Авторская образовательная программа по математике для кружка Юный Архимед
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новотимошкинская основная общеобразовательная школа»
Аксубаевского муниципального района Республики Татарстан
«Утверждаю» «Согласовано»
Директор МБУ ДОД «Центр Директор МБОУ «Новотиошкинская ООШ»
внешкольной работы» _________________И. Г. Мишин
__________________ Н.И. Еграшкин
Авторская образовательная программа
«Юный Архимед»
дополнительного образования детей
для учащихся начальных классов
Срок реализации 3 года
Руководитель авторской образовательной программы:
Павлова Елизавета Владимировна
д. Новое Тимошкино, 2014 г.
Пояснительная записка
Математику называют царицей наук, потому что нет такой профессии, где бы не применялись знания математики. Но это же ещё точная и «нудная» наука. Как же увлечь детей цифрами, отрезками, задачами, геометрическими фигурами и т.д. А мы их будем оживлять и превращать, как в сказке, и надеюсь всё у нас получится.
Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.
Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.
Не менее важным фактором реализации данной программы является и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая учебную мотивацию.
Содержание занятий кружка представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия математического кружка должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы кружка, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять. Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. Для эффективности работы кружка желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
Кружок создается при участии учащихся начального звена.
Следует помнить, что помочь ученикам найти себя как можно раньше – одна из важнейших задач учителя начальных классов.
Новизна данной рабочей программы определена федеральным государственным стандартом начального общего образования 2010 года. Отличительными особенностями являются:
1.Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
2. В основу реализации программы положены ценностные ориентиры и воспитательные результаты.
3.Ценностные ориентации организации деятельности предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов.
Цель программы:
формировать и развивать логическое мышление
через образовательную область "математика": т. е.
* научить обобщать математический материал;
* логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать;
* развивать гибкость мышления учащихся.
Задачи программы:
интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности;
овладение приемами поисковой и исследовательской деятельности;
овладение конкретными математическими знаниями;
воспитание трудолюбия и достижения своей цели.
Кроме того, решаются следующие задачи:
формирование и развитие различных видов памяти, внимания, мышления, воображения;
развитие речи;
развитие сенсорной сферы ребят (глазомера, мелких мышц кистей рук);
воспитание системы нравственных межличностных отношений
Гипотеза. Предположение об эффективности задач логического, поискового, познавательного характера обосновывается следующими доводами:
развитие личности ученика, его творческого потенциала;
развитие интеллекта, исследовательского начала, развитие познавательных действий и операций, начиная от действий, связанных с восприятием, припоминанием уже знакомого, запоминанием посредством мнемонических действий, умений классифицировать посредством осмысления и сознательности и кончая оперированием логического и творческого мышления.
Тематическое планирование занятий в кружке разработано на 3 года по 128 часов. Занятия сопровождаются выполнением практических заданий по теме, решение занимательных и логических задач, упражнений на смекалку, проведение игр. Занятия сгруппированы по возрасту детей и прохождением учебного материала. Таким образом, создаётся возможность систематически сочетать изучаемый материал по математике с внеклассной работой, углублять знания учащихся.
Предполагаемые результаты:
Занятия в кружке должны помочь учащимся:
усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
формировать творческое мышление;
способствовать улучшению качества решения задач различного уровня сложности учащимися; успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах
Основные виды деятельности учащихся:
решение занимательных задач;
оформление математических газет;
участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
проектная деятельность, творческие работы
самостоятельная работа; работа в парах, в группах.
Организационно-педагогические основы обучения
Программа предназначена для занятий с детьми 7-11 лет и направлена на:
учащихся, проявляющих повышенный интерес к математике;
учащихся, имеющих желание реализовать свои знания;
учащихся, смотивированных на обучение.
Количество занимающихся в кружке -15 человек.
Программа рассчитана на 3 года обучения по 128 часов.
Занятия проходят 2 раз в неделю.
Расписание занятий составляется в соответствии с "Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям дополнительного образования СанПин 2.4.4.1251-03".
Основные формы работы кружка:
Занятия рассчитаны на коллективную, групповую и индивидуальную работу. Они построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной.
Учебно-тематический план
1-ый год обучения
№ п. п
Тема занятий
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка.
2
1
1
2
Магические квадраты.
4
1
3
3
Занимательная геометрия.
4
1
3
4
Задачи в стихах.
4
1
3
5
Выпуск математической газеты («Почемучка», «Знайка», «Кубик»)
6
1
5
6
Игра «На лесной поляне».
2
1
1
7
Подведение итогов решения математической газеты.
3
1
2
8
Нестандартные задачи.
4
1
3
9
Головоломки.
2
1
1
10
Задачи повышенной сложности.
4
1
3
11
Тесты.
4
1
3
12
Блиц – турнир по решению задач.
4
1
3
13
Разучивание физкультурных минуток для уроков математики (таблица умножения).
4
1
3
14
Задания олимпиадного характера.
2
1
1
15
Римские цифры.
2
1
1
16
Задачи на интеллектуальную разминку.
2
1
1
17
В царстве смекалки.
4
1
3
18
Веселые задачи.
4
1
3
19
Тренажер «Табличное умножение».
2
1
1
20
Игры с таблицей умножения.
2
1
1
21
Задачи на логическое мышление.
4
1
3
22
Математический КВН.
4
1
3
23
Нахождение закономерностей.
2
1
1
24
Волшебные превращения цифр.
4
2
2
25
Математические игры.
4
1
3
26
Логические цепочки.
4
1
3
27
Составление и отгадывание загадок из примеров.
4
1
3
28
Как люди научились считать (из истории).
2
1
1
29
Игры с таблицей умножения.
4
1
3
30
Решение примеров (при последовательном соединении получиться рисунок).
4
1
3
31
Игра «Кто хочет стать миллионером?».
2
1
1
32
Системы счисления.
2
1
1
33
Составление и отгадывание математических кроссвордов.
4
1
3
34
Составление и отгадывание ребусов.
4
1
3
35
Составление рисунков по координатам.
4
1
3
36
Изготовление наглядных пособий.
2
1
1
37
Составление фигур из спичечных палочек.
2
1
1
38
Числа карлики и числа великаны.
3
1
2
39
Дидактические игры.
4
1
3
40
Подведение итогов.
2
1
1
Итого
128
40
88
2-ой год обучения
№ п.п
Тема занятий
Количество часов
всего
теория
практика
1
Вводное занятие «Математика – царица наук». Знакомство с планом работы кружка
2
1
1
2
Как люди научились считать.
4
1
3
3
Интересные приемы устного счёта.
6
1
5
4
Решение занимательных задач в стихах.
4
2
2
5
Упражнения с многозначными числами (класс млн.)
6
2
4
6
Учимся отгадывать ребусы.
4
2
2
7
Числа-великаны. Коллективный счёт.
6
2
4
8
Упражнения с многозначными числами (класс млр.)
6
2
4
9
Решение ребусов и логических задач.
4
2
2
10
Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.
3
1
2
11
Загадки- смекалки.
3
1
2
12
Игра «Знай свой разряд».
4
2
2
13
Обратные задачи.
6
2
4
14
Практикум «Подумай и реши».
4
1
3
15
Задачи с изменением вопроса.
4
1
3
16
«Газета любознательных».
6
2
4
17
Решение нестандартных задач.
6
1
5
18
Решение олимпиадных задач.
6
2
4
19
Решение задач международной игры «Кенгуру»
4
1
3
20
Школьная олимпиада
2
1
1
21
Игра «Работа над ошибками»
2
1
1
22
Математические горки.
4
1
3
23
Наглядная алгебра.
2
1
1
24
Решение логических задач.
4
1
3
25
Игра «У кого какая цифра»
2
1
1
26
Знакомьтесь: Архимед!
4
1
3
27
Задачи с многовариантными решениями.
2
1
1
28
Знакомьтесь: Пифагор!
2
1
1
29
Задачи с многовариантными решениями.
2
1
1
30
Учимся комбинировать элементы знаковых систем.
4
1
3
31
Задачи с многовариантными решениями.
2
1
1
32
Математический КВН
4
1
3
33
Игра «Поле чудес».
2
1
1
34
Круглый стол «Подведем итоги»
2
1
1
Итого
128
44
84
3-ий год обучения
№п/п
Темы занятий
Количество часов
всего
теория
практика
1
Что дала математика людям? Зачем ее изучать? Когда она родилась, и что явилось причиной ее возникновения?
2
1
1
2
Старинные системы записи чисел. Упражнения, игры, задачи.
4
1
3
3
Иероглифическая система древних египтян. Упражнения, игры, задачи.
6
1
5
4
Римские цифры. Упражнения, игры, задачи.
4
2
2
5
Римские цифры. Как читать римские цифры?
6
2
4
6
Решение задач из стенгазеты № 1.
4
2
2
7
Пифагор и его школа. Упражнения, игры, задачи.
6
2
4
8
Бесконечный ряд загадок. Упражнения, игры, задачи.
4
2
2
9
Архимед. Упражнения, игры, задачи.
3
1
2
10
Умножение. Упражнения, игры, задачи.
3
1
2
11
Конкурс знатоков. Математические горки. Задача в стихах. Логические задачи. Загадки.
4
2
2
12
Деление. Упражнения, игры, задачи.
6
2
4
13
Делится или не делится.
4
1
3
14
°Решение задач из стенгазеты № 2.
4
2
2
15
Новогодние забавы.
4
1
3
16
Математический КВН. Решение ребусов и логических задач.
4
1
3
17
Знакомство с занимательной математической литературой. Старинные меры длины.
6
2
4
18
Игра «Веришь или нет».
6
1
5
19
Решение олимпиадных задач, счёт. Загадки-смекалки.
6
2
4
20
Экскурсия в компьютерный класс.
2
1
1
21
Время. Часы. Упражнения, игры, задачи.
2
1
1
22
Математические фокусы.
4
1
3
23
Конкурс знатоков.
2
1
1
24
Открытие нуля. Загадки-смекалки.
4
1
3
25
Решение задач из стенгазеты № 3.
2
1
1
26
Денежные знаки. Загадки-смекалки.
4
1
3
27
Решение задач повышенной трудности.
2
1
1
28
Игра «Цифры в буквах».
2
1
1
29
КВМ «Царица наук».
2
1
1
30
Задачи с многовариантными решениями.
4
1
3
31
Игра «Смекай, решай, отгадывай».
2
1
1
32
Игра «Поле чудес».
4
1
3
33
Решение занимательных задач в стихах.
Отгадывание ребусов.
4
1
3
34
Интеллектуальный марафон.
2
1
1
Итого
128
44
84
Методическое обеспечение
Для успешного обучения учащихся необходимы различные формы проведения занятий, как традиционные, так и нетрадиционные. Групповое занятие - наиболее оптимальная традиционная форма.
Занятие состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Подготовительная часть включает в себя мозговую гимнастику, разминку и мозговой штурм.
Мозговая гимнастика состоит из:
-упражнений, стимулирующие мыслительные процессы (качание головой);
-упражнений, активизирующие структуры мозга ( "ленивые восьмёрки");
-упражнений, улучшающие внимание, ясность восприятия и речи( "шапка для размышлений");
-упражнений для профилактики нарушений зрения ( "зоркие глаза", "стрельба глазами").
После этого проводится разминка, в которую включены лёгкие вопросы, рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции.
Затем выполняются упражнения, способствующие развитию таких психических процессов, как память, внимание, воображение и мышление. Задания используются из рабочей тетради Холодовой О. "Юным умникам и умницам".
В основной части занятия учащиеся знакомятся с определенным видом нестандартных задач, анализируют их, коллективно обсуждают решения задач. Задачи используются из "Сборника нестандартных задач по математике", составленного для занятий кружка "Юный Архимед"..
Заключительная часть занятия используется для подведения итогов, рефлексии.
Наряду с традиционными занятиями используются нетрадиционные формы проведения занятий: интеллектуальные игры, занятие-путешествие, занятие-турнир, занятие-конкурс, занятие - тестирование.
Для решения задач, поставленных дополнительной образовательной программой кружка "Юный Архимед" используются основные методы обучения:
- словесность;
- наглядность;
- проблемная ситуация;
- игровые моменты;
-исследовательская деятельность.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
В результате обучения по данной программе учащиеся должны научиться:
логически рассуждать, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации;
обоснованно делать выводы, доказывать;
обобщать математический материал;
находить разные решения нестандартных задач.
Но основной показатель качества освоения программы - личностный рост обучающегося, его самореализация и определение своего места в детском коллективе.
Чтобы добиться ожидаемого конечного результата, необходим промежуточный контроль, проверка знаний и умений обучающихся.
Основные формы учета знаний и умений:
участие в олимпиадах, в конкурсах на разных уровнях;
участие в математических декадах (выпуск газет, составление кроссвордов, викторин и т.д.)
участие в интеллектуальных играх (КВН; «Кенгуру», Брейн - ринги; Математические турниры и т.д.)
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
-составлять, моделировать и штриховать предметы;
-находить закономерность;
-классифицировать предметы, слова;
-определять истинность высказываний;
-делать выводы, простейшие умозаключения.
К концу первого года обучения дети должны выйти на первый уровень воспитательных результатов, а именно: приобрести социальные знания, понимание социальной реальности и повседневной жизни ( школьники приобретают знания о правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска дополнительной информации)
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь логически рассуждать при решении задач логического характера;
-делать выводы, простейшие умозаключения;
-решать геометрические задачи, ребусы, задачи- шутки, числовые головоломки.
-использовать операции логического мышления для решения новых задач в незнакомых ситуациях;
-решать нестандартные задачи по математике.
По результатам второго и третьего года обучения учащиеся выходят на второй уровень воспитательных результатов, а именно: приобретают опыт позитивного отношения к базовым ценностям нашего общества.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь:
-уметь анализировать варианты рассуждений, восстанавливать ход рассуждений;
-решать логически- поисковые задачи, нестандартные задачи;
-находить несколько способов решения задач.
К концу третьего года обучения учащиеся выходят на третий уровень воспитательных результатов, а именно: приобретение школьниками опыта самостоятельного социального действия, т.е. опыта самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде.
В основу изучения кружка положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов (1 год) приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов (2 год) получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов (3 год) получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
К концу обучения учащиеся получат возможность:
Личностные
Метапредметные
Предметные
Знать
– о формах проявления заботы о человеке при групповом взаимодействии;
- правила поведения на занятиях, раздевалке, в игровом творческом процессе.
- правила игрового общения, о правильном отношении к собственным ошибкам, к победе, поражению.
- возможности и роль математики в познании окружающего мира, понимать математику как часть общечеловеческой культуры.
- иметь нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами.
- общие приемы и способы решения логических задач;
- отличительные математические признаки объектов;
- необходимые сведения о геометрических телах и геометрических фигурах;
- необходимую математическую терминологию.
Уметь
- анализировать и сопоставлять, обобщать, делать выводы, проявлять настойчивость в достижении цели.
-соблюдать правила игры и дисциплину;
- правильно взаимодействовать с партнерами по команде (терпимо, имея взаимовыручку и т.д.).
- выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой и игровой деятельности.
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей - адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарища, родителей и других людей
- контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
- формулировать собственное мнение и позицию
- обнаруживать модели геометрических фигур, математических процессов зависимостей в окружающем;
анализировать и разрешать житейские ситуации, требующие умения находить геометрические величины;
планировать ход решения задачи, выполнять задания на измерения, построения;
находить необходимую информацию в учебной и справочной литературе;
проводить исследования предмета, явления, факта с точки зрения его математической сущности;
выступать перед публикой, зрителями
Применять
- быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия ;
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки
- полученные сведения о математике в других областях знаний;
- приемы сравнения и классификации по заданным критериям;
-умение устанавливать аналогии;
- речевые средства для решения различных коммуникативных задач.
- самостоятельно выбирать, организовывать небольшой творческий проект
-иметь первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества, игре и использовать накопленные знания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Агаркова Н. В. Нескучная математика. 1 – 4 классы. Занимательная математика. Волгоград: «Учитель», 2007
Агафонова И. Учимся думать. Занимательные логические задачи, тесты и упражнения для детей 8 – 11 лет. С. – Пб,1996
Асарина Е. Ю., Фрид М. Е. Секреты квадрата и кубика. М.: «Контекст», 1995
Белякова О. И. Занятия математического кружка. 3 – 4 классы. – Волгоград: Учитель, 2008.
Вахновецкий Б. А. Логическая математика для младших школьников. - Москва: "Новый учебник", 2004 г.
6. Винокурова Н. К. "Развитие познавательных способностей".- М., "Педагогический поиск", 1999.
Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002
Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. М.: Академкнига/Учебник, 2002
Сухин И. Г. Занимательные материалы. М.: «Вако», 2004
Шкляров Т. В. Как научить вашего ребёнка решать задачи. М.: «Грамотей», 2004
Сахаров И. П. Аменицын Н. Н. Забавная арифметика. С.- Пб.: «Лань», 1995
Узорова О. В., Нефёдова Е. А. «Вся математика с контрольными вопросами и великолепными игровыми задачами. 1 – 4 классы. М., 2004
Методика работы с задачами повышенной трудности в начальной школе. М.: «Панорама», 2006
«Начальная школа» Ежемесячный научно-методический журнал
14. Хацкевич Р. П. Математика для дошкольного и младшего школьного возраста. - Москва: АСТ, 2000 г.
15. Холодова О. "Юным умникам и умницам: методическое пособие. 1 (2,3,4) класс".-М., Росткнига, 2005.
15