Урок по химии на тему Азотная кислота и ее свойства (9 класс)


Пояснительная записка
Тема урока: «Азотная кислота и ее свойства».
Место урока: Урок №11, по теме «Неметаллы»
Тип урока: комбинированный.
Цель: создать условия для формирования учебной, коммуникативной компетенции через освоение знаний по составлению уравнений реакций, химических свойств и способов получения азотной кислоты, развитие умений работать самостоятельно, логически мыслить, что будет способствовать развитию умственных способностей и воспитанию моральных качеств личности.
Задачи:
Организовать деятельность учащихся для получения знаний о строении, физических и химических свойствах, о способах получения азотной кислоты и ее применения;
Формировать умения исследовательской работы, через химический эксперимент;
Развивать навыки самостоятельной работы с текстом, познавательные интересы и интеллектуальные способности в процессе проведения химического эксперимента, логическое мышление;
Воспитывать уважительное отношение учащихся к мнению других, чувство товарищества, сопереживания
Средства обучения и материалы:
Учебник «Химия – 9» О.С.Габриелян;
Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева»;
Таблица «Изменение окраски индикаторов»;
Компьютер, монитор;
Презентация «Азотная кислота и ее свойства»
Электрохимический ряд напряжений металлов;
Химические реактивы:
Азотная кислота (разбавленная, концентрированная), метилоранж, оксид меди (II), гидроксид натрия, сульфат меди, карбонат натрия, соляная кислота, цинк, медь, бумага, нитки шерсть.Химическое оборудование: штатив для пробирок, пробирки, держатель для пробирок, спиртовка, спички.
Учебно – методический комплекс под редакцией О.С.Габриеляна, примерная программа основного общего образования по химии. На уроке реализуется личностно ориентированный подход в обучении и элементы ИКТ на всех этапах урока.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Организация внимания.
2. Контроль ЗУН.
Учащимся предлагается самостоятельная работа, с целью актуализации знаний по изученным ранее азотсодержащим веществам с последующим обсуждением результатов (слайды № 4-7)
1. Запишите формулу и название соединения азота по его свойствам.
Бесцветный газ с характерным резким запахом, хорошо растворим в воде, легче воздуха.
2. Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2.
3. Мотивационно-целевой этап
- Сегодня нам нужно изучить одно очень важное вещество, которое используется для производства комплексных удобрений, лекарств и красителей, но пока я не буду говорить его название, через несколько секунд, мы узнаем, что это за соединение.
История: (учащиеся зачитывают с экрана) (слайд 8,9)
- Это вещество было описано арабским химиком в VIII веке Джабиром ибн Хайяном (Гебер) в его труде «Ямщик мудрости», а с ХV века это вещество добывалось для производственных целей.
- Благодаря этому веществу русский учёный В.Ф. Петрушевский в 1866 году впервые получил динамит.
- Это вещество – прародитель большинства взрывчатых веществ (например, тротила, или тола).
- Это вещество является компонентом ракетного топлива, его использовали для двигателя первого в мире советского реактивного самолёта   БИ – 1.
- Это вещество в смеси с соляной кислотой растворяет платину и золото, признанное «царём» металлов. Сама смесь, состоящая из 1-ого объёма этого вещества и 3-ёх объёмов соляной кислоты, называется «царской водкой».
-Впервые его получил Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу-приемник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому желтоватую жидкость называли «крепкой водой» или «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество? (слайд 10)
- Как вы уже догадались, сегодня мы будем изучать азотную кислоту, способы ее получения, свойства, области применения. Тема урока (слайд 11)
4. Организационно-деятельный этап.
Учитель знакомит учащихся с планом изучения новой темы (слайд № 12):
Физические свойства азотной кислоты;
Получение в лаборатории;
III. Химические свойства;
IV. Применение.
I. Физические свойства азотной кислоты
Учитель демонстрирует учащимся азотную кислоту, рассказывает о ее физических свойствах и способе хранения. Учащиеся в тетрадях делают соответствующие записи (слайд № 13):
Агрегатное состояние - жидкость;
Цвет - отсутствует;
Запах - едкий, кислотный;
Растворимость в воде - хорошая;
"Дымит" на воздухе;
"Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок: 4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
II. Получение в лаборатории (слайд 14)
III. Химические свойства (слайд № 15):
Сегодня на уроке вам предстоит многое выяснить о химических свойствах этого интересного вещества. На пути познания вы столкнетесь с противоречиями, обнаружите удивительные факты. Но, для начала нам необходимо повторить некоторые моменты:
1) Перечислите общие свойства кислот? (называются общие свойства кислот – реакция на индикатор, взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, растворами некоторых солей).
2) Почему всем кислотам характерны общие химические свойства? (объясняют, что общие свойства кислот объясняются наличием в молекулах кислот ионов водорода, способных диссоциировать в раствор и замещаться на катионы металлов).? возникает вопрос: характерны ли азотной кислоте общие свойства? Чтобы это выяснить, я предлагаю провести химический эксперимент.
1. Свойства HNO3 как электролита. ТБ
Д.о.: изменение окраски лакмуса и взаимодействие азотной кислоты с оксидом меди(II), гидроксидом меди(II) (предварительно получив его) и с карбонатом натрия. По ходу демонстрации учащиеся комментируют признаки химической реакции, после чего записывают уравнения проведенных реакций в молекулярном и ионном виде с последующим обсуждением результатов (слайд № 16)
1)Азотная кислота изменяет окраску индикатора: HNO3 = H+ + NO3 -(сильный электролит) взаимодействует:
2) с оксидами металлов:
CuO + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + H2O
3) с основаниями:
Cu(OH)2 + 2HNO3 = Cu(NO3)2 + 2H2O
4) с солями:
Na2CO3 + 2HNO3 = 2NaNO3 + CO2 + H2O
Окислительные свойства азотной кислоты
-Ребята, вы наверно заметили, что при выполнении химического эксперимента вы не провели реакцию взаимодействия азотной кислоты с металлами. Конечно, азотная кислота реагирует с металлами, но не так как другие кислоты.
Д.о. в вытяжном шкафу взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медными опилками
Д.о. взаимодействие соляной кислоты с цинком (учащийся)
У учащихся возникает противоречие: вместо водорода, как при взаимодействии металлов с кислотами, выделяется бурый газ!
? У учащихся должен возникнуть вопрос: почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами?
-Вспомните, как кислоты реагируют с металлами? Какое вещество образуется? (Ряд активности)
Учитель рассказывает об особенностях взаимодействия азотной кислоты с металлами . Железо и алюминий при действии HNO3(конц) покрываются прочной оксидной пленкой, предохраняющей металл от дальнейшего окисления. Поэтому ее можно перевозить в стальных и алюминиевых цистернах. (слайд 17) Учащиеся записывают уравнения реакции. Учитель акцентирует внимание на том, что азотная кислота никогда не восстанавливается до водорода. (слайд № 18):
Взаимодействует с металлами:
K, Ca, Na, Mg, Al, Zn, Cr, Fe, Pb, H2, Cu, Hg, Ag, Au
Ме + HNO3 -> Me(NO3)n + H2O + NxOy5) Cu + 4HNO3(конц) = Cu(NO3)2 + 2H2O + 2NO2
3Cu + 8HNO3(разб) = 3Cu(NO3)2 + 4H2O + 2NO
Me + HNO3  Me(NO3)2 + H2
Действие азотной кислоты на органические вещества
Белки при взаимодействии с концентрированной азотной кислотой разрушаются и приобретают жёлтую окраску.
Под действием азотной кислоты воспламеняются бумага, масло, древесина, уголь. (слайд № 19)
Хранят ее в склянках темного стекла. Концентрированная азотная кислота и ее растворы требуют большой осторожности в обращении. Она может воспламенять многие органические вещества, на коже может оставить болезненные язвы, а на одежде дыры.
III. Применение азотной кислоты.
Обсуждается (слайд № 20) найти в учебнике области применения АК, обозначения
Области применения азотной кислоты:
Производство азотных удобрений;
Производство взрывчатых веществ;
Производство красящих веществ;
Лекарственные препараты;
Синтез различных химических веществ;
Полимерные материалы (пластмассы)
5. Рефлексивно-оценочный этап
Учащимся предлагаются вопросы на закрепление. слайды № 21,22,23:
1. Выберите, какие из перечисленных свойств характеризуют физические свойства азотной кислоты:
Твердое агрегатное состояние;
Хорошая растворимость в воде;
Отсутствие запаха;
Желтый цвет;
Разлагается на свету с выделением азота;
"Дымит" на воздухе.
2. Азотную кислоту применяют для определения примесей в золотых изделиях. Объясните, чем в ряде случаев обуславливается появление бурого газа и голубого раствора при обработке золота кислотой?
6. Подведение итогов.
Слайд № 24
А) Что я узнал о свойствах азотной кислоты?
Б) Где применяется азотная кислота?
Я благодарю вас за активную работу, за азартный поиск ответов на поставленные вопросы. Желаю творческих успехов