Рефлексивный отчет по анализу сбору данных

Рефлексивный отчет по анализу сбору данных.

Все предыдущие году изучение состояния учебного процесса проводилось нами по результатам внутришкольного контроля, анализа качества знаний по четвертям и полугодиям, а его итоги обсуждались на заключительном педагогическом совете. При этом главной проблемой, которую мы пытались решить, была проблема повышения качества обучения: как изменить, что изменить. Сейчас, занимаясь на курсах, я поняла: начинать надо не с как, а с почему, и говорить не только о качестве обучения, но и о качестве преподавания.
Сбор информации, который мы проводили по предкурсовым заданиям позволил увидеть объективную картину состояния обучения и преподавания в школе.
В анкетировании приняли участие учителей (95%),учащихся (85%) и родителей (75%).
Анкетирование учителей показало, что обучение и прохождение специализированных курсов осуществляется не только внутри школы, но и вне ее (город, республика). На данный момент 15% педагогов школы прошли курсы ЦПМ. Все педагоги школы периодически проходят курсы на базе ОИНО, но несмотря на это 15% педагогов гимназии не владеют основами компьютерной грамотности и, следовательно, не применяют ИКТ в своей педагогической деятельности. Не работают с электронными ресурсами интернета 47% учителей. Проводят самоанализ уроков и корректируют свои календарно-тематические и поурочные планы 50% учителей, проводят самоанализ без корректировки еще 37%. Удовлетворены работой своего методического объединения 75% педагогов, 25% считают, что необходимо перестроить работу и изменить ее стиль. Методические и методологические семинары в том виде, в каком мы привыкли их проводить, не дают ощутимого эффекта. Теория остается теорией без практического применения, обмен опытом и обобщение передового педагогического опыта по школе стали рутинной деятельностью, для галочки.
Все это дает основания полагать, что в школе не в должной мере осуществляется командная стратегия, профессиональное развитие зачастую исчерпывается только участием в семинарах. Правда, нужно отметить, что педагоги считают, что для улучшения работы школы необходимо использование ИКТ (20%), обмен опытом с учителями других школ (35%), еженедельное проведение тренингов, коучингов и семинаров различного характера (50%) – то есть нужно заняться профессиональным развитием.
Мы видим решение данной проблемы в организации эффективного сотрудничества педагогов как внутри школы, так и за ее пределами. Речь идет о создании педагогического сообщества.
Анкетирование учащихся школы-гимназии №1 показало, что им важны в первую очередь профессиональные качества учителей: умение преподнести предмет и заинтересовать им учеников, умение направлять учащихся на дальнейшую совместную работу. Проявление личных качеств имеют менее важное значение, но и они оказывают влияние на отношение учеников к педагогу. По мнению учеников школы, главными факторами, влияющими на улучшение хода урока, являются доступность ресурсов, интересное содержание урока, ясно поставленные цели и перспективы, взаимоподдержка учащихся, подходящий темп урока, побуждение к самостоятельной работе, актуальность работы в современном мире, конкурентоспособность, стиль преподавания (55%). Учащиеся считают, что также необходимы разнообразие подходов к преподаванию предмета, совместная работа учеников. Такие качества, как строгость, справедливое отношение ко всем детям, умелое использование поощрений и наказаний, а также не осуждение тоже играют немаловажную роль при построении и ведении урока как формы обучения. (57%).
Учащиеся среднего звена в своих ответах особо выделили групповую форму работы, так как за ее результативность несут ответственность все. (75%).
Вместе с тем только 22% опрошенных учащихся подтвердили постоянное взаимодействие на уроке учителя и класса, 16% считают, что учителя понимают чувства ребенка, 35% - что учитель оказывает поддержку и вдохновляет.
Особо необходимо отметить, что 55% учащихся параллели 7-х классов уверены, что учитель не заинтересован в них как в личности. Анализ анкет семиклассников позволил мне понять: это те самые где, когда и почему. Именнно в седьмом классе понижается мотивация к обучению – и не во всех случаях это можно объяснить переходным возрастом. Если учащиеся отмечают в анкетах, что с учителем невозможно вступить в свободный диалог на уроке (52%), то это о многом говорит.
Таким образом, в ходе опроса выявлено, что школа недостаточно хорошо удовлетворяет индивидуальные потребности каждого учащегося, учитывает его возрастные особенности, не в должной мере помогает раскрыть способности учеников.
Можно сделать вывод, что проблемная зона – это организация урока прежде всего в 7-х классах, и следовательно, необходимо именно там коренным образом изменить методы и приемы обучения и преподавания.

Анкетирование родителей показало, что большинство из них считают социально-психологический климат в школе благоприятным, вместе с тем лишь 45% респондетов отметили, что дети чувствуют себя комфортно. 30% родителей, участвовавших в анкетировании, согласны с тем, что школа удовлетворяет индивидуальные потребности их детей. Только 25% отметили, что школа соответствующим образом отвечает на их вопросы и проблемы, 40% считают, что школа не предоставляет им всю необходимую информацию, 37% уверены, что их ребенок получает не соответствующее его потребностям и способностям домашнее задание
При этом 52% опрошенных принимают постоянное участие в жизни класса и школы, 22% делают это эпизодически, что говорит о пассивности родителей.
Несмотря на это, удовлетворенность работой школы оказался достаточно высокий. По мнению 82% родителей качество получаемого образования и воспитания в школе соответствует представлениям и потребностям как родителей, так и их детей. Уровень преподавания в школе устраивает 90% родителей, состояние материально-технической базы – 80%, отношения родителей с педагогами и администрацией – 89%.
Вместе с тем необходимо отметить, что 9% опрошенных родителей не удовлетворены организацией школьного быта и состоянием помещений, а 11% просто затруднились в ответах. 52% родителей считают необходимым проведение родительских собраний в форме свободного обмена мнениями, а также испытывают необходимость в проведении не только классных, но и групповых занятий родительского университета и групповых занятий со школьным психологом. 18% родителей готовы проводить профориентационную работу в классе и школе, 13% готовы проводить занятия кружков по определенным профессиям.
Из этого следует, что надо перестраивать работу с родителями и в плане их информированности о процессе обучения и преподавания в школе, и в плане их участия в ее жизни. В связи с этим необходимо привлечение родительского коллектива в классную, внеклассную, внешкольную и т.п. деятельность, нужно учитывать их пожелания при планировании работы школы как равных участников учебно-образовательного процесса.
Вывод: Необходимо наладить тесную связь «школа – родитель», так как родители считают крайне важным усиление индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения.
Итоги анкетирования педагогов и учеников на тему «Школа будущего» (Какие изменения и для чего школе необходимы) показали, что 40% учащихся на первое место ставят качество обучения (для сравнения - 90% родителей считают главным приоритетом именно качество обучения в школе, и 68% учителей утверждают, что «мы постоянно обсуждаем качество преподавания»).
Проанализировав все полученные данные, мы пришли к выводу: процесс обучения и преподавания в школе не является достаточно эффективным. Следовательно, необходимо внедрять новые подходы в преподавание и обучение (на базе 7-х классов с целью исправления ситуации).
Улучшение процесса преподавания и обучения учащихся будет осуществляться с помощью 7 модулей по программе ЦПМ.
Исходя из всего вышеизложенного, с учетом пожеланий и предложений учителей, учащихся и их родителей, нами были определены следующие ключевые задачи Плана действий.
1. Внедрить новые подходы в процесс преподавания и обучения, а именно: развивать индивидуальные способности каждого ученика через диалоговое обучение;
2. Привлечь родительскую общественность к решению задач по релизации процесса диалогового обучения, а также к разработке планов развития школы.
3. Создать единое педагогическое пространство, обеспечивающее полноценные условия для саморазвития личности всех участников образовательного процесса (педагоги, родители, учащиеся)
Подводя итоги всему вышесказанному, считаю, что для изменения состояние обучения и преподавания в школе необходимо выбрать следующую тему плана развития - «Внедрение новых подходов в образовательный процесс с целью улучшения качества обучения».



15