Аналитический отчет за межаттестационный период 2010-2015 гг.
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеoбразовательная школа №5
с углублённым изучением отдельных предметов имени Г.Н.Зайцева
Аналитический отчет
за межаттестационный период 2010-2015 гг.
Составитель:
Ларионова Татьяна Андреевна
Должность: учитель
Нижний Тагил
2015
Оглавление
TOC Введение PAGEREF _Toc367303696 \h Ошибка! Закладка не определена.
Анализ и общая часть PAGEREF _Toc367303697 \h Ошибка! Закладка не определена.
1.1. Анализ условий педагогической деятельности ……………………………6
1.2. Анализ возможностей системы взаимодействия с родителями в контексте формирования устойчивой мотивации учащихся к обучению10
1.3.Анализ результатов педагогической деятельности ………………………21
1.4. Анализ проблем и противоречий, возникших в процессе педагогической деятельности ..……………………………………………………..……24
2. Проектная часть25
Программа педагогической деятельности в межаттестационный период 24
Заключение……………………………………………………………….. PAGEREF _Toc367303704 \h Ошибка! Закладка не определена.
Используемая литература:30
Введение.
Происходящие в последнее время активные изменения в обществе диктуют системе образования определённые требования в первую очередь к результатам образования, что и отражено в современных стандартах. Задача современного образования состоит в том, чтобы способствовать появлению нового типа человека, который чувствует себя "комфортно при переменах, которому нравятся перемены, который способен на импровизацию, на то, чтобы уверенно и смело встретить совершенно непредвиденную ситуацию". Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. И социальный заказ общества сегодня состоит в том, чтобы помочь учащемуся стать этим субъектом. В общеобразовательной системе требуются изменения самой парадигмы обучения, так как "неуспешность" ребенка в учебной деятельности по-прежнему остается проблемой для всех школ.
Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой и важной частью деятельности школы. Введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) придает этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта – это общественный договор между личностью, семьей, обществом и государством.
Стандарт ориентирован на становление личностных качеств ученика («портрет выпускника начальной школы»), особую роль в развитии которых играют родители как субъекты образовательного процесса:
- любящего свой край и своё Отечество, уважающего свой народ, его культуру, духовные и семейные традиции;
- осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества;
- активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда и творчества;
- умеющего учиться, осознающего важность самовоспитания и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике;
- уважающего своих родителей и других людей;
- осознанно выполняющего правила здорового и экологического образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды.
Названные Концепции представляют собой нормативную основу взаимодействия общеобразовательных учреждений с разными субъектами социализации – семьёй, общественными организациями, религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, средствами массовой информации. Целью этого взаимодействия является совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся в семье и школе.
Педагогический коллектив нашей школы работает над темой: «Реализация целей опережающего развития школьников в условиях мультикультурной образовательной среды школы с углубленным изучением отдельных предметов». Одной из задач, стоящих перед нами в процессе создания таких условий, является развитие устойчивого познавательного интереса в процессе самостоятельной деятельности, развитие творческих способностей и формирование коммуникативной компетентности учащихся. Для решения этой задачи объективно необходимо создание комплекса условий для максимально возможного развития способностей каждого ученика в сочетании с интенсивным накоплением социального опыта и формированием у него состояния внутреннего психологического покоя и уверенности в своих силах. Естественно, что все эти задачи могут быть решены только при условии сформированной мотивации учащихся к обучению, что является одной из наиважнейших задач начальной школы.
С другой стороны, одним из самых очевидных противоречий, сложившихся в современной школе, является несогласованность личных потребностей учащихся и потребностей общества, что выражается в недостаточной мотивации учащихся к обучению.
Таким образом, очевидно, что одним из путей достижения поставленных целей становится работа с родителями. В этом заключается актуальность моей методической работы в межаттестационный период, целью которой было - построение эффективной системы взаимодействия с родителями с целью формирования устойчивой мотивации учащихся к обучению.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
- исследование литературы и интернет - источников по данному вопросу, знакомство с опытом коллег;
- разработка системы взаимодействия с родителями, мониторинга её эффективности;
- внедрение в практику работы разработанной системы;
-анализ эффективности проведённой работы, корректировка выявленных недостатков.
То есть объект анализа – развитие устойчивой мотивации младших школьников к обучению.
Предмет анализа – эффективность системы работы с родителями в контексте формирования мотивации учащихся к обучению.
Целью же самого аналитического отчёта является – самоанализ и самооценка эффективности профессиональной деятельности в межаттестационный период.
Анализ и общая часть.
Анализ условий педагогической деятельности
Наблюдая за детьми, общаясь с ними, анализируя их поведение и поступки, все чаще мы задумываемся о том, почему наши дети так закомплексованы, неэмоциональны, невоспитанны, почему скудна их речь, почему они не хотят учиться? Как помочь им стать любознательнее, добрее, общительнее, самостоятельнее.
Свою работу начинаю со знакомства с учениками и их родителями. В. А. Сухомлинский писал, «чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью», поэтому знакомство начинается со встречи с семьёй ученика. Во время беседы с родителями учителю важно почувствовать культурный уровень семьи, выяснить интересы ребенка, его склонности, увлечения, наличие детского уголка, библиотечки, узнать о характере работы взрослых членов семьи, об их увлечениях. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребенка. Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка. Сделать родителей активными участниками педагогического процесса – одна из главных задач учителя начальной школы.
Строить систему работы начинаю с диагностики. Зная, что в первые школьные годы закладываются основы общей культуры, предлагаю обсудить следующие качества: доброта, вежливость, дружелюбие, общительность, эмоциональность, ответственность, желание учиться и развиваться. Оценивали данные показатели с трех сторон: учащиеся, родители, учитель по пятибалльной системе. Выявились следующие результаты: доброта, дружелюбие и ответственность были оценены выше остальных. А вежливость, общительность, эмоциональность и стремление к личностному росту имели немного заниженный уровень. При этом мотивация к обучению оценивается большинством родителей как сложившийся фактор, который вообще не требует внимания и дополнительной работы как в семье, так и в школе. Однако опыт показывает, что именно несформированная мотивация становится главным «камнем преткновения» в эффективности учебной деятельности.
На основе диагностирования разрабатывается программа работы с родителями, направленная на развитие мотивационной сферы.
В 2013 году я взяла первый класс и в конце первого полугодия провела диагностику школьной мотивации по Н.Г. Лускановой. Данная методика как способ оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов включает в себя схему анализа детских рисунков на школьную тему и краткую анкету, состоящую из десяти вопросов, отражающих отношение детей к школе и к процессу обучения. Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации предлагается система балльных оценок. При этом рисунки и ответы на вопросы оцениваются по единой 30-балльной шкале, что позволяет сравнить между собой полученные результаты. При помощи данного метода можно достаточно эффективно выявить среди большого контингента учащихся тех детей, которые характеризуются негативным отношением к школе.
Были получены следующие результаты:
Из 26 человек высокий уровень школьной мотивации(5) и готовности к учебной активности показали 6 человек; хорошую школьную мотивацию(4) – 6 человек; положительное отношение к школе(3), но больший интерес к внеучебной деятельности, к общению – 9 человек; низкую школьную мотивацию(2) – 3 человека, и негативное отношение к школе(2), дезадаптацию – 1 человек. Результаты представлены на диаграмме.
Диаграмма № 1
«Результаты входной диагностики школьной мотивации по Н.Г. Лускановой»
Из представленных результатов можно сделать вывод, что класс изначально неоднороден по уровню мотивации. Анализ причин показал, что основная проблема заключена в отношении к учёбе, к развитию личности в семье. В классе были семьи, где школа воспринималась как обязанность, которая не должна вызывать положительных эмоций, а просто исполняться. Таким образом, предстояла большая работа по формированию внутренней мотивации, желанию учиться, умению получать удовольствия от процесса приобретения новых знаний и умений. Большой акцент был сделан на внедрении ранее разработанной и апробированной на предыдущем выпуске системе работы с родителями.
Полученные результаты обучения так же можно объяснить следующими внешними условиями:
1. Работой всего коллектива педагогов учебного заведения над созданием условий для развития и самоопределения личности ученика, формированием у неё ценностных ориентаций и поведения, достойных человека и адекватных современной ситуации; развитием творческих способностей учащихся; познавательного интереса к разным наукам. В нашей школе культивируется ценность знаний, престижность познавательной активности. Учащиеся нашей школы неоднократно становились победителями различных конкурсов, предметных олимпиад разного уровня, научно-практических конференций, выставки детского технического творчества и т.д.
2. Широким применением современных образовательных технологий.
3. Благоприятным психологическим климатом на уроке. Уроку сейчас придаётся особое значение, т.к. процесс формирования личности учащегося происходит именно на уроке. Благоприятный психологический климат создаётся благодаря использованию индивидуального подхода к учащимся, учётом их психофизических особенностей, уважительным отношением к каждой личности, созданием условий для развития, развивающейся деятельности, когда ученик получает удовольствие не только от оценки, но и от процесса деятельности. Деятельность в таких условиях становится творческой, эмоционально приподнятой, импровизационной.
4. Учётом психофизических особенностей учащихся.
5. Гласностью системы контроля и учёта знаний, умений и навыков.
6. Регионализацией процесса обучения.
Юридической основой этой деятельности являются специальные статьи Закона РФ «Об образовании». Закон впервые закрепил право субъектов федерации определять и осуществлять политику в области образования; в ведение регионов делегирована разработка и реализация программ развития образования с учётом национальных и региональных, социально экономических, экологических, культурных, демографических и других особенностей (раздел 3, ст. 29). Принятие закона создало благоприятные предпосылки для того, чтобы сфера образования стала предметом самостоятельной творческой активности региона.
7. Постоянным повышением уровня квалификации педагогов, использований в работе важнейших содержательных новаций.
8. Участием в работе методических объединений школы и педагогических советов.
9. Наличием домашнего компьютера и умением работать с ним
10. Использование условий образовательного пространства учебного кабинета.
Анализ возможностей системы взаимодействия с родителями в контексте формирования устойчивой мотивации учащихся к обучению.
Изменения, происходящие сегодня в сфере образования, выдвигают на первый план проблему мотивации школьников как необходимое условие их развития.
В соответствии со Стандартом (ФГОС) на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ:
- умения учиться и способности к организации своей деятельности;
- умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
- планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку;
- взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе.
На эти умения, напрямую влияет позитивная мотивация, осуществляемая, как педагогами, так и родителями.
Термин «мотивация» от латинского «movere» - «двигать». Другими словами, мотивация – это то, что двигает человеком, заставляет его с упорством и настойчивостью выполнять то или иное задание и идти к поставленной цели. Мотивированный человек легко достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.
Не сложно заметить у ребенка такое явление: первый раз, сумев правильно разложить картинки, кубики или конструктор он был очень горд собой, а на четвертый - пятый раз, оставался, совершенно спокоен. Это и есть мотивация к обучению с научной точки зрения. Детская мотивация успешно развивается не только в семейной среде, но и в школьной.
Проблема мотивации является одной из фундаментальных проблем изучаемых как отечественными, так и зарубежными психологами и педагогами (Е. В. Руденский, Л. И. Божович, А. К. Маркова, А. Н. Леонтьев, Э. Даффи, А. Маслоу и др.). Многие исследователи проблемы мотивации человеческой деятельности сходятся в том, что мотивация представляет собой направленность школьника на отдельные стороны как учебной, так и внеурочной работы, связанную с внутренним отношением ученика с ней. Формирование положительной мотивации младшего школьника очень важно для эффективности и успешности деятельности.
К сожалению, современные семьи не всегда имеют возможность целенаправленно воздействовать на учебную мотивацию ребёнка, и основной причиной ошибок является недостаточный уровень педагогической культуры родителей. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер, нормы поведения, индивидуальные качества личности, закладываются исходные жизненные позиции. Поэтому крайне важно, чтобы основной составной частью работы образовательных учреждений, в частности, классных руководителей младших школьников, было продуманное, педагогически обоснованное взаимодействие с семьей каждого ребенка. Для этого, порой мотивация необходима не только для детей, но и для родителей. Совокупность работы преподавателя со школьниками и с родителями будет создавать мотивацию в учении. [4]
Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи ученика позволяет ближе понять стиль жизни семьи, её духовные ценности, воспитательные возможности, взаимоотношения ученика с родителями. При этом используется комплекс традиционных методов взаимодействия с родителями: родительские собрания, беседы, анкетирование, дни семейного отдыха, семейные огоньки, экскурсии по городу и области, посещение музеев, выставок.
Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить умения, желания учиться. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность устного процесса и определяет успешность учащихся в дальнейшем.
Современные исследователи различают две большие группы мотивов:
1) познавательные мотивы, связанные с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения;
2) социальные мотивы, связанные с различными социальными взаимодействиями школьника с другими людьми.
Эти группы мотивов описаны в психологической литературе. Так, М.В. Матюшкина утверждает, что все познавательные мотивы обеспечивают преодоление трудностей школьников в учебной работе, вызывают познавательную активность и инициативу, ложатся в основу стремления человека быть компетентным, желания быть «на уровне века», запросов времени и т. д.
Большее внимание хочется уделить второй группе мотивов — социальным мотивам:
Одной из разновидностей таких мотивов считают так называемую «мотивацию благополучия», проявляющуюся в стремлении получать только одобрение со стороны учителей, родителей и товарищей (про таких учеников говорят, что дни работают только на «положительном подкреплении»).
Этот мотив неблагоприятно влияет на развитие учебно-познавательных мотивов, поэтому часто заменяю отметку — оценкой. В этом могут помочь такие приемы, как поощрение, похвала, выставка лучших творческих работ в классе на родительских собраниях. Но одобрение и похвала нужны не только ученикам, но и самим родителям. Узнавая о результатах детей и получая похвалу от педагога, мотивация вовлеченности в образовательный процесс также увеличивается. Для этого необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями, и не только в виде психолого-педагогической помощи конкретным семьям, но и активного вовлечения родителей в жизнь класса, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов — заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия, образующие целостную эффективную систему.
Ведущая идея системы взаимодействия с родителями в контексте формирования устойчивой мотивации учащихся к обучению - установление партнерских отношений с семьей каждого ученика, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов.
Ведущая идея реализуется на основе и с учетом поставленных задач по организации совместной деятельности родителей и образовательного учреждения, направлений содержания деятельности, набора специальных методов и форм работы.
Среди основных задач организации совместной работы школы и родителей можно выделить следующие:
1) повышение психолого-педагогических знаний родителей (лекции, семинары, индивидуальные консультации, практикумы);
2) вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс (родительские собрания, совместные творческие дела, помощь в укреплении материально-технической базы);
3) участие родителей в управлении школой (совет школы, родительские комитеты).
Направления содержательной деятельности с родителями:
Изучение семей обучающихся:
· пополнение Банка педагогических данных о родителях учащихся (состав семьи, сфера занятости родителей, образовательный уровень, социальный статус);
· диагностика потребностей родителей в образовательных услугах школы по подготовке учащихся;
· диагностика интересов, способностей и возможностей родителей в оказании дополнительных образовательных услуг в школе;
· пропаганда успешного опыта семейного воспитания учащихся;
· психологическое тестирование родителей по уровню подготовки учащихся;
· индивидуальные собеседования, беседы с родителями на дому и на классных собраниях;
· родительские собрания; “Психологический комфорт в семье и школе — условие успешной познавательной деятельности”, “Педагоги и родители — одна семья”, “О душевном тепле, заботе, любви в общении, с детьми”, “Коммуникационные особенности в общении с детьми ”, “Как ликвидировать конфликт с ребенком?”.
Психолого-педагогическое просвещение родителей:
·родительский лекторий: “Воспитание в семье и школе: проблемы, поиски, решения”, “Основы духовно-нравственного воспитания в отечественной педагогической культуре”;
·встречи с медицинскими работниками: “Психолого-физиологические возрастные особенности младших школьников”. “Здоровый образ жизни: диагностика и профилактика детских заболеваний”;
·встречи Родительского комитета, Управляющего совета с администрацией школы, учителями: “Современные требования к учащимся по изучению отдельных предметов”, “Повышение качества образования — приоритетное направление модернизации сферы образования”;
·встреча с юристом, психологом. “Права и обязанности ребенка ”.
Массовые мероприятия с родителями, организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся:
· подготовка поощрительных призов, подарков учащимся по итогам значимых конкурсов, олимпиад, праздников общешкольного уровня;
· конкурс “Мама, папа, я — спортивная семья”, семейные альбомы;
· конференция “Круг семейного чтения”;
· совместный концерт родителей и учащихся по итогам учебного года;
· выставка “Семейное хобби, увлечения, занятия”, “Семейные традиции”;
· совместные выходы учащихся и родителей в кино, театр, цирк, экскурсионные и туристические поездки;
Проведение открытых мероприятий для родителей;
· конкурс отцов и сыновей “А ну-ка, парни!”;
· конкурс матерей и дочерей (хозяюшек) “А ну-ка, девушки!”;
· конференция по обмену опытом воспитания детей “Воспитание детей — забота, труд, радость”;
· организация благоустройства и озеленения школьного двора;
· ремонт и оформление классных кабинетов.
Повышение педагогической культуры родителей:
· знакомство с современными системами семейного воспитания с учетом отечественного и зарубежного опыта;
· изучение закономерностей развития ребенка;
· содействие в приобщении детей к культурным и духовным ценностям;
Наметившаяся тенденция к дифференциации семей по уровню их образования, социальному статусу, материальному достатку в условиях ОУ является опорой для развития образовательного процесса в школе, т.к. достаточно высокий уровень образования родителей (более 50% родителей с высшим образованием) позволяет активно привлекать их к развитию системы образования в школе.
Следовательно, задача педагогов – создать условия для участия родителей в разработке индивидуальных образовательных маршрутов развития их детей, т.о. родители становятся активными участниками образовательного процесса.
Методы работы с родителями:
· наблюдение;
· индивидуальные беседы;
· тестирование;
· анкетирование;
· диагностика;
· анализ детских рисунков и рассказов о семье;
· метод коллективно-творческой деятельности.
Формы работы с родителями
Университет педагогических знаний. Такая форма помогает вооружить родителей основами педагогической культуры, познакомить с актуальными вопросами воспитания детей.
Лекция. Эта форма, подробно раскрывающая сущность той или иной проблемы воспитания. Главное в лекции – анализ явлений, ситуаций.
Конференция предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей.
Практикум. Эта форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному расширению возникающих педагогических ситуаций, тренировка педагогического мышления у родителей.
Открытые уроки. Их цель – ознакомление родителей с новыми программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителя. Такие уроки позволяют избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями специфики учебной деятельности.
Индивидуальные тематические консультации - обмен информацией, дающей реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, его проблемах.
Индивидуальные консультации – одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей. Особенно она необходима, когда педагог набирает класс. Для того чтобы преодолеть беспокойство родителей, боязнь разговора о своем ребенке, необходимо проводить индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Готовясь к консультации, целесообразно определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Индивидуальная консультация должна иметь ознакомительный характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем. Учитель должен дать родителям возможность рассказать ему все то, с чем они хотели бы познакомить учителя в неофициальной обстановке, и выяснить важную информацию для своей профессиональной работы с ребенком:
– особенности здоровья ребенка;
– его увлечения, интересы;
– предпочтения в общении в семье;
– поведенческие реакции;
– особенности характера;
– мотивации учения;
– моральные ценности семьи.
Посещение семьи - индивидуальная работа педагога с родителями, знакомство с условиями жизни.
Родительское собрание - форма анализа, осмысления на основе данных педагогической науки опыта воспитания.
Существует много вариантов проведения родительских собраний. Их характер и направленность подсказывает сама жизнь, система организации работы в детском коллективе. Тематика и методика собрания должны учитывать возрастные особенности учащихся, уровень образованности и заинтересованности родителей, цели и задачи воспитания, стоящие перед школой.
Рекомендации по проведению родительских собраний:
1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей.
2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.
3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: анализ ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д.
4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.
Примерная тематика консультаций для родителей:
1. Ребенок не хочет учиться. Как ему помочь?
2. Плохая память ребенка. Как ее развить?
3. Единственный ребенок в семье. Пути преодоления трудностей в воспитании.
4. Наказания детей. Какими им быть?
5. Тревожность детей. К чему она может привести?
6. Застенчивый ребенок. Проблемы застенчивости и пути ее преодоления.
7. Грубость и непонимание в семье.
8. Талантливый ребенок в семье.
9. Друзья детей – друзья или враги?
10. Три поколения под одной крышей. Проблемы общения.
Родительские чтения – очень интересная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в ее обсуждении. Родительские чтения можно организовать следующим образом: на первом собрании в начале учебного года родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря и других специалистов подбираются книги, в которых можно получить ответ на поставленный вопрос. Родители читают рекомендованные книги, а затем используют полученные в них сведения в родительских чтениях. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя книгу, родители должны изложить собственное понимание вопроса и изменение подходов к его решению после прочтения книги.
Родительские вечера – форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2–3 раза в год без присутствия детей. Родительский вечер – это праздник общения с родителями друга своего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок. Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.
Примерные темы родительских вечеров:
1. Рождение ребенка и его развитие в дошкольный период.
2. Первые книжки ребенка.
3. Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?
4. Друзья моего ребенка.
5. Праздники нашей семьи.
6. «Можно» и «нельзя» в нашей семье.
7. День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?
8. Песни, которые пели и поют наши дети.
Формы вечеров позволяют не только высказывать свое мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, взять на вооружение в свой воспитательный арсенал что-то новое, интересное.
Родительский тренинг– это активная форма работы с родителями, которые хотят изменить свое отношение к поведению и взаимодействию с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным. В родительских тренингах должны участвовать оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастает, и результаты не заставляют себя ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12–15 человек. Родительские тренинги будут успешными, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно их посещать. Чтобы тренинг был результативен, он должен включить в себя 5–8 занятий. Родительский тренинг дает возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления.
С большим интересом родители выполняют такие тренинговые задания, как «детские гримасы», «любимая игрушка», «мой сказочный образ», «детские игры», «воспоминания детства», «фильм о моей семье».
Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Родительский ринг готовится в виде ответов на вопросы по педагогическим проблемам. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две семьи. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах выступают учащиеся класса, определяя, какая семья в ответах на вопрос была наиболее близка к правильной их трактовке.
И традиционные, и нетрадиционные методы, формы взаимодействия классного руководителя с родителями учеников ставят одну общую цель – сделать счастливой подрастающую личность, входящую в современную культурную жизнь.
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать вывод, что подобранные мною технологии развития мотивации во взаимодействии с родителями эффективны и целесообразны, что доказывают результаты участия учащихся класса в конкурсном олимпиадном движении, в учебной и внеурочной деятельности.
1.3.Анализ результатов педагогической деятельности.
В контексте анализируемой проблемы особо актуальным представляется мониторинг уровня мотивации к обучению. Поэтому в конце 2-го класса, в мае 2015 г., данная диагностика была повторена и показала следующие результаты в сравнении с предыдущими:
Диаграмма №2
«Результаты диагностики школьной мотивации по Н.Г. Лускановой»
Следует отметить очевидную положительную динамику в процессе формирования высокой и хорошей мотивации к обучению. Так, в классе не осталось детей с негативным отношением к школе, значительно возросло количество учащихся с высокой и хорошей школьной мотивацией, у значительной группы детей акценты с внеучебной деятельности переместились на деятельность познавательную. Такие изменения не могли не сказаться на результатах образовательной деятельности.
Таблица № 1
«Результаты освоения образовательной программы»
Учебный предмет Класс Учебный год
2014 -2015 (КО)
Русский язык 2А 85,7%
Математика 96,4%
Литература 100%
Окружающий мир 100%
Технология 100%
Таблица №2
«Результаты участия учащихся в конкурсах и олимпиадах в 2014-15 уч.г.»
№
п/пНазвание конкурса Организаторы конкурса Результат участия
1. Всероссийский конкурс- олимпиада «Познание и творчество» Общероссийская детская Общественная организация «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» 3 место
2. Всероссийский конкурс-олимпиада по русскому языку «Родное слово» Центр дополнительного образования . г. Екатеринбург 12 призёров
3. Эрудит-марафон учащихся Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург 15 призёров
4. Эрудит-марафон учащихся (конкурс специалистов) Центр развития молодёжи. Г. Екатеринбург 19 призёров
5. Фестиваль «Юные интеллектуалы Среднего Урала» Управление образования 2 призёра
6. Городская научно - практическая конференция Управление образования 1 призёр
Диаграмма №3
«Динамика результатов освоения учащимися образовательных программ»
Таблица №4
«Результаты областной диагностической работы (2013 г.)»
Повышенный расширенный уровень обученности27%
Повышенный оптимальный уровень обученности63%
Базовый уровень обученности10%
Высокий процент учащихся, принявших участие в различных конкурсах, олимпиадах и конференция ещё раз доказывает высокий уровень их мотивации. Следует отметить, что все эти внеучебные мероприятия проводились при активной поддержке и непосредственном участии родителей. Более того, инициаторами участия учащихся иногда были непосредственно сами родители. Рассматриваю этот факт как прямое следствие эффективности системы взаимодействия с родителями, описанной выше.
. Анализ проблем и противоречий, возникших в процессе педагогической деятельности.
В процессе педагогической деятельности в межаттестационный период были выявлены следующие проблемы и противоречия:
Все учащиеся имеют дома компьютер и активно пользуются им. Однако возможности интернета в основном используются для игр и общения в социальных сетях. Таким образом, дети не умеют получать информацию из сети, не могут удовлетворить свой познавательный интерес с помощью информационной электронной среды. Иногда такая же проблема возникает и у их родителей, то есть помощи с их стороны ожидать не приходится.
У большинства детей сформирована готовность получать знания в «готовом виде», а непосредственно познавательный интерес и инициатива в этом процессе зачастую просто отсутствуют. Часто попытка спровоцировать самостоятельный поиск информации или выхода из нестандартной ситуации обречена на неудачу, потому что как дети, так и их родители не умеют пользоваться возможностями интернета, не обладают навыками поиска информации или не умеют вычленять главное и важное из полученной информации.
В современных условиях образования учитель очень часто в ходе своей профессиональной деятельности использует информационно-коммуникационные технологии. Но их применение носит чисто технический характер. Притом, что возможности применения таких технологий гораздо шире, и с их помощью можно решить более глобальные задачи.
Таким образом, считаю логичным разрешить эти противоречия с помощью использования ИКТ как фактора развития познавательной активности младших школьников. Планирую работать над этой темой в следующий межаттестационный период.
Проектная часть
Программа педагогической деятельности в межаттестационный период.
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы, В связи с этим приоритетным становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
Необходимо смещение акцентов со знаниевого на компетентностный подход к образованию. Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), в том числе познавательных.
Современная жизнь требует от человека готовности к самостоятельному решению собственных проблем, способности быть творцом собственной жизни, активно взаимодействующим с непосредственным и широким социальным окружением, что и определяется как субъективность личности. Увеличивается число детей, имеющих низкий уровень готовности к учебной деятельности. Анкетирование и школьное тестирование показывают, что от 40% до 60% учащихся имеют отклонения в созревании и функционировании мозга, увеличилось число детей с проблемами социальной адаптации. Обязательность обучения порождает резко отрицательные последствия: ученик все время находится в положении не справившегося, что влечет за собой комплекс неполноценности по отношению к учению, исключает положительную мотивацию успеха, вызывает неприязнь к предмету и к школе, а фактически часто приводит к отказу от учения.
Научные исследования подтверждают, что мотивация определяет, побуждает учебную активность ребенка, что в целом детерминирует его учебное поведение, придает ему личностный смысл и значимость. Активизация познавательной деятельности - это совершенствование методов, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников во всех звеньях учебного процесса. В активизации познавательной деятельности скрыты резервы повышения "производительности" педагогического труда. Необходимость активизации познавательной деятельности диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию. Активизация познавательной деятельности: предполагает тесную связь усвоения знаний с применением их к решению задач, требующих от учащихся поиска нового, отбора данных, действий инициативы, настойчивости.
Поэтому в межаттестационный период считаю актуальной работу над темой «Активизация познавательного интереса младших школьников на уроках и во внеурочное время через использование ИКТ».
Цель моей деятельности - формирование устойчивого познавательного интереса младших школьников.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
изучить и обобщить опыт эффективного использования ИКТ как средства активизации познавательного интереса учащихся в своей педагогической деятельности;
овладеть приёмами разработки, творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения эффективности образовательного процесса и результата образования через применение ИКТ;
создать комфортные условия для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.
обобщить и проанализировать полученный результат, провести коррекцию действий
Этапы деятельности на межаттестационный период
Этапы работы Сроки Содержание деятельности Предполагаемыйрезультат
Проблемно-аналитический этап 2015-2016
уч. год Изучение научно-методической литературы.
Анализ содержания учебных тем с целью выявления материала, на базе которого будет разрабатываться модель проекта.
Оформление теоретического содержания проекта (углубление знаний по вопросам изучаемой темы).
Отбор учебного материала для системы заданий, уроков, внеклассных мероприятий в рамках проекта.
Организационно-
управленческий
этап 2016-2017
уч. год Разработка системы заданий, уроков, внеклассных мероприятий, элективных курсов, с использованием ИКТ
Оформление модели проекта в виде системы заданий, уроков, направленных на активизацию познавательной деятельности.
Этап
практической
реализации 2017-2019
уч. год Продолжение эксперимента по апробации системы уроков.
Выявление проблем и противоречий. Оформление результатов работы в виде методических разработок.
Итогово -обобщающий этап 2019-2020
уч. год Проведение сравнительного анализа начального и завершающего этапа внедрения реализации проекта.
Обобщение опыта работы. Проведение анализа используемых методических, технологических и дидактических средств обучения.
Представление результатов в виде мониторинга обученности и качества образования.
Заключение.
Подводя итоги работы за межаттестационный период 2010-2015 гг.,можно констатировать факт повышения качества образования учеников начальной школы МБОУ СОШ № 5 с углублённым изучением отдельных предметов имени Г.Н. Зайцева. На мой взгляд, это является следствием работы над формированием устойчивой высокой мотивации учащихся к обучению. В процессе этой работы был активно использован родительский потенциал в контексте выстроенной мной системы взаимодействия всех субъектов образования.
Анализ полученных результатов говорит о правильности выбранных мной методов и форм работы и об эффективности всей системы взаимодействия педагога с родителями с целью повышения педагогической культуры родителей, и, как следствие, качества образовательного процесса.
Цели работы считаю достигнутыми в полной мере, задачи выполненными.
Учитывая выявленные и проанализированные проблемы и противоречия, возникшие в межаттестационный период 2010-2015 гг., спроектирована педагогическая деятельность на следующий межаттестационный период с 2015г. по 2020 г.
Считаю свою работу качественной, творческой, востребованной и соответствующей требованиям, предъявляемым к высшей квалификационной категории.
Список использованной литературы.
1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Про-свещение, 1991. 222 с. 2. Гликман И. З. Основы мотивации учения // Инновации в образовании. 2007. № 3. С. 64—81.9
2. Григорьева М. В. Структура мотивов учения младших школьников и ее роль в процессе школьной адаптации // Начальная школа. 2009. № 1. С. 8—9.
3.Изучение мотивации поведения детей и подростков /Под ред. Л. И. Божович, Л. В. Благонадежной. М., 1972
Мотивация учения /Под ред. М. В. Матюхиной. Волгоград. 1976.
4. Педагогика: Большая современная энциклопедия / сост. Е. С. Рапацевич. Мн.: Соврем.слово, 2005. 720 с.
5. Психолого-педагогические аспекты воспитания и развития ребенка в системах дошкольного и начального образования : сб. науч. ст. по ма-териаламВсерос. заочной науч.-практич. конф. / под ред. Е. А. Лобановой, Е. В. Сухоруковой. — Саратов : Наука, 2010. — 168 с.
6. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М., 1969.
7. https://www.минобрнауки.рф/документы/922 [Электронный ресурс] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 кл.)