Презентация«Активизация познавательной деятельности учащихся через интерактивные формы и методы преподавания истории и обществознания»
Учитель историиМКОУ «Цветочненская средняя школа»Усеинова Надрие Рустамовна 2015 г. Развитие познавательного интереса учащихся достигается путём использования разнообразных методов, приемов, форм проведения учебного занятия. В условиях организации урока необходима определенная активизация познавательной деятельности как самого учителя, так и учащихся, поскольку от их сотрудничества и взаимодействия зависит эффективность всего учебно-воспитательного процесса, который определяется степенью усвоения проходимого материала. В педагогике существуют многочисленные классификации методов обучения. Например: Китайская притча: «Скажи мне – и я забуду; покажи мне – и я запомню; дай сделать – и я пойму» – суть интерактивного обучения.Преимущества интерактивных методик обучения:Пробуждают у обучающихся интерес;Поощряет активное участие каждого в учебном процессе;Способствует эффективному усвоению учебного материала; Интерактивный урок предполагает широкое использование разнообразных приемов:«Минута разминки». Формы могут быть разные: блиц-опрос, «хронологический диктант», «исторический диктант», тесты и др.«Огонь по стоящим» – вопросы задаются стоящим у доски несколькими учениками.«Покажи ответ на карте». Учитель задаёт вопросы, с помощью которых проверяет географические знания учеников, а они отвечают, показывая ответ на карте. Например: горы на севере Италии, самая большая река Италии; моря, которые омывают берега Италии. «Визитки» – на отдельных листочках записаны имена исторических личностей. Ученики должны прикрепить соответствующую визитку к тем странам или городам на исторической карте, с которыми связана деятельность этих исторических лиц. (5 – 6 класс)«Исторический снежный ком» (при закреплении нового материала);«Отгадай термин», «Кроссворд», «Интеллектуальный турнир» (при повторении и обобщении исторического материала). 1. «Коран» в переводе на русский язык.2. Ежедневная пятикратная молитва.3. Священная книга мусульман.4. Главная святыня ислама.5. «Покорность Богу».6. Дом для молитв.7. Переселение пророка Мухаммеда и его последователей из Мекки в Медину.8. Священный для мусульман месяц.9. Полуостров омывающийся водами Персидского залива, Красного моря и Индийского океана.10. Первую мечеть пророк Мухаммед открыл в […].11. Сборник изречений пророка Мухаммеда и рассказов о его жизни. Из опыта работы Работа в парах. Пара – идеальная форма для сотрудничества и взаимопомощи. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное на уроке; Сочинение-рассуждение, письма, сочинение стихов. Этот вид работы нужно целесообразно использовать при подготовке домашнего задания. Например, «Обращение молодого поколения к ветеранам ВОВ, «Я, Владимир, ввел христианство на Руси, так как…»; Лото: в 6 классе по теме «Киевская Русь». В плане закрепления предлагается игровая карточка и карточки со словами; В 7 классе после изучения темы «Виды и формы бизнеса» очень интересно и полезно прошла проектная работа «Мой (или наш) бизнес план» (групповая или индивидуальная работа по составлению и презентации бизнес проекта). Интервью – как метод активизации познавательной деятельности обучающихся. Например, при проведении недели истории или взять интервью у участников каких-либо событий, обучающийся превращается в исследователя, он изучает историю в активном измерении. Следующий интерактивный метод используемый на уроках – это игра. Игровые ситуации используются на разных этапах урока. Они предполагают активное творчество учащихся. Игры помогают не только в достижении образовательных целей, но и в установлении неформальных отношений в классе. Игра даёт возможность поставить ребёнка в ситуацию успеха, а это является мощным средством стимулирования учебной деятельности, развитие познавательной активности.
Приёмы проверки знаний и умений учащихся: В настоящий момент, я считаю наиболее удобным использование на уроках истории мультимедийных технологий, в форме презентаций. В качестве одной из форм обучения, стимулирующих учащихся к творческой деятельности, можно предложить создание одним учеником или группой учеников презентации, сопровождающей изучение какой-либо темы курса. Здесь каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень.Здесь важен и психологический фактор: Современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной не озвученной картинкой, а динамичным и видео – и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Применение в практике преподавания истории и обществознания интерактивных методов обучения способствуютповышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные учащиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.