Рабочая программа кружка Юный художник (3 класс)


МБОУ "Вохтожская школа"
Грязовецкого муниципального района Вологодской области
Рабочая программа кружка
«Юный художник»
художественно-эстетического направления
Класс: 3
Срок реализации программы:
1 год (-34 часа)
Всего часов в неделю: 1 час
Автор: Духанина Елена Васильевна,
учитель изобразительного искусства
2015 г.
Пояснительная записка
1.1. Нормативно - правовая база:
Нормативно – правовыми документами программы являются:
1.Закон «Об образовании» Российской Федерации.
2.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
4.Примерная программа воспитания и социализации обучающихся (начальное общее образование).
6. Примерные программы внеурочной деятельности (начальное и основной образование) // под ред. В.А.Горского – М., Просвещение, 2010
7. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор // пособие для учителя - М., Просвещение, 2010
8. Перечень поручений Президента РФ по реализации Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ от 22.11.2008г. №ПР-2505 в части реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».
10. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении и введении в действие Федерального Государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 06.10.2009, №373;
Актуальность и перспективность курса:
Программа "Юный художник" является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни.
В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом.
В системе эстетического воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.
Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
Программа кружка предполагает в большом объёме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно- практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно – прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально – творческий потенциал ребёнка. Практическая деятельность ребёнка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами художественной деятельности учащихся являются:
- художественное восприятие,
- информационное ознакомление,
- изобразительная деятельность,
-художественная коммуникация (рассуждения об увиденном, подбор литературных произведений, исполнение поэтических произведений, тематически связанных с изучаемым материалом, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т. е. использование всего объёма художественно – творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
- выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Принцип построения программы:
На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.
Этапы программы:
ознакомительный– 1год обучения для обучающихся 6–7лет;
развивающий– 2 год обучения для обучающихся 8–9 лет;
развивающий– 3 год обучения для обучающихся 9–10 лет;
В перспективе планируется :
исследовательский – 4 год обучения для обучающихся 10–11 лет.
Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения дети выполняют творческие задания, в группе второго года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого к сложному, с учётом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направлено на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение обучающихся к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ:
занятия в свободное время;
обучение организовано на добровольных началах всех сторон (обучающиеся, родители, педагоги);
обучающимся предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия;
1.3. Возрастная группа учащихся:
Программа ориентирована на учащихся 3 классов.
1.4. Количество часов
Программа рассчитана: 3 кл – 34 часа и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками - 1ч в неделю для каждой группы.
1.5 . Продолжительность одного занятия:
во 3 классе - 40 минут
1.6. Цели и задачи реализации программы:
Цель: раскрытие творческого потенциала ребёнка художественно – изобразительными средствами.
Задачи:
воспитательная – формировать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания;
художественно-творческая – развивать творческие способности, фантазию и воображение, образное мышление, используя игру цвета и фактуры, нестандартные приемы и решения в реализации творческих идей;
техническая– осваивать практические приемы и навыки изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции).
1.7. Формы и методы работы:
Формы:
Одно из главных условий успеха обучения и развития творчества обучающихся – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. Коллективные задания вводятся в программу с целью формирования опыта общения и чувства коллективизма. Результаты коллективного художественного труда обучающихся находят применение в оформлении кабинетов, мероприятий, коридоров. Кроме того, выполненные на занятиях художественные работы используются как подарки для родных, друзей, ветеранов войны и труда. Общественное положение результатов художественной деятельности школьников имеет большое значение в воспитательном процессе.
Основные методы и технологии:
Для качественного развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено:
Предоставление обучающемуся свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем.
Система постоянно усложняющихся заданий с разными вариантами сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми обучающимися.
В каждом задании предусматривается исполнительский и творческий компонент.
Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с элементами творчества необходимы трудовые усилия.
Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.
Объекты творчества обучающихся имеют значимость для них самих и для общества.
Обучающимся предоставляется возможность выбора художественной формы, художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому, традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве.
Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки, праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки натюрмортов), где стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с обучающимися выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения, задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.
2 . Структура программы
2.1. Перечень УУД
Личностные результаты:
эмоционально - ценностно относиться к природе, человеку, обществу;
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного образного языка;
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений.
Метапредметные результаты:
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т.д. — в живописи, графике, выражая своё отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения;
осознанно подбирать доступные материалы для выполнения работы;
выбирать и использовать оптимальные техники рисования;
Предметные результаты:
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;
различать основные виды и жанры пластических искусств, понимать их специфику;
различать основные и составные, тёплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать простые композиции на заданную тему;
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ животного, передавать на плоскости и в объёме пропорции фигуры; передавать характерные черты внешнего облика;
3.Содержание программы. Тематическое планирование.
Теоретическая часть:
Художественные материалы. Свойства графических материалов: карандаш, перо – ручка, тушь, воск, мелки и приёмы работы с ними.
Рисунок как основа графики. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
Свет, тень, полутень, блик, силуэт, тоновая растяжка.
Прикладная графика. Открытка, поздравление, шрифт.
Связь с рисунком, композицией, живописью.
Виды изобразительного искусства (живопись, графика, ДПИ).
Календарно-тематический план
№ Тема занятия
Кол-во часов Содержание занятия
1 Графические материалы и приспособления. Разнохарактерные линии. 1 Вводное занятие, введение в тему. Условия безопасной работы.
2,3 Красота формы листьев. Графика. « Осенние листья».
2 Техника печати с оттиска листа: композиция и использование живых листьев в качестве матриц.
4 Рисуем небо 1 Тоновая растяжка цвета, акварель.
5 «Фантастический лес» 1 Выполнение рисунка фантастических деревьев ограниченной палитрой (акварелью или гуашью).
6 «Фантастический лес». Рисование узора гелиевыми ручками и фломастерами. 1 Графика. Упражнения на выполнение линий разного характера. Изобразительный язык графики: линия, штрих, пятно, точка.
7, 8 Герои сказок. Техника работы гуашью. 2 Рисунок по замыслу.
9, 10 «В гостях у сказки». Иллюстрирование сказки «Серая шейка». 2 Сказочные сюжеты в изобразительном искусстве.
11 «Родная природа в творчестве русских художников. Красота зимней природы». 1 Пейзаж. Беседа
12, 13 «Красавица зима». 2 Выполнение пейзажа без предварительного наброска.
14, 15 Портрет Снегурочки. 2 Портрет как жанр изобразительного искусства.
Гармония теплых и холодных цветов.
Гуашь. Пропорция человеческого тела.
16 Открытка – поздравление. 1 Использование аппликации, орнаментики. Шрифт. Творческая работа.
17 Рисование снегиря. Анималистический жанр. 1 Формирование графических навыков и умений
18 «Птица счастья». 1 Декоративное рисование птицы с росписью под гжель.
19 Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Стихия – вода. 1 Акварель. Рисование по методу ассоциаций.
20 «Дворец Снежной королевы» 1 Ритм геометрических форм. Холодная цветовая гамма. Гуашь.
21 Натюрморт. Основные и дополнительные цвета. 1 Натюрморт – набросочный характер рисунков с разных положений, положение предметов в пространстве. Свет и тень – падающая собственная.
22 «Гризайль». Натюрморт из трёх предметов. 1 Понятие «тон». Одноцветная акварель –«гризайль». Тоновая растяжка.
23, 24 «Чаепитие». Декоративный натюрморт. 2 Графический натюрморт.
25 Стихия- огонь. «У костра». 1 Теплые цвета. Акварель (гуашь). Рисование по методу ассоциаций.
26, 27 «Город» 2 Техника монотипии. Дома – линиями, штрихами. Люди – силуэты. Цвет как выразитель настроения.
28 «Домики, которые построила природа»
1 Рисование сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов.
29 Изображение насекомых
1 Линия, штрих, пятно (темное и светлое) и художественный образ.
30 «Цветы весны». 1 Изобразительные свойства акварели. Беседа о натюрморте, как о жанре живописи. Иллюстративный материал.
31, 32 «Прогулка по весеннему саду». 2 Композиция с фигурами в движении. Пропорция человеческой фигуры.
33 Рассказ-описание любимой картины.
Викторина. 1 Виды изобразительного искусства.
Выставка работ учащихся по видам изобразительного искусства. Викторина по видам изобразительного искусства.
34 «Вернисаж» 1 Отчетная выставка работ учащихся по изобразительному искусству, праздник
4. Основные требования к знаниям и умениям
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся к концу 3-го класса
Должны знать:
особенности материалов, применяемых в художественной деятельности;
разнообразие выразительных средств: цвет, свет, линия, композиция, ритм;
творчество художников, связанных с изображением природы: И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И.И. Левитана, Т.А. Мавриной – Лебедевой;
основы графики;
правила плоскостного изображения, развитие силуэта и формы в пятне.
Должны уметь:
пользоваться гуашью, акварелью;
пользоваться графическими материалами и инструментами (гелиевыми ручками, фломастерами, карандашами);
различать и передавать в рисунке ближние и дальние предметы;
рисовать кистью элементы орнамента;
проявлять творчество в создании работ.
5.Литература и средства обучения
Большой самоучитель рисования/ Пер. с англ. О. Солодовниковой, Н. Веденеевой, А. Евсеевой. - М.: ЗАО "РОСМЭН- ПРЕСС", 2006
Занятия изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской. - М.: ТЦ Сфера, 2010
Изобразительное искусство. 1-8 классы: опыт творческой деятельности школьников: конспекты уроков/ сост. З. А\ Степанчук и др. - Волгоград: Учитель, 2009
Курчевский В. Быль-сказка о карандашах и красках. - М.: Педагогика, 1980.
Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост. В.С.Кузин.
Салмина Н. Г., Глебова А. О. Графика, живопись и народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста.- М.: Вентана-Граф, 2008
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 1999 г.
Сокольникова Н. М. Основы живописи. Обнинск. 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы композиции. Обнинск, 1996г.
Сокольникова Н. М. Основы рисунка. Обнинск, 1996 г.
Стасевич В.Н. Пейзаж: картина и действительность. – М., 1978г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М.,1983г.
21. Богатырева В. Я\ «Изобразительное искусство». Рабочие тетради 1, 2 кл. кл. «Дрофа».2012г.
5.2. Печатные пособия:
Таблицы к основным разделам материала по изобразительному искусству, содержащегося в стандарте начального образования.
Репродукции картин.
5.3. Технические средства обучения:
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Компьютер( по возможности).
Сканер ( по возможности).
Принтер ( по возможности).
6. Оценка эффективности реализации программы
1.Конкурсы рисунков к общешкольным мероприятиям.
2. Участие в школьных конкурсах.
4. Участие в районных конкурсах.
5. Портфель достижений школьника.