Презентация по литературе на тему Метод системного оператора на уроках литературы


Методы «системный анализ» и «системный оператор» на уроках литературы Характеристика литературного героя Учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №3» г.ЧитыСухарева Ирина Александровна Метод «Системный анализ» Каждый объект есть система, развивающаяся в определённых рамках по определённым правилам. Системный анализ позволит нам увидеть не только свойства и признаки объекта, но и его связи с окружающим миром. Система: литературный герой.Функция героя (поступки): Что умеет делать?Чем любит заниматься?Какие поступки совершил? Окружение и окружающая среда (надсистема) Эпоха (надсистема 1).Кто его окружает (социальная среда)? Отношение окружающих к герою (надсистема 2). Где живёт герой? Описание помещения (интерьер) (надсистема 3).С кем дружит?Кому или чему противостоит литературный герой? Отношение к другим. Характер героя (подсистема) Внутреннее состояние героя? Его переживания, состояния, чувства?Как проявился через поступки героя его характер?На какие поступки он способен ещё, обладая такими чертами характера? Вывод Литературный герой – это система, которая формируется в определённой среде, при определённом окружении (надсистема), выполняющая свою функцию в этой среде и обладающая какими-то чертами характера, умениями и знаниями (подсистема). Надсистема №1 - ОбществоЭпоха Екатерины II: развивается наука, культура, просвещение; прогрессивные идеи, но в это же время - правительственная реакция, борьба с передовым, прогрессивным; усиление крепостного права.Надсистема №2 – Семья Семья Простаковых, Скотинин, учителя и т. д. Митрофана окружают невежественные, грубые, деспотичные люди, живущие для себя. СистемаМитрофанушка.Дворянин, 16 лет; семья; домашнее воспитание; любит вкусно и много поесть. Живет для себя. Подсистема - Нравственные качества.Никого не любит. Живёт для себя, хитёр, увертлив. жесток. Сильно избалован. Эгоистичен. Шантажирует мать и предаёт её. Хочет просто жить, не утруждая себя ни в чём. Но любой объект находится в развитии, у него есть прошлый опыт и есть установка на будущее.Эту парадигму нам поможет решить метод «Системный оператор». Метод С.О. - это путь нахождения противоречий, позволяющий увидеть всё в развитии, т.е. в прошлом, настоящем и будущем.Получаем таблицу: Прошлое надсистемы Надсистема Будущее надсистемы Прошлое системы Система Будущее системы Прошлое подсистемы Подсистема Будущее подсистемы Прошлое надсистемыОбщество.Эпоха Петра I: реформы во всех областях; развитие образования, науки, просвещения. Вводятся европейские обычаи; победа в Северной войне.Эпоха дворцовых переворотов - о развитии государства никто не заботиться Надсистема №1Общество.Эпоха Екатерины II:развивается наука, культура,просвещение; прогрессивныеидеи, но в это же время-правительственная реакция,борьба с передовым,прогрессивным; усилениекрепостного права. Надсистема №2.Семья Простаковых: мать, отец, дядя. Учителя, слуги. Будущее надсистемыОбщество.19 век. Пореформенная эпоха.1812г. - победа, подъем патриотического духа, 1825г.- декабристы стремились изменить общество. 1861г.- отмена крепостного права. Реформы Александра II. Время прогрессивное для России. Прошлое системыСемья.Отец - робкий, безвольный, слабохарактерный, тупой человек;Мать - грубая, необразованная, трусливая, жестокая крепостница.Дядя - невежествен, ограничен, интересы - скот. СистемаМитрофанушка.Дворянин, 16 лет; семья; домашнее воспитание; любит вкусно и много поесть. Живет для себя. Будущее системыЕго будущее.Идет служить на низкую должность. Т.к. он ничему не учился, над ним начинают смеяться. Он не может справляться со своими обязанностями. Митрофан не приносит пользы обществу, а значит, мы не можем считать его гражданином. Прошлое подсистемыНравственные качества, воспитание.Митрофана воспитывают грубым, хитрым, невежественным, эгоистом. Мать воспитывает сына на биологическом уровне: нет духовного, нравственного воспитания Подсистема - Нравственные качества.Никого не любит. Живёт для себя, хитёр, увертлив. жесток. Сильно избалован. Эгоистичен. Шантажирует мать и предаёт её. Хочет просто жить, не утруждая себя ни в чём. Будущее подсистемыНравственные качества.Т.к. он ничего не умеет, бесполезный человек, он становиться забитым, а далее выплескивает злость на крепостных. Нет моральных устоев, не развивается духовно. Он еще хуже матери и не хочет меняться. Просмотрите фрагмент спектакля комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Дайте характеристику Хлестакова. Задание Поместите данного героя с его привычками и характером в новую для него среду и покажите его действия и поступки при новых обстоятельствах.Например, Хлестаков (комедия Н.В.Гоголя «Ревизор») встречается с Емельяном Пугачёвым (роман А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)