Детальный рефлексивный отчёт о планировании исследования по сбору доказательств воздействия внесённых преобразований
Как понять, что внесенные преобразования
являются эффективными?
План развития школы является целевым документом, направленным на решение выявленных актуальных проблем школы. В результате анализа и планирования создаётся некая модель желаемой школы, соответствующая современным требованиям образования. Но если на этапе анализа стартового состояния школы из множества проблем я выделил наиболее значимую и составил план, направленный на её решение, то в процессе реализации плана, естественно, возникли вопросы - насколько эффективен этот план? Достигается ли ожидаемый результат и как это оценить? Как осуществить контроль над происходящими изменениями?
Мы понимали, что возможно наша программа будет давать сбои, в процессе работы возможны ошибки, но о них надо узнать, ведь только тогда они могут быть исправлены. Стратегическое управление инновационными процессами требует промежуточной и итоговой оценки действий. Этот вопрос был обсуждён командой развития, в результате чего мы пришли к единому мнению о необходимости развития в коллективе эвалюационной компетентности, т.е. умения оценивать свои действия. В данном случае нам необходимо было оценить план развития школы. Любая оценка требует определённых критериев, но у каждой школы свой путь развития, поэтому индивидуальны и критерии оценки. И эти критерии к нашему плану мы должны были обсудить и структурировать как некую программу.
Думаю, что определить влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения можно определить с помощью следующих индикаторов:
обновление целей и мисси школы;
внедрение инновационных подходов: преобладание индивидуальных и групповых форм работы на уроке;
рефлексия;
эффективность управления развитием школы;
сотрудничество учителей, учеников и их родителей;
повышение ответственности за результаты обучения самих учеников;
высокий уровень мотивации всех участников УВП;
удовлетворение образовательных потребностей учеников школы;
Поэтому прежде всего мы сравнили цели и задачи планов работы школы за три года. В результате было выявлено, что если ранее цели и задачи школы формулировались с помощью глаголов «дать, разъяснить, внедрить» и т.д., то сейчас мы говорим о том, что нужно создать условия для понимания и внедрения тех или иных инноваций. Из этого следует, что изменился подход к управлению школой, обновились цели школы. поэтому я могу сделать вывод о том, что школа действительно находится на стадии развития.
На следующем этапе исследованию подвергся сам плана развития школы.
Для этого нами прежде всего были выделены такие параметры, как:
актуальность;
реалистичность;
целостность;
контролируемость.
Актуальность плана доказывают результаты анкетирования учителей и анализа первичных данных о школе. Вторично изучив полученные данные и сделанные на их основании выводы, мы пришли к заключению, что наш план развития соответствует требованиям этого критерия.
Обсуждение ожидаемых результатов самого плана и действий, направленных на его реализацию подтвердило, что план реалистичен и выполним с учётом стартового состояния школы, запланированные мероприятия соответствуют целям приоритетного направления развития школы. Вопрос реалистичности и целостности плана обсуждался очень бурно, но в конечном итоге мы пришли к единому мнению о том, что он соответствует данным критериям. Но открытым остался вопрос о временных рамках. Убедительно и аргументированно прозвучало мнение о том, что в такой короткий промежуток времени реализовать запланированную работу будет достаточно сложно. Поэтому мы предположили, что процесс исследования урока будет продлён и торопиться с выводами по обозначенной теме исследования нам не стоит. Считаю, что данная постановка вопроса вполне оправдана и является доказательством высокого уровня осознанной вовлеченности команды в инновационный процесс.
Индикаторами оценки краткосрочного плана стали критерии успеха и доказательства изменений. При этом, если критерии успеха мы рассматривали как показатель достижения поставленных целей, то полученные доказательства подвергли тщательному и всестороннему анализу.
Так в рамках внедрения процесса менторинга была организована работа творческих групп учителей, лидерами которых стали учителя, прошедшие курсы 3 уровня. Из 6 рассмотренных планов только один подвергся конструктивной критике и потребовал внесения изменений: в плане не предусмотрены ожидаемые результаты работы. Поэтому творческой группе было предложено чётко сформулировать ответы на вопросы - Для чего мы это делаем и чего ожидаем в итоге? В процессе обсуждения учителя показали знание и понимание идей уровневой Программы, высокий уровень ведения профессиональной беседы. Если раньше такая ситуация могла стать конфликтной, то сейчас учителя наглядно продемонстрировали возросший уровень коммуникативной компетентности. Считаю, что данный показатель также можно считать влиянием происходящих изменений в практику школы.
План работы сетевого сообщества наряду с внутренней получил и формативную оценку тренера. Именно внешняя оценка позволила нам увидеть проблемные зоны. Действительно, исследование серии последовательных уроков требует доработки и более глубокого подхода. Поэтому нам предстоит внести дополнения в план работы сетевого сообщества.
С целью получения информации о результативности работы по внедрению идеи семи модулей мы проанализировали проведённые уроки-исследования по математике и истории Казахстана, уроки посещённые администрацией школы, членами команды развития. Кроме того период моей практики совпал с аттестацией школы: членами аттестационной комиссии было посещено 48 уроков учителей школы. Внешними экспертами было отмечено, что все уроки соответствуют современным требованиям, из них 83 % проведены на высоком уровне. Мы получили рекомендации о распространении опыта работы по внедрению идей семи модулей в практику обучения и преподавания. Так мы получили положительную внешнюю оценку качества уроков, проводимых учителями школы.
Основным критерием оценки уроков стало внедрение инновационных подходов в практику обучения и преподавания. Собранные количественные и качественные данные позволили сделать следующий вывод:
78 % учителей успешно внедряют в практику идеи семи модулей уровневой программы повышения квалификации педагогических работников Республики Казахстан.
Данный показатель соответствует ожидаемому результату плана развития.
Мониторинг посещённых уроков показал, что учителя информированы о новых тенденциях в образовании, знают требования к компетенциям, предъявляемым к педагогическим работникам системы общего среднего образования, владеют и применяют новые походы в обучении.
Но в результате мониторинга возник вопрос: Почему выводы об инновационных подходах в практику урока настолько различаются? Поэтому, чтобы получить объективный ответ на данный вопрос нами была составлена экспресс-анкета. Было опрошено 100 % учителей школы. В итоге мы получили следующие результаты:
Сопоставляя полученные данные, мы пришли к выводу о том, что учителя (40 %) убеждены, что не каждый урок для достижения результата требует применения инновационных подходов, 15 % учителей демонстрируют инновационные подходы к обучению только тогда, когда информированы о цели посещения урока и критериях его внешней оценки. Чтобы обсудить и решить данную проблему мы включили в долгосрочный план развития школы круглый стол «Эффективность инновационных подходов в практику школы». Здесь же мы запланировали продемонстрировать презентацию о результатах исследования урока.
На основе полученных результатов я могу предположить, что принимая за аксиому то, что учителя хотят и должны учиться, им должна быть предоставлена для этого возможность: время для осознания современных требований. Ведь изменение школьной практики – это не сиюминутный процесс, продвигаемый из вне, а осознанный и планомерный длительный процесс.
Следующим этапом исследования школьной практики стали отзывы учеников. Практически в каждом кабинете школы выделен уголок, который мы неформально называем стеной отзывов. Здесь ученики по своему желанию оставляют отзывы об уроке, о том, что вообще происходит в школе. И это не игры в школьную демократию, а реальная возможность услышать голос ученика. Даже тот показатель, когда стена несколько дней не обновляется, заставляет учителя задуматься об этом. Поэтому мы изучили и постарались систематизировать данную информацию. В результате чего пришли к выводу, что процесс обучения и преподавания в школе обновляется, учителя активно внедряют инновационные подходы и эти изменения получают высокую оценку учеников. Стены пестрят смайликами и стикерами с положительными отзывами о том, что им интересно на уроках, они учатся общаться и выступать перед другими учениками. Нет, не монотонно отвечать на вопросы и пересказывать домашнее задание, а именно выступать, презентуя свои постеры и творческие работы. По моему мнению, это говорит о том, что таким образом ученики выражают свою удовлетворённость уроками и, чувствуя свою значимость, становятся активными участниками происходящих в школе изменений. Однозначен, на мой взгляд, вывод о том, что такой подход повышает мотивацию к обучению и ответственность за его результат. Тем более, что постерами и творческими работами учеников оформлены стены кабинетов. И если раньше для меня различие понятий «кабинет» и «классная комната» было не совсем понятно, то теперь я вижу эту разницу. Кабинеты действительно стали комнатами: стандартные стенды, развешанные на стенах, отошли на второй план, большая часть пространства занята рисунками детей. И это для меня ассоциируется с детской комнатой в квартире. Думаю, что такая атмосфера создаёт благоприятные условия для школьной жизни, ведь мы всегда утверждаем, что школа – это твой дом.
«Стена отзывов» в кабинете географии.
С целью получения обратной связи от всех участников УВП мы провели школьную конференцию. Мы организовали выставку проектов «Школа будущего», продемонстрировали и обсудили фрагменты уроков, здесь же прозвучали эссе учеников «Моя школа сегодня», была продемонстрирована презентация, подготовленная ученическим советом. В заключение было предоставлено слово родителям. Родители также рассказали о том, что если раньше возникали такие ситуации, что ребёнок не хотел идти в школу, то сейчас такой проблемы не возникает. Потому что работая в группе с одноклассниками ребёнок чувствует себя защищённым и не испытывает страха перед уроком. Это мероприятие, запланированное как конференция, стало настоящим фестивалем. Здесь именно глазами учеников мы увидели, как воспринимается процесс преобразования школы. И, что интересно, учителя сами были удивлены тем, как преобразилась школа, как это нравится ученикам и ценится ими.
Поэтому, я могу смело утверждать, что наша школа не стоит на месте, а развивается и становится лучше, внесённые преобразования являются эффективными и оказывают положительное влияние на формирование школьной культуры в целом.
30035511493500313753511557000
Выставка проектов «Школа будущего»
Эффективность преобразования школьной практики прослеживается и через следующие показатели:
75 % учителей школы открыли персональные сайты и ведут системную и целенаправленную работу по их обновлению;
высокий уровень участия и достижений учеников школы в творческих и интеллектуальных конкурсах и олимпиадах городского, областного и республиканского уровня;
Были оценены и перспективы развития школы. Здесь мы выделили благоприятные возможности и риски:
Благоприятные возможности Риски
Кадровый потенциал школы.
Материально-техническая обеспеченность УВП.
Опыт реализации инновационной деятельности.
Перспективность устойчивого развития села.
Расширение сети профессионального взаимодействия с коллегами других школ и педагогического института города Аркалыка Уменьшение контингента учащихся.
Увеличение количества совмещённых классов.
Отток молодых, перспективных педагогических кадров из-за неудовлетворённости уровнем оплаты и бытовыми условиями.
В результате такого анализа мы пришли к выводу, что несмотря на возможные риски, обусловлены объективными, не зависящими от школы причинами, перспектива эффективного развития школы является благоприятной.
С учётом промежуточных результатов внедрения изменений мы планируем провести следующие мероприятия:
Мастер-класс «Серия последовательных уроков».
Круглый стол «Эффективность инновационных подходов в практику школы».
Декада «Молодой специалист».
Методическая неделя «Интерактивные методы обучения в практике учителя».
Необходимо продолжить работу по развитию сетевого сообщества, а для этого прежде всего следует тщательно продумать его структуру и механизм взаимодействия. Перспективным направлением работы мы считаем развитие профессионального взаимодействия с профессорско-преподавательским составом педагогического института города Аркалыка. Такой опыт работы по руководству научной работой учеников и учителей у нас уже есть, но он является единичным. Поэтому, я считаю, что данный вопрос следует решать на уровне администрации и придать ему официальный статус наставничества.
Одной из проблем, требующих решения, является повышение компьютерной грамотности педагогов. С этой целью следует возобновить обучение учителей пользованию Интернет-ресурсами. Такая работа уже проводилась в школе, но охват составил лишь 40 % , основной задачей было обучение азам компьютерной грамотности. Необходимо создать условия и поддержку учителям в овладении инновационными технологиями и готовности к созданию и использованию электронных систем обучения. В этом направлении работы необходимо преодолеть психологический барьер: неуверенность учителей в успешности создания электронных учебников. С целью решения этого вопроса мы планируем организовать дистанционное обучение учителей через интернет: такие услуги обучения предоставляются учителям, но, к сожалению, у нас очень низкий уровень информированности по этому вопросу. Изучая его, я узнал, что положительный опыт работы в этом направлении имеет школа-лицей города Костанай. И по моей инициативе мы решили в период зимних каникул направить в эту школу с целью обмена опытом заместителя директора школы по научно-методической работе и учителя информатики. В процессе работы над данным вопросом я еще раз убедился в том, что нет неразрешимых проблем. Для их эффективного решения необходимы только заинтересованность инициатива и готовность взять на себя ответственность. С целью эвалюации и своевременного изменения и дополнения плана с учётом промежуточных результатов нам необходимо тщательно продумать критерии оценки плана и разработать индикаторы. Если в период работы над планом я думал, что он достаточно полон, то сейчас вижу, что в нем не хватает гибкости, чувствительности к изменениям. Поэтому при составлении следующего плана работы обязательно включу графу «примечание» или «дополнение», где будут отражаться действия, необходимые для улучшения работы.
Если раньше я искренне был убеждён в том, что управление и лидерство в процессе инновационных преобразований школы будет достаточно сложным лишь на первом этапе, то погружаясь в процесс, я всё чаще думаю о том, что достигая определённых результатов, мы видим новые перспективы развития. Цикличность этого процесса действительно бесконечна. Следовательно, мы не имеем права останавливаться на достигнутом и должны постоянно развиваться и учиться сами и вовлекать в этот процесс своих коллег и учеников.
Литература:
Руководство учителя первого уровня.
Селиверстова Е.Н. От школы знания – к школе созидания.