Статья Активизация познавательной деятельности учащихся, через активные методы обучения. Деловая игра.

Активизация познавательной деятельности учащихся,
через активные методы обучения. Деловая игра
В.Ф. Максименков, учитель
КОУ ВО «Семилукский центр психолого-педагогической,
медицинской и социальной помощи»

Сегодня все наши силы и средства направлены на создание и воспитание гармоничной личности, целеустремленной, инициативной, ответственной, коммуникабельной и современной.
Поэтому задача учителя состоит в активном вовлечении учащегося в процесс самостоятельного поиска, применение активных форм и методов обучения.
Признаём, что учащиеся по-разному относятся к учёбе. Одни проявляют интерес к творческой работе, учатся увлеченно, радуют своими успехами, другие удовлетворяются обыденной работой и её скромными результатами. Какие качества перевесят, каких учащихся будет больше в классе, в немалой степени зависит от форм и методов работы и личных качеств самого учителя.
Ведущей и общей формой школьного обучения и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок. Именно на уроке происходит координация и интеграция всех усилий учителя. С урока начинается учебно-воспитательный процесс, уроком он и заканчивается.
Конечный результат урока складывается из двух составляющих: деятельности учителя и деятельности учащихся на уроке. Рассматривать в отрыве одно от другого нельзя, ибо второе есть результат качества первого.
Одним из дидактических средств, направленных на развитие активности учащихся и обеспечивающих их включенность в межличностное общение и заинтересованность в результатах образовательного процесса, являются ролевые и деловые игры. Сущность дидактической игры заключается в передаче учащимся некоторых функций (контрольной, информационной, организационной, оценивающей), традиционно выполняемых учителем.
Но ничего не может быть «вложено» в голову ученика учителем Методика должна быть построена так, чтобы стимулировать обучащихся к активным собственным действиям, направленным на усвоение.
Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений применять их на практике. Игровые ситуации воспринимаются участниками не как особые экспериментальные ситуации, а как продолжение их обычной жизни, как реальные жизненные ситуации.
Нужно ли это все в школе? Школе деловые игры совершенно необходимы. Ведь основной задачей нашей школы считается не просто обучение - получение и накопление знаний, а приобретение умения наиболее успешно использовать все, что накоплено.
На сегодняшний день в литературе существует большое разнообразие типологий и классификаций деловых игр.
Выделяют такие критерии как: время проведения, результат, методология и т.п. Например, классификация деловых игр Л.В. Ежовой:
1. «По времени проведения:
· без ограничения времени;
· с ограничением времени;
· игры, проходящие в реальное время;
· игры, где время сжато.
2. По оценке деятельности:
· балльная или иная оценка деятельности игрока или команды;
· оценка того кто как работал, отсутствует.
2. По конечному результату:
· жесткие игры - заранее известен ответ, существуют жесткие правила;
· свободные, открытые игры - заранее известного ответа нет, правила изобретаются для каждой игры свои, участники работают над решением неструктурированной задачи.
3. По конечной цели:
· обучающие - направлены на появление новых знаний и закрепление навыков участников;
· констатирующие - конкурсы профессионально мастерства;
· поисковые - направлены на выявление проблем и поиск путей их решения
5. По методологии проведения:
· луночные игры - любая салонная игра (шахматы, “Озеро”, “Монополия”). Игра проходит на специально организованном поле, с жесткими правилами, результаты заносятся на бланки;
· ролевые игры - каждый участник имеет или определенное задание, или определенную роль, которую он должен исполнить в соответствии с заданием;
· групповые дискуссии - связаны с отработкой или приобретением навыков групповой работы. Участники имеют индивидуальные задания, существуют правила ведения дискуссии;
· имитационные - имеют цель создать у участников представление, как следовало бы действовать в определенных условиях;
· организационно-деятельностные игры - не имеют жестких правил, у участников нет ролей, игры направлены на решение междисциплинарных проблем. Активизация работы участников происходит за счет жесткого давления на личность;
· инновационные игры - формируют инновационное мышление участников, выдвигают инновационные идеи в традиционной системе действий, отрабатывают модели реальной, желаемой, идеальной ситуаций, включают тренинги по самоорганизации;
В качестве оснований классификаций деловых учебных игр используют и такие признаки как:
- степень формализации процедуры («жесткие» и «свободные» игры);
- наличие или отсутствие конфликта в сценарии (деловые игры в кооперативных ситуациях, конфликтных ситуациях с нестрогим соперничеством, в конфликтных ситуациях со строгим соперничеством);
- уровень проблемности («первый уровень предполагает обнаружение и постановку проблем, требующих разрешения при анализе конкретной игровой ситуации»; второй уровень «характеризуется вовлечением студентов в соразмышление, в активный поиск путей и средств решения поставленных вопросов»;
- степень участия студентов в подготовке деловых игр (игры с и без домашней подготовки);
- длительность процедуры игры (мини-игры, длящиеся несколько минут, игры длящиеся несколько дней) и т.п.;
- характер моделируемых ситуаций (игра с соперником, с природой, игра-тренаж);
- характер игрового процесса: игры с взаимодействием участников и без взаимодействия;
- способ передачи и обработки информации;
- динамика моделируемых процессов (игры с ограниченным числом ходов, с неограниченным, саморазвивающиеся);
- тематическая направленность и характер решаемых проблем («игры тематические, ориентированные на принятие решений по узким проблемам»; «игры функциональные, в которых имитируется реализация отдельных функций или процедур управления»; «игры комплексные, моделирующие управление определенным объектом или процессом в целом».

Структура деловой игры
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Таблица 1.3.1 Структурная схема целевой игры (по Айламазьяну)
ИГРОВАЯ МОДЕЛЬ

Методическое обеспечение
Игровые цели
Педагогические цели
Роли и функции игроков
Предмет игры
Сценарий игры
Модель взаимодействия окружающих
Правила игры
Система оценивания
Техническое обеспечение

ИМИТАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ


Рассмотрим каждый элемент этой структуры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации, задавая предметный контекст профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе.
Игровая модель является фактически способом описания работы участников с имитационной моделью.
Педагогические цели
дидактические:
- закрепление системы знаний в области конструирования ДИ;
- выработка системных умений по конструированию и методическому описанию игры;
- обмен опытом создания ДИ;
- совершенствование навыков принятия коллективных решений;
- развитие коммуникативных умений разного рода.
воспитательные:
- порождение творческого мышления;
- выработка установки на практическое использование ДИ:
- воспитание индивидуального стиля поведения в процессе взаимодействия с людьми;
- преодоление психологического барьера по отношению к формам и методам активного обучения.
Игровые цели
- разработка вариантов проекта ДИ;
- демонстрация разработчикам приемов создания игрового контекста.
Предмет игры - это предмет деятельности участников игры, в специфической форме замещающей предмет реальной профессиональной деятельности.
Сценарий - это базовый элемент игровой процедуры, в нем находят отражение принципы проблемности, двуплановости, совместной деятельности. Под сценарием ДИ понимается описание в словесной или графической форме предметного содержания, выраженного в характере и последовательности действий игроков, а также преподавателей, ведущих игру. В сценарии отображается общая последовательность игры, разбитая на основные этапы, операции и шаги, и представленная в виде блок-схемы.
Роли и функции игроков должны адекватно отражать "должностную картину" того фрагмента профессиональной деятельности, который моделируется в игре.
Правила игры - отражают характеристики реальных процессов и явлений, имеющих место в прототипах моделируемой действительности. При этом в правилах игры должно найти отражение того, что как создаваемые в игре модели, так и сама игра являются упрощением действительности.
Система оценивания должна обеспечивать, с одной стороны, контроль качества принимаемых решений с позиций норм и требований профессиональной деятельности, а с другой - способствовать развертыванию игрового плана учебной деятельности. Система оценивания выполняет функции не только контроля, но и самоконтроля профессиональной деятельности, обеспечивает формирование игровой, познавательной и профессиональной мотивации участников деловой игры.

Преимущества деловых игр по сравнению с традиционным обучением
Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:
1) Процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности. Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений.
2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метод. Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».
Многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:
- Игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;
- Игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.
- В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;
- Игра позволяет формировать целостное представление о деятельности в ее динамике;
- Деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

Трудности и зоны риска при конструировании деловых игр
В использовании и проектировании деловых может возникнуть следующий ряд трудностей:
- отсутствие общепринятой (или хотя бы разделяемой большинством исследователей и практиков) концепции деловой игры;
- некритическое заимствование технологий деловых игр при перенесении их в разные дисциплинарные практики;
- трудности в оценке эффективности разных видов деловых игр;
- трудности воспроизведения деловых игр, из-за отсутствия их целостных описаний.
Отдельно можно выделить и социально-психологические «сбои» в деловой игре. Многие из них вызваны двуплановым характером игры, когда реальный и условный планы начинают «конфликтовать». Доминирование реального плана над условным планом происходит, если:
а) личностные отношения вне игры переносятся в игру;
б) конфликт, возникший в рамках игровых ролей, затрагивает отношения и вне игры;
в) кто-либо из участников игры «использует» игровые ситуации и взаимоотношения в группе для «решения» своих внутренних, глубоко личностных проблем.
Практические советы преподавателю как проектировщику и пользователю обучающих деловых игр:
- Внедрение в учебный процесс хотя бы одной игры приводит к необходимости перестройки всей используемой преподавателем методики обучения.
В деловой игре нельзя играть в то, о чем учащиеся не имеют представления, это ведет к профанации деловой игры. Это означает, что компетентностное участие обучающихся в игре требует заблаговременной их подготовки (например, следует предварительно учить дискуссии, методам анализа ситуации, методам разыгрывания ролей и т.п.)
- Преподаватель наиболее активен на этапе разработки, подготовки игры и на этапе ее рефлексивной оценки. Чем меньше вмешивается преподаватель в процесс игры, тем больше в ней признаков саморегуляции, тем выше обучающая ценность игры.
- Деловая игра требует изменения отношения к традиционному представлению о поведении учащихся. Главным становится соблюдение правил игры. Дисциплинарные нарушения, с привычной точки зрения, (например, самовольный выход из аудитории) в деловой игре утрачивают таковой свой статус.

Методика разработки деловой игры
Для разработки деловой игры принципиальными моментами являются также определение темы и целей. Так, например, в теме могут быть отражены: характер деятельности; масштаб управления; состав инстанций и условия обстановки.
При определении целей разработчику важно ответить на несколько принципиальных вопросов:
1) Для чего проводится данная деловая игра?
2) Для какой категории обучаемых?
3) Чему именно следует их обучать?
4) Какие результаты должны быть достигнуты
При постановке целей необходимо различать учебные цели игры (её ставит перед собой руководитель игры) и цели действий её участников, которые ставятся ими, исходя из игровых ролей.
Очень важным моментом является то, что в силу двуплановости игры как феномена (см. исследования, например, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского) целеполагание реализуется в реальном и условном плане. В реальном плане -- это дидактические и воспитательные цели, в условном -- игровые. При чем «чисто игровые цели нужны не сами по себе, поскольку сам факт выигрыша или проигрыша ничего не добавляет к тем знаниям, умениям и навыкам, которыми должен овладеть участник. Они нужны для создания мотивации к игре, соответствующего эмоционального фона. Такого рода цели выполняют служебную роль, роль средства достижения педагогических целей».
В настоящее время выделяют следующие принципы конструирования деловой игры:
Основой разработки деловой игры является создание имитационной и игровой моделей, которые должны органически накладываться друг на друга, что и определяет структуру деловой игры.
Имитационная модель отражает выбранный фрагмент реальной действительности, который можно назвать прототипом модели или объектом имитации. Игровая модель является фактически описанием работы участников с имитационной моделью.
Необходимо помнить, что залогом успеха игры является правильный выбор темы, определение проблемы и ее причинности, формирование команд, выбор оппонентов с учетом индивидуальных способностей учащихся и микроклимата в классе, четкая разработка задания для самостоятельных заданий. Создание атмосферы соревнования обеспечивает творческий подход учащихся к решению поставленных задач.
Учитель в подготовительный период направляет работу учащихся, рекомендует литературу, руководит изготовлением стендов, плакатов, слайдов, моделей, необходимых для организационно-технического обеспечения деловой игры.
Успех игры зависит от ряда факторов: организационных, методических, психологических, технических и других. Из обширного круга вопросов, влияющих на качество и результат игры, следует выделить следующие:
· Правильный выбор темы с учетом ее актуальности, дискуссионных возможностей в рамках той цели, которую ставит учитель;
· Подбор участников, распределение их на подгруппы, отделы, должности с учетом знаний учащихся, микроклимата в учебной группе;
· Построение структурно-логической схемы игры, четкая разработка заданий;
· Глубокое изучение учащимися материалов разрабатываемой темы;
· Подготовка сценария игры с учетом «запасных», усложненных ситуаций. Занятие по отработке игры (руководитель не открывает на нем до конца свои задания - экспромты); внесения корректив в структурно-логическую схему игры, режиссура игры;
· Проведение деловой игры с предварительным решением организационных и методических моментов;
· Разбор результатов игры, ее оценка.
Необходимо отметить, что проведению деловой игры должна предшествовать серьезная работа по углублению знаний учащихся.
ТЕМА ИГРЫ. При ее выборе необходимо учитывать возможности учащихся, их способности, уровень и глубину знаний, трудолюбие, активность. Тема должна быть актуальна и проблемна, иметь варианты решений.
СОСТАВ ИГРАЮЩИХ. При подготовке игры учитель учитывает не только уровень знаний учащихся, но и психологический климат в классе, продумывает возможность создания равных по знаниям, активности, трудолюбию подгрупп и т.д.
Не следует отбирать преимущественно сильных учащихся, отстраняя слабо подготовленных. Всем должна найтись «должность». Это имеет большое воспитательное значение.
Иногда самим учащимся предоставляется возможность самим распределять роли. В этом случае учитель тактично вносит поправки. При назначении оппонентов учитываются взаимоотношения учащихся, их психологическая совместимость - это обеспечивает высокое качество игры, дух соревнования.
Подбор учащихся на должности осуществляется с учетом их знаний, организаторских возможностей, личностных качеств.
РАЗРАБОТКА И ВЫДАЧА ЗАДАНИЯ. Когда тема определена, глубоко изучена и выявлены ее дискуссионные возможности, руководитель игры производит примерную «наметку» объема решаемых задач и хода игры, т.е. выстраивает структурно - логическую схему. В ней определены порядок выполнения работ на всех этапах, источники для сбора информации, произведена систематизация работы учащихся над своими заданиями.
Благодаря блок-схеме легче наладить четкую работу служб и контроль за ними. Учащиеся знают, куда и к кому идти по интересующему их вопросу.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ. Сценарий строится в зависимости от ее формы. Но какой бы она не была по форме, необходимо выступление должностных лиц, их оппонентов подать таким образом, чтобы игра набрала темп, шла по восходящей линии.
Учитель распределяет очередность сильных и слабых вариантов, предусматривает возможность контрвопросов, их место в игре. Следует помнить, что сильное решение должно следовать за слабым. В противном случае другой вариант не прозвучит, и дискуссия может закончиться.
ОТРАБОТКА ИГРЫ. Учащихся необходимо научить искусству общения, умению вести диалог. Основное назначение занятий по отработке игры - знакомство с ее ходом, опробование выступлений, обучению учащегося общению с партнером, культуре речи.
Проведение игры предусматривается в учебном кабинете.
Столы обозначаются соответствующими табличками с названиями.
В качестве ведущего выступает сам руководитель или хорошо подготовленный учащийся.
На расчетном этапе учащиеся уясняют и решают конкретные проблемы и задачи, поставленные перед каждым, и принимают свое основательное решение. На заключительном этапе каждый участник деловой игры в дискуссионной форме защищает свои решения перед другими. При этом преподаватель должен четко оценивать качество выполнения задания, аргументированность предлагаемых решений и ответов оппонентов, а также другие показатели.
Каждый учащийся может продемонстрировать не только свою подготовку, но и проявить организаторские способности, умение находить альтернативные решения.
В заключении арбитры с участием преподавателя подводят итоги игры, по сумме набранных баллов определяется победитель деловой игры.
Оценка участников деловой игры может проводиться по критериям:

Показатели
Число баллов

Качество выполнения задания, отчета, доклада
010

Аргументированность предлагаемых решений, их прогрессивность
010

Четкость и аргументированность ответов оппонентов
010

Выступление в качестве оппонента с предложением оригинальных идей и решений
010

Значение новой техники, технологий, прогрессивных направлений
010

Четкость, полнота и качество заполнения документации
010

Штрафные баллы за нарушение дисциплины, уклонение от выполнения задания (минус)





15