Рабочая программа по предмету Сценическая речь. специализация Актёр музыкального театра
Пояснительная записка.
Рабочая программа учебной дисциплины «Сценическая речь» разработана в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 0507 «Актёрское мастерство» (повышенный уровень среднего профессионального образования) в соответствии с государственным стандартом СПО министерства образования РФ от 2002г.
При составлении программы использованы пособия:
- Примерная программа учебной дисциплины «Сценическая речь». Иркутск. 2005г.
- Методическое пособие «Практическая орфоэпия». Автор Оссовская М.П.
- Методическое пособие «Основы дикции». Автор Бруссур А.М.
- Методическое пособие «Речевой тренинг». Автор Ласковая Е.В.
- Учебное пособие «Тайны нашего голоса». Авторы Козлянинова И.П., Чарели Э.М.
- Методическое пособие по сценической речи. Российская академия театрального искусства (ГИТИС). Под общей редакцией проф. И.Ю. Промптовой.
Учебная дисциплина «Сценическая речь», как и «Мастерство актёра», относится к циклу специальных дисциплин в образовательной программе театрального училища и является профилирующим предметом.
Программа предмета состоит из двух разделов (техника речи и работа над литературным материалом). Учебный материал распределяется на весь период обучения и осваивается на общих и индивидуальных занятиях.
Для совершенствования навыков приобретённых на предмете «Сценическая речь» (техника речи), предусмотрен предмет «художественное слово», отнесённый к циклу дисциплин специализации (весь период обучения), где ведётся работа с учётом особенностей речи каждого студента на индивидуальных занятиях.
Сценическая речь тесно связана с пластикой, движением человека, определяется не только тренировкой тела, но и уровнем интеллекта, развитостью воображения и его эмоциональной сферы; занятия движением направлены на достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости, уверенности в работе с собственным телом, на снятие зажимов, избавление от неуверенности и страха. А так как человек, как правило, совмещает движение со звучанием, то и обучение необходимо соединять с движениями, которые будут помогать в освоении материала предмета «Сценическая речь»; «ритмика» и «танец» - это обучение мгновенному включению, концентрации внимания, вырабатыванию навыков коллективного существования; и, наконец, «Сценическая речь», «Мастерство актёра», а на музыкальном отделении ещё и «ВОКАЛ». Голос, речь, вокал (на отделении «Актёр музыкального театра») даны артисту для выражения мыслей и чувств. Природа рождения речи и вокала – мотивируемое психологическое действие. Основной принцип – подчинить все элементы техники действию.
Занимаясь со студентами, необходимо каждому педагогу – речевику помнить, что он имеет дело с очень тонким механизмом, с молодым человеком и его здоровьем. Неправильно выполненные упражнения влекут за собой перегрузку связок, образование узелков, возникновение фарингитов и не смыкание связок.
С первых же дней обучения надо вырабатывать у учащихся острый слух, способный услышать ошибки, отклонения от нормы звучания. Важно, чтобы студенты научились отличать ограниченное, естественное звучание и произношение от нарочитого, деланного, воспитали в себе чувство веры и правды.
Очень важный раздел сценической речи – «орфоэпия». Литературный язык, чётко определённые нормы произношения и соблюдение этих норм является признаком культуры речи и обязателен для всех, любящих родной язык.
В нашем регионе этот раздел очень важен: исправление сибирского говора – очень трудная и важная задача.
Необходимо заметить, что работу над речью трудно разделить по разделам (невозможно отрабатывать дикцию без дыхания и голоса и т.д.), поэтому главный принцип работы – комплексность.
Преподавателю по учебной дисциплине «сценическая речь», при работе на музыкальном отделении очень важно работать над организацией речевой и вокальной позиции и плавном безболезненном переходе с одной на другую.
Курс предмета «сценическая речь» рассчитан на всё время обучения и поэтому распределение материала по семестрам не означает, что к какому-то разделу или теме не будет возвращения. Для выработки устойчивого, речеголосового стереотипа необходимо снова и снова (от простого к сложному) возвращаться к уже, казалось бы, освоенному материалу.
Предмет «сценическая речь» тесно связан с предметом «мастерство актёра», опережает его и готовит студентов к освоению разделов «мастерства актёра», связанных с речью.
Экзамены и зачёты проходят в соответствии с учебным планом; контрольные и открытые уроки по мере готовности и надобности.
Итогом изучения предмета «сценическая речь» должно быть:
- умение пользоваться индивидуальным тренингом – настройкой речеголосового аппарата.
- знание методики работы над литературным материалом; знание основ стихосложения применительно к художественному слову.
- умение ориентироваться в специальной литературе; владение методикой творческого анализа литературного материала.
- владение искусством речи, как национальным достоянием.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «СЦЕНИЧЕСКАЯ РЕЧЬ»
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ «АКТЕР МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА».
ВВЕДЕНИЕ.
ПОНЯТИЕ О ПРЕДМЕТЕ.
ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, НАЗНАЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА.
Раздел 1.
Дикция.
Значение владения чёткой дикцией для актёра музыкального театра. Понятие «дикции» в работе К.С. Станиславского.
Устройство и функции основных частей речевого аппарата. Воспитание свободы мышц, подвижности и минимального напряжения речевого аппарата. Подготовительный этап в работе над дикцией – «Артикуляция». Артикуляция внешняя и внутриглоточная. Комплекс упражнений, направленных на развитие мышц речевого аппарата. Координация органов артикуляции.
Буква и звук – письменная и устная речь. Отличия в произношении от написания.
Классификация гласных звуков.
Таблица «твёрдых гласных звуков:
У , О , А , Э , И , Ы
И , Э , А , О , У , Ы
Таблица «мягких» гласных звуков:
И , Ю , Ё , Я , Е , И
И , Е , Я , Ё , Ю . И
Выявление индивидуальных дикционных недостатков при произнесении гласных звуков. Установка речевого аппарата на правильное произнесение гласных звуков. Работа с гласными звуками, как в ударном, так и безударном (предударном и заударном положениях).
Упражнения на отработку правильной артикуляции гласных звуков беззвучно и с голосом. Три этапа при работе над исправлением речевых недостатков:
Поиск правильной позиции каждой из частей речевого аппарата (артикуляция) и получение чистого звучания (дикция) при произнесении гласных звуков;
Дикционная отработка правильного звучания различных гласных в звукосочетаниях, словах, пословицах, поговорках, скороговорках, небольших текстах;
. Перенос правильного дикционного звучания в бытовую и сценическую речь.
Классификация согласных звуков.
Звонкие и глухие, мягкие и твёрдые согласные. Зависимость чёткости и внятности речи от чистоты звучания каждого согласного звука.
Выявление индивидуальных речевых недостатков при произнесении согласных звуков. Установка речевого аппарата на правильное произношение согласных звуков.
Звучание согласных неточное, плохо и вяло открывающийся рот – зажата нижняя челюсть.
Плохие звуки С, З, Ц, Т, Д – не разработан кончик языка.
Неточные звуки Ш, Ж, Й – слабые подъязычные мышцы языка, плохо работает средняя часть языка.
Вялые, неясные П, Б, В, Ф – вялые губы.
Комплекс дикционных упражнений на устранение речевых недостатков (согласные изолированные, в сочетании согласных с гласными (в слогах), в сочетаниях слов, в пословицах, поговорках, чистоговорках, скороговорках, зазывах, кличах, детских стихах и т.д. в движении и статике.
Составление словарей из слов с неверно произносимыми согласными. Составление рассказов из скороговорок, насыщенных необходимыми для тренировки «больными» звуками.
1.2. Орфоэпия.
Краткие сведения об истории и формировании русского языка. Диалект, говор, наречие. Речь письменная и устная.
Литературный язык, язык образцовый, его нормы считаются обязательными для всех. Лексические. Грамматические, орфографические и орфоэпические нормы. Эталон – старомосковская речь – более чистое осуществление русской речи (со звуковой стороны) и сама мелодическая её форма.
Московский говор – умеренное «аканье».
Всё об ударении в слове. (ударный слог - 3, предударный – 2, заударный – 1). Что такое редукция.
И, Ы, У, Ю, Э – количественное изменение.
Безударные А, О, Е, Я – количественное и качественное изменение, редуцированное.
Таблица редукции безударных гласных «А, О».
Таблица редукции безударных гласных «Е, Я».
«А» - после «Ч, Щ».
«А» - после «Ш, Ж, Ц».
«Е» - после «Ш, Ж, Ц»
«И» - как «Ы».
Сочетания АО, ОА, АА, ОО.
Сочетания ЕИ, ЕУ, ЕА, ЕО.
Произношения согласных звуков.
Согласные «Ш, Ж, Ц» - правила и исключения.
Согласные «Ч, Щ» - правила и исключения.
БОГ – бо(г)а
Закон ассимиляции (уподобления) по глухости и звонкости.
Сонорные, звук «В», звук «Г».
Сочетания согласных.
- СШ, ЗШ; СЖ,ЗЖ;
ЗЖ, ЖЖ – внутри корня и с трудно различимой приставкой.
Слово «ДОЖДЬ» - современная речь, сценическая речь.
СОЧЕТАНИЯ «СЧ, ЗЧ» в корне слова и на стыке корня и суффикса.
Сочетания «СЩ, ЗЩ» в словах и на стыке слов.
Сочетания «ТЦ, ДЦ;ТС,ДС,»
Сочетание «ЧТ» - правила и исключения.
Сочетание «ЧН» - правила и исключения.
«ЧН» - в женских отчествах.
Двойные согласные в словах и на стыке слов.
Выпадение некоторых согласных звуков.
«СТН, ЗДН, СТЛ, НТСК, НДСК.
Здравствуйте, сердце, солнце, чувство – выпадение согласных. Слова – хоть, коли (коль), мол, так, чай, дескать, стало быть; союз «ДА» в значении «НО» - в роли усилительной частицы.
Женские отчества от имён, оканчивающихся на согласные – Б, Г, К, Х, Й – правила и исключения.
Мужские отчества
Имена Павел и Александр.
Смягчение согласных.
а) двойные согласные
б) «С, З» перед «В, Д, Т, Л, М, Н, Р».
в) «Н» перед «Д, Т».
г) «Н» перед «Ч, Щ».
д) «СТ» перед мягким «В».
е) «Т, Д» перед мягким «В».
ж) «Н» перед мягкими «С, З».
З) «коммунизм», «социализм».
и) «Р» в старомосковской речи пред согласными «Г, К, Х, Б, П, В».
к) Предлог «С» перед йотированными согласными.
л) Предлоги «ИЗ, БЕЗ, ЧЕРЕЗ».
м) Предлоги «ОТ, ПОД, НАД, ПЕРЕД».
н) Согласные, кроме «Ш, Ж» перед «Ь».
о) согласные перед «Ъ», перед «Й».
Приставка «С» не образующая слога; из- , раз-, от-, над-, перед-, об-.
Окончания прилагательных во множественном числе .
Окончания прилагательных на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ (именительный падеж, единственное число).
Фамилии на -СКИЙ, -ЦКИЙ.
Окончания прилагательных родительного падежа на -ОГО, -ЕГО - примечание к правилу.
Глаголы с окончанием -ГИВАТЬ, -КИВАТЬ, -ХИВАТЬ.
Глагольные окончания -СЯ, - СЬ, -АТ, -ЯТ, -ТСЯ, -ТЬСЯ.
Произношение заимствованных слов.
1.3. Дыхание и голос.
Дыхание – основа основ речевого звучания. Три системы периферического отдела речи: голосовая, артикуляционная, дыхательная.
Особенности сценического дыхания. Физиологическое и фонационное дыхание. Смешанное диафрагмально-рёберное дыхание. Три типа дыхания: грудное, брюшное, смешанно-диафрагматическое (полное).
Значение полного дыхания в процессе воспитания речевого голоса. Правильная осанка – основа освоения полного дыхания.
Воспитание короткого вдоха и длинного выдоха. Упражнения на разные типы выдоха (фиксированный, тёплый). Упражнения, направленные на воспитание носового дыхания. Упражнения в положениях: лёжа, сидя и стоя, задача которых – освоение техники смешанно-диафрагматического дыхания с активизацией мышц брюшного пресса, сознательное регулирование его ритма, правильное соотношение вдоха и выдоха.
Тренировка дыхания в быту, которая должна помочь закрепить и использовать в жизни навыки, приобретённые на специальных занятиях по дыханию.
Тренировка дыхания при чтении текстов с использованием навыков, приобретённых в предыдущих упражнениях. Цель – научиться распределять выдох на определённые части, диктуемые содержанием, логикой, синтаксисом автора произведения.
Гигиена голоса.
Дыхание – источник и энергия звука
Виды атак звука (мягкая, твёрдая, придыхательная). Основное положение речевого аппарата при фонации. Гортань и резонаторы.
Обнаружение, развитие и усовершенствование голосовых данных студентов, свойственных им от природы. Пробуждение индивидуальных голосов и обучение легко и свободно пользоваться этими голосами. Основной центр голоса каждого студента.
Мышечная свобода – отсутствие напряжения и физических зажимов.
Мышечная активность – состояние речевого аппарата, не допускающее вялости.
Голосовая выносливость – состояние, при котором не наступает утомляемость мышц.
Тембровая подвижность голоса – умение варьировать разными качествами звучащего голоса. Объёмность – свойство голоса быть глубоким, бархатным, мягким, округлым и т.д.
Звуковысотный диапазон – умение использовать максимальный тоновый объём.
Динамический диапазон – умение пользоваться голосом при различной силе звука, не теряя термальной окраски.
Темпо-ритмический диапазон – умение пользоваться голосом при различной скорости речи.
Регистры голоса (верхний, нижний, смешанный). Шёпот, четверть голоса, полголоса, голос, крик, смех.
Сонорные согласные и упражнения, построенные с применением этих согласных.
Упражнения с гласными «У, О, А» - их значение в голосоведении – освобождение челюсти.
Согласные «П, Т, К» (статика и движение) – тексты стихов, гекзаметров, былин и т.д. Выработка плавного перехода из одного регистра в другой.
Раздел 2.
Работа над литературным материалом.
Словесное действие.
Некоторые специфические особенности и общие основы словесного действия в искусстве актёра и художественном слове.
К.С. Станиславский и В.И. Немирович-Данченко о работе актёра над словом.
Выявление идейного смысла произведения.
Сквозное действие и сверхзадача в литературном тексте.
Личное восприятие произведения: ассоциативный ряд, иллюстрированный подтекст, предлагаемые обстоятельства, приспособления, видения.
Воспитание умения действовать словом. Элементы словесного действия: видения, кинолента видений (внутренняя и внешняя); объекты внимания; личностное восприятие жизни; ассоциативный ряд; иллюстрированный подтекст; предлагаемые обстоятельства; перспектива речи; событие; сквозное действие; сверхзадача; воспитание умения действовать словом.
Перспектива речи, событие. Понятие «куска» в пьесе и произведении художественной литературы. Необходимость определения словесного действия в куске глаголами: просить, хвалить, защищать, обвинять, доказывать, намекать, предупреждать, подбадривать, высмеивать и т.д. неприемлемость играния чувств (грущу, радуюсь и т.д.).
Зависимость словесного действия рассказчика и действующих лиц в куске от задачи, сверхзадачи всей роли, всего произведения художественной литературы.
Элементы овладения стилевыми особенностями произведения.
Язык автора – отражение типичных, существенных сторон характера персонажей, их культуры, склада, мыслей, душевного состояния; важнейшее средство выражения авторской идеи, в нём раскрывается содержание произведения. Воспитание «литературно – театральной интуиции» (В.И. Немирович-Данченко) – путь к овладению стилем автора.
Воспитание у студентов умения изменять словесное действие по заданию преподавателя на материале пословиц, поговорок, скороговорок, стихотворных текстов.
Действие и противодействие – конфликт. Чем острее, конфликтнее общение исполнителя со слушателями, тем активнее, действеннее звучит его рассказ, его монолог.
Объект внимания; присвоение материала; речевая характерность; темпо-ритмы.
2.2. Темпо-ритм.
Понятие «темпо-ритма». Значение владения темпо-ритмом для актёра. Прямая и обратная зависимость темпа от ритма. Изменение темпо-ритма с изменением словесного действия и предлагаемых обстоятельств.
Тренировка смены темпо-ритма на специально подобранных текстах. Речевая характерность, как одна из выразительных сторон темпо-ритма.
Ритмико пластический речевой тренинг.
2.3. Логика речи.
Значение логики речи как этапа работы над литературным материалом, средство выявления авторской мысли.
Понятие «логика мысли, а не слова этих мыслей». (К.С. Станиславский).
Национальные особенности грамматики, интонации, мелодики русской речи.
Смысловое ударение. Смысловые паузы. Речевые паузы.
Природа интонации и знаки препинания, грамматические паузы.
Закон о новом понятии; закон противопоставления; закон сравнения; правило определения и определяемого; инверсия; закон родительного падежа; перечисление однородных членов предложения; обобщающее слово в перечислении; утверждение; уточнение; сопоставление; вопрос; восклицание.
Работа над прозаическим текстом.
Логический анализ текста.
Элементы словесного действия в работе над прозой.
Ритмика прозаической речи. Фраза, период, контекст.
Авторская речь и речь персонажа.
К.С. Станиславский о законах речи.
Основы теории стихосложения.
Общее в работе над прозаическими и стихотворными произведениями. Отличие стиха от прозы.
Ритмообразующие факторы стиха.
Содержательность стихотворной формы.
Системы стихосложения.
Белый, вольный, свободный стих.
Ритмические законы стиха.
Стихотворные паузы, цезуры, перенос.
Определение рифм (клаузул), характера рифмовки.
Звуковые повторы.
Ритмомелодика стиха.
Закон соблюдения межстиховой паузы; закон единства стихотворной строки; закон соблюдения количества слогов в строке; закон соблюдения цезуры (5-ти и 6-ти стопные ямбы и хореи); закон соблюдения авторского ударения в слове стихотворной строки.
Работа над стихотворным текстом.
Элементы словесного действия в работе над стихами.
Содержательность стихотворной формы.
Разговорность драматического стиха.
«Разговор в стихах».
«Стиходействие».
Ритмико-логический анализ произведения.
Расстановка пауз и ударений (смысловых и ритмических).
Событийно-действенный анализ произведения, монолога.
Воплощение стихотворного произведения, монолога.
Развитие кантиленности звучания на поэтическом материале.
2.4. Работа над речью в отрывках и спектаклях.
Реализация всех навыков сценической речи, полученных студентом в течение периода обучения, исправление недостатков произношения, дыхания, звучания.
Замечания педагога после экзаменов и зачётов по мастерству актёра, а также после просмотренных репетиций и спектаклей. Проработка монологов и текста ролей во время индивидуальных занятий. Уточнение ударений в словах, логических ударений.
Художественное слово.
Художественное слово как итог работы студентов над всеми разделами учебной дисциплины «Сценическая речь».
Сходство и различие словесного действия, задач актёра. В спектакле и художественном слове.
Общение актёра с партнёрами и чтеца со слушателями.
Чтец и рассказчик (стихи, басни, монологи, рассказы).
Жанр произведения. Стиль автора. Тема и идея.
Мысль и смысл.
Кинолента видений. Фантазия.
Образ рассказчика и образы действующих лиц (текст и подтекст).
Прямая и косвенная речь.
Событийный ряд. Сквозное действие.
Логическая перспектива.
Средства обучения.
Дидактические материалы (тестовые задания для промежуточного и итогового контроля учащихся).
Наглядные средства обучения (дикционные и орфоэпические таблицы).
Технические средства обучения (палки, мячи всех размеров, скакалки, воздушные шарики, лёгкие пакетики, пробки, пластмассовые шарики диаметром 1.5 см или крупные орешки фундука и т.д.)
Список литературы.
Васильев Ю. Голосоречевой тренинг. Учебное пособие. СПБ.,1996г.
Васильев Ю. Тренинг сценической дикции. СПБ. 1996г.
Галендеев В. Учение Станиславского о сценическом слове. Л., 1990г.
Кнебель М. Слово в творчестве актёра. М., 1971г.
Козлянинова И., Чарели Э. Тайны нашего голоса. Екатеринбург, 1992г.
Ласкавая Е. Голосоречевой тренинг. М., 2006г.
Станиславский К. Собрание сочинений в 8-ми томах: т.2-3. М. 1954г.
Сценическая речь. Учебник для театральных учебных заведений (под редакцией И.П. Козляниновой и И.Ю. Промптовой) 3-е издание., испр. и дополн. М., 2002г.
Тарасов В. Чувство речи. Учебное пособие. СПБ.,1997г.
Осовская М. Московский говор в жизни и на сцене. М., 2003г.
Словари.
Произношение, ударение, грамматические формы (под ред. Р. Аванесова.)
Агеенко Ф., Зарва М. (под ред. Штудинера М.) М., 2000г. Словарь ударений русского языка.
Аванесов Р. Орфоэпический словарь русского языка. М., 1999г.
Ожегов С. Толковый словарь русского языка. М., 1995г.