Интегрированный урок по литературе и обществознанию в 7 классе. Подготовка к сочинению на тему : «Формирование характера Николеньки Иртеньева» (по повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество»)е на тему
Интегрированный урок по литературе и обществознанию.
Подготовка к сочинению на тему : «Формирование характера Николеньки Иртеньева» (по повестям Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество»)
Никто с такой наглядностью и проникновенностью не изобразил сложного процесса формирования духовного мира у ребенка, как это сделал Толстой,— в этом бессмертие и художественное величие его повести.
Б.Бурсов
Цель : подготовить учащихся к написанию сочинения по предложенной теме.
Задачи:
1. Развить навык составления плана, подбора необходимого вступления и заключения, развитие речи учащихся.
2. Научить характеризовать героев изучаемого произведения на основании их поступков и поведения.
3.Формирование и развитие навыков анализа литературного произведения.
4. Усилить связь теории с практикой
5.Формировать личностный подход к проблеме.
6. Выработать умение самостоятельно применять знания при написании сочинения.
План урока:
Организационный момент. Постановка цели и задач.
Проверка домашнего задания .Работа с материалом по обществознанию и литературе.
Обобщение полученных знаний.
Составление плана к сочинению.
Домашнее задание.
Ход урока
Организационный момент.
Ребята, мы с вами в течение трех уроков знакомились с главами трилогии Л. Н. Толстого. Авторы учебника вас познакомили лишь с отдельными главами повестей «Детство» и «Отрочество», но даже из нескольких глав мы смогли узнать много интересного из жизни главного героя- Николеньки Иртеньева, и теперь вы должны быть готовы к тому, чтобы рассказать мне о том, как же формировался характер главного героя, что хотел сказать автор, создавая почти автобиографическое произведение.
Проверка домашнего задания.
«Диалектика души» - так называлось домашнее задание. Отталкиваясь от определения этого понятия, вы должны были на конкретном эпизоде проследить, как ведет себя главный герой в той или иной ситуации, с каких сторон раскрывается, какая конкретная возрастная особенность проявляется в герое. (*Особенности подросткового возраста разбираются и записываются на уроке обществознания заранее). Во время ответов учеников другие не просто слушают, но и пытаются дополнять всю таблицу в тетради, если где-то не справились.
Диалектика души — изображение в литературе человеческого характера как проявления внутренних психологических противоречий между желаемым и возможным, материальными потребностями и духовными принципами, причем сами противоречия оказываются основой роста, развития характера. Школьный словарь литературных терминов и понятий. — М. : Дрофа, 1995.
Пример заполнения таблицы( она заполняется по мере прочтения глав, поэтому задание формулируется на первом уроке в системе уроков по повестям «Детство», «Отрочество»)
Название главы Поведение Николеньки Цитаты Возрастные особенности
«Детство»
Гл.1 «Учитель Карл Иванович»
Сердится и обижается на Карла Ивановича из-за того, что тот случайно разбудил мальчика. 1«Мне было досадно и на самого себя, и на Карла Иваныча, хотелось смеяться и хотелось плакать: нервы были расстроены.»2«Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне делать неприятности» 1 Чрезмерная эмоциональность, ранимость.
2 Эгоцентризм.
Гл.13 «Наталья Савишна»
Обижается на Н.С. за справедливый, но резкий и грубый упрек.
Не держит долго обиды, переживает случившееся 1 «Как! — говорил я сам себе, прохаживаясь по зале и захлебываясь от слез. — Наталья Савишна, просто Наталья говорит мне ты и еще бьет меня по лицу мокрой скатертью, как дворового мальчишку. Нет, это ужасно!»
2 «…я, отвернувшись, принял подарок, и слезы потекли еще обильнее, но уже не от злости, а от любви и стыда.» 1 Завышенная самооценка
2 Эмоциональная лабильность (резкая смена эмоций и чувств на противоположные)
Чрезмерная эмоциональность, ранимость.
Гл.19 «Ивины»
Идеализировал Сережу Ивина, пытается ему подражать.
Подражает Ивиным, забывая о собственных (противоположных!) чертах характера, не желая показаться слабым… 1 «Его оригинальная красота поразила меня с первого взгляда. Я почувствовал к нему непреодолимое влечение. Видеть его было достаточно для моего счастия; и одно время все силы души моей были сосредоточены в этом желании…»
2 «Я решительно не могу объяснить себе жестокости своего поступка. Как я не подошел к нему, не защитил и не утешил его? Куда девалось чувство сострадания, заставлявшее меня, бывало, плакать навзрыд при виде выброшенного из гнезда галчонка или щенка, которого несут, чтобы кинуть за забор, или курицы, которую несет поваренок для супа?
Неужели это прекрасное чувство было заглушено во мне любовью к Сереже и желанием казаться перед ним таким же молодцом, как и он сам? Незавидные же были эти любовь и желание казаться молодцом!»
1 Психологическая зависимость
1) подростковая жестокость
2) подражание как одна из форм конформизма
«Отрочество» Гл.3 «Новый взгляд»
После разговора с Катенькой понимает, что «…существует другая жизнь людей…» «Случалось ли вам, читатель, в известную пору жизни, вдруг замечать, что ваш взгляд на вещи совершенно изменяется, как будто все предметы, которые вы видели до тех пор, вдруг повернулись к вам другой, неизвестной еще стороной? Такого рода моральная перемена произошла во мне в первый раз во время нашего путешествия, с которого я и считаю начало моего отрочества.» Изменяется или формируется мировоззрение.
Открытие своего внутреннего мира.
Гл.5 «Старший брат»
Переживает из-за того, что младше своего брата, испытывает «моральные страдания». После ссоры Володя первым идет на примирение, Николенька плачет, но получает облегчение. 1 «Я невольно увлекался его страстями; но был слишком горд, чтобы идти по его следам, и слишком молод и несамостоятелен, чтобы избрать новую дорогу.»2 «Проходя мимо Володи, несмотря на то, что мне хотелось подойти и помириться с ним, я надулся и старался сделать сердитое лицо.»
3 «Как будто, поднимаясь все выше и выше, что-то вдруг стало давить меня в груди и захватывать дыхание; но это продолжалось только одну секунду: на глазах показались слезы, и мне стало легче.» КонформизмРеактивное образование (сложный термин, в учебнике нет. Это когда человек вместо реальных чувств демонстрирует прямо противоположные)Чрезмерная эмоциональность
3.Обобщение полученных знаний.
Л.Н. Толстой , в отличие от нас, не использует психологические термины, но мы , владея знаниями по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, можем лучше понять главного героя, зная его возрастные особенности. Мы понимаем, почему он так или иначе поступает, сравниваем с собой, оцениваем его поступки, а значит, делаем и для себя определенные выводы, извлекаем уроки!
Необходимо сделать вывод!
Каждая ситуация, каждый прожитый день-это новые эмоции, новые переживания, новые жизненные уроки !
Вам необходимо ответить на вопрос : что такое уроки?
- учебные часы в расписании
- опыт общения с учителем
- выводы, жизненные наблюдения
- духовный рост человека
- итоги событий, раздумий, переживаний, поступков.
Учитель . В народе говорят : «Жизнь учит». А какие уроки получил главный герой, чему научили его близкие люди?
быть добрым;
видеть в каждом человеке хорошее;
защищать слабых и униженных;
уметь сострадать людям;
В учебнике «Обществознание» есть такое высказывание : «Переходный возраст – испытание, данное каждому человеку». Объясните это высказывание, приведя примеры из повестей Л.Н. Толстого.
(Через 1-2 минуты послушать2-3 человек)
- Что больше интересует Толстого – поступок или его нравственный смысл?
Учитель: Особенностью героя является то, что он беспощаден к самому себе.
??? «Всегда ли вы критически оцениваете свои поступки? Бываете ли беспощадны к себе?»
Учитель: В повести, кроме Николеньки, есть еще дети. Что же отличает его от брата и сестры, друзей – сверстников?
(Стремление к самоанализу, строгому суду своих мыслей, побуждений и поступков).
Вывод: Для Толстого важны не те события, которые происходят вне человека, а те, какие изменения под их влиянием совершаются внутри, в душе человека, то, что составляет его внутреннюю жизнь.
В письме к брату Толстой писал: «Хочу узнать не только то, как ты живешь, но что занимает твои мысли».
Стремление понять себя и людей – характерная черта героя, диалектика души. Это – путь к познанию себя, людей, человечества.
Подумайте, может ли человек прожить жизнь, не совершая дурных поступков?
(Вряд ли, но главное даже не в том, чтобы не совершать их , а в том, чтобы извлекать из них уроки, перестрадав, стать чище, лучше душой).
Составление плана к сочинению. (Учитель записывает на доске по мере формулировки пунктов)
Вы уже знаете, что вам предстоит писать сочинение. Это будет домашнее сочинение, но план мы составим вместе сейчас, подводя итоги всему сказанному.
Говоря о формировании характера главного героя, нельзя не сказать об авторском замысле, поэтому начать сочинение можно с представления трилогии, её идеи.
I Л.Н. Толстой-автор трилогии о становлении характера человека.
Основная часть сочинения- это рассуждение о том, что именно формирует характер : окружение человека, ситуации, переживания и прочее, поэтому главную часть работы мы назовем почти так же, как тему.
II Формирование характера и взглядов Николеньки Иртеньева.Основную часть мы разделим на подпункты.
Окружение главного героя.
Поступки, за которые стыдно.
Нравственный рост Николеньки.
Заключительная часть сочинения - самый сложный этап, т.к. надо коротко и четко сформулировать вывод по теме. Вывод показывает, насколько вы поняли саму тему, правильно ли её раскрыли в основной части сочинения.
Во вступлении мы представили трилогию, а в выводе мы должны подтвердить эту мысль.
И если мы говорили о жизненных уроках, которые получает гл.герой, то можно заключительную часть назвать так :
III Трилогия Л.Н. Толстого – своеобразный учебник по воспитанию души.(Моё прочтение повестей).
В помощь ученику : (можно раздать заранее напечатанные карточки-подсказки)
-исследователь человеческой души
- самовоспитание и самосовершенствование
-чувство стыда и раскаяния
-остро переживает
-это характеризует его как …
-прочитав повесть,…
-эта повесть заставила задуматься…
5. Домашнее задание.
Написать сочинение по данному плану.