Внутришкольное обучение педагогических работников


Александрова Нина Вячеславовна,
заместитель директора по УВР
ГБОУ школы № 580 Приморского района Санкт-Петербурга
Обучение персонала внутри организации
(внутришкольное обучение педагогических работников)
Залогом профессионального успеха уже не могут служить
полученные один раз в жизни знания.
На первый план выходит способность людей
ориентироваться в огромном информационном
поле, умение самостоятельно находить решения
и их успешно реализовывать.
В.В.Путин
Учителем уже надо родиться? Или Учителем еще можно стать?
Возрастающие  требования  к  качеству образования и педагогическому
профессионализму обусловили приоритетную направленность процесса повышения квалификации педагогов. Качество образования во многом определяется профессиональной компетентностью педагогических кадров. В системе образования Российской Федерации в последнее десятилетие отмечаются существенные изменения, влияющие на характер педагогического труда. Современный педагог-профессионал – это человек, который своей деятельностью способен оказать заметное влияние на формирование жизненного самоопределения становящейся личности, умеющий увидеть и осмыслить проблемы выбора целей, путей их достижения и найти такие способы их решения, которые будут способствовать самоопределению и самовыражению его самого и его воспитанников. Это человек, мыслящий проектно, умеющий предвидеть результаты своей деятельности и своевременно эту деятельность корректировать.
Успешная реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», внедрение новых ФГОС НОО и ООО второго поколения, реализация комплекса мер по модернизации общего образования всецело зависят от подготовки  педагогических кадров, поэтому особую актуальность приобретает задача совершенствования кадрового потенциала.
Школе необходимы «новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые ко всему новому учителя – ключевая особенность школы будущего» (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа).
В современной России происходят большие изменения, требующие новых подходов к развитию и совершенствованию всей системы образования. Основываясь на гуманистических принципах, приоритетах общечеловеческих ценностей, свободного развития личности, школа и учитель решают задачи воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Возникает объективная потребность в новой школе, главной задачей которой должно стать воспитание современно образованных, нравственно предприимчивых выпускников, способных к сотрудничеству, отличающихся мобильностью, динамизмом, конструктивностью.
Необходимость успешного решения этих задач делает крайне актуальной проблему повышения уровня профессионализма педагогов, создание условий, при которых каждый педагог имел бы возможность переживания успеха, вызывающего веру в собственные силы и способности.
Одним из способов обеспечения таких условий является поиск новых путей и форм повышения педагогической квалификации, которые могли бы адекватно изменять и развивать школьную образовательную среду. В связи с этим требуется организация системы повышения квалификации учителей на школьном уровне, что будет способствовать вовлечению всех педагогов в активную педагогическую деятельность. Именно школа может и должна сегодня выступать основным учебно-методическим центром непрерывного инновационного профессионального образования учителей, где в процесс повышения квалификации без отрыва от производства может втягиваться практически весь коллектив.
В повышении квалификации педагогов выделяют обычно два основных направления:
развитие знаний, умений и навыков, необходимых для совершенствования профессиональной деятельности в процессе обучения на рабочем месте (внутрифирменное, внутрикорпоративное обучение);
внешнее обучение в различных учебных заведениях, реализующих
программы повышения квалификации и переподготовки кадров.
Система переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров является главным источником получения педагогами и управленцами новой информации, нового знания и новых умений. Как правило, функции повышения квалификации учителей и переподготовки кадров берут на себя учебные заведения постдипломного образования, информационно-методические центры, учебно-методические центры, другие учебные заведения , имеющие лицензии на право ведения данной деятельности и аккредитацию , позволяющую документально фиксировать прохождение курсов каждой категории обучающихся. Проблема состоит в том, что традиционная модель повышения квалификации задачу по подготовке практических специалистов педагогического мастерства решить не может, и поэтому еѐ необходимо менять. Наиболее слабым звеном в системе постдипломного образования является отсутствие возможности или эпизодичность воплощения теории в практической работе образовательных учреждений. Институты постдипломного образования, где во многом сосредоточены научно-методические кадры, не могут показать на практике эффективность предлагаемых инновационных разработок: выезды в образовательные учреждения осуществляются редко и разово, отсутствует система апробации методических разработок, методическая помощь носит консультативный характер. Участие педагогов в различных семинарах носит периодический характер и ориентировано опять-таки на получение новой информации или в лучшем случае на попытку самостоятельного обобщения своего педагогического опыта Тем самым возникает объективная необходимость появления такой структуры в постдипломном образовании, которая бы соединяла педагогическую науку и практику. Анализ исследований по проблеме показывает, что потребность в постдипломном образовании связана у педагогов, прежде всего, с желанием удовлетворить свои профессиональные и личностные запросы, получить помощь в решении актуальных для них проблем. Обучение для них выступает как самообразовательная деятельность, в которую они включаются по собственному решению и в которой они весьма избирательны.
Традиционная система повышения квалификации мало ориентирована на решение нестандартных педагогических ситуаций, на конечные результаты деятельности конкретного учителя. Она построена без достаточного учета специфики отдельной школы, интересов и потребностей каждого учителя. При инновационном подходе в системе образования педагог не может ограничиваться усвоением определенной суммы знаний, необходимо овладевать умениями и навыками их использования в нетипичных ситуациях, которые возникают ежедневно в педагогической деятельности.
Необходимо решать проблему «приближения» постдипломного образования к личности, предлагать альтернативные пути, возможности и условия для саморазвития педагога. Эффективность непрерывного образования обеспечивается созданием развивающей профессиональной среды, которая характеризуется личностно ориентированным подходом, качественным образованием, правом выбора собственной образовательной траектории и , наконец, многообразием альтернативных технологий, способствующих педагогическому творчеству.
Проблема становления учителя - профессионала, повышение личностно-профессиональной компетентности учители, карьерного роста учителя является ключевой в достижении главной цели школьного образования - повышение качества и конкурентоспособности образования каждого гражданина. Достижение нового качества образования в процессе модернизации в значительной степени зависит от обеспечения системы образования высококвалифицированными кадрами. Решение проблем развития образования и качественных его перемен связывается с изменениями и в педагогической деятельности, и в системе повышения квалификации. Oбеспечение непрерывного oбразoвания школьных работников достигается через эффективно действующую систему обучения персонала организации – внутришкoльную систему обучения педагогических кадров.