Урок биологии на тему Приспособленность организмов

СабаK - Урок: Биология 9 класс
ТаKырып - Тема: Приспособленность организмов.
МаKсат - Цель: Формирование знаний о приспособленности организмов к среде обитания
ОKыту мен т‰рбиелеудіS міндеттері - Учебно-воспитательные задачи: Познакомить с видами приспособлений у растений и животных, раскрыть относительный характер приспособлений, подвести к выводам о естественных причинах формирования приспособлений, с использованием учения о движущих силах эволюции, формировать познавательный интерес к предмету.

САБАJ БАРЫСЫ – ХОД УРОКА

Целеполагание
Знать: Какие существу жизненные формы растений.
Понимать: Как организмы приспосабливаются к различным условиям среды.
Уметь: Работать в группах, находить информацию в учебной литературе.
Опрос учащихся
1. Что исследует наука экология?
2. Какие существуют экологические факторы?
3. Как организмы реагируют на воздействие экологических факторов?
Новая тема.
В настоящее время на земном шаре существуют четыре основных среды обитания. Это вода, наземно-воздушная среда, почва и сам организм.
В зависимости от среды обитания организмы бывают:
Гидробионты – обитатели воды.
Аэробионты – обитатели наземно-воздушной среды.
Геобионты – обитатели почвы.
Эндобионты – организмы, живущие внутри других организмов.
Поверхность воды составляет 71% поверхности всего земного шара. В воде обитают более 150 тыс. видов животных и 10 тыс. видов растений. Для плавания или медленного движения у гидробионтов (любой организм, живущий в водной среде) появились такие изменения, которых нет у животных на суше. Отмечаются анатомо-морфологические и физиологические свойства, различное поведение и другие виды приспособленности. Например, у организмов, живущих в толще воды, плавники хорошо развиты, приспособлены к быстрому плаванию.
Животные и растения приспосабливаются и к жизни в наземно-воздушной среде. У живых организмов совершенствуются дыхательные органы (легкие, трахея), скелет, способы самосохранения при опасности (смена места, рытье нор). Появились новые виды животных и птиц, приспособленных к полету.
Существует пять типов жизненных форм растений.
Фанерофиты растения, у которых почки и концевые побеги, предназначенные для переживания неблагоприятного периода, расположены высоко над землей. Например, деревья, кустарники и т. д.
Хамефиты растения, у которых предназначенные для перенесения неблагоприятного периода почки и концевые побеги развиваются на побегах, лежащих на поверхности земли или расположенных настолько близко к ней, что зимой снег закрывает их. Например, фригана, некоторые виды мха и т. д.
Гемикриптофиты растения, побеги которых в начале неблагоприятного периода отмирают до уровня почвы, поэтому остаются живыми только нижние части растений, защищенные землей и отмершими листьями. Например, одуванчик, тюльпаны.
Криптофиты почки или окончания побегов в неблагоприятный период расположены под поверхностью почвы (геофиты) или на дне водоема (гидрофиты).
Терофиты растения, переживающие неблагоприятный сезон исключительно в виде семян. Например, однолетние травы: васильки и т. д.
С появлением почвы поверхность Земли покрылась зеленым ковром растительного мира. В результате взаимодействия растений, животных и неживой природы улучшается процесс формирования структуры почвы, ее физический, химический и механический составы. Так, в верхнем слое почвы накапливаются необходимые для жизнедеятельности растений химические элементы, такие как азот, калий, фосфор и др. А почвенная влага, насыщенная кислородом, с растворенными в ней солями и минеральными веществами образует щелочную или кислую среду.
Это интересно:
Прекрасно летающий стриж имеет очень длинные и узкие крылья. Однако такая специализация крыла привела к тому, что стриж не может взлетать с ровных поверхностей и если ему не с чего спрыгнуть - погибает.
Дятел хорошо приспособлен к передвижению по деревьям, но по почве передвигается с затруднениями.
Белая окраска зайца делает его незаметным на снегу, но хорошо заметным на темном фоне деревьев.
Ночные бабочки собирают нектар в основном со светлых цветков, хорошо заметных ночью. Инстинктивно они летят на огонь, хотя и гибнут при этом.
Бабочка берёзовой пяденицы не заметна на фоне светлых стволов берёз, но в промышленных районах, где происходит потемнение стволов деревьев птицы интенсивно склёвывают светлоокрашенных бабочек.
Обобщение знаний. Работа в микрогруппах.
Заполните таблицу (приведите примеры по средам обитания).

Водная среда обитания
Наземно-воздушная среда
Почвенная среда обитания
Организм как среда обитания

1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.
1.
2.
3.
4.


Решите экологические задачи:
1. На лугу паслись две лошади. Они были похожи, как две капли воды, только у одной хвост был в два раза длиннее, чем у первой. В остальном и по силе, и по росту, и по аппетиту были совсем одинаковы. Как вы думаете, какая из лошадей съела больше травы? (Съела больше та лошадь, у которой хвост больше. Ей легче отмахиваться от мух и оводов, которые постоянно надоедают и отвлекают лошадей).
2. Рыба иглобрюх обитает на небольших глубинах Индийского океана. Тело ее усеяно многочисленными шипами - видоизмененной чешуей. Обычно иглы прижаты к телу, чтобы не мешать передвижению. Но в момент опасности рыба расставляет шипы в разные стороны. Как? Ведь мышцы иглобрюха для этого не приспособлены. (При возникновении опасности иглобрюх устремляется к поверхности воды и, заглатывая воздух в кишечник, превращается в раздутый шар. Шипы при этом приподнимаются и торчат в разные стороны)
3. Известно, что совы летают бесшумно. У большинства же птиц при полете слышен звук крыльев. Например, у ворона при полете слышен скрип перьев, полеты уток сопровождаются свистом... А как удается сове летать бесшумно?  (Передний край крыльев совы снабжен маленькими зубчиками. Зубцы разбивают большие воздушные струи на множество мелких, что приводит к изменению частоты звуковых колебаний и изменению их амплитуды)
4. Пятнистая шкура оленя - защитное приспособление, позволяющее маскироваться в случае опасности. Но эта же шкура мешает малышу-олененку следовать за мамой, особенно в случае опасности - стоит только отвернуться на минуту - и маму не найдешь. Как олененку не отстать от мамы?  (У оленя возле хвоста на шкуре белый кружок, наподобие салфетки. Если он испугается и бросится бежать, эта "салфетка" становится шире, заметнее. Это ориентир для олененка. Кроме того - это своеобразный сигнал опасности для других особей. )
Итог урока.
Рефлексия
На уроке я работал
Активно / пассивно

Свое работой на уроке я
Доволен / не доволен

Урок для меня показался
Коротким / длинным

За урок я
не устал / устал

Мое настроение
стало лучше / стало хуже

Материал урока мне был
понятен / не понятен
полезен / бесполезен

Домашнее задание мне кажется
легким / трудным
интересным / неинтересным

^йге тапсырма беру - Домашнее задание: Пр. 59 (с 261-266)

15