Аналитический отчет о процессе менторинга
Отчет о процессе менторинга одного коллеги (подопечного)
Раздел 1: Определение потребностей в развитии подопечного
Обучаясь на первом этапе «Лицом к лицу», я узнала, что: «Менторинг – это длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижения у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления, как целостной личности педагога» (Руководство для учителя второго уровня, издание третье - стр. 230)
Прибыв на практику, я провела встречу с коллегами. Рассказала им об идеях семи модулей, предложила содействие в качестве ментора тому, кто испытывает затруднения в некоторых аспектах в своей педагогической деятельности и заинтересован в использовании идей семи модулей. Сразу после беседы ко мне подошла молодой специалист Ж.А. Она проявила не только заинтересованность, но и обратилась с просьбой оказать содействие в развитии её профессиональной компетентности по организации учебного процесса. Также она проявила интерес к идеям Программы, выразив желание по внедрению новых подходов в свою деятельность. Так как она обеспокоена преобладающей низкой познавательной активностью большинства учащихся в обучении.
В беседе подопечная отметила, что стаж ее работы составляет шесть лет, два из которых она находилась в декретном отпуске. Имеет вторую квалификационную категорию, но, несмотря на небольшой педагогический опыт, является инициативным и творческим человеком, всегда активно участвует в работе методического объединения. Ж.А. преподает информатику и математику в 5-11 классах.
Подопечная решила выбрать 10 класс для проведения практики, так как у учащихся наблюдалось снижение мотивации, успеваемости, потеря интереса к учёбе, а также то, что им предстоит подготовка к ЕНТ и учитель заинтересован в повышении уровня знаний учащихся. Я предложила ей принять участие в моём исследoвании Action research в целях наблюдения уроков с использованием идей семи модулей. Кроме того, в качестве ресурсoв я дала ей готoвые презентации, котoрые привезла с курсов. Мы условились о моём посещении ее урока, с последующим анализом, чтобы впоследствии выявить трудности учителя и учеников в процессе обучения и вместе спланировать несколько следующих уроков с использованием новых методов.
Я посетила урок информатики в 10 классе, проведённый менти традиционным способом. Целью моего посещения было пронаблюдать, какие формы и методы использует учитель на уроке, как происходит взаимодействие учителя и учащихся, учащихся между собой. В ходе урока было задано 17 вопросов, на которые ученики давали ответы. Анализ этих вопросов показал, что вопросы учителя в основном соответствуют уровню «знание, понимание», так как содержание вопросов соответствовало именно этому аспекту ученической деятельности, то есть преобладают закрытые вопросы. На «применение» и «анализ» было предложено по одному вопросу, а на «синтез» и «оценивание» не было задано ни одного. Таким образом, я сделала вывод, что данный опрос учителя соответствует уровню мышления учащихся «знание, понимание, применение, анализ». Наблюдая за ходом урока, я обратила внимание на то, что некоторые ученики, зная теоретический материал, не могут применить его на практике. Кроме того, на уроке преобладала авторитарная форма преподавания - учитель-ученик. Учитель говорила в основном сама, задавая вопросы, не дождавшись ответа со стороны учащихся, отвечала на них сама. Не предпринимала ничего, чтобы заставить учащихся найти ответ на заданный им вопрос в другой форме, например с помощью наводящих вопросов или подсказки в виде примера. Оценивание менти проводила не комментируя. Цели и задачи урока были озвучены самим учителем. После урока я провела беседу с подопечной, в ходе которой обсудили положительные и отрицательные моменты урока. Подопечная отметила, что цели урока были достигнуты, ученики проявили интерес при изучении данной темы, но были и негативные стороны: некоторые ученики были в роли наблюдателей, а не участников.
Учитывая выявленные трудности в обучении, я предложила подопечной на следующих уроках использовать новые подходы в обучении, а именно сфокусироваться на групповой форме работы. Это позволило бы заполнить пробелы в обучении, касающиеся практического применения теоретических знаний на практике. Таким образом, при решении задач ученики имеют возможность обсуждать, высказывать свою точку зрения, исследовать и находить правильное решение. Чтобы привлечь внимание подопечной к новым подходам в обучении, а именно через организацию совместной работы в группах, я предложила просмотреть стимулирующее видео с уроком, где четко прослеживается групповая работа, работа в парах, где учащиеся активно ведут диалог, совместно создают постер, защищают работу.
2: Вмешательства, наблюдения и предоставление обратной связи
После посещения урока подопечной я внесла определённые изменения в её работу, прежде oзнакомив с ключевыми идеями программы второго уровня. Изучив отобранный мною материал, она поняла, как правильно поставить цель урока, выбрать наибoлее эффективные методы и приемы для выполнения заданий с учетом возрастных особенностей и способностей каждого ученика. Также уделили внимание использованию ИКТ на уроке и сделали акцент на групповую форму работы в целях взаимоуспешного сотрудничества. Важным моментом является необходимость интерактивного диалога между учениками. Учитель должен лишь с помощью вопросов стимулировать ученикoв к конструктивному и предметному выражению; развития любознательности, креативного и критического мышления, умения учиться друг у друга, уважать и ценить идеи других учеников. ( Руководство для учителя с. 253)
После обсуждения был разработан ССП на три последующих урока и спланировали КСП урока по теме «Структурное, модульное, объектно-ориентированное программирование, облачные технологии».
Целью моего визита было наблюдение за работой учащихся, проследить изменения в динамике детей, поведении и влиянии групповой формы работы на мотивацию учащихся.
Проведенный тренинг «Круг пожеланий» прошел не так удачно, как было запланировано. Мы думали, что детям старшего класса не составит труда сделать комплимент друг- другу, но это оказалось не так. Ученики чувствовали себя некомфортно, им трудно было подобрать слова. Причина: небольшой запас слов, неуверенность в себе, непривычность к такому методу.
Интересным моментом, на мой взгляд, было изучение нового материала по дополнительным ресурсам с использованием метода «Джигсо». Дети изучили материал и отразили его в виде постера. Выполняя это задание, ученики с удовольствием вели беседу, обсуждая, приходили к единому мнению. Защищали постеры всей группой, т.е. принимали участие все без исключения.
Неудачным моментом было то, что не хватило времени на разгадывание кроссворда по изученным темам и учитель просто сократила его. Используя рефлексию «Две звезды» было понятно, что многим детям понравился урок нетрадиционной формы, но она тоже далась им с трудом. Они написали интересные пожелания
Урок получился очень динамичным, но немного перенасыщенным. Дети хорошо работали самостоятельно, проявили высокую познавательную активность.
При обсуждении менти сама смогла определить некоторые недочёты. Объем заданий был несколько не просчитанным, не было чёткого регламента времени, дети настолько увлеклись созданием постеров, что было трудно перейти к следующему заданию. В конце урока оценены были не все.
При разработке следующего урока мы постарались учесть все недочёты прошлого урока. И вот, что я увидела на следующем уроке. Для того, чтобы создать атмосферу сотрудничества, дать возможность для саморегуляции учащихся, менти решила провести небольшой эксперимент: взять в помощники ученицу Е., которая по характеру коммуникабельна, активна. Она провела тренинг «Краш бум банг», который нашла в интернете. Это позволило создать дружескую, открытую атмосферу в классе между учителем и учениками. Проверка домашнего задания проходила в форме «Горячего стула», так как задание было составить «Толстые и тонкие вопросы» по изученной теме. Оказалось, справились не все. Это доказывает, что должен быть дифференцированный подход к выбору заданий.
Удачным моментом на этом уроке было то, что каждой группе было дано отдельное задание: одна группа создавала презентацию, другая постер, третья кластер. Все это позволило раскрыть изучаемую тему в разностороннем плане. Группы очень хорошо справились с заданиями. Ученикам было интересно слушать своих одноклассников и по-новому взглянуть на изучаемый материал, что позволило закрепить его.
Обсуждая проведенный урок, менти отметила, что дети работали дружно, не было «пассивных учеников». Учащиеся были активны, каждый хотел ответить. Видно, что заметно повысилась мотивация. Но для более продуктивной работы надо разработать правила работы в группах.
Последний урок менти разрабатывала сама. Она подвела детей к теме урока и цели при помощи кумулятивной беседы, так, чтобы они самостоятельно сформулировали цель: «Мы должны научиться отличать процедуры и функции, как они описываются и как вызываются». Домашнюю работу проверили решением кроссвордов. В процесс урока были включены занимательные формы работы, способствующие повышению интереса и развитию критического мышления учащихся. Каждый этап урока формативно оценивался: применялось самооценивание и взаимооценивание (Приложение №1) На стадии вызова менти использовала прием «верные и неверные высказывания», на стадии осмысления – мозаику и кроссворды, на стадии рефлексии «Незаконченные предложения». При анализе урока менти сделала вывод, что нужно тщательнее планировать урок с учетом регламента, а так же учитывать возрастные особенности учащихся. Фокусом моего наблюдения было задавание вопросов по Таксономии Блума.
Раздел 3: Оценивание успешности менторингаОтношения с моей подопечной были доброжелательными и раньше, но теперь подкрепленные общими целями, они еще в процессе менторинга укрепились профессиональным интересом. Менти была заинтересована новыми подходами в обучении, было видно, что ей нравилось наше сотрудничество, у нее было желание внести изменения в свою педагогическую практику. Чувствовалось, как учитель тщательно готовился к урокам, подбирая эффективные и приемлемые формы работы к уроку. Проведенные уроки менялись с каждым разом в лучшую сторону, становились более интересными и познавательными. Дети разгадывали кроссворды, им было очень интересно и поучительно. На уроках у подопечной получалось удачно применять метод обучения критическому мышлению, менее удачно – оценивание обучения. В будущем моя коллега планирует отработать модуль «формативное оценивание», сфокусироваться на самооценивании и взаимооценивании. Кроме того, систематически анализируя проведённые уроки, она научилась рефлексировать свою работу, без чего нельзя добиться хороших результатов в обучении.
Принимая участие в процессе менторинга как ментор, я поняла, что способствовать профессиональному росту своих коллег – дело очень ответственное. Ведь для того, чтобы научить кого-то новому, нужно самой хорошо изучить теорию и уметь применять ее на практике. Я старалась ответить на все вопросы, которые возникали у моей подопечной. Когда не получалось ответить сразу (опыт у меня тоже не большой) искала ответы в ресурсах, а потом обсуждали с подопечной. Хочу отметить, что менти после каждого проведенного ею урока стремилась сразу проанализировать урок. Она очень серьезно подходила к этому вопросу, брала на заметку неудачные моменты. Каждый урок записывали на видео и просматривали поэтапно, выявляя положительные и негативные моменты, для последующего исправления.
Если бы мне была предоставлена возможность осуществления процесса менторинга ещё раз с данным учителем, то я больше внимания акцентировала бы на использовании различных форм бесед, которые способствовали бы развитию коммуникативных навыков учащихся. Диалогическое обучение - это практика новых способов использования языка в качестве инструмента для построения знаний и вовлеченность в процесс «обмена мыслями». (Руководство для учителя, издание третье – стр. 143). Конечно, все семь модулей должны взаимодействовать на каждом уроке. И так как менторинг сконцентрирован на профессиональном развитии подопечного (Руководство для учителя второго уровня, издание третье - стр. 165), я в дальнейшем продолжу оказывать ей содействие в повышении не только её профессионального потенциала, но и в улучшении её практической деятельности. Это позволит и мне саморазвиваться в качестве ментора, передавать знания, опыт и «открыть двери» возможностям, недоступным ранее для подопечного.
Раздел 4Чтобы сравнить эффективность процесса менторинга, я взяла результаты сумативного оценивания трех учеников А,В и С.
Ученики На 1 уроке На 4 уроке
А 5 5
В 3 4
С 2 3
Данные таблицы показывают, что ученик А подтвердил свои результаты, а ученики В и С повысили на один балл. Я провела сравнительный анализ вопросов, заданных учителем на первом уроке, и на последнем. Данные представлены в таблице:
Классификация вопросов согласно таксономии Блума (уровни) 1 урок 4 урок
знание 4 2
понимание 7 4
применение 3 4
анализ 2 4
синтез - 2
оценивание - -
всего 17 16
Из таблицы видно, что содержание вопросов менти к четвертому уроку изменилось: количество открытых вопросов стало больше, а закрытых меньше при почти одинаковом общем количестве заданных вопросов. Хотелось обратить внимание на то, как учащиеся стали работать с текстом. Если раньше они просто читали текст, то теперь стали выделять главное, делать пометки, что свидетельствует об изменении мыслительного процесса детей. После первого и четвертого урока я провела анкетирование детей по одним и тем же вопросам относительно отношения к предмету информатики . Результаты вынесены в таблицу.
Отношение к предмету После 1 урока После 4 урока
Негативное - -
Не очень хорошее 4 -
Позитивное 3 5
Хорошее 10 12
Из таблицы видно, что отношение к предмету у учащихся значительно улучшилось.
Исходя из всего вышеизложенного, я считаю, что мой процесс менторинга прошел успешно. Наши профессиональные отношения с менти были взаимовыгодными. Например, на первом уроке рефлексия «Две звезды, одно пожелание» оказалась трудновыполнимой в связи с отсутствием у учеников навыков анализирования и синтезирования. Они не могли выделить самые лучшие моменты на уроке и заострить внимание на том, что хотели бы пожелать. В связи с этим во время нашей беседы я заострила внимание подопечной на этом моменте, давая ей время обдумать более приемлемые виды рефлексии. Самостоятельно проанализировав способности учащихся, она предложила использовать следующий метод рефлексии «Незаконченные предложения». Так, направляя менти к самоанализу, я старалась, чтобы она научилась оценивать ту или иную ситуацию на уроке. Примерно так протекал процесс менторинга. Моя коллега стремилась отойти от традиционных подходов в обучении и была искренней в своих стремлениях. Ее уроки были интересными как для учеников, так и для меня. Я уверена, что в дальнейшем мы так же будем вместе сотрудничать, совершенствовать свой профессиональный уровень.
Использованная литература:
1. Руководство для учителя второй (основной) уровень – Астана, 2014.
2. Учебные материалы и тренинги первого этапа «Лицом к лицу»
Приложение 1
Отчёт менти
Приложение №2
Лист оценивания группы