ТЕМА ПРОЕКТА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» УЧАЩИХСЯ «ЭКОДОМ»
ТЕМА ПРОЕКТА: «ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО» УЧАЩИХСЯ «ЭКОДОМ»
Введение
Экологическое образование охватывает сферу знаний, умений и навыков, необходимых для охраны окружающей природной среды. Оно является неотъемлемой частью общей системы экологического просвещения и подготовки специалистов в самых разных отраслях деятельности. Обязанность преподавания экологических знаний в учебных заведениях относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.
Изучение экологии школьниками придаст новый импульс в выдвижении новых ценностей для них: отношение к Земле как к уникальной экосистеме, осмотрительного и бережного отношения ко всему живому. Познавая окружающий мир и вооружившись знаниями, об этом мире, ребята учатся анализировать природную среду как сложную, дифференцированную систему, различные компоненты которой находятся в динамическом равновесии, учатся рассматривать биосферу Земли как экологическую нишу человечества. Ценность подобного опыта для ребёнка непреходяща. Научить его сохранять и охранять окружающую среду, научить его чувствовать, сопереживать, воспитывать ответственность за свои поступки - эти вечные задачи человечества не потеряли своей актуальности в наше неспокойное время. Трогательные отношения с окружающим нас миром распространяются на чувственную сферу молодого человека. И из маленького мирка детства он переносит эти чувства в дальнейшую взрослую жизнь.
Пояснительная записка
В процессе становления современной концепции экологического образования экологическому воспитанию придаётся значение как средству оптимизации взаимодействия человека с природной средой. Следовательно, формирование ответственного отношения к природе может рассматриваться не столько как результат экологического образования, сколько как экологического воспитания. Программа решает проблемы занятости подростков в свободное от учебного процесса время, адаптации в социуме, а так же помогает реализовать познавательный интерес ребят на практике. Сущность экологического образования в том, что оно представляет собой не только психолого-педагогическую систему, но и социально-педагогическую, и воздействует не только как педагогический фактор, но и как фактор социальный.
Гипотеза проекта
Если экологическая ответственность личности есть многоаспектное образование, единство рационального знания природных закономерностей, эмоциональных переживаний экологических ситуаций, волевых условий, направленных на активный творческий подход к решению экологических проблем, социально побуждающих стимул деятельности и творчества, то создание системы школьного экологического образования вполне соответствует социальному заказу общества по формированию экологической культуры, с одной стороны и оптимизации процесса обучения и повышения качества образования с другой.
Актуальность проекта заключается в том, что ребенок вовлекается в социальные отношения через отношение к природе, обществу, между детьми, педагогами и родителями, через общественные и научные организации, через психологический климат в коллективе. Всё это должно способствовать активной деятельности в защиту природы. Актуальность данного проекта заключается ещё и в том, что она способствует оздоровлению детей: занятия в большинстве проводятся на воздухе, лишены статичности, дети находятся в постоянном контакте с природой с животными, что обеспечивает устойчивый эмоциональный уровень. Проект способствует формированию активной жизненной позиции обучаемых, что предполагает гармоничное сочетание таких качеств, как самопознание, самореализация, творческое саморазвитие. Практические экологические исследования дают, учащимся богатейший материал, который успешно используется на конференциях, конкурсах.
Цель проекта:
На основе удовлетворения естественного детского интереса к окружающему нас миру создать условия к формированию экологической культуры школьника, основной чертой которой является ответственное отношение к природе.
В соответствии с поставленной целью формируются задачи.
Обучающие:
дать ребёнку системные знания об окружающем его мире в соответствии с его возрастом и способностями;
научиться применять на практике знания, полученные в клубе
Развивающие:
развивать у воспитанников эстетические чувства и умение любоваться красотой и изяществом природы;
формировать и развивать у детей навыки психологической разгрузки при взаимодействии с миром природы;
повышать общий интеллектуальный уровень подростков;
развивать коммуникативные способности каждого ребёнка с учётом его индивидуальности, научить общению в коллективе и с коллективом, реализовать потребности ребят в содержательном и развивающем досуге.
Воспитательные:
прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного отношения к людям;
воспитывать потребность в общении с природой;
способствовать формированию экологического восприятия и сознания общественной активности;
способствовать укреплению здоровья ребят, посредством общения с природой и проведению массовых мероприятий на свежем воздухе.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации;
к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
к формированию таких качеств, как целеустремлённость, твёрдость, стремление к риску, терпение,
к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания
Принцип добровольности (зачисление ребёнка в группу возможно только по его желанию).
Принцип адекватности (учёт возрастных особенностей детей и связанное с этим формирование разновозрастных и разноуровневых учебных групп школьников).
3.Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребёнка).
Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
Принцип ориентации на успех.
Принцип взаимоуважения.
Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
9. Принцип связи обучения с жизнью.
10 Принцип связи обучения с жизнью.
Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
Принцип креативности (творчества) и коллективности в клубе.
Принцип научности содержания и методов образовательного процесса
Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребёнку).
Проект ориентирован ребят 7-16 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. Потому что именно в этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ УЧАЩИХСЯ МОУ «СОШ №5» Г. АЛАТЫРЯ
Экологическое общество учащихся (ЭОУ) добровольное объединение школьников, которые стремятся к более глубокому познанию законов природы во взаимодействии с человеком, к развитию творческого мышления, интеллектуальной инициативе, самостоятельности, приобретению умений и навыков исследовательской работы, а также стремящихся применить свои экологические знания и умения на практике во благо природе и людям. Деятельность ЭОУ осуществляется на основе данного Положения. Экологическое общество учащихся имеет свое название, эмблему и девиз. Экологическое общество учащихся называется «Экодом», девиз «Думаем глобально, действуем локально».
Задачи ЭОУ:
Содействовать повышению престижа и популяризации экологических знаний;
Развивать у школьников познавательную активность и творческие способности;
Вовлекать в научно-исследовательскую деятельность по экологии;
Содействовать профессиональному самоопределению учащихся;
Вести разъяснительную работу среди школьников и населения поселка об экологических последствиях жизнедеятельности человека;
Вносить посильный вклад в дело охраны окружающей природной среды.
Составление программ, разработка проектов и тем исследований;
Организация экскурсий, походов, экспедиций с познавательной целью;
Участие в туристических слетах, туристско-краеведческих играх, конкурсах;
Выступления с докладами, сообщениями, творческими отчетами, презентациями перед широкой аудиторией;
Встречи с сотрудниками природоохранных организаций, музеев, архивов и т.д. с целью изучения состояния природы родного края;
Поисковая работа по экологическому краеведению;
Публикация в районной газете статей и фоторепортажей по экологической тематике;
Проведение мероприятий экологической направленности среди учащихсяшколы;
Проведение экскурсий в школьном эколого-краеведческом музее, пополнение фондов музея.
Структура и организация работы ЭОУ:
ЭОУ включает в себя творческие группы учащихся, объединённых по разным интересам и выполняемым функциям:
«Экологический десант» - группа учащихся, которая отвечает за организацию практических природоохранных мероприятий;
«Зелёный патруль»- группа учащихся, организующих краеведческие экспедиции, посадку деревьев.
«Умники и умницы» - группа учащихся, занимающихся исследовательской работой по экологии;
«Сценарный отдел» - группа учащихся, которые организуют воспитательные мероприятии экологической направленности для школьников.
Высшим органом ЭОУ является собрание всех членов общества, которое проводится один раз в год (по необходимости чаще) для подведения итогов работы, определения задач на новый учебный год, утверждения планов ответственных за деятельность творческих групп.
В период между собраниями деятельностью ЭОУ руководит Совет ЭОУ, состоящий из руководителей творческих групп. Из своего состава Совет ЭОУ выбирает председателя и секретаря сроком на один год. Работу ЭОУ курирует учитель экологии. Занятия ЭОУ проходят не реже одного раза в месяц.
Члены ЭОУ имеют право:
Выбирать творческую группу в соответствии со своими интересами;
Использовать для своей деятельности материально-техническую и информационно-справочную базу школы;
Получать регулярную методическую и организационную помощь от учителей и ученического самоуправления;
Свободно использовать результаты своего труда в соответствии с авторским правом;
Иметь свой печатный орган в школьном пресс-центре;
Защищать свои творческие работы на конференции НОУ;
Проводить мероприятия экологической направленности в школе в соответствии с расписанием и по согласованию с учителями и классными руководителями.
Обязанности членов ЭОУ:
Организовывать свою работу в соответствии с Уставом школы;
Согласовывать свой план работы с планом работы школы и ' самоуправления;
Соблюдать требования полной сохранности и бережного использования материальных ресурсов и справочно-информационных материалов школы, а также вспомогательных учреждений (библиотек, архивов, музеев и т.д.);
Проводить природоохранные мероприятия, не нарушая экологического равновесия и не ущемляя права граждан.
ЭТАПЫ И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
I. ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ
Деятельность учителя
Ў°Деятельность учащихся
Сроки проведения
1. Знакомит со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся. Помогает в определении цели. Наблюдает за работой учащихся
Обсуждают тему проекта с учителем и получают при этом дополнительную информацию. Вживание в ситуацию, принятие, и уточнение конкретизация цели и задач
Сентябрь
текущего учебного года
II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сроки проведения
наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью учащихся
Поэтапно выполняют задачи проекта
В течение учебного года
III. ЗАЩИТА ПРОЕКТА И ОЦЕНКАЕГО РЕЗУЛЬТАТА
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Сроки проведения
Слушает, задает целесообразные вопросы в роли рядового участника. Оценивает усилия учащихся, качество отчета, креативность, качество использования источников, потенциал продолжения проекта
Представляют презентацию проекта, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке
Май текущего учебного года
Поскольку работа над проектом – процесс достаточно сложный организационно, количество проектов не может быть большим
УСТАВ ШКОЛЬНОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА УЧАЩИХСЯ : «ЭКОДОМ»
Раздел I. Общие положение
Экологическое общество учащихся «Экодом» является добровольным объединением учащихся, образованным ими для изучения и охраны природы и для осуществления посильного вклада в дело охраны природы.
ЭОУ действует на основе принципов добровольности, гуманизма, активно! гласности, согласно настоящему Уставу.
4) Члены ЭОУ имеют право:
-принимать участие в Международных, Всероссийских, областных, городских и районных экологических акциях и мероприятиях;
-вести исследовательскую работу по изучению природы и экологии родного края;
-излагать свое мнение на заседаниях, объединениях и в прессе;
-защищать права и интересы населения, развивать экологическую культуру;
-оказывать всемерное содействие государственным органам в борьбе с нарушениями природоохранного законодательства;
-требовать от соответствующих органов предоставления своевременной и достоверной информации о загрязнении природной среды, мерах ее охраны.
Раздел II. Цели и задачи организации
Цели:
содействие решению экологических проблем, благополучие и здоровья поколений через повышение качества среды обитания и формирование экологической культуры;
привлечение молодежи для организации активной практической деятельности направленное на комплексное решение экологических проблем.
Задачи:
осуществлять экологическое образование всех слоев населения;
формировать адекватные экологические представления;
формировать отношения к природе через обращение к чувствам и эмоциям,
формировать системы умений и навыков взаимодействия с природой;
содействовать обеспечению населения экологической информацией;
организовывать и проводить публичные мероприятия, не противоречащие целям организации;
организовывать и проводить семинары, конференции, лекции, способствующие достижению поставленных целей;
участвовать и проводить научные исследования и разработки;
формировать и реализовывать программы, проекты, планы в области экологии, охраны окружающей среды, здоровья населения и молодежной политики;
участвовать в акциях разного уровня в сфере экологии и охраны природной среды;
содействовать защите окружающей природной среды, повышению экологической безопасности и поддержанию экологического равновесия;
проводить мониторинг состояния окружающей среды и ее отдельных компонентов.
Раздел III. Основные направления деятельности
Для достижения своих целей ЭОУ «Экодом» имеет право действовать всеми легальными методами, согласно законодательству, включая ниже перечисленные:
изучение и охрана растений и животных, их естественных мест обитания, восстановление нарушений в природе, изучение истории и культуры своего поселка и района;
распространение знаний и информации о действиях, наносящих угрозу существованию растений, животных, человека, способах их охраны;
проводить заседания объединения: организовывать и проводить мероприятия, имеющие цель популяризировать идею охраны природы и исторических памятников, сборов, съездов, встреч с интересными людьми, учеными и
-проводить лекторскую работу: распространять знания о природе, исторических местах, их охране через создание и распространение учебных пособий и научно-популярных печатных, электронных, видео- и аудиоматериалов, в том числе слайды, фильмы, компьютерные программы;
проводить исследовательские работы: привлекать учащихся к научно-исследовательской работе по экологии, публикация научных работ;
участвовать во Всероссийских, областных и городских конференциях , организовывать выставки поделок и рисунков, проводить экологические акции,;
организовывать экологические праздники;
- работать с научной и научно-популярной литературой; -сотрудничать с другими организациями поселка, района, страны;
-участвовать в мероприятиях по экологическому туризму;
Раздел IV. Члены экологического общества
Членом ЭОУ может стать любой ученик школы, желающий поддержать его работу;
Желающий вступить в общественную экологическую организацию должен сделать устное заявление в Совет организации. Прием происходит на собрании Совета
Организации.
Все члены имеют равные права избирать и быть избранными на . деятельность в рамках Устава организации, право голоса в обсуждении вопроса и принятий решения.
Раздел V. Паспорт
Название: экологическое общество учащихся «Экодом».
Система приема в организацию: личное желание, личное устное заявление.
Цель, принципы, основные направления деятельности организации: цель -экологическое образование учащихся, воспитание ответственного и уважительного отношения к окружающей среде и ко всему живому на Земле, предотвращение разрушительного антропогенного воздействия на окружающую среду, изучение природы родного края.
Направления работы:
- заседания ЭОУ;
лекторская работа;
исследовательская работа;
практико-ориентированная деятельность членов организации, направленная на решение локальных, региональных, глобальных проблем;
участие в районных, всероссийских, городских и областных конференциях;
организация экологических праздников;
работа с научно- популярной литературой;
5.Формы и методы, используемые в работе организации: выезды иисследовательская работа на местности, экскурсии и встречи, практическиеработы в лабораториях, выступления лекторских групп, экологическиепраздники, сюжетно-ролевые игры, экологические акции, участие в туристических слётах.
6.Символика: эмблема.
7.Традиции:
проводить мероприятия к экологическим датам; участвовать в работе школьного научного общества; проводить экологический месячник в апреле; вовлекать младших школьников в работу общества.
Смотреть Презентация 1, Презентация 2 , Презентация 3.
Условия реализации программы
Для эффективной реализации настоящего проекта необходимы определённые условия.
квалифицированные кадры;
наличие учебного кабинета, а в нём Уголка природы; 3
постоянное пополнение информационного банка (периодические издания, вновь издаваемая популярная литература по экологии);
4. доступность Интернета;
5. возможность выезда за пределы города.
6.определённый возрастной диапазон членов клуба, необходимый для нормального общения в подростковой среде;
7.своевременный уход опытных членов клуба на самостоятельный участок работы клуба;
8. многообразие форм обучения и воспитания; социально значимая направленность деятельности, мажор и тонус в работе;
9. сохранение единого пространства для участников всех ступеней образовательного процесса.
Для обеспечения образовательного процесса необходимо:
методико - дидактическое обеспечение;
пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
видеотека;
набор учебных плакатов по экологии;
участие педагога клуба в семинарах, курсах повышения квалификации;
проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
пакет тестов, других форм психологической и профессиональной диагностики:
технические средства обучения: микроскоп. Магнитофон, видеодвойка;
финансовые средства на методическое обеспечение, издательскую деятельность, призовой фонд, укрепление материальной базы, поездки и экскурсии;
для непосредственного общения детей с природой необходимо наличие Уголка природы
Способы отслеживания и контроля результатов
Отслеживание результативности образовательного процесса осуществляются в постоянном педагогическом наблюдении, мониторинге, через итоги разноплановых контрольных форм работы:
самостоятельная разработка учащимися текстов бесед, сообщений, обзоров для выступлений перед аудиторией, выполнения реферативных работ, их защита в группе:
контрольные формы работы: тесты, контрольно - познавательные игры;
табло достижений K*f6&;
открытые занятия в игровой форме;
участие в клубной, и массовой вне учебной деятельности;
разработка памятки «Зелёный патруль»
Вывод:
- После завершения проектной деятельности повышается значительность мотивов самоопределения и самосовершенствования учебно - познавательных мотивов.
-
Снижается доля мотивов избегания неприятностей ( боязнь получить 2).
- В условиях нашей школы можно говорить об успеваемости внедрения метода проекта.
8.Список литературы.
Для педагога:
Конвенция о правах ребёнка. Нью ~ Йорк; ЮНИСЕВ 1991г.
Постановление правительства РФ от 7. 03. 1995г. За№233 «Об утверждении типового положения об учреждении дополнительного образования детей».
Энциклопедия большая советская. Москва 1978г. Том №29.
Энциклопедия для детей. Биология. Москва «Аванта +» 1993г.
Энциклопедия для детей. Геология. Москва «Аванта +» 1993г.
Биология газеты.
Биология в школе (журналы).
Изгаршев А.В. «Поговорим о них». Общество 1993.
Бадьева Э.А. «Животные в нашем доме». Свердловск 1990г.
10. Актуальные проблемы охраны атмосферного воздуха, перспективы развития мониторинговых исследований на территории Омской области. Правительство Омской области 2006г
Для учащихся:
Брем А.Э. Жизнь животных в трёх томах. Терра 1992г.
Маркин В. А. Я познаю мир. Москва 2000г.
Кашинская Е,А. Всё обо всём. М 1999г.
Тайны живой природы М. Росмэн 1995г.
Соло для позвоночника А. Ситель Москва 2006г.
Целительные силы Г. П. Малахов АО «Комплект» 1995г.
Книга о здоровье под редакцией Ю.П. Лисицина Москва 1!
Журналы «Юный натуралист», «Вокруг света».
Рассмотрено и принято на заседании педагогического совета МОУ «СОШ №5» Протокол № 1 от 28.08.2009г.
Утверждено
Приказ директора МОУ «СОШ № 5» от 29.08.2009г. № 17
ПРОЕКТ
ПРОГРАММЫ
ЭКОШКОЛА
ДЫХАНИЕ ГОРОДА
ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ
ВОДА В ГОРОДЕ
БИОРАЗНООБРАЗИЕ
ВЫБРОС ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРУ
ОТХОДЫ В ДОХОДЫ
ИЗУЧЕНИЕ МАЛЫХ РЕК (НА ПРИМЕРЕ Р. АЛАТЫРЬ)
ПИТЬЕВАЯ ВОДА В ГОРОДЕ
Мыслим глобально, действуем локально15