Рабочая программа кружка Окно в мир. Направление- журналистика, дополнительное образование.
Мартыновский район сл.Большая МартыновкаМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования - центр дополнительного образования детей
«Утверждаю»
Директор МБОУ ДО ЦДО
Приказ от______________ 20___ № _____
_____________________Мартынов А.Н._
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
кружка
«Окно в мир»
направление: общекультурное
количество часов: 128 ч.
Составитель: Е.В.Белокопытова педагог
2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа для кружка дополнительного образования «Окно в мир» составлена на основе:
- Закона Российской Федерации «Об образовании»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (второго поколения);
- Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Методических рекомендаций по развитию дополнительного образования детей в ОУ;
- САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- Устава образовательного учреждения
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 2010 г.;
- Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ .- Учебного плана муниципального бюджетного образовательного учреждения ДО ЦДОД на 2015 – 2016 учебный год;
- Годового календарного графика муниципального образовательного учреждения ДО ЦДОД на 2015 – 2016 учебный год
ВВЕДЕНИЕ
Журналистика по определению В.И. Даля – журнальная, срочная словесность. Программа кружка «Окно в мир» является программой интеллектуального творчества. На занятиях юные корреспонденты учатся пристально всматриваться в суть явлений и вещей, стремятся не только реально оценивать мир, но и себя в нём. Поэтому назрела острая необходимость
разработки образовательной программы, знакомящей учащихся с современным издательским бизнесом, который сегодня немыслим без компьютерных технологий, раздвигающих горизонты творчества, позволяющих реализовать все
наши замыслы. Наряду с теоретическими знаниями развиваются практические навыки. Всё это делает процесс обучения увлекательным, эту часть жизни и увлечений ребёнка значимыми, потому что даёт каждому возможностьсамоутвердиться.
Мощность средств, включенных в настольные издательские системы настолько велики, что практически весь процесс подготовки газеты к изданию может выполнять один человек. При этом издательские программы легко поддаются освоению даже непрофессионалам в издательской работе. А графические возможности компьютера позволяют сделать газету красочной.
Ребята сами подбирают иллюстрации, используют множество фотографий, создают коллажи. Однако недостаточно всего лишь овладеть инструментами, которые они предлагают. Нужно обладать, помимо прочего, базовыми понятиями издательского дела, иметь представление об издательском процессе, азами журналистики. Без этих знаний немыслимо создание полноценной полиграфической продукции. Поэтому на занятиях кружка учащиеся знакомятся с компьютерными настольными издательскими системами.
Актуальность программы.
Данная программа дает общее представление, как сделать наши издания приемлемыми с точки зрения полиграфических требований, а значит и более привлекательными на вид. В данной программе собран материал, которого достаточно для получения общего представления о предмете и создания печатной продукции. Обучение построено таким образом, что последовательно освещаются все стадии подготовки издания: от замысла до получения оригинал- макета. Разделы программы непосредственно посвящены настольной издательской системе. Содержание программы предполагает работу с разными
источниками информации. Содержание каждой темы включает в себя самостоятельную работу учащихся. При организации занятий целесообразно создавать ситуации, в которых каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную творческую или конструкторскую работу и принять участие в работе группы. Необходимо развивать интерес к этой профессиональной сфере у
учащихся школы, потому что ребенок может продемонстрировать свои умения, свое дарование, наглядно продемонстрировать результат. Кроме того, необходимо развивать мотивацию к профессии дизайнера-верстальщика, так как дело, которым учащиеся будут заниматься, значимо и для других, представляет интерес для окружающих.
Новизна программы.
Данная программа кружка «Окно в мир» выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом.
Специфика данной программы состоит в том, что она основана на системно – деятельностном подходе к обучению и воспитанию, который является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития личности обучающихся. Весь курс программы проводится на основе использования как традиционных методов обучения (беседа, лекция), так и направленных на формирование практических навыков и умений( работа в проектных исследовательских группах, виртуальные экскурсии).
Цели программы:
- знакомство детей с многообразием журналистских жанров, с основами
издательского дела, обучение основным принципам и законам написания и
редактирования публицистического, художественного и научного текстов,
сделать доступным и посильным издательское дело;
- развитие творческих способностей детей, формирование умения
ориентироваться в потоке информации, расширение кругозора детей;
- воспитание человека, гражданина, школьника - задача сложная многогранная,
всегда актуальная;
- создание постоянно действующего актива юных корреспондентов.
Проблема влияния массовой информации на формирование мировоззрения
школьников рождает новую проблему - проблему «моральной защиты» детей и
подростков от негативных влияний средств массовой информации. С учетом
этого определены задачи данной программы.
Задачи:
- формировать у ребят практические навыки журналистской работы: умение
собирать информацию пользоваться разнообразной справочной и научной
литературой;
- активизировать познавательную мыслительную деятельность;
- развивать критическое мышление;
- развивать коммуникативные умения, самостоятельность при создании
материала;
- прививать культуру общения;
- воспитывать духовные качества личности, активную жизненную позицию;
-воспитывать у учащихся потребность в устных и письменных
публицистических выступлениях и прививать им необходимые для этого
навыки;
- развивать творческие способности школьников — осуществлять выпуск
стенгазет, рукописных журналов, альманахов, оформлять альбомы, стенды.
- развивать коммуникативные способности учащихся с использованием
технических средств;
- формировать творческие способности детей;
- уметь анализировать и отбирать полученную информацию;
- использовать силу воздействия массовой информации для становления
духовного мира учащихся;
- уметь применять полученные знания при создании школьной газеты.
Принципы программы:
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
•Учёт возрастных особенностей.
•Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
•Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
На содержание программы оказали влияние следующие факторы:
•Традиции школы.
•Особенности возраста, класса, индивидуальности детей.
Сроки реализации программы
Рабочая программа «Окно в мир», является программой интеллектуального творчества, рассчитана на детей 10-11 лет, срок реализации – 1 год. Продолжительность реализации –128 часов в год, из них – 52 теоретических, 76 практических часов. Продолжительность занятий – 2 раза в неделю по 2 часа. (128 часов в год)
Целесообразность
Особенностью методики проведения занятий в кружке является объединение творческой и практической частей. Порядок работы при этом может быть различным.
Программа направлена на развитие способности не только к правильной, но и выразительной, воздействующей на ум и чувства читателя или слушателя речи. Изучение данной дисциплины должно содействовать расширению лингвистического кругозора учащихся, воспитанию у них стилистического чутья, закреплению умений и навыков коммуникативно-целесообразного отбора единиц языка, развитию и совершенствованию способностей создавать и оценивать тексты различной стилевой принадлежности.
Программа предусматривает изучение лингвистической стилистики, функциональной стилистики, а также практической стилистики и культуры речи. В программе отражена связь стилистики с культурой речи. Одной из важных задач программы
является повышение общей культуры речи учащихся, поэтому в “Программу” включен раздел “Культура речи”. Навыки, которые предполагается выработать в процессе изучения курса, окажутся полезными как для построения устного
сообщения, так и для написания заметок и статей в газету.
Кроме того, программа способствует освоению учащимися фундаментальных понятий современной информатики, формирование у них навыков алгоритмического мышления, понимание компьютера как современного средства обработки информации; в получении практических навыков работы с компьютером и современными информационными технологиями
Методы, приёмы, формы проведения занятий
Издательская деятельность в кружке имеет четкую направленность. Меньше критики, потому что в большей степени будущие печатные издания задуманы как литературно – художественные издания, красивые, грамотные и высоконравственные, которые ведут к добру, к знаниям, к красоте. Издательская деятельность может быть групповой и индивидуальной. Выбор той или иной формы происходит в зависимости от целей и задач конкретного раздела или темы программы. В качестве методических приемов могут быть использованы беседы, экскурсии, лекции, самостоятельная работа школьников, индивидуальные задания и анализ практической деятельности детей. В программе работы кружка:
индивидуальные занятия;
занятия по звеньям;
участия в конкурсах;
лекции;
выездные занятия;
встречи с интересными людьми;
практическая работа ( выпуск газеты, публикации в специализированных СМИ и др.)
Структура учебного занятия (2 ч. по 45 мин., перерыв 10 минут )1 Формулирование целей и задач занятия 5мин.
2 Основное содержание 15 мин.
3 Задания для самостоятельной и творческой работы учащихся вовремя проведения кружкового занятия 15 мин.
4 Отдых, подвижные игры 10
5 Консультация 10
6 Отработка практической части по теме занятия 20 мин.
7 Контроль знаний по теме занятия 5 мин.
8 Подведение итогов занятия 5 мин.
9 Релаксация 5 мин.
Предполагаемые результаты.
В каждом ребенке заложен огромный творческий потенциал, и если он не реализован, значит, не был востребован в школе. В идеале результатом систематической и планомерной работы в данном направлении должно стать
формирование индивидуальной системы самовоспитания младшего школьника, работы по формированию своей личности. Изучение материалов связанных с культурой (историей родного края, страны, элементов мировой художественной культуры)
повысит общий уровень развития подростка. И один из важнейших для младших школьников моментов - осознать, что восприятие - тоже творчество, что каждую минуту происходит самостроительство или саморазрушение личности:
необходимость же творческого подхода к делу ежедневно подтверждает практика любой профессии. Выпуск газеты на печатной основе - один из эффективных путей для достижения этого. Газета - это информация, сила которой – слова. Периодическое печатное издание планируется выпускать один раз в 1,5 месяца. Они могут быть тематическими, отдельные номера выходить с приложениями, например, «Для вас, родители», «Спортивная жизнь » и другие. Тематика определяется общим планом работы центра, но это не исключает свободного выбора темы публикаций самими кружковцами.
Результаты обучения
-Учащиеся должны уметь: определять стиль и тип речи;
-давать характеристику текста публицистического стиля;
-в соответствии с темой и основной мыслью отбирать материал, составлять план и использовать им в устных и письменных высказываниях;
-совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения;
-пользоваться разнообразными языковыми средствами в сочинениях публицистического характера;
-находить и исправлять орфографические, пунктуационные, грамматические и речевые ошибки;
-соблюдать стилевое единство в устных и письменных высказываниях;
-строить связные высказывания;
-фиксировать и систематизировать рабочий материал при подготовке к устным и письменным высказываниям;
-проводить литературное редактирование и литературную правку текста.
На занятиях вырабатываются следующие умения и навыки:
1. Умение работать с разной литературой.
2. Умение работать с магнитофоном, диктофоном, компьютером.
3. Умение брать и давать интервью.
4. Использование знаний основных жанров периодической печати.
5. Умение создавать макет и делать компьютерную верстку газеты.
Занятия в кружке журналистики развивают фантазию, память, психологические навыки, коммуникабельность, умение ориентироваться в любой ситуации, повышают грамотность.
Учащиеся должны знать понятия:
- журналист;
- периодические издания;
- виды текста и стили речи;
- публицистическая статья;
-основные термины работы со шрифтами;
-жанры: интервью, заметка, отчёт, статья, рецензия, обзор, зарисовка
ФОРМЫ ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
В качестве промежуточной формы контроля могут быть использованы контрольные вопросы по теме занятия. В качестве итоговой формы контроля является Анкета для участника программы кружка «Окно в мир». Оцените по пятибалльной системе программу по кружку «Окно в мир»
1. Содержание программы интересно для меня.
2. Содержание программы полезно для меня.
3. В программе много новой информации для меня.
4. Информация усваивается и запоминается легко.
5. Задания к учебной деятельности в рамках программы интересны для меня.
6. Задания к учебной деятельности в рамках программы полезны для меня.
7. Ваша общая оценка программе.
Учебно - тематический план
№ Тема Количество часов
Теоретические часы Практические часы
Всего
1 Введение в журналистику 7 ч. 5 ч. 12 ч.
2 Культура речи 4ч. 8 ч 12 ч.
3 Я - юнкор18 ч. 24 ч. 42 ч.
4 Жанры периодической литературы 17 ч. 35 ч. 52 ч.
5. Заключение 6 ч. 4 ч. 10 ч.
Всего 52 ч. 76 . 128 ч.
Календарно - тематическое планирование
№ Тема занятия Содержание занятия Коли
чествочасов Деятельность обучающихсяВид контроля.
Измерители Дата
проведения
план факт
ВВЕДЕНИЕ В ЖУРНАЛИСТИКУ 12 ч.
1,2 Вводное занятие
Журналистика в России. Знакомство с целями и задачами программы. Инструктаж по технике безопасности 2 Знакомство с обучающимися, составление плана работы в кружке, знакомство с программой кружка. Составление
плана работы 07.10 Журналистика в России. Возникновение журналистики в России. «Куранты», «Петровские ведомости», «Всякая всячина» Екатерины II, «Трутень», «Московские ведомости», Краткий обзор журналов XIX века. Состояние современной журналистики в России. Основные вехи истории отечественной журналистики, современная журналистика в России Беседа с обучающимися о том, как они оценивают деятельность СМИ на данном этапе.
3,4 Экскурсия в сельскую библиотеку Знакомство и анализ периодической печати. 2 Знакомство с разделами газет журналов Беседа 09.10 5,6
Журналистское произведение.
Журналистское произведение. Рождение журналистского произведения, социальный заказ, приверженность определенной теме, Замысел произведения, структура, проблемная сторона замысла. Накопление материала, планирование и конкретизация идеи. 2 Журналистское произведение, замысел, гипотеза, структура, проблема, накопление материала
Рассказ учителя 14.10 Практическое занятие Написание материала по любой интересующей теме, проследив за структурой замысла, его воплощением в конкретной работе. Написание материала по заданной теме.
7,8 Выпуск школьной газеты №1 «Четвероклашки. ru» Распределение ролей. Анализ школьных газет других школ. Практическое занятие. 2 Планирование номера. Обсуждение разделов газеты. Составление плана работы. 16.10 9,10 Журналистика как профессия. Журналистика как профессия. Место и роль журналистики в современном обществе. Основные типы информации. Функции журналистики (Коммуникативная, организаторская, регулятивная, рекреационная и др.). Права и обязанности журналистов, регламентируемые Законом о СМИ. Этика журналиста. 2 Профессия журналист Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками 21.10 Практическое занятие Беседа по теме Беседа с обучающимися об их представлении о профессии журналиста 11,
12 Выпуск школьной газеты №1 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Правка материала. 2 Написание материала статей 23.10 КУЛЬТУРА РЕЧИ 12 ч.
13,
14 Типы речи.
Типы речи. Повествование, описание, рассуждение. Особенности и различие типов речи 2 Типы речи, повествование, описание, рассуждение Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками 28.10 Практическое занятие по теме «Типы речи» Написание материала: портрет (описание), оставить короткий рассказ «Как я провел вчерашний день (повествование), и устное рассуждение на заданную тему. Написание материала по вариантам 15
16 Стили речи.
Понятие о стилях речи. Научный, художественный, официально-деловой, публицистический стили. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства.
2 Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками 30.10 17
18 Стили речи.
(продолжение)
Практическое занятие по теме
«Стили речи» 2 Определение стиля произведений, назвать его особенности. Уметь выявлять характерные признаки стилей. Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора 05.11 19
20 Выпуск школьной газеты №1 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Отбор материала. Дизайн газеты. 2 Написание материала статей 06.11 21
22 Публицистический стиль. Публицистический стиль. Сходство и различие художественного и публицистического стилей. Особенности публицистического стиля – лексические, фразеологические, синтаксические, изобразительно-выразительные средства. 2 Стили речи, научный, художественный, официально-деловой, публицистический.
Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками 11.11 Практическое занятие по теме
«Публицистический стиль» Умение выявлять характерные признаки публицистического стиля. Устное/письменное определение стиля произведений, обоснование своего выбора 23
24 Выпуск школьной газеты №2 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Отбор материала. 2 Определение тем, поиск и сбор информации. План содержания номера. 13.11 Я - ЮНКОР 42 ч.
25
26
Методы сбора информации. Методы сбора первичной информации, факторы, влияющие на выбор методов. Традиционные и нетрадиционные методы. Наблюдение и эксперимент как метод сбора первичной информации. Эксперимент как метод и жанр журналистики. 2 Наблюдение, эксперимент, интервью, информация Работа с иллюстративным материалом, индивидуальными карточками. 18.11 Практическое занятие по теме «Методы сбора информации»
Накопление материала, используя известные методы. Написание материала для школьной газеты
27
28 Интервью как метод сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Интервью как метод сбора информации. Проблемы, которые могут возникнуть при интервьюировании, пути их решения.
Практическое занятие по теме «Интервью как метод сбора информации» 2 Наблюдение, эксперимент, интервью, информация
Обучение составлению «правильному списку вопросов» при интервьюировании. Работа с иллюстративным материалом – газетами и журналами.
Написание плана-интервью для материалов школьной газеты. 20.11 29
30
Выпуск школьной газеты №2 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Отбор материала. 2 Определение тем, поиск и сбор информации. План содержания номера. 25.11 31
32
33
34 Литературное редактирование текста.
Понятие литературного редактирования, Основные виды речевых ошибок. Плеоназм и неправильное употребление фразеологизмов.
2
2 Классификация речевых, грамматических, пунктуационных ошибок. Их исправление Работа с иллюстративным материалом 27.11
02.12
Практическое занятие Найти и исправить в тексте речевые ошибки Работа с текстами Виды правок текста (правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка). Правка-вычитка, правка-сокращение, правка-обработка, правка-переделка
Работа с иллюстративным материалом Практическое занятие Отредактировать текст, используя один вид правки Работа с иллюстративным материалом
35
36
37
38 Выпуск школьной газеты №2 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Отбор материала. 2
2 Правка материала. Импорт картинок, фотографий. 04.12
09.12
39
40
41
42 Типология периодических изданий. Газета и журнал как тип изданий.
Как делается газета. Понятие о типе средства массовой информации, основные типологообразующие факторы. Различие печатных и аудиовизуальных СМИ. Газета как тип издания Журнал как тип издания. Различие газеты и журнала. Основные типологические признаки газеты и журнала. 2
2 Типология печати Работа с иллюстративным материалом 11.12
16..12 Практическое занятие Определение различия типологических параметров газеты и журнала Работа с иллюстративным материалом Технологический цикл выпуска газеты. Основные характеристики газеты (формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты).Формат, объем, тираж, шрифт, текст, понятие о газетном дизайне, модели газеты.Работа с иллюстративным материалом 43
44 Практическое занятие 2 Характеристика любимой газеты по всем изученным признакам, в том числе и типологическим Работа с иллюстративным материалом 18.12 45
46
47
48
Выпуск школьной газеты №3 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Обсуждение тем для нового выпуска. 2
2 Подбор материала. План содержания газеты. 23.12
25.12 49
50
51
52 Заголовок и лид в газете. Заголовок и лид в газете. Заголовок и заголовочный комплекс, информационные свойства заголовка, его функции. Способы создания заголовков. Понятие о лиде, его различные виды. 2
2 Заголовок, лидРабота с иллюстративным материалом 13.01
15.01 Практическое занятие Различные виды лидов и суметь их проанализировать. Работа с иллюстративным материалом 53
54
Выпуск школьной газеты №3 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Отбор и просмотр материала. 2 Редактирование текстов. Выпуск газеты. 20.01 55
56
Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Понятие о жанре. Жанрообразующие факторы. Проблемы жанроразграничения, различные теории жанров журналистики.
2
Жанр, жанрообразующие факторы Работа с иллюстративным материалом 21.01 57
58 Выпуск школьной газеты №4 «Четвероклашки. ru» Практическое занятие. Определение тем будущего номера. 2 Зарисовки статей. 22.01 59
60 Информационные жанры. Информационные жанры. Общая характеристика. Особенности информационных жанров, их отличительные признаки.
2
информационные жанры Работа с иллюстративным материалом 27.01 61
62
63
64 3аметка как жанр
Заметка - простейшая форма оперативного газетного сообщения. Событийный повод для написания заметки. Сжатость изложения, высокая оперативность. Способы подачи краткой информации в газете и журнале: тематические, политематические, хроникальные подборки. "Перевёрнутая пирамида". 2
2 заметка как информационный жанр
Работа с иллюстративным материалом, книгами 28.01
29.01 Практическое занятие Работа с газетным материалом, написание заметки Работа с иллюстративным материалом, книгами
65
66 Выпуск школьной газеты №4 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. Дизайн номера. 2 Редактирование материала Выпуск газеты. 03.02 ЖАНРЫ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52 ч.
67
68 Интервью как жанр Интервью. Интервью как универсальный метод получения информации. Виды интервью: интервью-монолог, интервью-сообщение, интервью-диалог, интервью-зарисовка, интервью-мнение, анкета, опрос. Логика интервью. Моделирование ситуации. 2
Интервью как информационный жанр Работа с иллюстративным материалом, книгами 05.02
Практическое занятие, работа с диктофоном Разработать план вопросов и провести интервью. Написание материала 69
70 Итервью как жанр
Метод наблюдения. Фиксация в тексте его хода и результатов. Критерий отбора события для репортажа, предметная основа жанра. Оперативность, динамичность, наглядность, активно действующее авторское "я", внимание к детали и подробности. Событийный репортаж (оперативность, хронологичность), познавательный репортаж (в основе тема, а не событие), спортивный репортаж. 2 Репортаж как информационный жанр Работа с иллюстративным материалом, книгами 10.02 71
72
Выпуск школьной газеты №5 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. Определение тематики номера. 2 Отбор материала. План содержания номера. 12.02 73
74 Репортаж. Практическое занятие 2 проанализировать расширенную заметку и репортаж;
- на одном материале подготовить заметку и репортаж;
- подготовить спортивный репортаж;
- подготовить проблемный репортаж на заданную тему. Написание репортажа для газеты 17.02 75
76
Выпуск школьной газеты №5 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. 2 Редактирование правка материала. 19.02 77
78
79
80 Отчет
Отчет. Виды отчетов. Особенности отчетов. 2
2 Отчет как жанр
Работа с иллюстративным материалом, книгами 24.02
26.03 Практическое занятие проанализировать отчет;
- на одном материале подготовить отчет. Написание материала для газеты 81
82
Выпуск школьной газеты №5 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. Дизайн номера. 2 Редактирование. Выпуск номера. 02.03 83
84 Аналитические жанры, их особенности. Аналитические жанры, их особенности. Назначение и функции аналитических жанров, их отличие от информационных жанров. Основные виды жанров. 2 Аналитические жанры Работа с иллюстративным материалом, книгами 04.03 85
86
87
88 Статья.
Виды статей, трансформация жанра.
Статья - жанр, предназначенный для анализа актуальных, общественно-значимых процессов, ситуаций, явлений и управляющих ими закономерностей. Функции и задачи статьи. Проблемная, общеисследовательская, полемическая, историческая. 2
2 Статья как жанр Работа с иллюстративным материалом, книгами 09.03
11.03 Практическое занятие подготовить проблемную статью;
- подготовить общеисследовательскую статью;
- подготовить полемическую статью;
- подготовить историческую статью Написание материала для газеты 89
90
91
92 Рецензия Рецензия Предмет рецензии. Цели и задачи рецензента. Логический план рецензии. Гранд- рецензии и мини-рецензии. 2
2 Рецензия как жанр Работа с иллюстративным материалом, книгами 16.03
18.03 Практическое занятие подготовить рецензию на книгу; на фильм; на спектакль; мини-рецензию на книгу, фильм или спектакль. Написание материала для газеты 93
94
95
96
Выпуск школьной газеты №6 «Четвероклашки. ru»
Практическая работа. Отбор материала, распределение тем, дизайн номера. 2
2 Сбор материала, редактирование. План содержания номера. 23.03
25.03 97
98 Обзор и обозрение.
Обзор и обозрение. Общий обзор, обзор-презентация, информационный обзор.
Метод обозрения, стиль. Общее обозрение. Тематическое обозрение. 2 Обзор и обозрение как жанры журналистки
Работа с иллюстративным материалом, книгами 06.04 Практическое занятие подготовить общий обзор местных печатных СМИ за неделю;
общий обзор местных телевизионных каналов за неделю;
общий обзор местных радиопередач за неделю;
общий обзор центральных печатных СМИ за неделю. Написание материала для газеты 99
100 Выпуск школьной газеты №6 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. 2 Сбор материала, размещение. Отбор иллюстраций, фото. Выпуск номера. 08.04 101
102
103
104 Комментарий. Комментарий. Комментарий как метод и жанр журналистики. Цель комментирования, предмет. Построение комментария и его структурные элементы. Колонка, её принципиальное отличие от комментария. 2
2 Комментарий как жанр Работа с иллюстративным материалом, книгами 13.04
15.04 Практическое занятие Подготовить комментарий на заданную тему. Написание материала для газеты 105
106
107
108 Выпуск школьной газеты №7 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. Определение тем номера, распределение материала. 2
2 Сбор материала. Составление плана статей. План номера. 20.04
22.04 109
110
111
112 Художественно-публицистические жанры.
Художественно-публицистические жанры. Их особенности, отличия от аналитических. Образность. Очерк. Жанровое разнообразие.
Образность, типизация, насыщенность литературно-художественными средствами, языковые и стилистические особенности. Эмоциональная выразительность 2
2 Художественно-публицистические жанры, очерк как жанр Работа с иллюстративным материалом, книгами 27.04
29.05 Практическое занятие Подготовить портретный очерк;
подготовить событийный очерк;
подготовить путевой очерк. Написание материала для газеты 113
114 Зарисовка. Зарисовка. Задачи зарисовки. Место зарисовки в газете. 2 Зарисовка как жанр. Работа с иллюстративным материалом, книгами 05.05 Практическое занятие подготовить пейзажную зарисовку.
Написание материала для газеты 115
116
117
118
Выпуск школьной газеты №7 «Четвероклашки. ru»
Практическое занятие. Дизайн газеты. 2
2 Составление номера. Редактирование материала. Выпуск номера. 06.05
11.05 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10 ч.
119
120
Детские журналы. Специфика детских периодических изданий. Знакомство с разнообразием журналов для детей и подростков. Экскурсия в библиотеку. 2 Анализ детской периодики. Отзыв о понравившемся детском журнале. 13.05 121
Работа с архивами.
Знакомство с архивными материалами. 2 Виртуальное посещение архива. 18.05 122
123
Юмор в газетах и журналах. Практическое задание. 2 Анализ юмора в периодических изданиях. 20.05 124
125
Коллаж по теме «Я расскажу о себе» Практическая творческая работа. 2 Составление ребятами коллажей о себе. 25.05 126
128 Подведение итогов работы кружка. Подведение итогов работы кружка. Обсуждение достигнутого, планирование дальнейшей деятельности
2 Итоги работы кружка Написание размышления на тему: «Чему я научился в результате посещения кружка «Окно в мир». 27.05
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Печатные пособия:
Для учителя:
Афанасьев М.Г. Вопросы журналистики. – М.: Высшая школа.1987.-146с
Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. -М. : Просвещение, 2002. – 144 с.
Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - 2-е изд. - М., 1998. – 126 с.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Кеворков В.В.. Рекламный текст. М., 1996.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Никодеми Г.Б. Школа рисунка / пер. Г.Семеновой. – М. : ЭКСМО-Пресс, 2001.-160с.
Острогорский А.Я. Живое слово: книга для изучения русского языка. – М. : Просвещение, 1996. - 35 с.
Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Розенталь Д.Э.. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
Шкопоров Н.Б.. Как психологически правильно брать интервью. М.,1990.
Для обучающихся:
1. Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
2. Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
3. Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
4. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
5. Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992
6. Кеворков В.В. . Рекламный текст. -М., 1996.
7. Шостак М. Как сделать новость. – М., 2000 г.
Цифровые ресурсы:Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985
Примерная программа воспитания и социализации обучающихся / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=958
Примерные программы начального общего образования / http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=531
Оборудование:
Компьютер
Мультимедийное
Принтер
Диктофон