Коррекция позновательной деятельности у учащихся 5-9 классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Лицей» №1 п. Добринка
Рассмотрена на заседании Утверждена приказом
методического совета директора «Лицей №1»
от _________ №__ от _______ № ____
Рабочая программа
«Коррекция позновательной деятельности
у учащихся 5-9 классов»
(коррекционный уровень 7, 8 вид)
п. Добринка
2016
Оглавление
1.Пояснительная записка..3-5
2.Содержание рабочей программы .6-9
3.Тематический план ..10-11
4.Требования к уровню подготовки обучающихся 12
5.Литература и средства обучения13
6.Приложение (календарно-тематический план).15-20
Пояснительная записка.
Программа разработана на основании заключения психолого – медико – психологического обследования ребёнка на ПМК и рекомендаций клинико-экспертной комиссии медицинского учреждения.
Данная программа – это курс специальных индивидуальных занятий, направленных на развитие и коррекцию позновательной деятельности учащихся с ОВЗ. Коррекционно – развивающая работа с детьми с ОВЗ осуществляется по принципу дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальные занятия направлены на исправление недостатков психического развития этих детей, ликвидацию пробелов в знаниях.
Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления индивидуальных пробелов в их развитии и обучении.
Учитываются возрастные черты мышления ученика. В разных классах могут быть использованы одни и те же методики и упражнения, но при этом меняется уровень их сложности.
Актуальность, педагогическая целесообразность, новизна программы
Настоящая программа обращена к актуальной проблеме психологического стимулирования и актуализации процесса развития познавательной сферы учащихся.
Цель программы-повышение уровня общего развития учащихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения, индивидуальная работа по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекция отклонений в развитии познавательной сферы и речи, направленная подготовка к восприятию нового учебного материала. А так же оказание помощи умственно отсталым детям на основе создания оптимальных возможностей и условий проявления личностного потенциала ребенка.
Задачи программы
Обучающие:
- формирование общеинтелектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
- углубление и расширение знаний учащихся исходя из интересов и специфики их способностей.
-организация помощи учащимся в усвоении школьной программы по предметам.
Развивающие:
- формирование и развитие логического мышления;
- развитие внимания (устойчивость, концентрация, расширение объёма, переключение и т.д.);
- развитие памяти (формирование навыков запоминания, устойчивости, развитие смысловой памяти);
- развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации;
- развитие психологических предпосылок овладения учебной деятельностью (умение копировать образец, умение слушать и слышать учителя, т.е. умение подчиняться словесным указаниям учителя; умение учитывать в своей работе заданную систему требований);
- развитие речи и словарного запаса учащихся;
- развитие быстроты реакции.
Воспитательные:
- формирование положительной мотивации к учению.
- формирование адекватной самооценки, объективного отношения ребёнка к себе и своим качествам.
Нормативно-правовые основы разработки коррекционной программы:
Программа разработана в соответствии с требованиями:
Закона РФ "Об образовании" от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также на основе следующих нормативно-правовых актов:
Письма Минобразования РФ от 22 января 1998 г. N 20-58-07ин/20-4 "Об учителях-логопедах и педагогах-психологах учреждений образования",
Письма Минобразования РФ от 27 июня 2003 г. N 28-51-513/16 «Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования»,
Письма Министерства образования и науки РФ от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06 "О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами",
Инструктивного письма Министерства образования РФ от 14.12.2000 г. № 2 «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения»,
Ястребова А.В., Бессонова Т.П. Инструктивно - методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе». – М.: «Когито – Центр», 1996 г. подготовленное Министерством образования РФ от 14 декабря 2000г. №2
Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ) Малофеев Н.Н., Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л. Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения // Дефектология. 2010. №1.
Устав МБОУ «Лицей» №1 п. Добринка.
Программа развития МБОУ «Лицей №1» п. Добринка.
Образовательная программа МБОУ «Лицей» №1 п. Добринка.
Обоснование выбора примерной программы:
Рабочая программа разработана с учетом основных направлений модернизации общего образования:
нормализация учебной нагрузки учащихся; устранение перегрузок, подрывающих их физическое и психическое здоровье;
соответствие содержания образования возрастным закономерностям развития учащихся, их особенностям и возможностям;
личностная ориентация содержания образования;
деятельностный характер образования, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной, практической, творческой деятельности, на получение учащимися опыта этой деятельности;
усиление воспитывающего потенциала;
формирование ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни ;
Сроки реализации программы
Количество часов в учебном году в 5-9 класс- 17-18 часов.
Формы организации деятельности учащихся:
- индивидуальная.
Занятия проводятся в течение учебного года один раз в две недели .
Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты: используется технология коррекционно-развивающего обучения, целью которой является: научить детей использовать полученные знания в самостоятельной речи.
Содержание программы
Содержание программы направлено на решение следующих основных задач:
-создание коррекционных условий для развития познавательных функций и личностных особенностей;
-развитие произвольного внимания;
-развитие и совершенствование всех видов сенсорной и словесной логической памяти;
-развитие речевого внимания;
-развитие мышления, формирование мыслительных процессов и операций;
-воспитание речевой и мыслительной активности;
-развитие и совершенствование общей моторики, мелкой моторики рук, совершенствование имеющейся у обучающихся воспитанников речи;
практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;
воспитание артикуляционных навыков, обучение грамоте ,развитие связной речи.
5 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
1
Развитие речи
Составление рассказа по сюжетным картинкам
Составление рассказа по картине
Составление предложений из заданных слов
2
Внимание
Устойчивость внимания.
Переключение внимания.
Распределение внимания.
Объем внимания
3
Память
Зрительная память.
Слуховая память
Словесно – логическая память.
Продуктивность запоминания.
Полнота и точность представлений.
4
Мышление
Развитие наглядно-действенного мышления
Развитие наглядно-образного мышления
Развитие элементов логического мышления
5
Итоговая диагностика
6 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
1
Ощущение и восприятие
Целостность восприятия.
Восприятие времени и пространства.
2
Внимание
Устойчивость внимания.
Переключение внимания.
Распределение внимания.
Объем внимания
3
Память
Полнота и точность представлений.
Зрительная и слуховая память.
Продуктивность запоминания.
Логическая память.
4
Мышление
Развитие словесно-логического мышления
Развитие мыслительных операций
Решение логических задач
5
Итоговая диагностика
7 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
1
Ощущение и восприятие
Восприятие времени и пространства.
Развитие глазомера
2
Речь
Составление рассказа по картине
Работа с деформированными предложениями
Тренировка техники чтения
3
Внимание
Устойчивость внимания.
Распределения внимания.
Объем внимания
4
Память
Развитие зрительной памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие логической и механической памяти.
5
Мышление
Развитие мыслительных операций: обобщение и классификация
Развитие мыслительных операций: анализ и синтез
Развитие мыслительных операций:
Развитие логического мышления
Решение логических задач
6
Итоговая диагностика
8 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
1
Ощущение и восприятие
Пространственные восприятия.
Чувство времени.
2
Речь
Составление рассказа по картине
Работа с деформированными предложениями
Работа с деформированным текстом
Тренировка техники чтения
3
Внимание
Концентрация внимания.
Переключение внимания.
Устойчивость
Объем
4
Память
Развитие зрительной памяти
Развитие слуховой памяти
Развитие опосредованного запоминания
Продуктивность запоминания
5
Мышление
Развитие словесно-логического мышления
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
6
Итоговая диагностика
9 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
1
Ощущение и восприятие
Восприятие времени и пространства.
2
Речь
Составление рассказа по картине
Работа с деформированными предложениями
Работа с деформированным текстом
Написание изложения
Тренировка техники чтения. Пересказ.
3
Внимание
Переключение внимания.
Распределение внимания.
Объем внимания.
4
Память
Развитие зрительной и слуховой памяти.
Логическая память.
Опосредованное запоминание
5
Мышление
Развитие мыслительных процессов
Решение логических задач
Развитие словесно-логического мышления
Развитие элементов логического мышления.
6
Итоговая диагностика
Тематический план
коррекции познавательной деятельности
5 КЛАСС
(17-18 Ч.)
№
Разделы
Количество часов
1
Развитие речи
3
2
Внимание
4
3
Память
6
4
Мышление
4
5
Итоговая диагностика
1
6 КЛАСС
( 17-18 Ч.)
№
Разделы
Количество часов
1
Ощущение и восприятие
2
2
Внимание
4
3
Память
6
4
Мышление
4
5
Итоговая диагностика
1
·
7 КЛАСС
( 17-18 Ч.)
№
Разделы
Количество часов
1
Ощущение и восприятие
2
2
Речь
3
3
Внимание
3
4
Память
3
5
Мышление
6
6
Итоговая диагностика
1
8 КЛАСС
( 17-18 Ч.)
№
Разделы
Количество часов
1
Ощущение и восприятие
2
2
Речь
4
3
Внимание
4
4
Память
4
5
Мышление
3
6
Итоговая диагностика
1
9 КЛАСС
( 17-18 Ч.)
№
Разделы
Количество часов
1
Ощущение и восприятие
1
2
Речь
5
3
Внимание
3
4
Память
3
5
Мышление
4
6
Итоговая диагностика
1
Требования к уровню подготовки обучающихся
5-9класс
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
-логически рассуждать, пользуясь приёмами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
- увеличить скорость и гибкость мышления
- выделять существенные признаки и закономерности предметов;
- сравнивать предметы, понятия;
- обобщать и классифицировать понятия, предметы, явления;
- определять отношения между понятиями или связи между явлениями и понятиями;
- концентрировать, переключать своё внимание;
- развивать свою память;
- улучшить уровень пространственной сообразительности, зрительно-моторной координации;
- уметь копировать, уметь анализировать и удерживать зрительный образ;
- самостоятельно выполнить задания;
- осуществлять самоконтроль, оценивать себя, искать и исправлять свои ошибки;- решать логические задачи на развитие аналитических способностей и способностей рассуждать;- находить несколько способов решения задач
- планировать предстоящую деятельность: (принятие учебной задачи; активное осмысление материала; выделение главного, существенного в учебном материале; определение путей и средств достижения учебной цели);
Контролировать за ходом своей деятельности (от умения работать с образцами до умения пользоваться специальными приёмами самоконтроля) - работать в определённом темпе (умение быстро и качественно писать, считать ;проводить анализ, сравнение, сопоставление и т.д.);
-применение знаний в новых ситуациях.
Литература и средства обучения
1. Авдеева Н.Н., Елагина М.Г., Мещерякова С.Ю. Психологические основы формирования личности. – М., 1986. 2. Адилова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. – 1988. – №4. 3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития./Под ред. К.С.Лебединской. – М., 1982. 4. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. – М., 1988. 5. Белкин А.С. Ситуация успеха. Как её создать. – М., 1991. 6. Белопольская Н.Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. – М., 1972. 7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. – Киев, 1989. 8. Вайзер Г.А. Опоры для саморегулирования умственной деятельности детьми с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №4. 9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. – М., 1973. 10. Выготский Л.С. Основы дефектологии // Собр.соч.: В 6 т. – М., 1983. 11. Грибанова Г.В. Психологическая характеристика личности подростков с задержкой психического развития // Дефектология. – 1986. – №3. 12. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Г.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Цыпиной. – М., 1984. 13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления школьников, отстающих в развитии. – М., 1973. 14. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. – М., 1991. 15. Жаренкова Г.И. Действия детей с задержкой психического развития по образцу и словесной инструкции // Дефектология. – 1975. – №4. 16. Карпова Г.А., Артемьева Т.П. Педагогическая диагностика учащихся с задержкой психического развития. – Екатеринбург, 1995. 17. Коломинский Я.Л. Психология детского коллектива. – Минск, 1984. 18. Кузнецова Л.В. Особенности мотивационной готовности детей с задержкой психического развития к школьному обучению: Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1986. 19. Кулагина И.Ю. Отношение к учению у детей с задержкой психического развития Автореф.дис.канд.псих.наук. – М., 1980. 20. Лебединская К.С., Майская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. – М., 1988. 21. Лубовский В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 22. Лурия А.Р. Внимание и память. – М., 1975. 24. Мальцева Е.Р. Недостатки речи у детей с задержкой психического развития школьного возраста: Автореф.дис.канд.пед.наук. – М., 1991. 25. Садовникова И.Н. Нарушение письменной речи у младших школьников. – М., 1988
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
2. Психологический центр "Адалин" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Портал "Логопеды.ru" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
4. Логопункт.ru [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
5. Логопед.ру [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
6. Логопед [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
7. Логозаврия: сайт детских компьютерных игр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
8. Логобург [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Журнал "Логопед" [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
10. Дефектология для Вас [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Календарно – тематический план
коррекции познавательной деятельности
Названия тем являются «условными», так как на каждом занятии происходит развитие познавательных процессов и речи в комплексе (мышления, внимания, памяти, зрительно-моторной координации, пространственных представлений), а не одного какого-то процесса .
5 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
1
Развитие речи
Составление рассказа по сюжетным картинкам
1
Составление рассказа по картине
1
Составление предложений из заданных слов
1
2
Внимание
Развитие и коррекция устойчивости внимания.
1
Развитие и коррекция переключения внимания.
1
Развитие и коррекция распределения внимания.
1
Развитие и коррекция объема внимания.
1
3
Память
Развитие и коррекция зрительной памяти.
1
Развитие и коррекция слуховой памяти.
1
Развитие и коррекция словесно – логической памяти.
2
Развитие и коррекция продуктивности запоминания.
1
Развитие и коррекция полноты и точности представлений.
1
4
Мышление
Развитие наглядно-действенного мышления
1
Развитие наглядно-образного мышления
1
Развитие элементов логического мышления
2
5
Итоговая диагностика
1
6 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
1
Ощущение и восприятие
Развитие и коррекция целостности восприятия.
1
Развитие и коррекция восприятия времени и пространства.
1
2
Внимание
Развитие и коррекция устойчивости внимания.
Развитие и коррекция переключения внимания.
Развитие и коррекция распределения внимания.
Развитие и коррекция объем внимания
3
Память
Развитие и коррекция полноты и точности представлений.
1
Развитие и коррекция зрительной и слуховой памяти.
2
Развитие и коррекция продуктивности запоминания.
2
Развитие и коррекция логической памяти.
1
4
Мышление
Развитие словесно-логического мышления
1
Развитие мыслительных операций
2
Решение логических задач.
1
5
Итоговая диагностика
1
7 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
1
Ощущение и восприятие
Развитие восприятия времени и пространства.
1
Развитие глазомера.
1
2
Речь
Составление рассказа по картине.
1
Работа с деформированными предложениями.
1
Тренировка техники чтения.
1
3
Внимание
Развитие и коррекция устойчивости внимания.
1
Развитие и коррекция распределения внимания.
1
Развитие и коррекция объема внимания.
1
4
Память
Развитие зрительной памяти
1
Развитие слуховой памяти
1
Развитие логической и механической памяти.
1
5
Мышление
Развитие мыслительных операций: обобщение и классификация
1
Развитие мыслительных операций: анализ и синтез
2
Развитие мыслительных операций:
1
Развитие логического мышления
1
Решение логических задач
1
6
Итоговая диагностика
1
8 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
1
Ощущение и восприятие
Развитие и коррекция пространственного восприятия.
1
Развитие чувства времени.
1
2
Речь
Составление рассказа по картине
1
Работа с деформированными предложениями
1
Работа с деформированным текстом
1
Тренировка техники чтения
1
3
Внимание
Развитие и коррекция концентрации внимания.
1
Развитие и коррекция переключения внимания.
1
Развитие и коррекция устойчивости внимания.
1
Развитие и коррекция объема внимания.
1
4
Память
Развитие зрительной памяти
1
Развитие слуховой памяти
1
Развитие опосредованного запоминания
1
Развитие и коррекция продуктивности запоминания.
1
5
Мышление
Развитие словесно-логического мышления
1
Развитие мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
2
6
Итоговая диагностика
1
9 КЛАСС
№
Разделы
Тематика
Количество часов
Дата по плану
Дата фактически
1
Ощущение и восприятие
Развитие восприятия времени и пространства.
1
2
Речь
Составление рассказа по картине
1
Работа с деформированными предложениями
1
Работа с деформированным текстом
1
Написание изложения
1
Тренировка техники чтения. Пересказ.
1
3
Внимание
Развитие и коррекция переключения внимания.
1
Развитие и коррекция распределения внимания.
1
Развитие и коррекция объема внимания.
1
4
Память
Развитие зрительной и слуховой памяти.
1
Развитие и коррекция логической памяти.
1
Развитие и коррекция опосредованного запоминания.
1
5
Мышление
Развитие мыслительных процессов
1
Решение логических задач
1
Развитие словесно-логического мышления
1
Развитие элементов логического мышления.
1
6
Итоговая диагностика
1
13PAGE 15
13PAGE 142015
15