аналитический отчет о процессе менторинга
Аналитический отчет о процессе менторинга.
Одним из приоритетных направлений Программе второго уровня является концентрация внимания на взаимосвязанных процессах совершенствования компетентности учителя и формирования его практики коучинга и менторинга для содействия в профессиональном развитии коллег. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, издание второе - стр 152)
Над осуществлением процесса менторства я задумалась еще на первом этапе курсов «Лицом к лицу». Уже тогда это задание показалось мне одним из самых сложных. В качестве своего подопечного я выбрала молодого, талантливого учителя с которым нас связывают давние дружеские отношения. Именно тот факт, что мы находимся в дружеских отношениях, долгое время сдерживал меня, мешая начать работу. Я опасалась, что наше давнее общение помешает осуществлению процесса сотрудничества.
Снова и снова изучая ресурсы, я пыталась найти ответ на волновавший меня вопрос и, кажется, нашла. В программе курсов второго уровня есть строки: «Для менторинга существенным является не деятельность, а установленные отношения с подопечным, в процессе которых ментор выступает и объективным слушателем, и направляющим субъектом. Большинство моделей процессов менторинга основаны на одних и тех же предпосылках, в частности, на утверждении о том, что подопечный способен действовать эффективно и творчески, и что ключевая роль ментора – оказать помощь в реализации своих возможностей». Обсудив все с директором школы, я подошла к своему менти с предложением сотрудничества, и не ошиблась. Коллега проявила искренний интерес к моему предложению.
Моя менти учитель истории второй категории, стаж работы шесть лет. У неё высшее педагогическое образование. Я ознакомила ее с целями и задачами курсов второго уровня, предложила ознакомиться с имеющимися у меня на руках ресурсами. Через неделю, которую она посвятила изучению ресурсов, мы снова встретились, побеседовали и решили до начала проведения серии уроков просто походить на уроки друг к другу. Встречаясь после уроков, мы обсуждали наиболее удачные моменты, вместе расстраивались из-за неудач, искали пути их решения. К процессу составления КСП и ССП мы приступили одновременно. Было решено результаты моей работы по исследованию в действии, и ее работы как менти объединить, так как выбрали один и тот же класс. Для полноты наблюдений и более глубоких результатов учеников АВС мы тоже выбрали вместе.
Я ознакомилась со средне - срочным и краткосрочным планированием моей подопечной. Первый из серии уроков менти был на тему «Бронзовый век на территории Казахстана». Урок получился очень интересным, были использованы следующие методы и формы работы: «Корзина идей», «Таблица З-ХУ-У», групповая работа, составление и защита постера. На этапе рефлексии учащиеся заполнили третью колонку таблицы «З-ХУ-У», выполнили тест, осуществили взаимопроверку. Видно, что такие формы работы используются учащимися не в первый раз.
Во время наблюдения на уроке я заполнила карту посещения урока и таблицу наблюдения за работой в группе. При обсуждении я поблагодарила коллегу за интересный, насыщенный урок. Отметила, что были соблюдены все этапы урока, временные рамки этапов. Но, на мой взгляд, заполнение первой графы таблицы «З-ХУ-У» продублировало «Корзину идей». Менти пояснила мне, что это было задумано специально, так как перед серией уроков в класс влились трое новых участников. Этот этап был запланирован для того, чтобы помочь именно им с выполнением заданий. Мы вместе изучили заполненную мной карту и таблицу. Я отметила, что в ходе урока очень четко прослеживается развивающая функция урока: происходит развитие речи учащихся, формирование мышления, положительной мотивации к обучению. Ребята активны, проявляют творческую инициативу. Учащиеся самостоятельно добывали знания из дополнительных источников (использовали планшет при выполнении постера, самостоятельно подбирали материал из сети интернет). Я предложила своей подопечной в будущем облегчить работу детей и предложить им перечень конкретных сайтов сети интернет, на которых они могут взять необходимую дополнительную информацию к уроку. Вернувшись к карте анализа урока , ознакомила менти со своими замечаниями и предложениями к уроку. Предложила более конкретно организовывать дифференцированный подход к заданию группы, проанализировать активность всех членов группы. Для того чтобы это сделать предложила обратиться к таблице наблюдений за работой группы.
Организация эффективной работы группы возможна только тогда, когда все члены группы знают и четко придерживаются правил и процедур работы группы. Лучше всего выработать их совместно с учащимися. Необходимо предупредить их, что каждый должен попробовать себя в роли спикера, разработчика, тайм-менеджера или координатора. Напомнила, что в ходе урока роль тайм-менеджера моя подопечная взяла на себя и периодически сообщала время оставшейся работы. Эту задачу группа должна решать сама, это поможет им быть более собранными, работать эффективнее. Если рассматривать групповую работу с точки зрения позиции рядового участника, то групповая работа для него приобретает смысл лишь в том случае, если он признает за каждым членом группы уникальные способности и возможности и видит в этом ресурс коллективной работы; а также признает необходимость координационной работы внутри группы . /Танцоров С. Групповая работа в развивающем образовании. Педагогический центр “Эксперимент”, Рига, 1997 /. Коллега сообщила мне, что они обсуждали правила работы ранее, но в классе появилась три новых ученика и она действительно забыла проинформировать их о правилах. Именно эти учащиеся и не проявили себя в работе групп. Она поблагодарила меня за помощь в анализе урока. Обсуждение первого урока прошло в дружеской атмосфере сотрудничества.
Мы еще раз просмотрели КСП следующего урока, я предложила попробовать работу в группах сменного состава и определить конкретное задание для двух учащихся, которые явно выделяются своими знаниями среди одноклассников. Коллега согласилась и внесла изменения в план. Совместно мы подобрали задания для учеников АВС. Учащийся А вошел в пару с другим сильным учеником, их задача заключалась в обобщении и анализе работы двух групп с целью выявления общих характеристик. В качестве учащегося В моя менти предложила выбрать ребенка с нарушением речи и в групповой работе отвела ему роль спикера. Я согласилась попробовать, хотя на своих уроках для него я чаще подбирала письменные задания. Учащейся С мы выбрали новую девочку, и для себя поставили задачу вовлечения ее в процесс работы групп, постараться повысить интерес к нашим предметам и мотивацию к обучению.
Второй урок был на тему «Андроновская и Бегазы- Дандыбаевская культуры». Урок был начат с применения ИКТ. Каждая группа, с прошлого урока представила домашнее задание в форме презентации. Одноклассники задавали вопросы презентующим и членам групп, велось формативное оценивание и учителем и учащимися. Очень интересно было проведено деление на группы - учащиеся выбирали задание для этапа визуализации (т.е. уже во время деления на группы они были озадачены тем, как будут выполнять задание) . Следующим этапом была визуализация информации с выходом на тему урока. Группы показывали пантомиму (добыча руды кайлованием или методом «огневой проходки») - отгадав показанное, учащиеся самостоятельно сформулировали тему и цель урока . Изучение нового материала проходило в группах при помощи «Диаграммы Вена».
При организации групп моя подопечная еще раз напомнила принятые правила работы в группе. Новым учащимся выдала памятки и предложила после урока обсудить, устраивают ли их принятые ранее правила. Каждая группа заполняла свою часть диаграммы во всех группах, двигаясь по часовой стрелке. Двум более сильным участникам было дано задание по заполнению общей части диаграммы. Спикеры групп защитили свои части диаграммы, а сильные учащиеся, проанализировав ответы одноклассников, подвели итог и выделили общее для двух изучаемых культур. Четко были озвучены временные рамки, назначены тайм- менеджеры. В течение всего урока сами учащиеся производили оценивание одноклассников в «Листе оценки». На этапе рефлексии учащимся было предложено 6 заданий по таксономии Блума. В конце урока учитель собрал «Листы оценивания» учеников, внес свои дополнения ( в листе присутствует графа « комментарии и дополнения учителя») и суммативно оценила учащихся. Мне очень понравился урок. На уроке я постаралась проанализировать, как проходило обучение критическому мышлению. Учащиеся сами формулируют тему и цель урока, учитель дает возможность самостоятельно исправить свои ошибки, выслушивает все мнения учащихся, поощряет самостоятельный поиск на поставленные вопросы. На этапе рефлексии использует задания, составленные в соответствии с эффективной моделью мыслительных операций по таксономии Блума. В течении урока использует вопросы «высокого» порядка. Осуществляют совместно с учащимися рефлексию каждого этапа урока.
Менторинг это - длительный процесс создания доверительных, личностно заинтересованных взаимоотношений между ментором и подопечным, направленный на достижение у последнего существенной динамики в совершенствовании знаний, мышления, эффективности практических действий, с целью его профессионального становления как целостной личности педагога. (Руководство для учителя второго (среднего) уровня, издание второе- стр 227) /
Считаю, что процесс проведенного мной менторинга был успешным не только в отношении моей подопечной, но и в отношении меня. Наше сотрудничество оказалось взаимовыгодным. Сначала я заинтересовала ее идеями курсов второго уровня и ознакомила с семью модулями программы, а затем мы вместе старались интегрировать их при проведении уроков. В лице своего менти я встретила единомышленника, соратника, который не только принимает мою помощь, но и готов оказать свою. На этапе курсов «лицом к лицу» это очень важно. В тот момент, когда ты загружен своей основной работой, а еще необходимо выполнить все задания, полученные на курсах, взгляд со стороны на твою работу очень нужен. Благодаря процессу менторинга я смогла рассказать о целях и задачах программы курсов второго уровня именно тому человеку, который применить все полученные знания на практике. Посетив ее первые уроки, я сразу увидела, что менти старается применять новые подходы к обучению, использует элементы развития критического мышления, но ей не хватало информации, для того, чтобы эффективно организовать процесс обучения. Я стала для нее именно тем, необходимым источником информации.
Если бы мне представилась возможность начать процесс менторства с моей подопечной сначала, я бы предоставила ей сразу всю имеющуюся у меня информацию, не только руководство, но и записи лекций, электронные материалы. Мне очень повезло с моей менти, я встретила человека, который окажет мне помощь, как ментору, во внедрении идей семи модулей Программы второго уровня в процесс обучения менее квалифицированных учителей нашей школы.