Программа курса внеурочной деятельности «Город мастеров»
Утверждено
Директор
МКОУ «Александровская СОШ»
«___»______________2012
____________/Гебель И.А./
Программа
курса внеурочной деятельности
«Город мастеров»
Автор: Беценко И.В.
Пояснительная записка
«Чем больше мастерства в детской руке,
тем умнее ребенок ...»
В. А. Сухомлинский
Все, что окружает человека, за исключением творений самой природы, создано на протяжении тысячелетий руками человека. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей вечности, главными экспонатами которого является вдохновение, работа, мастерство.
Творчество – это одно из значимых качеств человека. Творческое вдохновение – человеческая потребность, в которой личность находит счастье. Переживая духовное удовлетворение от того, что он творит, человек по - настоящему ощущает, что он живет.
Вышивка - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного творчества. Это не только женское рукоделие, но и в большей степени духовное занятие, требующее умения видеть и понимать красоту.
Изучение вышивки, как части духовного и материального наследия, способствует воспитанию уважения к истории и традициям, развитию чувства красоты и гармонии, способности воспринимать мир художественных образов.
Вышивание способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук.
Данная программа ориентирована на реализацию общекультурного и духовно-нравственного направлений в воспитании и развитии детей. Программа предназначена для учащихся второго класса и рассчитана на 34 часа (по 1 часу в неделю).
Цель программы - развитие творческих способностей учащихся посредством изготовления изделий практического характера своими руками и создание условий для творческой самореализации личности ребёнка.
Задачи:
познакомить обучающихся с одним из видом декоративно - прикладного творчества – вышивкой;
научить детей приёмам работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями;
формировать у детей художественный вкус, воспитывать интерес к культуре, истории, традициям и обычаям народа;
развивать трудолюбие, целеустремлённость, усидчивость и аккуратность;
развивать фантазию и воображение;
стимулировать детей к дальнейшему самообразованию и самосовершенствованию;
воспитывать у детей чувство толерантности, научить общаться в коллективе;
формировать умение анализировать свои работы, работы других воспитанников.
2
Планируемые результаты реализации программы
Учащиеся, успешно освоившие программу,
Узнают:
историю и традиции вышивки;
о видах ручной вышивки;
начальные сведения о свойствах ниток, об их разнообразии и цветовой гамме;
способы нанесения рисунка на ткань;
способы закрепления нитей;
название изученных материалов и инструментов, их назначение;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
правила планирования и организации труда;
применение свободных швов;
способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных программой.
Получат опыт:
правильно подбирать и подготавливать пяльцы для работы;
вышивания на пяльцах и без них;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
правильно использовать инструменты в работе;
строго соблюдать правила безопасности труда, гигиены и санитарии;
начинать и заканчивать работу без узелков;
самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
экономно и рационально расходовать материалы;
оформлять вышивку в рамку, выполнять работу качественно;
в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива.
Смогут:
изготавливать сувенирные изделия.
Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов УУД.
В сфере личностных УУД:
осознание своих творческих возможностей;
3
проявление познавательных мотивов;
развитие чувства прекрасного и эстетического чувства на основе знакомства с мировой и художественной культурой;
готовность и способность к саморазвитию.
В сфере регулятивных УУД:
выбирать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
принимать и сохранять учебную задачу;
концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать словесную оценку учителя;
различать способ и результат действия;
оценивать правильность выполнения действия по результату;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
В сфере познавательных УУД:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
осуществлять рефлексию способов и условий действий;
строить речевое высказывание в устной форме;
осуществлять поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
В сфере коммуникативных УУД:
формулировать собственное мнение и позицию;
задавать вопросы;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
договариваться и приходить к общему решению в совместной трудовой, творческой деятельности;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
4
Учебно-тематическое планирование
Дата № занятия Тема занятия Количество часов
Теория Прак-тикаОбщее
1 История вышивки. Материалы, инструменты, приспособления. ТБ. 1 - 1
2 Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань. Увеличение и уменьшение рисунка. - 1 1
3 Изучение простого шва «вперёд иголку» 0,5 0,5 1
4,5,6 Выполнение изделия «Подарок для мамы» (ко Дню Матери) - 3 3
7 Изучение шва «шнурок» 0,5 0,5 1
8,9 Окончательное оформление вышивки «Подарок для мамы» - 2 2
10 Изучение технологии выполнения стебельчатого шва 0,5 0,5 1
11,12,13 Изготовление и отделка платочка с личной монограммой - 3 3
14 Изучение технологии выполнения простого шва «за иголку» 0,5 0,5 1
15,16,17 Выполнение картины «Новогодняя ёлка» - 3 3
18 Изучение шва «козлик» 0,5 0,5 1
19,20 Применение шва «козлик» для украшения края картины «Новогодняя ёлка» - 2 2
21 Изучение технологии выполнения тамбурного шва 0,5 0,5 1
22,23,24 Изготовление салфетки - 3 3
25 Изучение выполнения разновидности тамбурного шва «петля вприкреп» 0,5 0,5 1
26,27,28 Выполнение картины «Цветочная корзина» - 3 3
29 Выбор темы для индивидуальной творческой работы 0,5 0,5 1
30,31,32 Выполнение вышивки на свободную тему - 3 1
33 Отчётная выставка работ учащихся - 1 1
34 Резерв учебного времени - 1 1
ИТОГО: 5 29 34
5
Содержание деятельности
Вводное занятие. История вышивки. Типы вышивки. Показ образцов изделий. Материалы для вышивания: ткань, мулине, иглы, пяльцы. Требования по технике безопасности при работе с инструментами. Задачи и план работы кружка. Правила поведения. Оборудование рабочего места. Правила техники безопасности.
Технологическая последовательность вышивания: подготовка ткани к работе, разметка размера рисунка, перевод рисунка на ткань с помощью копирования (копировальной бумаги), увеличение и уменьшение рисунка, заправка изделия в пяльцы, заправка нитки в иглу, закрепление рабочей нитки на ткани, уход за изделиями с вышивкой.
Технология выполнения простейших ручных швов:
шов «вперёд иголку»,
шов «шнурок»,
стебельчатый шов,
шов «за иголку»,
шов «козлик»,
тамбурный шов,
шов «петля вприкреп».
Примерный перечень практических работ:
Подготовка ткани к работе
Перевод рисунка на ткань
Увеличение рисунка
Выполнение изделия «Подарок для мамы» швом «вперёд иголку»
Вышивание монограммы стебельчатым швом
Выполнение картины «Новогодняя ёлка» швом «за иголку»
Отделка тамбурным швом салфетки
Выполнение картины «Цветочная корзина»
Выполнение вышивки на свободную тему
Окончательная отделка изделия, правила стирки и ВТО вышитых изделий.
6