Аналитический отчет за межаттестационный период с 2005 по 2010 годы учителя русского языка и литературы Широковой В.В.
Министерство общего и профессионального образования
Муниципальный орган управления образованием
Отдел образования Волчанского городского округа
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 23
Аналитический отчет
за межаттестационный период
с 2005 по 2010 годы
Составитель:
Широкова Вера Вячеславовна
Должность:
учитель русского языка и литературы
Г. Волчанск
2010г
Содержание
Введение
Аналитическая часть
Анализ результатов деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе
Анализ внешних условий протекания педагогического процесса
1.3.Влияние использования системы развития творческого потенциала
личности учащегося на результат образования
1.4.Проблемы, возникшие в процессе реализации проекта
Проектная часть
2.1.Цели и задачи на новый межаттестационный период
2.2.Планируемый результат образования
2.3.Программа саморазвития
Заключение
Список литературы
Приложение 1.
Введение
Основными направлениями деятельности в межаттестационный период были:
учебная деятельность – преподавание таких учебных дисциплин как «Русский язык», «Литература», «Речь и культура общения», «Мировая художественная культура»;
ведение элективных курсов «Азбука журналистики», «Современная литература»;
методическая работа – разработка программно-методического обеспечения для всех выше перечисленных дисциплин;
руководство исследовательскими работами учащихся – рефератами, научно-исследовательскими проектами;
воспитательная работа – классное руководство;
руководство ГМО учителей русского языка и литературы.
Обеспечивая качество образования в соответствии с требованиями ГОС НРК, я особое внимание уделяю развитию творческого потенциала учащихся. Для решения проблемы использую различные приемы и методы.
Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес педагогов во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчества людьми. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры. В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится разнообразнее и сложнее. И она требует от человека «не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем»( 2, с.56). Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становится очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством, – результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. Так как сегодня существует социальный заказ на творческую личность, я в своей педагогической деятельности уделяю большое внимание этой проблеме. Цель моей работы – организация преподавания, способствующего повышению эффективности обучения и развитию творческих способностей. Задачи:
Изучить сущность творческого потенциала, его развития.
Выявить особенности творческого потенциала школьника.
Использовать различные приёмы и методы, способствующие развитию творческого потенциала школьников, при обучении литературе и во внеклассной работе.
Используя ИКТ, систематически, целенаправленно развивать у детей подвижность и гибкость мышления; стимулировать процессы переключения, поисковой активности; учить детей рассуждать, гибко подходить к проблемам, мыслить, самим делать выводы; находить новые, оригинальные подходы, красивые решения, чтобы ощутить удовольствие от обучения.
Принципы:
Делать акцент на развитие ОУУН, позволяющих самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в большом потоке информации.
Развивать учащегося с учётом индивидуальных способностей.
Применять проблемно-поисковые подходы в обучении.
Уважать желание ребёнка работать самостоятельно.
Создавать условия для конкретного воплощения творческих идей, предоставлять ученику свободу выбора приложения творческих сил и методов достижения, поощрять инициативу уважать идеи детей.
Этапы деятельности в межаттестационный период.
Этапы
Содержание работы
1
Изучение литературы по проблеме
II
Проектирование совершенствования собственной педагогической деятельности
III
Опытно-экспериментальная проверка разработанных проектов
IV
Анализ эффективности внедрения разработанных проектов в практику
V
Обобщение материала по проблеме
Проанализировав различные точки зрения по вопросу о составляющих творческих способностей я сделала вывод, что, несмотря на различие подходов к их определению, исследователи единодушно выделяют творческое воображение и качество творческого мышления как обязательные компоненты творческих способностей. Исходя из этого, можно определить основные направления в развитии творческих способностей детей: 1. Развитие воображения. 2. Развитие качеств мышления, которые формируют креативность. В системе средств оптимизации обучения большое значение принадлежит умению формировать познавательные интересы школьников. Среди многих идей, направленных на совершенствование учебного процесса, идея формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых.
Цели аналитического отчёта: представить качество образовательного процесса и качество его результатов, выраженное в достижениях обучающихся.
Задачи: выявить проблемы и перспективы в работе.
1.Аналитическая часть
1.1. Анализ результатов деятельности на уроках литературы и во внеклассной работе
На своих уроках я использую такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него – к активной любознательности и стремлению узнать, от них – к прочному знанию и научному поиску. Таким образом, я стараюсь организовать «интересное» преподавание, которое приведет к «интересному» учению, способствующему созданию положительного эмоционального настроя классного коллектива на решение учебно-воспитательных задач урока. Одна из важнейших целей стоящей перед школой, - не только дать знания, а научить учиться, вооружать учащихся умениями и навыками работать с книгой, с иными источниками информации, работать самостоятельно и добывать знания не только в процессе обучения в школе, но и за ее порогом и, конечно же, развивать творческие способности детей. Проникновение компьютерных и информационных технологий в сферу образования предоставляет такую возможность. Цель же моей педагогической деятельности – это развитие творческих способностей через использование ИКТ. У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Проявить им свои дарования дает использование ИКТ. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая значение ИКТ, найти им надлежащее место в образовательном процессе. ИКТ, применяемые мною, разнообразны как по содержанию предлагаемого материала, так и по форме проведения. Место ИКТ может быть различным: при проведении внеклассных мероприятий, при изучении нового материала, при опросе учащихся, при закреплении знаний и совершенствовании умений и навыков, в процессе повторения пройденного. Использование ИКТ составляет систему, позволяющую формировать и развивать все многообразие интеллектуальной и творческой деятельности учащихся. Например, использование ИКТ в 5-6 классах решает следующие задачи: развитие критичности и самостоятельности мышления; развитие логического мышления; тренировка памяти; формирование навыков вариативного мышления; эвристическое мышление. Курс 7-11 классов направлен на формирование других умений и навыков и решает следующие новые задачи: тренинг мышления решением нестандартных задач; развитие ассоциативного, образного мышления; обучение приемам и методам фантазирования. Использование КТ позволяет в интересной и разнообразной форме работать с ребятами, вызывая у них необходимые ответные действия. Используя этот метод, я тренирую у детей и левое, и правое полушарие головного мозга, при этом интенсивно развивается правое полушарие, отвечающее за развитие образного мышления. В своей педагогической деятельности я использую не только ЦОРы, созданные фирмами разработчиками, но и мною разработанные. Они в той или иной мере направлены на развитие творческих способностей детей (развитие воображения, качеств мышления, которые формируют креативность). Созданные мною ЦОР обладают рядом дидактических возможностей. Они позволяют: представлять обучаемому информацию в различной форме; контролировать временные параметры урока; выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей; активизировать процессы восприятия, мышления, воображения и памяти; мобилизовать внимание обучаемого. Перечисленные дидактические возможности не только активизируют процессы восприятия, мышления, воображения, памяти и мобилизуют внимание обучаемого, но и включают его в деятельность. Акт творчества может происходить исключительно по внутреннему движению души. Следовательно, для того, чтобы у моих учеников это движение возникало, и возникало как можно чаще, я и создаю ЦОР, которые помогают мне воздействовать в первую очередь на характер учеников, а не на их головы. Развивать индивидуальные творческие способности, учить максимально эффективной их реализации, мне помогает то, что при составлении ЦОР я становлюсь «изобретателем», а не «технологом». Творчество заразительно. И поэтому мои труды развивают в учениках неудержимую тягу к творчеству – они вместе со мной работают над составлениями ЦОР. Своим ученикам я предлагаю задачи, которые не решаются знакомыми методами. Под задачей понимается преодоление любого препятствия. Все это мне помогает развивать индивидуальные творческие способности моих учеников и помогает научить их максимально эффективно их реализовать. Созданные мною ЦОР условно можно разделить на две группы: ЦОР, используемые во внеклассной деятельности по литературе ЦОР, используемые на уроках литературы Внклассная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках. Внеклассной работе я уделяю большое внимание, так как она способствует более глубокому осознанию приобретенных на уроке знаний, помогая тем самым качественнее усвоить программный материал, совершенствовать полученные навыки, расширяет кругозор учащихся, развивает их творческие возможности, повышает общую культуру. Убеждена, что каждый ребёнок талантлив, главное - увидеть в нём поэта, актёра, музыканта, в чём-то помочь, направить на творческий путь, на путь социализации. Совместно с другими учителями-филологами участвую в организации и проведении декады русского языка и литературы в школе, в рамках которой проходят школьные конкурсы стихов, сочинений, игры, викторины. Принимаю активное участие в городских конкурсах стихов, сочинений: «Страница из семейного альбома», «Моя школа», «Родители рассказывают», «За всё тебя благодарю» В городском конкурсе сочинений, посвященном 65-летию Победы, работа Лихачева Толи (6 «б» класс) «Хочу рассказать» заняла призовое место. Ежегодно мои ученики участвуют в традиционном городском конкурсе «Волчанск литературный». Развитие творческих способностей учащихся продолжается на элективных курсах (2005-2006 учебный год «Основы журналистики», 2007-2008 учебный год «Современная литература»), индивидуальных занятиях. Свои результаты и достижения учащиеся представляют в различных жанрах: эссе, письмо, проблемная статья, презентация.
Среди всех искусств, которыми в совершенстве овладел человек, одно из самых почётных мест принадлежит искусству поэтического слова. Горжусь своими выпускниками.
Выпускники 2008 г. Аныгина Настя (с 6 класса), Дерябина Настя (с 9 класса), Поспелов Тимофей (с 5 класса) увлеклись сочинением стихов, с которыми выступали на различных конкурсах. Стихи ребят печатались в газетах «Заводские вести», «Рабочий Волчанск». Во время летних каникул 2007 года Поспелов Тимофей работал в газете «Карпинский рабочий», где печатались его заметки, этюды. В сентябре 2010 года опубликован сборник стихов поэтов города Волчанска «Пока горит свеча», куда вошли и стихи моих учеников.
Аныгина Н. продолжает учебу на филологическом факультете УрГПУ, будет учителем русского языка и литературы, продолжает писать стихи, прозу, как говорит «для себя», Петришкан Д, и Дерябина Н. – студентки РГППУ, факультет – социологии, будущая специальность – пиар-менеджер. Настя продолжает писать стихи и песни. Поспелов Т. мог бы стать студентом факультета журналистики УрГУ, но не прошел на бюджет, поэтому стал студентом другого вуза, но творчеством продолжает заниматься, пишет слова и музыку к песням, организовал свою музыкальную группу. На факультете журналистики учится Сосновских Аня, работы свои публикует в периодической печати. А впервые были опубликованы работы этих ребят в школьной газете «Школьник», редактором которой я и была. Первый номер газеты вышел в сентябре 2004 года, последний - в феврале 2007года. Периодичность – 1-2 раза в месяц.
38% участников данного проекта – мои ученики.
Цели проекта:
1.Организовать ребят, которые увлечены журналистикой.
2.Развивать творческие способности учащихся.
3.Формировать активную жизненную позицию.
Постоянными были рубрики:
Учись учиться.
Новости школьной жизни.
Слово совету лидеров.
Наши путешествия.
За здоровый образ жизни.
Чрезвычайное происшествие.
Серебряное пёрышко.
Работа над данным проектом дала многое и мне, и моим ученикам. В 2005-2006 учебном году вела элективный курс «Азбука журналистики», который помогал и мне ребятам в подготовке номеров газеты. Была разработана программа данного курса.(см.Приложение)Широко применялись ИКТ: набор текста , работа в Интернете, вёрстка номеров по специальной программе, печать на множительной технике.
Внеурочная работа по литературе является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса и представляет собой обязательный элемент оптимально организованного учебного процесса. Это мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, расширения и углубления знаний, приобретаемых школьниками на уроках.
В марте 2009 года мои учащиеся принимали участие в городском творческом конкурсе, посвященном 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя. Мы показали спектакль «Ночь перед Рождеством» по повести Н.В.Гоголя. Была подготовлена презентация с использованием видеофрагментов мультипликационного фильма по повести. Учащиеся проявили заинтересованность, увлеченность и творчество. Участники: учащиеся 8 Б класса.
В мае 2010 года на городской творческий конкурс, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне нами представлены презентация с использованием видеофрагментов из документальных фильмов о войне и литературно-музыкальная композиция «Рио-Рита». Участники: учащиеся 9Б класса. Основой сценария стали солдатские письма, стихи и песни о войне. Ребята прочувствовали сами и смогли донести до зрителя тяготы войны, боль потери любимого человека, силу любви, что поддерживала в испытаниях военных лет.
Проведение различных тематических мероприятий является важной формой организации внеклассной деятельности по литературе. При их проведении я также стараюсь использовать ЦОР: При создании этих ЦОР используется интеграция. Она способствует развитию творческого мышления учащихся, развивает критичность и самостоятельность мышления, позволяет им применять полученные знания в реальных условиях, является одним из существенных факторов воспитания культуры, важным средством формирования личностных качеств, направленных на доброе отношение к людям, к природе, к труду, к жизни.
Много лет занимаюсь исследовательской деятельностью с учащимися, обучаю их написанию рефератов, научных, творческих, исследовательских работ. Мои ученики ежегодно выступают на школьных и городских научно-практических конференциях, занимают призовые места. Их исследовательские работы свидетельствуют об умении проникать в ткань художественных произведений, пользоваться научно-публицистической литературой, делать правильные глубокие выводы, высказывать собственные суждения.
2005г.
Городская научно-практическая конференция:
1.Вельмискина С. 11А кл. Становление образа Наташи Ростовой (по роману Л,Н,Толстого «Война и мир»)
2.Назарова Н. 11А кл. Мастерство изображения мира человеческих чувств в произведениях И.А.Бунина(образность, отсутствие назидательности, тонкий психологизм)
3.Русинова Е. 11А кл. Теория Р. Раскольникова и причины совершения им преступления (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»)
Экзаменационные исследовательские проекты:
1.Синеко К.11А кл. Блеск и нищета экспериментов русской интеллигенции (по повести М.Булгакова «Собачье сердце»)
2.Федорина Т.11А кл.Талант любви в произведениях А.И.Куприна.
3.Свинина Н. 11А кл. Любовная лирика А.А.Ахматовой.
4. Насырова Ю. 11 В кл. Взаимоотношение человека и стихии в поэме А.А.Блока «Двенадцать»
2006г.
Городская научно-практическая конференция
Аныгина А., 9 В кл. Подвиг человека на войне ( по произведениям В.Быкова)
Экзаменационные исследовательские проекты:
1.Сосновских А. 9В кл. А.С.Пушкин и Н.Н.Гончарова.
2. Тамбовцева В. 9В кл. Мотив одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова.
2008г.
Городская научно-практическая конференция:
1. Аныгина А., 11А кл. О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы
2. Лапыгина Ю., 11А кл. Так это было на земле (по повести В.Быкова «Облава»)
Экзаменационные исследовательские проекты:
Аныгина А., 11А кл. Функции мифов в жизни древних славян.
Васильева А., 11А кл. Добро и зло в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Дерябина Н., 11А кл. Дьявол и его свита в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита».
Козловских Е., 11А кл. Личность и государство в романе Е.И. Замятина «Мы».
Лоскутова А., 11А кл. Образ русской девушки в творчестве И.С. Тургенева (на примере романа «Дворянское гнездо»).
Сосновских А., 11А кл. Символические образы в творчестве Бальмонта.
Тамбовцева В., 11А кл. Мир и человек в художественных образах (В.П. Астафьев «Людочка»).
2009г.
Городская научно-практическая конференция:
Мик А., 8Б кл. «Русский язык богат, образен и точен» (К. Паустовский).
Потапова Е., 8Б кл. Храмовая архитектура Древней Руси.
2010г.
Городская научно-практическая конференция:
Видонова А., 9Б кл. «Этой музыки краски».
Леонтьева Ю., 9Б кл. Сравнительный анализ писем Татьяны Лариной и Евгения Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин»).
Мик А., 9Б кл. «Скромность умерла, когда родилась одежда» (Марк Твен)
Потапова Е., 9Б кл. Экскурсия по культурным местам города Волчанска.
В работе над исследовательскими проектами учащиеся активно используют и создают ЦОР. При защите проектов представляют мультимедийные презентации, видеоматериалы, записи MP3, при помощи компьютера создают буклеты.
В педагогической работе успешно применяю современные педагогические технологии (уровневая дифференциация обучения, групповые технологии, личностно-ориентированное обучение, проблемное обучение, лекционно-семинарская система обучения, использование информационно-коммуникацион-ных технологий, технология игровых методов, ролевых и деловых игр, интегрированные уроки обучения), реализую в соответствии с данными технологиями активные методы обучения.
Использую различные формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальную, парную, групповую, коллективную.
Владею мониторингом качества образования по русскому языку и литературе, на своих уроках широко применяю разнообразные формы контроля и оценки знаний учащихся: тестирование, перфокарты, срез знаний, самостоятельные и контрольные работы. Для более прочного усвоения знаний, навыков использую различные карточки: консультации, опорные конспекты, таблицы, схемы, образцы. Нетрадиционные формы проведения урока стимулируют деятельность учащихся, поэтому я использую уроки-лекции, семинары, путешествия, практикумы, уроки в форме деловой игры. На таких занятиях создаю условия, которые позволяют всем учащимся реализовывать свои интеллектуальные возможности. Большое значение придаю самостоятельной работе учащихся.
Каждый свой урок стремлюсь проводить на высоком методическом уровне, учитывая индивидуальные особенности и уровень подготовленности учащихся, постоянно ищу новые формы обучения, позволяющие увлечь детей. Владение современными образовательными технологиями помогает мне избежать стереотипности и монотонности процесса обучения, что способствует развитию у учащихся любознательности, самостоятельности, активности, творчества. Очень часто в свои уроки литературы я вставляю видеоролики из электронных учебников, музыкальные произведения, созданные на слова стихотворений поэтов, творчество которых изучается. Так под музыкальное сопровождение проходят мои уроки по творчеству С.А.Есенина, А. Фета, Тютчева и других.
Не секрет, что в наше время ученики не очень любят читать. Как же познакомить их с содержанием программных произведений? Здесь приходят на помощь диски с записями фильмов по их мотивам. Конечно, на уроке нет времени посмотреть фильм в полном объёме, но отдельные эпизоды всё же можно использовать и сопоставить с авторским текстом, тем самым включить в анализ литературного произведения даже слабоуспевающих учеников, а ещё заинтересовать им ребят, предложив фильм для домашнего просмотра. Так, мои ученики в полном объеме просмотрели дома фильм Сергея Бондарчука « Война и мир» и новую версию этого фильма, совместный проект -Франция и Россия. Позже на уроке их обсуждение вылилось в бурную дискуссию о их достоинствах и недостатках.
В течение нескольких лет я создаю домашнюю видеотеку, её материалы часто используя на уроках литературы. Показав один из эпизодов фильма по одноимённому произведению А.С.Пушкина « Барышня-крестьянка», я сумела заинтересовать детей творчеством поэта так, что дети смотрели фильм и на переменах. Помню, какое бурю впечатлений в моем детстве вызывало посещение театра!. У меня была такая возможность! А у моих учеников такой возможности нет! ИКТ и здесь приходят на помощь! Прочитать драматическое произведение это одно, а увидеть его на сцене – совсем другое. Теперь на уроке литературы есть возможность познакомится с театральными постановками великих драматургов. На урок пришёл « Ревизор» Н.В.Гоголя, «Гроза» Н.А.Осторвского, «Вишневый сад» А.П.Чехова. Не жалею времени на просмотр пьес в полной версии.
Интернет на уроке. Ещё совсем недавно - это было из области фантастики. Теперь мои ученики получили возможность не выходя из дома побывать в разных уголках мира, быстро получить необходимые сведения, поучаствовать в различных конкурсах.
Интернет пришел на урок! И вот мы уже в Ясной Поляне, бродим по толстовским местам или слушаем экскурсовода в музее С.А.Есенина в селе Константиново, читаем дневники М.А.Булгакова. А как Интернет облегчил подготовку докладов и рефератов. Именно здесь можно быстро найти биографический и фотоматериал.
Выручает нас и электронная библиотека . В нашей школьной и городской библиотеках не всегда можно найти необходимые тексты. Так, стихотворения новокрестьянских поэтов Н. Клюева, С. Клычкова, их портреты, биографические данные, произведения мы смогли найти только там. Произведения современных авторов смогли найти и прочитать тоже там. Только таким образом мы могли познакомиться с произведениями В.Токаревой, Е.Долгопят, Л. Улицкой, А.Бялко, Л.Петрушевской.
Ещё один из приёмов применяя ИКТ на уроках русского языка и литературы – это использование электронных учебников. В практике своей работы я использую «Энциклопедию Кирилла и Мефодия», «БСЭ», «Кирилл и Мефодий. Русский язык.5-11 класс», «Кирилл и Мефодий. Литература.5-11 класс», «Русский язык. Репетитор», «ЕГЭ по русскому языку», диски MP3 c записью текстов литературных произведений (И.С.Тургенев, А.П.Чехов, М.Ю.Лермонтов и др.), и многие другие.
Постоянно совершенствуюсь в своей профессиональной деятельности, изучая и применяя новые технологии обучения, читая методическую литературу, предметные журналы «Русский язык в школе», «Литература в школе», газету «Литература» (приложение к газете «Первое сентября»), литературу по психологии, педагогике. Являюсь членом сообщества учителей русского языка и литературы на сайте http://it-n.ru (сеть творческих учителей), членом профессионального сообщества педагогов на сайте http://proshkolu.ru/ («Про школу»), http:// edu-reforma.ru, http://pedsovet.su
В моем педагогическом арсенале – многообразие видов нестандартных уроков (уроки-диспуты, уроки-путешествия, уроки-соревнования, проблемные уроки, а в старших классах – лекционно-семинарская система обучения), накопленный за годы преподавательской деятельности богатый дидактический и наглядный материал.
Много лет работала над проблемой «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы». Но в последнее время возрастает доля уроков информационно-коммуникативных технологий. Поэтому, продолжая работу по развитию творческих способностей учащихся, все же основной темой самообразования за последние три года считаю «Развитие творческого потенциала личности учащегося через использование компьютерных технологий на уроках литературы и во внеурочной деятельности». По словам Л.Н.Толстого: « Если ученик не научится в школе сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели делать самостоятельное приложение этих сведений»
Я активный пользователь Интернет-технологий. Широко использую возможности компьютера в учебном процессе: провожу уроки с использованием компьютера и уроки компьютерной поддержки (электронные учебники, тренажеры, Интернет). Все это позволяет не только развивать, но и совершенствовать творческий потенциал каждого ученика, добиваться более высокого уровня знаний, умений и навыков учащихся по предмету, прививать любовь и интерес к родному языку и литературе.
Важное место в деятельности учителя занимает развитие самостоятельности суждений школьников. Поэтому стремлюсь не сообщать знания в готовом виде, а построить урок так, чтобы их усвоение происходило в процессе поиска, размышления, дискуссии, на основе проведения наблюдений. На обсуждение выносятся проблемные вопросы, требующие аргументированных ответов, обоснования своей точки зрения.
Игра, учение и труд – вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребенка и к учению, и к труду, при этом сама игра всегда – немного учение и немного труд. Глубоко ошибаются те учителя, которые представляют игру лишь как забаву и развлечение. Я считаю, что игры могут и должны быть использованы в целях развития познавательных интересов, творческих способностей учащихся. Одной из форм проведения игры является использование ЦОР, содержащих шарады, загадки. Используя данные ЦОР, я пришла к выводу, что разгадывание шарад развивает образность, гибкость мышления, интуицию, способность понимать непрямые намеки. При втором, активном варианте, когда ребята сочиняют шарады сами, эффективность еще выше, задействуются речевая изобретательность, фантазия, развивается навык стихотворства. Творчески развиваться – просто и интересно. В этом я убеждалась каждый раз, когда проводила викторины. Практика показала, что использование таких ЦОР способствует формированию и развитию творческого мышления учащихся, интереса к литературе. Также развивается интуиция, способность памяти выдавать нужную информацию в нужную минуту, способность рисковать. На современном этапе развития общества мы наблюдаем отсутствие интереса к чтению. Сегодня ребятам хватает многочисленных информационных каналов: телевидение, компьютеры, видео- и аудио-продукция; наконец, увы, наносят урон полезному чтению псевдохудожественные издания. Я с уверенностью могу сказать, что чтение не ушло из жизни детей. Только изменилась структура чтения. Оно стало разделяться на деловое чтение – чтение для учебы в широком смысле и для будущей карьеры, и на развлекательное – для отдыха. Дети чаще выбирают первый путь, поэтому их интересуют книги, связанные с учебой. Я пытаюсь помочь своим ученикам – знакомлю их со справочной литературой, провожу презентацию книг. Использование ЦОР при презентации дает возможность живого созерцания, то есть наглядного восприятия, является началом всякого познания, развивает ряд креативных способностей. «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще, - писал К.Д.Ушинский. Ученые установили, что 80% информации человек воспринимает с помощью зрения. Использование ЦОР для презентации книг имеет неоспоримое значение. Проблема гуманизации образования – одна из важнейших проблем современной школы. Она ставит своей целью дать учащимся целостное представление о мире, научить философски осмысливать окружающую жизнь, развивать в детях чувство сострадания, сопереживания, понимать прекрасное. Урок является основной формой организации обучения в школе. Особенности урока обусловлены его целью и местом в целостной системе обучения. Использование ЦОР на уроках литературы привело к существенному повышению качества учебно-воспитательного процесса. На своих уроках я формирую творческий потенциал личности. Введение в урок КТ позволяет достичь высокую степень усвоения учебного материала, происходит эмоциональное воздействие на чувства детей. Для учебных целей использую ресурсы Интернета, например, на уроках литературы это обучающие видео (сайт канаал «Бибигон»), аудиозаписи художественного чтения произведения, авторских голосов, цифровые образовательные ресурсы, собранные в коллекции образовательных сайтов, портретные галереи, экскурсии в виртуальные музеи, по памятным местам, электронные библиотеки. С целью активизации учебно-познавательной деятельности и формирования творческой активности я вместе с учениками создала ряд ЦОРов:
«Функции мифов в жизни древних славян», « Так это было на земле» (по повести В.Быкова «Облава»,
«Образ русской девушки в творчестве И.С. Тургенева (на примере романа «Дворянское гнездо»),
«Русский язык богат, образен и точен» (К. Паустовский), « Храмовая архитектура Древней Руси»,
«Этой музыки краски», « Сравнительный анализ писем Татьяны Лариной и Евгения Онегина (по роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин», «Скромность умерла, когда родилась одежда» (Марк Твен),. «Экскурсия по культурным местам города Волчанска», «Ночь перед Рождеством», «Рио-Рита. 65-летию Победы посвящается», «Мой дедушка», «Русский национальный костюм», «Развитие педагогического потенциала как фактор результативности качества образования. ГМО учителей русского языка и литературы», «Возможности эффективного использования мультимедийных средств обучения для организации познавательной деятельности учащихся», «Художественный мир сказки П.П.Ершова «Конёк-Горбунок», «Три танкиста», «История песни» и другие. Помогая мне составлять ЦОР, ученики становятся активными участниками учебного процесса. Я обеспечиваю право выбора учеником темы для составления ЦОР, формы его выполнения и защиты. Это дает творческий результат. Свобода, творчество, развитие – понятия взаимосвязанные. Развивается лишь тот, кто создает и творит новое, кто выходит за рамки предопределенного, реализует потенциаль-ные возможности своего внутреннего мира. Созданные ЦОР развивают умение сравнивать, анализировать, способность видеть проблему, высокие эстетические ценности, развивается гибкость, законченность, то есть дивергентный способ мышления. Работая над данной темой, я пришла к выводу, что работа над составлением ЦОР формирует у учащихся более исчерпывающее понимание представленной информации, помогает закрепить и, что более важно, активизировать полученные ребятами знания. При работе из памяти извлекается то, о чем обычно говорят: «Я и не знал, что я это знаю». Такой вид работы позволяет переосмыслить уже имеющиеся сведения, посмотреть на проблему с другой стороны, восполнить пробелы в знаниях. Ведь обычно от ребят требуется проанализировать, «расчленить», выбрать главное, сделать выводы, а все это является составной частью развития творческих способностей. Творческая деятельность возникает при наличии интереса к предмету. Для развития познавательного интереса я активизирую деятельность учащихся, развиваю у детей потребность в самообразовании. Чтобы решать задачи развития творчества в процессе обучения, надо помнить: с какой бы степенью самостоятельности ни осуществлялась познавательная деятельность ученика, какой бы характер она не носила, она всегда была и будет производной, зависимой от деятельности учителя. Я убеждена, что цель педагогики – всемерное, постоянное стимулирование деятельности школьника. Эта деятельность включает в себя овладение учебными умениями и навыками, использование правил эффективного мышления при решении учебных, практических, жизненных задач. Высший уровень развития способностей, идеал – собственно творчество. Использование КТ на уроке пробуждает интерес школьников к изучаемому предмету, рассеивает ученические страхи, враждебную настороженность и нежелание некоторых учеников работать и, конечно же, развивает творческие способности учащихся и даёт возможность:
ученику:
- реализовать и развивать свои креативные способности;
- расширять знания об окружающем мире;
- проявить организаторские умения;
- закрепить коммуникативные навыки;
- формировать способность к рефлексии.
учителю:
- развивать творческий потенциал;
- совершенствовать организаторские способности;
- изучить классный коллектив;
- объединить учащихся, педагогов, родителей;
- управлять процессом развития школьника.
1.2.Анализ внешних условий протекания педагогического процесса
В данный момент преподаю в 5, 7 и 10 классах.
Работаю по государственной программе Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденной для классов общеобразовательных учреждений. В 5-9 классах обучение по русскому языку веду по программе под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского.
Программа соответствует требованиям Нового образовательного стандарта. Учебный материал изложен в доступной и интересной форме, содержит задания различного уровня сложности. На данный момент программа востребована в школе, так как в ней чётко прослеживается систематичность и завершённость предметной линии. Теоретический материал прекрасно сочетается с практическим. Развитие речи идёт в строгой системе, подкрепляется творческими заданиями, развивающими воображение обучающихся, их письменную и устную речь. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи.
В 10-11 классах использую программу под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В.Шамшина.
УМК под редакцией Н.Г Гольцовой и И. В. Шамшина присуждена Премия Правительства Российской Федерации в области образования за создание учебного комплекта «Русский язык. 10-11 классы». Учебник дополняет, систематизирует и обобщает теоретические сведения по русскому языку за курс основной школы и дает возможность учащимся повторить и закрепить полученные знания на практическом материале, а также подготовиться к сдаче ЕГЭ. УМК соответствует обязательному минимуму содержания образования, является органичным продолжением курса русского языка в рамках реализации единой концепции непрерывного курса русского языка, призванного обеспечить связь всех звеньев обучения родному языку, который служит и средством общения, и средством хранения и усвоения знаний, и основной формой проявления национального и личностного самосознания. В предлагаемом УМК язык представлен как система во всем многообразии языка, все сферы его функционирования. В учебник включены никогда ранее не изучавшиеся в школе темы «Основные принципы русской орфографии» и «Основные принципы русской пунктуации», которые очень важны при повторении правил орфографии и пунктуации. Новыми являются темы «Сочетание знаков препинания», « Факультативные знаки препинания», «Индивидуально- авторская пунктуация», которые помогут понять такие особенности русской пунктуации, как вариантность в постановке знаков препинания, многофункциональность знаков препинания и их многозначность. В учебнике отдельным разделом представлены подробные биографические данные выдающихся русских лингвистов. Упражнения, представленные для самостоятельной работы, позволяют на практике решить все виды языкового анализа: фонетический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический. Упражнения, представленные в учебнике, помогут повторить и закрепить на практике теоретические сведения, усовершенствовать навыки правильного письма.В соответствии с современными требованиями коммуникативной направленности в обучении русскому языку в учебник включено большое количество текстов разных жанров для языкового, стилистического и других видов лингвистического анализа. Особенностями УМК является поэтапная подготовка к сдаче ЕГЭ: в течение урока предлагаются тестовые задания по пройденному разделу и даются пояснения к ним. Исходя из единой концепции непрерывного курса русского языка, главной целью обучения является обучение учащихся практической речевой деятельности. Видение слова в его целостности, способность анализировать и соотносить звуковой и графический состав, предвидеть и анализировать его морфологическую структуру, его потенциальные лексические и грамматические особенности и связи, правильно использовать слово в определенной речевой ситуации, осознавая его стилистические характеристики.
Материал УМК под редакцией Н.Г. Гольцовой и И. В. Шамшина тщательно подобран, выверен по степени сложности и соответствует традиционным учебникам.
Учебник соответствует требованиям Нового образовательного стандарта. Учебный материал изложен в доступной и интересной форме. Учебник содержит задания различного уровня сложности. На данный момент учебник востребован в школе, так как в нём чётко прослеживается систематичность и завершённость предметной линии. Теоретический материал прекрасно сочетается с практическим. Развитие речи идёт в строгой системе, подкрепляется творческими заданиями, развивающими воображение обучающихся, их письменную и устную речь.
Обучение литературе в 5-11 классах веду по программе под редакцией А.Г.Кутузова с 1998года. Работа по традиционной программе меня не совсем устраивала, а здесь привлекла сразу. В этой программе авторы разработали систему уроков по развитию речи, объяснив свое видение этих уроков. Мне она показалась интересной и приемлемой.
В Пояснительной записке к программе по литературе под редакцией А.Г.Кутузова написано: “В основе содержания и структуры предлагаемой программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности”.В программе нет традиционного раздела “Развитие связной речи учащихся”. Рассматривая литературные образования как единство трех компонентов: творчество – сотворчество – знание и умение, составители настоящей программы предлагают систему коммуникативно-творческих работ, обозначенных как “Творческая мастерская”, “Творческий практикум”, “Творческое задание”, “Самостоятельный анализ выбранного произведения”, ежегодная “Итоговая читательская конференция” и т. д..
А.Г.Кутузов и его коллектив нашли интересные формы творческих уроков, подсказав учителю пути решения следующих проблем:
– что нужно сделать, чтобы ученик захотел выполнять творческие задания не по принуждению и обязательности, а с удовольствием и желанием;– как сделать, чтобы он не боялся этих уроков, не страшился представлять результаты своего творчества на суд одноклассников и учителей.
Накопленный опыт позволяет мне сделать некоторые выводы. Уже в 5 классе, изучая теоретический материал по литературе, читая и анализируя художественные произведения, учащиеся расширяют свой литературный кругозор, развивают эстетический вкус, выступая при этом в роли читателя. Мы с пятиклассниками на первых уроках литературы обговариваем понятие “хороший читатель” и приходим к выводу, что настоящий читатель должен уметь грамотно и выразительно читать, иметь хорошее воображение. Только в этом случае читатель становиться соавтором автора произведения. И я считаю, что именно с этого начинается развитие творческих способностей каждого ребенка на уроках литературы.
Задача учителя – давать возможность своим ученикам (устно или письменно) говорить о своем понимании образа, героя, ситуации. Одним из интересных способов развития фантазии, воображения учащихся и в то же время привития им желания вчитываться в произведения является задание по созданию иллюстраций к прочитанному произведению. Предупреждая возможные ошибки при выполнении этого задания, необходимо заранее напомнить ученику, что он должен передать в рисунке прежде всего то, как он понял замысел автора. А для этого ему нужно перечитать понравившийся эпизод, понять, какова его роль в произведении, кто действует в этом эпизоде, как выглядят действующие лица и т.д. Иногда ученику необходимо выйти за рамки учебника литературы, обратиться к энциклопедиям, к учебникам истории. Рассматривая иллюстрации на уроках литературы, мы с учениками прежде всего обращаем внимание на то, как учащемуся удалось передать свое понимание авторского замысла, а не просто нарисовать красивый рисунок.
Одним из заданий, сочетающих умение вчитываться в произведение, понимать замысел автора и передавать его в рисунке, стало задание в учебнике “В мире литературы” за 6 класс после поэмы “Беглец” М.Ю.Лермонтова в разделе “Проба пера”: представьте, что вам надо создать диафильм по поэме “Беглец”. Работа над диафильмом объединила учащихся в группы, раскрыв их разные творческие способности: умение создавать сценарий, умение иллюстрировать отобранные эпизоды, разбивая их на кадры, умение “озвучивать” кадры наиболее точными цитатами из текста. И надо сказать, что диафильмы получились яркие, интересные и разнообразные.
Одной из интересных форм развития творческих способностей учащихся я считаю творческие задания из раздела “Проба пера”. Выполняя подобные задания, учащиеся становятся в позицию “автора” и одновременно “критика”, т.к. им необходимо не только создать произведения в определенном жанре, но и оценить произведения своих одноклассников.
Есть еще одна привлекательная особенность данной программы: учащимся предоставляется право выбора при выполнении задания. Я каждый раз обращаю внимание учащихся на варианты заданий. Уроки от этого только выигрывают. Ученик может попробовать себя в том виде задания, который ему ближе, понятнее, интереснее. Например, после изучения лирических произведений в 6 классе, предлагаются такие задания в разделе “Проба пера”:
Напишите сочинение на одну из тем: “Любимое время года”, “Лето в деревне”, “Зимой в лесу”, “Фантазия природы” – или можете придумать свою тему.
Тем, кто любить делать красивые вещи, такое задание: сделайте книжку-альбом “Весна (лето, зима, осень) в стихах русских поэтов”.
Последнее задание – очень ответственное. Попробуйте сочинить лирическое стихотворение о родной природе, о родной земле. Пусть это будут только 4 строчки, зато – ваши!
Выполняя первое задание, учащиеся писали, казалось бы, довольно стандартные сочинения на тему “Мое любимое время года”. Но, тем не менее, многим из них удалось написать именно лирическую зарисовку, выразив по-своему любовь к родному краю, к родной природе.
Выполняя второе задание, учащиеся не просто подбирали стихотворения разных поэтов о любимом времени года (хотя это само по себе уже хорошо, т.к. они расширили свой литературный кругозор), но и нашли иллюстрации, отражающие общее настроение стихотворений, а иногда и сами рисовали иллюстрации к данному сборнику, выражая свое прочтение лирических стихотворений. В предисловии к сборникам учащиеся объясняли свой выбор стихотворений и авторов. И в этом тоже проявлялось творчество учащихся.
И, наконец, третье задание – создание лирического стихотворения. Конечно, стихотворения получаются наивные, далекие от совершенства. Но если в них есть образ, есть настроение, то необходимо это поддержать, одобрить.
В 5-6 классах по программе под редакцией А.Г.Кутузова много времени уделяется жанровому многообразию художественных произведений. И в этом разделе предлагаются следующие задания: создать самостоятельно произведения в определенном жанре – написать сказку, басню, повесть и т.д. Чем интересно и полезно подобное задание? Во-первых, учащиеся претворяет в жизнь полученные теоретические знания, как бы “обживают” этот вид произведения; во-вторых, они пробуют свои силы в роли автора; в-третьих, развивают свои творческие способности.
Итак, ученик на творческих уроках может побывать не только в роли читателя, но и автора. А может стать и критиком. Об этой позиции хочется сказать отдельно.
Рецензируя произведения, созданные одноклассниками, готовя отзыв о них, ученик должен понимать (а учителю нужно к этому подвести ученика), что критика ради критики ничего не стоит. В учебниках “В мире литературы”, особенно за 7-11 классы, приводятся высказывания великих критиков о том или ином художественном произведении. И на этих примерах можно показать суть литературной критики: используя теоретические знания по литературе, можно судить о достоинствах и недостатках произведения, но судить доказательно и благожелательно. Давая подобные задания, нужно обговаривать или план отзыва, или вопросы для обсуждения.
Например, на уроке “Самостоятельное сочинение сказок” ученики получили задание: слушая сказку своего одноклассника, записывать в тетрадь по литературе название сказки, автора, вид сказки; отмечать, понравилась ли сказка и почему. Выполняя эту работу по такому легкому алгоритму, учащиеся готовятся к обсуждению сказок, сочиненных самостоятельно их одноклассниками.
Подводя итог, я хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно привлечь учащихся к урокам литературы, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих учеников, мы должны проводить уроки творчества в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд одноклассников и учителя, облегчит им понимание особенностей мира литературы.
Эти уроки побуждают к творчеству и самого учителя, что тоже очень важно. Проводя уроки в системе, мы постепенно должны поднимать их уровень сложности, делая творческие задания не только интересными, но и выполнимыми для всех учащихся.
Всегда были актуальными вопросы воспитания творческой личности через развитие способностей. Я считаю, что уроки творчества помогут сделать обучение на уроках литературы развивающим, ориентированным на каждую личность.
Каждой программе соответствуют свои учебники.
Русский язык:
5-9 класс – УМК М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова «Русский язык» - Москва, «Просвещение», 2008 г. 10-11 класс – Н.Г.Гольцова, И.В.Шамшин «Русский язык» М., «Русское слово», 2006
Литература: 5-11 класс – УМК «В мире литературы».Авторы –составители: А.Г.Кутузов и др. М., Дрофа.
! Владею современными методами психолого-педагогической диагностики и применяю их в практической деятельности; знаю базовый компонент содержания русского языка и литературы; глубоко понимаю концепцию школьного курса русского языка и литературы, его ведущие идеи, структуру содержания, логику построения. Уровень теоретических знаний позволяет мне оценивать действующие программы, адаптировать их к конкретному классу, обосновав целесообразность корректив, разрабатывать различные варианты уроков на основе этих программ, осуществлять поиск оптимального отбора содержания учебного материала, его структурирования, распределение учебных часов.
Современный кабинет русского языка и литературы является одним из этапов формирования современной, гармоничной личности.
Цели работы кабинета:
создание условий для совершенствования качества учебно-воспитательного процесса;
формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории;
использование оформления кабинета в целях эстетического воспитания учащихся.
Задачи:
совершенствование материально-технической базы кабинета, внедрение ИКТ в учебный процесс;
формирование базы контрольно-диагностических материалов, в том числе на электронных носителях;
продолжение эстетического оформления кабинета;
создание электронного паспорта кабинета.
В кабинете проводятся как учебные, так и факультативные занятия, различные тематические семинары, заседания ГМО учителей русского языка и литературы с использованием ИКТ. Модернизация образования требует широкого использования информационно-коммуникабельных технологий на всех этапах современного урока. В кабинете есть компьютер, принтер, ксерокс, ЖК панель. Большая радость и подспорье для учителя, когда его кабинет так оснащён. Мне в этом отношении повезло.В кабинете имеется большая коллекция ЦОР - это и презентации к урокам, и видеоклипы, и биографии писателей, и различные фильмы.
При варианте «Компьютер + Принтер + Ксерокс» учитель может:
Готовить к урокам дидактический раздаточный материал
Оформлять наглядный материал
Заниматься индивидуальной проектной деятельностью с учащимися
Создавать опорные конспекты к уроку
Создавать тесты и самостоятельные работы для учащихся
При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это
Возможность подачи материала в форме презентаций
Возможность проводить тестовые работы без привлечения печатного материала
Проводить опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты другой работой)
Проводить конференции с привлечением созданных учащимися презентаций
Создавать документальные фильмы по любой теме
Работа с компьютером и ЖК панелью экономит время на уроке, позволяет реализовывать внимание, сосредоточенность, интерес к предмету, позволяет эффективнее усвоить новый учебный материал. Существенно, что при работе учитель обращен лицом к классу и может наблюдать за его работой. заменяет многие другие функции классной доски с мелом и тряпкой. При изложении учебного материала компьютер с помощью проектора позволяет сопровождать рассказ учителя иллюстрациями, текстами художественных произведений, тестами по русскому языку, текстами с пропущенными орфограммами и т.д. Учащимся это очень нравится. Учитель перед уроком может создать компьютерную модель урока, используя все возможные средства, оживляется любой этап урока, сохраняется для дальнейшего пользования любая страница. Работа с учебными дисками по русскому языку, прослушивание фонохрестоматий по литературе, просмотр фильмов дает возможность учащимся развиваться нравственно, обогащать свой словарный запас, быть современным орфографически грамотными людьми. Учащиеся, занимающиеся в кабинете, получают огромное удовольствие от занятий с использованием ИКТ. Такая работа повышает качество знаний, процент успеваемости, развивает интерес к изучению предметов гуманитарного направления, а учитель выступает организатором творческой поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
В 2007- 2008 учебном году в городском конкурсе кабинетов данный кабинет занял 1 место.
Воспитать человека с современным мышлением, способного успешно самореализоваться в жизни, могут только педагоги, обладающие высоким профессионализмом. При этом в понятие “профессионализм” включаются не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, в который входят система его профессиональных ценностей, его убеждения, установки. В ходе этой деятельности педагог становится активным субъектом процесса совершенствования. Это требует комплексного подхода к многогранной научно-методической работе. Повышение квалификации помогает учителю избавиться от устаревших взглядов, делает его более восприимчивым к внешним изменениям, что в конечном итоге повышает его конкурентоспособность. Научно-методическая работа стимулирует профессиональное развитие педагога, способствует его самореализации, решению профессиональных и личных проблем, позволяет получить большее удовлетворение от работы.
Реформирование современного образования предъявляет новые требования и к педагогическим кадрам. Свободно и активно мыслящий педагог, прогнозирующий результаты своей деятельности, моделирующий воспитательно-образовательный процесс, является гарантом решения поставленных задач. Проведенные учеными исследования показывают, что среди факторов, негативно влияющих на эффективность образования и снижающих его качество, родители и учащиеся называют отсутствие индивидуального подхода и низкий уровень профессионализма педагогов. В связи с этим одной из важнейших задач современного образования является повышение профессионализма педагогов как фактора повышения качества образования. Тот, кто учит сам, должен хотеть учиться, тот, кто развивает других, должен сам испытывать потребность в развитии. Так должно быть. Моё повышение квалификации осуществляется следующими способами:
самообразование и саморазвитие;
участие в городских семинарах, конференциях;
участие в Интернет-педсоветах;
аналитическая и методическая деятельность при аттестации на квалификационную категорию;
участие в городском конкурсе кабинетов;
посещение специальных курсов повышения квалификации,
дистанционное обучение на основе Интернет, провоцирующее активную познавательную и творческую деятельность слушателей через построение особого образовательного пространства.
С 2008-2009 учебного года являюсь руководителем городского методического объединения учителей русского языка и литературы. Знакомлю учителей с новинками образования и оказываю помощь в работе. Активно участвую в работе городского методического совета. Делюсь опытом с коллегами по основным вопросам образования: «Новые педагогические технологии» март 2009 г., « Анализ результатов муниципального этапа олимпиады», ноябрь 2009г. «Проблемы подготовки учащихся к ГИА-9» март 2010г., выступление на городской педагогической конференции. «Развитие педагогического потенциала как фактор результативности качества образования. ГМО учителей русского языка и литературы» выступление на городской педагогической конференции (август 2010г., презентация учителя), Выступление на городском семинаре «Применение информационных технологий в образовательном процессе школы: опыт, проблемы, перспективы», руководитель работы секции, тема: «Возможности эффективного использования мультимедийных средств обучения для организации познавательной деятельности учащихся» (март 2009г.) Презентация учителя.
В 2008г. в рамках педагогического семинара по преемственности «Сопровождение периода адаптации школьников при переходе из начальной школы в среднее звено» провела открытый урок по литературе с использованием КТ в 5 «б»классе по теме: «Художественный мир сказки П.П. Ершова « Конек-горбунок», в октябре 2007года в рамках Всероссийского открытого урока чтения – урок по теме «Что за прелесть эти сказки!»
В 2010 году была председателем муниципальной экспертной комиссии по проверке ГИА-9 по русскому языку.
Одним из условий, обеспечивающих эффективность образовательного процесса, является постоянное повышение уровня профессиональной компетентности по таким направлениям, как использование компьютерных технологий в образовательном процессе, мониторинг качества учебных достижений, проблемы и результаты ЕГЭ и т.д. Приняла участие в курсах повышения квалификации:
«Инновационные технологии как средство развития творческого потенциала личности учащегося» 24 ч.
«Развитие социальной компетентности личности учащегося в процессе изучения предметов гуманитарного цикла (преподавание русского языка и литературы)»48 ч. «Свердловский областной педагогический колледж» г. Екатеринбург 2008 г.
СДО по ОП «Экспертная компетентность учителей общеобразовательных предметов при оценивании учебных достижений обучающихся, предъявленных в стандартизованных формах» 72ч. Март-апрель 2010 г. «ИРО»
Считаю, что учитель должен активно развивать собственные способности, владеть самостоятельным, ответственным, инициативным взаимодействием с миром и уметь быть информационно мобильной и коммуникативной личностью.
1.3 Влияние использования системы на результат образования.
В своей педагогической деятельности ориентируюсь на достижение результата образования, понимаемого как социальная компетентность личности обучающихся, проявляющаяся в виде трех составляющих образованности: предметно-информационной, деятельностно-коммуникативной и ценностно-ориентационной. Требования к достижению (показатели достижения) выпускниками результатов образованности через указанные выше три составляющих представлены в ГОС НРК общего образования Свердловской области.
Стремлюсь к тому, чтобы учащиеся стали активными участниками процесса обучения: занимались напряженной умственной деятельностью, решали проблемные задачи, обосновывали свое мнение. Формирую у учащихся навыки поисково-исследовательской деятельности, использую в работе развивающие и творческие задания. Успешность деятельности подтверждается стабильно хорошим качеством знаний учащихся за последние годы обучения: при 98% успеваемости качество обучения составляет по русскому языку от 33% до 59%. Итоговая аттестация 2005- 2006 года по русскому языку в 9 классе показала повышение качества по сравнению с предыдущим годом. Успеваемость – 100%, по литературе качество знаний -64%, по русскому языку – 54%. Готовлю школьников к итоговой аттестации за курс средней школы в формате ЕГЭ. В 2007-2008 учебном году мои учащиеся впервые сдавали экзамен по русскому языку в формате ЕГЭ и показали хорошие результаты: успеваемость – 90%, качество - 57%. Что по сравнению с городским уровнем значительно выше. Три выпускника получили оценку «5»:Поспелов Т. (77 б.),Аныгина Н. (74 б.), Сосновских А. (72 б.). Аныгина Н. сдавала литературу в форме ЕГЭ – «5» (76 б.) Петришкан Д. получила Серебряную медаль за успехи в учёбе.
В 2010 году учащиеся 9 класса впервые сдавали экзамен по русскому языку в форме ГИА. Выбрали такую форму 23 человека из 25. Качество -43%, Мик А. и Потапова Ж. получили оценку «5». Успеваемость – 78%, так как в этой форме сдавали экзамен и очень слабые ученики. И 24 ученика сдавали экзамен в традиционной форме. Успеваемость – 100%, качество по содержанию 45%, по русскому языку - 39% Несомненно, достичь таких результатов помогло, в том числе, и внедрение в практику моей работы ИКТ.
Уровень сформированности объективной оценки и адекватной самооценки отслеживался каждый раз при выполнении самостоятельной работы или подведении итогов групповой деятельности, когда учащиеся самостоятельно оценивали свою работу на основе предложенных критериев, оценивали работу своих одноклассников.
Уровень креативного мышления школьников определялся по таким показателям, как умение вырабатывать идеи, сравнивать идеи, находить адекватные способы деятельности, совершенствовать способы деятельности, создавать творческие работы и т.д.
В целях развития и определения уровня творческих способностей на уроках литературы учащимся предлагалось написание сочинения в форме эссе, задания, предполагающие высказывание своей позиции на основе «крылатых» выражений писателей.
Создала свою систему работы с детьми, проявляющими повышенный интерес к изучению русского языка и литературы. Многие ребята являются участниками всероссийской игры «Русский медвежонок». Мои ученики, участвуют в интеллектуальных марафонах и олимпиадах городского уровня.
Учебный год
Ф. И.
Класс
Предмет
Место
2005 - 2006
Петришкан Д
9 «а»
русский язык
2
2006 - 2007
Аныгина Н
Аныгина Н
Петришкан Д
10 «а»
русский язык
литература
литература
2
3
4
2007 - 2008
Петришкан Д
Аныгина Н
Петришкан Д
11 «а»
русский язык
литература
литература
3 (1, 2 не присуждалось)
2
3
В 2008 – 2009 и 2009- 2010 учебных годах участие принимали только в муниципальных этапах, в окружной этап вышли Мик А. и Потапова Ж.(9 «б»), но из-за болезни далее участие не принимали.
Для оценки эффективности учебного процесса мной практикуется проведение мониторинга, направленного на выявление уровня мотивации познавательной активности. Мониторинг показал, что интерес учащихся к предмету русский язык практически постоянен и составляет от 31% до 36% в разные годы, по литературе – от 32% до 44%.Подводя итоги своей педагогической деятельности по развитию творчества и формированию познавательного интереса школьников на уроках русского языка и литературы за последние 3 года, я выделяю следующие положительные результаты: психолого-педагогическая диагностика по выявлению уровня развития познавательного интереса свидетельствуют о повышении уровня положительной мотивации на уроках. Ярко выраженный интерес к предмету русский язык и литература выявлен у 75% учащихся 5-11 классов;Использование различных средств и методов воздействия на мотивацию школьников на моих уроках дало свои положительные результаты. За годы работы в данном направлении заметно повысилась заинтересованность учащихся предметом (значительно сократилось число «равнодушных»); активное участие учащихся в предметных неделях; активное и результативное участие в творческих конкурсах.
1.4.Проблемы, возникшие в процессе реализации системы
Работа показала, что практически полностью отсутствуют программно-методические комплексы, включающие в себя компьютерную программу, пособие для учителя, содержащее не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы.
Важнейшими проблемами остаются:
Недостаточная разработанность методик по использованию ИКТ в конкретных учебных областях.
Отсутствие инновационного взаимодействия педагогических и информационных технологий.
Недостаточная разработанность использования ИКТ во внеклассной работе.
Наличие достаточно устойчивого мнения о негативных последствиях влияния ИКТ на здоровье и культурное развитие учащихся.
Таким образом, проблема определяется несоответствием между потенциальными возможностями использования информационных образовательных ресурсов в учебно-воспитательном процессе школы, а также высокой востребованностью этих ресурсов со стороны учителей для совершенствования образовательного процесса и недостаточным уровнем научно-методических разработок в области организации и использования технических средств обучения в условиях информатизации школы.
Анализ результатов деятельности показал, что учащиеся обладают достаточным уровнем предметных умений, но имеют проблемы в работе с информацией, некоторые затрудняются с самостоятельным поиском информации, не могут выделить главную мысль текста. Причина, скорее всего в том, что на уроках учащиеся получают информацию в готовом виде, больше отрабатывают предметные умения, чем общеучебные.
2.Проектная часть
2.1.Цели и задачи на новый межаттестационный период
На новый межаттестационный период определяю цель – продолжить использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала учащихся.
Задачи:
углубление знаний по разным технологиям;
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
создание условий для реализации детско-юношеского творческого потенциала;
укрепление здоровья и физического развития школьников;
повышение общекультурного уровня
2.2.Прогнозирование результатов
На уровне учителя:
1.Повышение профессионального мастерства учителя с целью удовлетво-
рения образовательных запросов учащихся.
2.Осуществление диагностики и анализа учебных достижений учащихся
на уровне «учитель-ученик» как фактора развития индивидуальных способностей каждого ученика.
3.Изучение психолого-педагогических особенностей учащихся как системы, способствующей успешному осуществлению педагогического эксперимента.
4.Участие в инновационной педагогической деятельности с целью развития познавательного интереса к изучаемому предмету.
5.Осуществление самоанализа педагогической деятельности, направленной на профессиональное самоопределение школьников.
На уровне ученика:
1.Выявление учебных достижений школьников по предметам.
2.Выявление взаимосвязей оценок успеваемости учащихся с уровнем их интеллектуальных способностей и профессиональных интересов.
3.Изучение взаимосвязей показателей учебной деятельности школьников с их интеллектуальными особенностями и профессиональными интересами.
4.Выявление факторов, влияющих на развитие творческих интересов учащихся
2.3.Программа саморазвития
Пояснительная записка
Стратегия модернизации образования в России предъявляет новые требования, определяющие главную цель современной школы – формирование творческой и активной личности ученика. Сегодня объективная закономерность процесса обучения требует такой организации учебной деятельности школьников, которая учитывала бы их индивидуально-психологические особенности и позволила бы учителю в условиях коллективной работы с классом успешно обучать каждого из них.
Решению этих вопросов способствует использование на уроках современных образовательных технологий, индивидуализация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая материально- техническая база кабинета. Именно над решением этих задач и предстоит работать мне в течение трёх лет. А для того, чтобы результат работы был ощутим, следует самому учителю совершенствовать своё мастерство, обогащать свои знания достижениями современной методики, шагать в ногу со временем, стараться идти на шаг впереди от своих воспитанников в освоении информационно-компьютерных технологий. Н.И.Луначарский писал: «Искусство воспитателей: открыть Гения, обогатить его познаниями и дать свободу следовать его внушениям». Считаю, что для того, чтобы ученик последовал за учителем, нужно не только учить, но в первую очередь учиться самому каждый день, каждый час. Для этого сегодня есть все возможности: большой выбор научной и методической литературы, Интернет-ресурсы, совершенствование технической базы школы. Этим обусловлено и содержание моей программы самообразования.
Методическая тема: «Использование современных технологий в учебной и воспитательной работе с целью активизации познавательной деятельности и развития творческого потенциала учащихся»
Цель: расширение общепедагогических и психологических знаний с целью расширения и совершенствования технологий обучения и воспитания.
Задачи:
углубление знаний по разным технологиям;
овладение достижениями педагогической науки, передовой педагогической практики;
создание базы для реализации детско-юношеского творческого потенциала;
укрепление здоровья и физического развития школьников;
повышение общекультурного уровня;
Внедрение технологий:
I. Повышение научного уровня преподавания.
Создание соответствующей материальной базы.
Содержание деятельности
Сроки
Формы деятельности
Применение
Литература
1. Изучение новых учебных пособий по русскому языку и литературе.
По мере появления в книжных магазинах, библиотеках
1.Обзор «Новые учебные пособия по русскому языку и литературе»
2.Написание рекомендаций по использованию методического материала для коллег
На семинарах районного и школьного методических объединений
2.Применять онлайновые проекты с использованием Интернет-ресурсов
Включение материалов сети в содержание уроков
Использовать для самостоятельного поиска учащимися информации в рамках работы над проектом; для самостоятельного углублённого изучения, для ликвидации пробелов в знаниях, для изучения определённого курса русского языка дистанционно
Сайты МО РФ и МО Свердловской области
3.Посещение тренингов-семинаров по преподаванию русского языка и литературы
В течение пяти лет
Создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях
Освоение и внедрение новых педагогических и информационных технологий, направленных на индивидуализацию и дифференциацию процесса обучения
Сайты МО РФ и МО
Свердловской области
4.Внедрение новых методических приёмов и подходов в преподавании русского языка и литературы с применением Интернет-технологий и мультимедийных ресурсов на CD.
2010-2015годы
5. Работа над развитием речи учащихся, правильным употреблением и произношением слов, совершенствовать словарную работу на уроках:
а) вести орфоэпические словари, проводить диктанты по орфоэпии;
б) разработать карточки с творческими заданиями, развивающими умение употреблять многозначные слова в различных значениях, фразеологизмы, синонимы, антонимы, составлять с ними предложения.
В течение пяти лет
Орфоэпические диктанты, зачёты, интеллектуальные игры
На уроках и внеклассных мероприятиях, на занятиях кружка, при подготовке к ЕГЭ
Материалы предметных журналов, тестовых заданий, учебных пособий по лексике и орфоэпии
6. С целью развития творческих способностей учащихся, продумать систему письменных работ как по русскому языку, так и по литературе с использованием ИКТ;
развивать умение писать сочинения в жанре литературно-критической статьи, интервью, репортажа, эссе, дневника, рекламы, эпистолярного жанра.
В соответствии с тематическим планом
1.Уроки по развитию речи;
2.Индивидуальные занятия;
3.Элективные курсы
На уроках и внеклассных мероприятиях, при подготовке к ЕГЭ
1.С.И.Львова «Язык в речевом общении»;
2.Материалы предметных журналов и других пособий
7.Совершенствовать работу по подготовке к ГИА и ЕГЭ:
а) ГИА-2013
б) «Рифы и мифы ЕГЭ», 10 класс;
в) «Как сдать экзамен на «5»?», 11 класс;
2010-2015 г.
Занятия в кружке.
Изучение теории литературы, анализ лирических текстов и отрывков из прозаических произведений, работа над сочинениями-рассуждениями по данным текстам. Анализ и выполнение заданий из материалов ЕГЭ.
Выступления на страницах городской газеты «Рабочий Волчанск», участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах, для успешной сдачи ЕГЭ
Обобщение опыта работы на ГМО
1.Все новинки методической литературы по ЕГЭ;
2.«Развивай дар слова»
3.»Язык мой – друг мой»;
4 «Занимательная грамматика»;
5.»Учимся, играя»»
6.»Русский язык в кроссвордах» и др.
7. Материалы предметных газет и журналов
8. Систематизировать работу с одарёнными детьми, для чего готовить к урокам карточки с заданиями различной сложности, применять компьютерное тестирование, создание презентаций к урокам, анализировать вопросы и задания олимпиад и ЕГЭ
В течение пяти лет; особенно при подготовке к олимпиадам и экзаменам
1.Индивидуальные занятия;
2.Элективные курсы;
3.Консультации;
4.Олимпиады
5..Реализация программы «Одарённые дети»
Школьные и городские олимпиады, научно-практические конференции, работа консультантами со слабоуспевающими учениками
Сборники контрольных работ, тестовых заданий, материалы районных, республиканских и всероссийских олимпиад
9..Работать над индивидуализацией и дифференциацией обучения, с этой целью вести диагностические карты для выявления пробелов в знаниях по русскому языку и литературе и их устранения.
Вести мониторинг уровня знаний учащихся по русскому языку.
В течение учебного года, итог подводить в конце каждой четверти
Тестирование, работа по перфокартам, тестирование на компьютере.
1.Г.А.Богданова, «Опрос на уроках русского языка»
2.Тестовые задания
3.Материалы предметных журналов
10.Совершенствовать мастерство по использованию на уроках и во внеклассной работе компьютерных технологий, для чего пройти дистанционное обучение по данной проблеме.
2010-2012 г.
На уроках и внеклассных мероприятиях, при подготовке учащихся к ЕГЭ
11.Принимать участие в работе ГМО и ШМО учителей русского языка и литературы, школьных и городских научно-практических конференциях, педчтениях, интернет-конференциях, конкурсах авторских программ, разработок уроков и мероприятий.
В течение пяти лет ( по мере проведения конкурсов, конференций)
Выступления, рефераты, презентации
Аттестация работников образования
12.Проводить мастер-классы для молодых специалистов.
По плану работы ШМО
Распространение опыта работы
13. Активизировать участие обучающихся в конкурсах и конференциях различного уровня.
Ежегодно, по мере проведения конкурсов и конференций
Творческие работы, рефераты, презентации, размещение работ на педагогических сайтах.
Портфолио ученика
14. Размещение материала из опыта работы на педагогических сайтах.
В течение пяти лет
15. В работе с классом применять современные воспитательные технологии, способствующие самореализации личности ученика, вести мониторинг уровня воспитанности, социометрию.
В течение пяти лет, итог подводить в конце учебного года
Классные часы, тренинги, экскурсии, встречи, походы, анкетирование, мероприятия для детей и их родителей
На родительских собраниях, для составления характеристик
Материалы журналов «Воспитание школьников», «Классный руководитель», «Праздники в школе», книги по воспитанию школьников
16. Разработать программу воспитательной системы класса, содействующую воспитанию нравственной культуры ученика.
2010-2011 г.
7-8 классы
Воспитательная работа с классом
Вся имеющаяся литература по нравственному воспитанию школьников
17. Вести работу по обновлению оборудования кабинета русского языка и литературы в соответствии с современными требованиями Министерства образования и науки РТ и санпина.
Приобрести новые диски с учебными программами,
новые словари.
2010-2015г.
.
Самообразование
На уроках и внеурочных занятиях
18. Пополнять новым материалом папки «К экзаменам», «Олимпиадные задания», «Внеклассные мероприятия по предмету», «Комплексный анализ текста» и другие.
В течение пяти лет
19. Участвовать в различных профессиональных конкурсах:
В течение пяти лет
II. Повышение педагогического мастерства.
Обучение на курсах в системе повышения квалификации вне школы.
Содержание деятельности
Сроки
Формы деятельности
Применение
Литература
1.Изучение новых программ, учебников, методической литературы.
По мере выхода
Выступления на ШМО, ГМО
При составлении тематического и поурочного планирования, на уроках
2.Принимать активное участие в работе городского методического объединения учителей русского языка и литературы, в республиканских мероприятиях, изучать опыт коллег.
По плану работы РМО
Посещение открытых уроков, внеклассных мероприятий, анализ посещённых уроков, выступления из опыта работы
Опыт коллег применять на практике
3.Проводить открытые уроки для коллег, родителей.
По плану работы ШМО и ГМО
Дни открытых дверей, семинары
4.Посещение уроков в начальных классах с целью решения проблемы преемственности и перспективности в преподавании русского языка и литературы между начальным и средним звеном.
В течение года
Открытые уроки, выступления на совместных семинарах учителей-словесников и начальных классов, обмен опытом работы, составление единых требований
При составлении тематического планирования и проведении уроков
Материал предметных журналов и пособий по данному вопросу
6 Курсы экспертов по проверке работ ЕГЭ, часть С
2009г.
Выступление на семинаре учителей русского языка и литературы
7. Курсы учителей русского языка и литературы в ИРО Свердловской области по изучению новых образовательных технологий.
2011-2015г.
Работа в городской комиссии по проверке экзаменационных работ
III.Совершенствование связи с родителями и общественностью
1. Привлекать родителей и общественность к решению учебных и воспитательных проблем в классе.
По мере необходимости
Беседы, экскурсии, поездки, решение проблем жизни класса
2.На родительских собраниях, помимо докладов на воспитательные темы, проводить анкетирование, ролевые игры, решение педагогических ситуаций.
По плану классного руководителя
Журналы «Воспитание школьников», «Классный руководитель», пособие «Новые формы родительских собраний»
3.Практиковать совместные собрания родителей и детей.
1 раз в год
4.Проводить мероприятия с участием детей и родителей: походы, поездки, «Папа, мама, я – интеллектуальная семья» (спортивная, читающая и т.д.), праздник пап, мам.
1 раз в год
5.Обобщать опыт работы отдельных родителей в воспитании детей.
Выпуск газет, бюллетеней, презентаций, выступления на родительских собраниях
На родительских собраниях
6.Информировать родителей об успеваемости детей через ведомости текущих оценок за 3 недели до окончания четверти.
Каждую четверть
IV.Работа с сильными и слабыми учениками
1.Индивидуальные и групповые занятия с целью ликвидации пробелов в знаниях.
В течение года по расписанию работы со слабоуспевающими учениками
2.Индивидуальные и групповые занятия с целью решения заданий повышенной сложности. Подготовкам к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам, научно-практическим конференциям.
В течение года по расписанию работы с сильными учениками
3. Работа по реализации программы «Одарённые дети».
4.Участие в интеллектуальной игре «Русский медвежонок».
Ежегодно
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучив литературу по данной проблеме, мы пришли к следующим выводам.
Внедрение информационно-коммуникационных технологий позволяет, как повысить эффективность деятельности человека, так и сделать ее разнообразнее. Необходимо отметить, что внедрение ИКТ в образовательный процесс не только дает возможность современным подросткам идти в ногу со временем, а также делает процесс обучения более интересным, способствует развитию познавательной мотивации. Кроме того, информационно-компьютерные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения. Познавательный интерес развивается и на основе разнообразных представлений учениками результатов учебной деятельности (гипертексты, презентации, модели и т д.). Благодаря использованию ИКТ результатом работы ученика является эстетически красивый, технически грамотный и, что очень важно, доступный для трансляции и применения другими людьми практически значимого продукта познавательной деятельности. ИКТ позволяют показать больше наглядного материала: рисунков, фильмов, анимаций, и др. В результате на уроке ученики меньше отвлекаются, более внимательно воспринимают информацию, что обеспечивает лучшее запоминание. Итоги познавательной деятельности учащихся оперативно оцениваются на уроке, уменьшается количество задаваемого на дом материала.
Компьютеры могут быть с успехом использованы на всех стадиях учебного занятия: они оказывают значительное влияние на контрольно-оценочные функции урока, придают ему игровой характер, способствуют активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, развивают творческий потенциал. Компьютеры позволяют добиться качественно более высокого уровня наглядности предлагаемого материала, значительно расширяют возможности включения разнообразных упражнений в процесс обучения, активизируют все виды памяти (что немаловажно, так как не все дети воспринимают информацию одновременно зрительными и слуховыми образами), а непрерывная обратная связь оживляет учебный процесс, способствует повышению его динамизма, что, в конечном счете, ведет к достижению едва ли не главной цели собственно процессуальной стороны обучения формированию положительного отношения учащихся к изучаемому материалу, интереса к нему, удовлетворения результатами каждого локального этапа в обучении.
Считаю применение ИКТ на уроках литературы и во внеклассной работе эффективным, так как это повышает мотивацию учащихся к изучению предмета, активизирует учебно-познавательную деятельность школьников, развивает их творческий потенциал. Уроки получаются более интересными и насыщенными, проходят в хорошем темпе. Следует отметить, что для использования ИКТ необходимо владеть основами компьютерной грамотности и иметь необходимое оборудование непосредственно в кабинете.
В заключении хочется отметить, что использование ИКТ существенно влияет на развитие познавательной мотивации, однако нельзя применять их слепо. Процесс построения и учебного процесса с использование ИКТ и их разработка должны быть продуманы методически и обоснованы научно.
Говоря о пользе компьютерных технологий в обучении, не следует, однако, считать компьютер абсолютно универсальным средством. Компьютерное обучение не должно занимать центральное место. Оно призвано содействовать достижению общеобразовательных целей, не превращаясь при этом в основное средство передачи знаний. Компьютер никогда не будет наставником учащихся, это под силу лишь учителю.
Приложение 1
Программа элективного курса
«Азбука журналистики»
Список использованной литературы
Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994.
Образование и XXI век. Информационно-коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999
Поташник М.М. Требования к современному уроку. М., 2008.
Роберт И. В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: «Школа-Пресс», 1994.
Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. – М.: просвещение. 1988.
6. Яковлева Е.Л. "Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся" Москва 1998г.
7.Интернет – ресурсы: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
www.ict.edu.ru
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].1september.ru/
13PAGE 15
13PAGE 144515
Решение конкретных задач, имеющих практический характер
Технология самообразования
Критический обзор периодической печати
Общение с высококлассными педагогами
Разноуровневое обучение
Проектные методы обучения
Исследовательские методы обучения
Информационно-коммуникационные
Технология развития критического мышления
Здоровьесберегающие
технологии
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)
Заголовок 2Заголовок 3Заголовок 415