютерные словари и системы компьютерного перевода текстов. П/р 3. перевод с помощью онлайновых словаря и переводчика Компьютерные словари, он-лайн словари; преимущества и недостатки компьютерных словарей СЗУН 1.1.4,
12 Системы оптического распознавания документов. П/р 4. Сканирование «бумажного» и распознавание электронного текстового документа. системы оптического распознавания бумажных текстов; сканер; параметр сканирования СЗУН 1.1.5
13 Кодирование графической информации. п/р 5.Кодирование графической информации. Растр, растровое кодирование СЗУН 1.2.1,
14 Растровая графика. П/р 6. Растровая графика Растр, растровое кодирование СЗУН 1.2.2
15 Векторная графика. П/р 7. Трёхмерная векторная графика. Инструменты векторного графического редактора СЗУН 16 Система компьютерного черчения КОМПАС. П/р 8 Выполнение геометрических построений в системе компьютерного черчения КОМПАС. Особенности программы КОМПАС, инструменты программы ФЗУН 17 Принципы создание флэш – анимации. П/р 9. Создание флэш – анимации. Инструменты создания анимированного изображения СЗУН 18 Кодирование звуковой информации. П/р 10. Создание и редактирование оцифрованного звука. ФЗУН 1.3
19 Компьютерные презентации П/р 11. Разработка мультимедийной презентации на заданную тему Структура презентации, дизайн, гиперссылки, разделение информации на темы и слайды, мультимедиа объекты на слайдах 1.4.1, 1.4.2
20 Представление числовой информации с помощью систем счисления. Решение задач. П/р 12. Перевод чисел из одной системы счисления в другую с помощью калькулятора. Системы счисления; позиционные и непозиционные системы счисления, правила перевода, программа Калькулятор – режимы работы СЗУН 1.5.1
21 Электронные таблицы. П/р 13. Относительные, абсолютные и смешанные ссылки в электронных таблицах Визуализация информации; особенности визуализации в электронных таблицах СЗУН 1.5.2
22 Построение диаграмм и графиков П/р 14. Построение диаграмм различных типов. Виды графиков в электронных таблицах СЗУН 1.5.3
23 Контроль знаний и умений по теме «Информационные технологии» (тестирование, зачётная практическая работа) Тема 3. Коммуникационные технологии (13 часа)
24 Локальные компьютерные сети П/р 15. Предоставление общего доступа к папке диска в локальной сети. Сеть, компьютерная сеть, локальная сеть, виды локальных сетей Общий доступ; правила определения общего доступа ФЗУН 2.1
25 Подключение к Интернету П/р 16. Проверка подключения к Интернету. Определение IP - адреса Глобальная сеть, основы сети, адресация в сети, IP-адрес СЗУН 2.2
26 Службы сети Интернет
П/р 17. Настройка браузера Понятие служб сети Интернет, основные службы и принципы их работы, браузеры, настройка браузера СЗУН 2.3
27 Электронная почта.
П/р 18. Работа с электронной почтой. Понятие почта, электронная почта, отличительные особенности электронной почты, создание почтового ящика в различных системах СЗУН 2.5
28 Общение в Интернете в реальном времени. п/р 19. Общение в реальном времени в глобальной и локальных компьютерных сетях. Скайп, чат, этика общения в сети, принципы общения в сети в реальном времени СЗУН 2.6
29 Файловые архивы. П/р 20. Работа с файловыми архивами. Файл, Файловый архив, принципы работы с файловыми архивами в сети СЗУН 2.7
30 Геоинформационные системы в Интернете. П/р 21. Геоинформационные системы в Интернете. Геоинформационные системы и принципы их работы СЗУН 2.9
31 Поиск информации в Интернете. Библиотеки, энциклопедии и словари в Интернете.
П/р 22. Поиск в Интернете. Информация, поиск информации, критерии поиска СЗУН 2.10
32 Основы языка разметки гипертекста П/р 23. Разработка сайта с использованием Web - редактора HTML, web-редакторы, отличительные особенности различных web-редакторов ФЗУН 2.13
33 Основы языка разметки гипертекста П/р 23. Разработка сайта с использованием Web - редактора Принципы работы в web-редакторе, разработка простейшего сайта СЗУН 2.13
34 Основы языка разметки гипертекста П/р 23. Разработка сайта с использованием Web - редактора Принципы работы в web-редакторе, разработка простейшего сайта СЗУН 2.13
35 Контроль знаний, умений по теме «Коммуникационные технологии» (тестирование) Итого: 35 часов
Принятые сокращения:
ПР – практическая работа; ОС – операционная система; ФЗУН-урок формирования знаний, умений и навыков; СЗУН – урок совершенствования знаний, умений и навыков