Рабочая программа кружка Юный риторик(4-5 классы)
Город-курорт Анапа
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №___
от_______ 2013года
Председатель педсовета
___________________________
Носенко С.Н.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
кружка «ЮНЫЙ РИТОРИК»
Ступень обучения 4-5 классы
Количество часов 34
Уровень базовый
Учитель Павелко Эльмира Романовна
Программа разработана на основе
Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Художественные кружки. М. Просвещение, 1981; Программы общеобразовательных учреждений. Театр: 1-11 классы. М., Просвещение, 1995.
С О Г Л А С О В А Н О
Заместитель директора по УВР
_____________С.В. Асланян
«____»____________2013 год.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГОРОД-КУРОРТ АНАПА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2013-2014 учебный год
ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КРУЖКА «ЮНЫЙ РИТОРИК»
Класс 4, 5_____________________________
Учитель Павелко Эльмира Романовна_____________________
Количество часов: всего – 34 часа ; в неделю- 1 час__________
Планирование составлено на основе: Рабочей программы кружка учителя Павелко Эльмиры Романовны . Программа утверждена на заседании педагогического совета протокол №1 от 30.08.13;
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Главная задача, которая должна быть решена при обучении русскому языку, состоит в том, чтобы в процессе обучения органично сочетались, с одной стороны, освоение знаний об устройстве и функционировании родного языка, норм современного русского литературного языка, умение пользоваться его богатейшими стилистическими ресурсами, а с другой стороны — интенсивное развитие речемыслительных, интеллектуальных, творческих способностей, а также духовно-нравственных и эстетических качеств личности школьника.В связи с этим главной особенностью данной программы является ее направленность на достижение в преподавании единства процессов познания окружающего мира через родной язык, осмысления его основных закономерностей, усвоения основ лингвистики и разных видов языкового анализа, развития абстрактного мышления, памяти, воображения, коммуникативных умений, а также навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования, речевого самосовершенствования.Программа реализует деятельностно-системный подход в обучении русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков, на основе чего происходит развитие врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников.
Яркой особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи: способностью осознанно воспринимать и понимать звучащую речь (умение слушать) и печатное слово (умение читать); грамотно, точно, логически стройно, выразительно передавать в устной и письменной форме собственные мысли, учитывая условия общения (умения говорить и писать). Центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности не только на традиционно выделяемых уроках связной речи, к проведению которых привык учитель, но и на каждом уроке, какой бы теме он ни был посвящен. В этом смысле каждый урок русского языка является уроком развития речи, поскольку происходит взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывной работы над навыками чтения-понимания текстов разных стилей (в частности, лингвистических текстов), аудирования, письма и говорения на разнообразные темы. При этом совершенствуются
информационно-коммуникативные навыки, обеспечивающие целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, развиваются умения осмысленно выбирать вид чтения в зависимости от коммуникативных задач, развернуто обосновывать свою позицию, приводить систему аргументов; оценивать и редактировать текст и т. п.
Развивающий характер обучения, направленность его на взаимосвязанное формирование коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций определили и характер предъявления грамматического материала. В основу курса положен утвердившийся в современной лингвистике триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции. Эта установка в первую очередь требует повышенного внимания к семантической стороне языка, к выяснению «скрытой от глаз» внутренней сути языкового явления. Знакомство с разными типами языковых значений приводит школьников к убеждению, что определенным смыслом обладает не только слово, семантическое наполнение которого хорошо «просматривается», например, в толковых словарях, но и другие единицы языка.
Взаимосвязь формы и содержания наглядно раскрывается, когда внимание школьников обращается на смысловое наполнение регулярных языковых элементов, формально выраженных в виде типичных моделей, схем, конструкций. Ученик получает возможность наблюдать, как та или иная языковая структура, например морфемная модель ^ щик \ом\. определяет сходство всех словоформ, которые соответствуют этой модели: одинаковые языковые значения (значение лица, профессии; грамматическое значение единственного числа, творительного падежа), соотнесенность с одними и теми же грамматическими категориями (одушевленности, нарицательности), одинаковые грамматические признаки (мужской род, 2-е склонение). Так школьники приучаются даже в языковой схеме «видеть» присущее ей семантическое наполнение. При этом вскрывается и третья сторона языковой единицы — ее функционирование, способы реализации внутреннего содержания в более сложных языковых построениях. Указанная модель демонстрирует особенности функционирования конкретных морфем в процессе слово- и формообразования. И в то же время «скрытая» за моделью словоформа является и функционирующим элементом более сложной единицы — словосочетания (доволен стекольщиком, договориться с барабанщиком).
Последовательный подход к языковым явлениям с точки зрения их триединой сущности помогает по-новому решать очень важную методическую проблему, которая заключается в реализации внутрипредметных связей, то есть в стремлении рассматривать каждое изучаемое явление не изолированно, а во всем многообразии его связей с другими языковыми явлениями. Особенно ярко раскрываются подобные связи, когда для анализа предлагаются языковые факты, имеющие частичное или полное внешнее сходство, например разные виды омонимов. Изучению подобных явлений в курсе отводится особое место.
Установление структурно-семантических особенностей языковых фактов предупреждает формализм в изучении грамматико-орфографической теории, развивает языковое чутье ребенка и приучает школьника обращать внимание на смысловое наполнение языковой единицы в процессе проведения языкового анализа, в том числе и орфографического.
Деятельностно-системный подход в обучении, направленность на трехсторонний анализ языкового факта (с точки зрения его смысловой наполняемости, формы выражения и функционального назначения) пронизывают весь курс обучения родному языку в целом, что отражается даже в необычном предъявлении материала в программе. В ней предусмотрены не только описательно-классификационная характеристика системы языка, но и указание на особенности употребления в письменной и устной речи названных в программе языковых единиц. Безусловно, распределение содержания курса на два взаимосвязанных блока («Основные сведения о языке и речи» и «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование видов речевой деятельности») до известной степени условно, однако наглядно отражает практическую направленность курса — показывать ученикам не только что есть что, что называется чем, но и что употребляется где, как, зачем и на этой основе формировать навыки правильного, уместного и выразительного использования в речи изучаемых единиц языка. Поэтому в настоящей программе предусмотрена целенаправленная работа, связанная с поиском правильных, наиболее точных в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместных, выразительных средств языка в соответствии с целями и содержанием речи. Так реализуется принцип коммуникативной направленности в освещении лингвистических вопросов, когда языковое явление рассматривается с разных сторон на разнообразном речевом материале, а усвоение программных сведений опирается на практическую речевую деятельность учащихся.
Свободное и умелое использование средств языка в речевом общении требует от человека не только хорошего знания системы родного языка и владения правилами употребления в речи языковых единиц, но и соблюдения правил речевого поведения. Вот почему в программе большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
Коммуникативная направленность курса подразумевает более глубокое внимание к проблеме формирования навыков выразительной речи, воспитания любви к русскому языку, интереса к его изучению. Решению этой задачи, в частности, способствуют систематическая и целенаправленная демонстрация эстетической функции родного языка, знакомство с его изобразительными возможностями, наблюдение за функционированием различных языковых средств в лучших образцах художественной литературы. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволяет не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и формировать элементарные навыки лингвистического анализа и осмысленного выразительного чтения художественного произведения. Таким образом, уроки русского языка становятся, по сути дела, уроками русской словесности, на которых постигаются истоки выразительности и красоты русской речи и формируется представление о многофункциональности языкового явления как грамматического, коммуникативного и эстетического феномена, развивается языковое чутье, способность оценивать эстетическую сторону художественного высказывания.
Отличительная особенность данного курса — внимание к вопросам истории русского языка, целенаправленное обращение к этимологии, которая раскрывает перед учащимися многие тайны родной речи, знакомит с историко-культурными традициями русского народа, отраженными в слове. Такую работу помогает организовать учебный этимологический словарь, с которым школьники начинают работать с первых уроков в 5-м классе.
Нужно отметить, что систематическое обращение к учеб:ным лингвистическим словарям, предусмотренное программой, дает возможность не только укрепить разнообразные языковые и речевые умения учащихся (орфоэпические, орфографические, словообразовательные, лексические, грамматические), но и сформировать важнейшие навыки работы со справочной литературой, способность извлекать нужную информацию, предъявленную в словаре специфическим способом.
Программа реализует идею дифференцированного подхода к обучению. Выражается это прежде всего в выделении дополнительного материала (он обозначен знаком *), расширяющего основное содержание программы и являющегося необязательным для усвоения всеми учащимися. Необходимость дифференциации вводимых лингвистических сведений продиктована неподготовленностью большинства школьников (особенно 5-х и 6-х классов) к восприятию лингвистической теории: они испытывают значительные трудности в понимании лингвистических текстов, поскольку опыт общения на научные темы у них практически отсутствует. Именно поэтому в ряде случаев в программе предлагается знакомить учеников с тем или иным языковым явлением, но при этом не требовать от них запоминания соответствующего термина (например, оглушение, озвончение, бессуффиксный способ словообразования и т. п.).
Дифференцированный подход к обучению выражается и в том, что в разделе программы «Употребление языковых единиц в речи; применение полученных знаний и умений в учебной и практической деятельности; совершенствование речевой деятельности» содержатся формулировки, которые дают возможность учителю несколько варьировать конкретные цели изучения той или иной темы, приближая их к реальному учебному процессу. Так, формулировка использование в речи... определяет довольно широкий диапазон умений, предполагающих как наблюдение за употреблением языкового явления в речевых образцах, так и непосредственное использование этого явления учащимся в собственной речевой практике. Слабый ученик дольше «задержится» на первом этапе этого процесса, а сильный значительно быстрее пройдет путь от наблюдений до употребления в речи.
Необходимо также отметить, что программа реализует культуроведческий аспект обучении родному языку, что проявляется в достаточно широком использовании сведений по истории языка и русистики, информации о русских ученых-лингвистах, материалов по этимологии. Предполагается также выявление единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества и художественных текстах, объяснение их значения с помощью разнообразных лингвистических словарей. Таким образом формируется представление о родном языке как национальном достоянии русского народа, как форме выражения национальной культуры.
В целом данная программа направлена на всестороннее развитие личности средствами предмета: развитие мышления и речи учащихся, их эмоционально-волевой сферы, логического мышления; формирование представления о роли языка в жизни людей и богатстве русского языка; формирование потребности в речевом самосовершенствовании; целенаправленное развитие языковой, коммуникативной компетенций, необходимых для успешной учебной и трудовой деятельности.
Таблица тематического распределения часов
№п/пРазделы, темы Количество часов
Рабочая программа Авторская программа
I Лингвистика – наука о языке. 2 2
II Введение в лингвистику. Вводный курс. 93 93
I Фонетика. 4 4
II Орфоэпия. 5 5
III Графика. 7 7
IV Морфемика. 5 5
V Лексикология. 5 5
VI Орфография. 15 15
VI(1) Правописание гласных и согласных. 7 VI(2) Правописание букв ъ и ь. 8 VII Морфология. 4 4
VIII Культура речи. 5 5
IX Синтаксис и пунктуация. 30 30
IX(1) Словосочетание. 2 IX(2) Синтаксис простого предложения. 9 IX(3) Синтаксис простого осложнённого предложения. 10 IX(4) Пунктуация. 9 X Текстоведение. 13 13
X(1) Текстоведение, теория. 10 X(2) Текстоведение, практика 3 III Основные разделы лингвистики. 84+13 резерв 84
I Словообразование. 12+5 резерв 12
I(1) Словообразование, теория, практика. 9 I(2) Словообразование, контроль. 3+5 резерв II Лексикология и фразеология. 15 15
II(1) Лексикология и фразеология, теория. 10 II(2) Лексикология и фразеология, теория. 5 III Морфология. 57+8 резерв 57
III(1) Имя существительное. 16+3 резерв 16
Правописание. 10 Синтаксическая роль имён существительных. 9 III(2) Имя прилагательное. 14+3 резерв 14
Морфологические признаки имён прилагательных. 10 Синтаксическая роль имён прилагательных. 7 III(3) Глагол. 27+2 резерв 27
Морфологические признаки глагола. 10 Наклонения глагола. 10 Синтаксическая роль глагола. 9 IV Повторение изученного. 12 12
Содержание обучения
Лингвистика – наука о языке(2ч).
Лингвистика – наука о языке и речи. Основные единицы языка.
Введение в лингвистику. Вводный курс(93ч).
Фонетика(4ч). Фонетика как раздел лингвистики. Гласные и согласные звуки. Фонетический разбор слова. Звукопись.Слог. Ударение.
Орфоэпия(5ч). Орфоэпия как раздел лингвистики. Произношение гласных звуков. Произношение согласных звуков.
Графика(7ч). Графика как раздел лингвистики. Алфавит и его использование. Звуки и буквы. Обозначение звуков с помощью букв е, ё, ю, я.
Морфемика(5ч). Морфемика как раздел лингвистики. Морфема – значимая часть слова. Корень слова. Окончание как формообразующая морфема. Словообразующие морфемы. Понятие об этимологии. Чередование гласных в корне. Чередование согласных в корне.
Лексикология(5ч). Способы объяснения лексического значения слова. Стилистическая окраска слов. Тематические группы слов. Наши друзья – словари.
Орфография(15ч). Правописание гласных и согласных(7ч). Разделы русской орфографии. Орфограмма. Правописание безударных гласных в корнях слов. Правописание согласных в корнях слов. Правописание безударных окончаний е и и в именах существительных. Правописание безударных личных окончаний глаголов.
Правописание ь и ъ(8ч). Употребление ь для обозначения мягкости согласных. Написание ь после шипящих. Правописание –тся и – ться в глаголах. Разделительные ь и ъ. Слитные, дефисные и раздельные написания.
Морфология(4ч). Части речи в русском языке. Образование форм слова с помощью окончания. Однокоренные слова и формы слов.
Культура речи(5ч). Культура речи как раздел лингвистики. Употребление в речи этикетных слов.
Синтаксис и пунктуация(30ч).
Словосочетание(2ч). Иды словосочетаний. Словосочетание как единица языка.
Синтаксис простого предложения(9ч). Предложение как единица языка. Интонация предложения. Главные члены предложения. Дополнение. Определение. Обстоятельство. Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Виды предложений по наличию второстепенных членов.
Синтаксис простого осложненного предложения(10ч). Виды предложений по количеству грамматических основ. Предложения с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Предложения с обращениями. Предложения с вводными словами. Предложения со сравнительными оборотами. Предложения с прямой речью.
Пунктуация(9ч). Зачем нужны знаки препинания. Основные знаки препинания. Знаки препинания в конце предложения и внутри простого предложения. Знаки препинания между частями сложного предложения. Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
Текстоведение(13ч). Понятие о тексте. Тема и основная мысль текста. Последовательность и грамматическая связь предложений в тексте. Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Соединение в тексте отрывков разных типов речи. План текста. Основные нормы построения текста.
Основные разделы лингвистики(84ч+13ч резерв).
Словообразование(12ч+5ч резерв).
Словообразование, теория, практика(9ч). Основные способы образования слов в русском языке. Правописание букв а и о в корнях с чередованием. Словообразование имен существительных. Словообразование имен прилагательных. Словообразование глаголов.
Словообразование, контроль(3ч+5ч резерв). Правописание приставок. Правописание приставок на з,с. Правописание приставок пре-, при-.
Лексикология и фразеология(15ч).
Лексикология и фразеология, теория(10ч). Слова однозначные и многозначные. Переносное значение слова. Синонимы. Омонимы. Антонимы. Исконно русские и заимствованные слова. Написание букв ы, и после ц. Лексика ограниченного употребления.
Лексикология и фразеология, теория(5ч). Устаревшие слова. Фразеология как раздел лингвистики. Фразеологическое богатство русского языка.
Морфология(57ч+8ч резерв).
Имя существительное(16ч+3ч резерв).
Правописание(10ч). Слово как часть речи. Общее значение имен существительных и их употребление в речи. Правописание суффиксов –чик-, -щик-. Правописание суффиксов –ек-,-ик-. Собственные и нарицательные имена существительные. Одушевленные и неодушевленные имена существительные. Род имен существительных. Склонение имен существительных. Слитное и раздельное написание не с именами существительными.
Синтаксическая роль имен существительных(9ч). Непостоянные морфологические признаки имен существительных. Безударные окончания имен существительных. Имя существительное как член предложения. Орфоэпические нормы употребления имен существительных. Грамматические нормы употребления имен существительных. Лексические нормы употребления имен существительных.
Имя прилагательное(14ч+3ч резерв).
Морфологические признаки имен прилагательных(10ч). Общее значение имен прилагательных и их употребление в речи. Эпитеты. Качественные, относительные и притяжательные имена прилагательные. Степени сравнения имен прилагательных. Полные и краткие имена прилагательные.
Синтаксическая роль имен прилагательных(7ч). Имя прилагательное как член предложения. Орфоэпические нормы употребления имен прилагательных. Грамматические нормы употребления имен прилагательных. Лексические нормы употребления имен прилагательных.
Глагол(27ч+2ч резерв).
Морфологические признаки глагола(10ч). Общее значение глаголов и их употребление в речи. Инфинитив глагола. Вид глагола. Переходные и непереходные глаголы. Возвратные и невозвратные глаголы. Правописание корней с чередующимися гласными е,и.
Наклонения глагола(10ч). Условное наклонение. Повелительное наклонение. Изменение глаголов изъявительного наклонения по временам. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам. Изменение глаголов настоящего времени по лицам и числам. Безличные глаголы.
Синтаксическая роль глагола(9ч). Глагол как член предложения. Грамматические нормы употребления глаголов. Орфоэпические нормы употребления глаголов. Лексические номы употребления глаголов. Правильное употребление в речи глагольных словосочетаний.
Повторение изученного(12ч). Орфограммы в корнях. Орфограммы в приставках. Орфограммы в суффиксах. Орфограммы в окончаниях.
ОСНОВНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ
5 класс
Речевая деятельность.
Аудирование. Понимать основное содержание небольшого по объему научно-учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух; выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение. Владеть техникой чтения; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; разбивать текст на смысловые части и составлять простой план; отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста; используя просмотровое чтение, определять, какая информация текста учебника является новой; использовать ознакомительное и изучающее виды чтения в соответствии с поставленной коммуникативной задачей; прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника; пользоваться справочным аппаратом учебника, ориентироваться в структуре параграфа; извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов; правильно расставлять логические ударения, паузы, выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение. Доказательно отвечать на вопросы учителя; подробно и сжато пересказывать прочитанный научно-учебный текст, сохраняя его строение, тип речи; создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль; выражать свое отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо. Подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи; создавать письменные высказывания разных типов речи; составлять план сочинения и соблюдать его в процессе письма; раскрывать тему и основную мысль высказывания; делить текст на абзацы; писать небольшие по объему тексты (сочинения-миниатюры) разных стилей, в том числе и научного (например, отвечая на вопрос Для чего нужно знать алфавит?);
пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста; выражать свое отношение к предмету речи.
Текстоведение. Определять тему, основную мысль текста, принадлежность его к функционально-смысловому типу речи; находить в тексте типовые фрагменты — описание, повествование, рассуждение; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; делить текст на абзацы; использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимения, избыточная информация, нарушение логики изложения и др.); исправлять недочеты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия. Выделять в слове звуки речи, давать им фонетическую характеристику; различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова; находить в художественном тексте явление звукописи; правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи; работать с орфоэпическим словарем.
Графика. Правильно произносить названия букв русского алфавита; свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями; проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика и словообразование. Выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учетом значения слов, учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами; пользоваться словарем значения морфем и словарем морфемного строения слов; объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология и фразеология. Объяснить лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование значения слова, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов); пользоваться толковым словарем для определения и уточнения лексического значения слова; распределять слова на тематические группы; употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; различать прямое и переносное значение слов; находить в тексте выразительные приемы, основанные на употреблении слова в переносном значении; владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета; толковать значения употребительных фразеологизмов, отличать их от словосочетаний.
Морфология. Различать части речи (простые случаи); правильно указывать морфологические признаки имен существительных, прилагательных, глаголов; знать, как изменяются эти части речи, уметь склонять, спрягать, образовывать формы наклонения и т.п.; правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография. Находить орфограммы в морфемах, группировать слова по видам орфограмм; владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приемами применения изученных правил орфографии; устно объяснять выбор написания и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация. Выделять словосочетания в предложении, определять главное и зависимое слово; составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме; выделять основу предложения с двумя главными членами; конструировать предложения по заданным типам грамматических основ; характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; соблюдать верную интонацию конца предложений; опознавать предложения, осложненные однородными членами, обращением, вводными словами; находить предложения с прямой речью; анализировать и конструировать предложения с прямой речью. Владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации; устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях изученных синтаксических конструкций и использовать на письме специальные графические обозначения; самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Антонова Е. С. Тайна текста. Рабочая тетрадь по развитию речи и мышления школьников 7—8 классов. — М., 2001.
Будагов Р. А. Портреты языковедов XIX—XX вв. Из истории лингвистических учений. — М.; Л., 1988.
Быкова Г. В. Блистательные лингвисты России. — Благовещенск, 2004.
Вартаньян Э. А. Путешествие в слово. — М., 1987.
Введенская Л. А., Колесников Н. П. От собственных имен к нарицательным. — М., 1981.
Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. — М., 1989.
Горбачевич К. С. Русский язык: Прошлое. Настоящее. Будущее. — М., 1984.
Горшков А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. — М., 1994.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А., Владимирская Г. Н. Речь, язык и секреты пунктуации. — М., 1995.
Граудина Л. К. Беседы о русской грамматике. — М., 1983.
Донских О. А. К истокам языка. — Новосибирск, 1988.
Дроздова О.Е. Уроки языкознания для школьников. — М., 2001.
Журавлев А. П. Звук и смысл. — М., 1991.
Журавлев А. П., Павлюк Н. А. Язык и компьютер. — М., 1989.
Колесов В. В. История русского языка в рассказах. — М., 1982.
Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.
Костомаров В. Г. Жизнь языка. — М., 1994.
Крысин Л. П. Жизнь слова. — М., 1980.
Львова С. И. «Позвольте пригласить Вас...», или Речевой этикет. — М., 2004.
Львова С. И. Русская орфография: Самоучитель. — М., 2005.
Львова С. И. Практикум по русскому языку. 5 класс. — М., 2005.
Львова С. И. Практикум по русскому языку. 6 класс. — М., 2006.
Львова С. И. Практикум по русскому языку. 7 класс. — М., 2006.
Львова С. И. Русский язык. 5 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
Львова С. И. Русский язык. 6 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2002.
Львова С. И. Русский язык. 7 класс: За страницами школьного учебника. Пособие для учащихся. — М., 2004.
Львова С. И. Словообразование — занимательно о серьезном: Практические задания для учащихся 8—11 классов. — М., 2006.
Львова С. И. Там, где кончается слово... (О слитных, дефисных и раздельных написаниях). — М., 1991.
Львова С. И., Бажанова И. А, Рабочая тетрадь по русскому языку. 5 класс. — Нижний Новгород, 2005.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. Родным войти в родной язык. Интегративное учебное пособие по русскому языку. 10— 11 классы. — Л., 2005.
Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Дерягин В. Я. Беседы о русском слове. — М., 1987.
Матвеева Н. П. Свидетели истории народа: Наследие пращуров. — М., 1993.
Милославский И. Г. Зачем нужна грамматика? — М., 1988.
Милославский И. Г. Культура речи и русская грамматика. — М., 2002.
Мокиенко В. М. Образы русской речи. — Л., 1986.
Мокиенко В. М. Почему так говорят? — Л., 2003.
Моисеев А. И. Буквы и звуки. Звуки и цифры. — М., 1986.
Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1988.
Откупщиков Ю. Н. К истокам слова: Рассказы о науке этимологии. — М., 1986.
Постникова И. И. и др. Это непростое простое предложение. — М., 1985.
Розенталь Д. Э. А как сказать лучше? — М., 1988.
Сергеев В. Н. Новые значения старых слов. — М., 1987.
Сергеев В.Н. Словари — наши друзья и помощники. — М., 1984.
Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски? — М., 1983.
Солганик Г. Я. От слова к тексту. — М., 1993.
Тесты. Русский язык: Фонетика. Грамматика. Текст. 5—7 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2002.
Тесты. Русский язык: Синтаксис. Текст. 8—9 классы / В. И. Капинос и др. — М., 2003.
Успенский Л. В. По дорогам и тропам языка. — М., 1980.
Успенский Л. В. Слово о словах (любое издание).
Цыбулько И. П., Львова С. И. Русский язык. Эффективная подготовка. 2004. — М., 2004.
Шанский Н. М. Занимательный русский язык. В 2 ч. — М., 1996.
Шанский Н. М. Художественный текст под лингвистическим микроскопом. — М., 1986.
Школьные словари русского языка
Ашукин Н. С, Ашукина М. Г. Крылатые слова: Литературные цитаты, образные выражения (любое издание).
Баранов М. Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — 4-е изд. — М., 1999.
Быстрова Е. А., Окунева А. П., Карашева Н. Б. Школьный толковый словарь русского языка. — М., 1998.
Жуков В. П., Жуков А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд. — М., 1994.
Квятковский А. П. Школьный поэтический словарь. — М., 1998.
Крысин Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.
Львов В. В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий орфографический словарь с этимологическими комментариями. — М., 2004.
Львова С. И. Краткий словообразовательный словарь школьника. — М., 2004.
Панов Б. Т., Текучее А. В. Школьный грамматико-орфографи-ческий словарь русского языка. — М., 1981.
Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка. — 2-е изд., испр. — М., 1998.
Рогожникова Р. П., Карская Т. С. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.). — М., 1996.
Скорлуповская Е. В., Снетова Г. П. Школьный толковый словарь русского языка с лексико-грамматическими формами. — М., 2000.
Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка. — 2-е изд. — М., 1991.
Шанский Н. М., Боброва Т. А. Школьный этимологический словарь русского языка: Происхождение слов. — М., 1997.
Школьный словарь иностранных слов / Под ред. В. В. Иванова. — 4-е изд. — М., 1999.
Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание) / Сост. М. В. Панов. — М., 1984.
Для учителя
Антонова Е. С. Тайны текста. — М., 2001.
Бахтин М. М. Человек в мире слова. — М., 1995.
Буланин Л. Л. Трудные вопросы морфологии. — М., 1976.
Быстрова Е. А. и др. Обучение русскому языку в школе / Под ред. Е. А. Быстровой. — М., 2004.
Валгина Н. С. Трудности современной пунктуации. — М., 2000.
Глебова Е. Ф. Методические проблемы усиления речевой направленности синтаксиса в школе. — Горький, 1986.
Единый государственный экзамен: Контрольные измерительные материалы / В. И. Капинос и др. — М., 2002, 2003—2004, 2004—2005.
Иванов В. В., Потиха 3. А. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе. — М., 1985.
Иванова В. Ф. Трудные вопросы орфографии. — М., 1982.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Развитие речи: Теория и практика обучения. 5—7 классы. — 2-е изд. — М., 1994.
Капинос В. И., Сергеева Н. Н., Соловейчик М. С. Изложения: тексты с лингвистическим анализом. — М., 1994.
Ларионова Л. Г. Коммуникативно-деятельностный подход к изучению орфографических правил в средней школе. — Ростов-на-Дону, 2005.
Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе: 5—9 классы. — М., 1989.
Львов М. Р. Основы теории речи. — М., 2000.
Львова С. И. Комплект наглядных пособий по орфографии и пунктуации. — М., 2004.
Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. Пособие для учителя. — М., 2000.
Львова С. И. Работа со схемами-таблицами по орфографии и пунктуации: Методические рекомендации к комплекту наглядных пособий. — М., 2004.
Львова С. И. Уроки словесности: 5—9 классы. — М., 1996 (и другие издания).
Львова С. И. Язык в речевом общении. — М., 1991.
Львова С. И., Рыбченкова Л. М. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по русскому языку. 9 класс. — М., 2002.
Любичева Е. В. Уроки развития речи. — СПб., 2002.
Любичева Е. В., Болдырева Л. И. О культуре слова, о тайнах звука и загадках буквы. — СПб., 2002.
Мещеряков В. Н. и др. Основы школьного речеведения. Ч. 1—2. — М.— Тольятти, 2004.
Мещеряков В. Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. — М., 2000.
Пузанкова Е. Н. Проблемы развития языковой способности учащихся при обучении русскому языку. — М., 1996.
Разумовская М. М. Методика обучения орфографии в школе. — М., 1996.
Разумовская М. М. и др. Материалы к устному экзамену по русскому языку: 9 класс. — М., 1997.
Сборник нормативных документов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования / Сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. — М., 2004.
Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М., 2000.
Черепанова Л. В. Аудирование: теория и практика обучения. — Чита, 2002.
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического объединения
учителей русского языка и литературы
МОУ СОШ№1
от 28.09.13 №1,
________________/Петренко И.А./
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________/Асланян С.В../
29.09.13.