Урок по химии на тему Еe величество Азотная кислота (9 класс)


Открытый урок по химии в 9 классе по теме:
« Ее величество – Азотная кислота».
Цели урока:
1. Образовательные: изучение учащимися  состава, строения, кислотных и окислительных свойств,  областей применения  и способов получения  азотной кислоты.
2. Развивающие:
формирование общеучебных умений учащихся: формулировать цели урока, составлять план работы, работать с текстом учебника и справочной литературой, выдвигать гипотезы, заполнять таблицы  и схемы, сравнивать  и обобщать  материал, устанавливать причинно-следственные связи,
формирование предметных умений: проводить эксперименты исследовательского характера, анализировать результаты, формулировать выводы и обобщения
3. Воспитательные: формирование  научного мировоззрения, уважения к людям науки
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Оборудование:

· Компьютер, медиапроектор,  диск с компьютерной презентацией (Приложение 1)

· Химические реактивы  для демонстрационного опыта:  концентрированная и разбавленная азотная кислота, медь, соляная кислота, цинк.

· Химические реактивы для проведения лабораторных опытов: оксид меди, гидроксид калия, карбонат  калия (сухой), фенолфталеин, лакмус, раствор азотной кислоты  



Содержание и ход урока.
Организационный момент.
Я приветствую вас друзья и уважаемые гости. Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, и пожелаем друг другу удачи, рабочего настроения, азартного поиска ответов на все интересующие вас вопросы. И я уверена, что все у нас сегодня на уроке получится.
II. Актуализация знаний, умений, навыков.
Фронтальный опрос.
Блиц – опрос.
1.Элемент, который находится под порядковым номером 7 – (азот)
2.Общее число электронов у атома азота –(семь)
3. Число неспаренных электронов атомов элементов подгруппы азота –(пять)
4. Степень окисления азота в аммиаке –(-3)
5.В молекуле азота связь –(ковалентная неполярная, тройная)
6. В молекуле аммиака связь –(ковалентная полярная)
7. 3 – 10% - раствор аммиака называется - (нашатырный спирт)
8. В составе воздуха азота -      % (78 %)
9. Аммиак при нормальных условиях – это (газ)
10. Соли аммония – это продукт взаимодействия(кислоты и аммиака)


III. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Мы продолжаем изучать соединения азота. И сегодня объектом нашего внимания будет необыкновенная особа (показываю в колбе раствор азотной кислоты), которая появилась в поглотительной башне. Её папа Оксид азота (IY) был мужчиной злого нрава и носил прозвище Лисий хвост. Её мама была простой, спокойной женщиной, звали её Вода. Союз газа и воды привёл к появлению нашей незнакомки, которую назвали . Вот с этой кислотой, которую во времена Петра I называли «крепкой водкой» мы и познакомимся.
Скажите, о чём мы сегодня будем говорить? (ответы учащихся)
Формулирование темы урока и постановка целей:

Итак, тема нашего урока «Ее величество – Азотная кислота» Слайд 1
Согласитесь, сказка несколько  незакончена. К  концу урока прошу придумать окончание этой сказки,  мы  выслушаем  ваши  версии.

Используя работу системного оператора, сегодня мы с вами учимся: (Слайд 2)
Выделять СГИ (самую главную информацию);
Читать между строк;
Писать «умные шпаргалки»;
Красиво оформлять свои мысли;
Убедительно доказывать;
Ловить подсказки учителя;
Слушать друг друга;
Критически оценивать себя.
- Какой бы вы предложили план изучения азотной кислоты? (Учащиеся предлагают свои варианты, вместе с учителем составляют план)
При изучении материала  вы  будете  заполнять  таблицу в своих рабочих тетрадях.

ПЛАН (Слайд 3)
Оформление плана в опорной схеме
Шаг 1.
Классификация



Шаг 2.
Физические свойства

Шаг 3
Строение молекулы


Шаг 4
История открытия кислоты


HNO3
Азотная кислота

Получение

Химические свойства (общие)


Химические свойства (специфические)
Применение


- Скажите, а вам уже что-то известно по данной теме?( Mr (HNO3) = 63
M (HNO3) = 63г/моль) (Слайд 4,5)
- Шаг 1. Классификация ( Слайд 6,7.8) Охарактеризуйте  азотную кислоту по всем известным вам признакам классификации  кислот.
Учащиеся  записывают  характеристику азотной кислоты в рабочий лист, один учащийся  озвучивает,  остальные   проверяют,  при необходимости  корректируют.

- Шаг 2. Физические свойства (Слайд 9,10)
Рассмотрим   физические свойства азотной кислоты. Обращаю ваше внимание, что свойства концентрированной азотной кислоты отличаются  от свойств разбавленной кислоты.
Учащиеся работают с учебником и справочной литературой,   выписывают  кратко свойства, находят отличия,  сверяют свои записи с ответами одноклассников.
-Шаг 3. Строение молекулы (Слайд 11)
Рассмотрим  строение азотной кислоты. В  атоме азота на последнем электроном слое 5 электронов: одна неподеленная электронная пара и 3 неспаренных электрона.   Неспаренные электроны образуют три  ковалентные полярные  связи с двумя атомами кислорода,  а еще  одна  связь  между азотом и кислородом образуется по донорно-акцепторному механизму  благодаря неподеленной электронной паре атома азота. Одна из электронных пар, связывающих азот и кислород в нитрогруппе,  равномерно распределяет свою электронную плотность  между двумя атомами кислорода,  образуя «полуторные связи».
(Слайд 12) Работа учащихся с шарастержневыми моделями.
Сколько  же связей образует азот  и  какова  валентность азота в азотной кислоте? 
(Валентность азота  в  азотной кислоте  равна 4,  она  не совпадает  со степенью окисления азота, определяется  числом  образующихся четырех ковалентных связей (в рабочих листах составляют электронную и структурные формулы азотной кислоты,  отмечают валентность азота)
Обращаю ваше внимание,  что молекула азотной кислоты  по строению  является диполем,  имеет два противоположно заряженных полюса,  и это существенно влияет  на  свойства азотной кислоты. (Слайд 13, 14)
- Шаг 4. История открытия кислоты (Слайд 15)
Исторические сведения (опережающее задание: сообщение учащегося)
Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу-приемник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому желтоватую жидкость называли «крепкой водой» или «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество? (Слайд 16)
Физминутка (Слайд 17)

- Шаг 5. Химические свойства (общие) (Слайд 18)
Переходим к изучению химических свойств азотной кислоты.  С  какими  веществами,  по вашему мнению,  может   взаимодействовать азотная кислота?
(Как и все кислоты, азотная кислота должна  изменять  окраску индикаторов,  вступать  в  реакции  с  основными оксидами – оксидами металлов,   основаниями,  некоторыми солями,  металлами, стоящими в  электрохимическом  ряду напряжений металлов  до водорода.)
(Слайд 19)
Учитель предлагает учащимся  провести лабораторную  работу с целью  выявления химических свойств азотной кислоты.
Обычно говорят: «театр начинается с гардероба», а лабораторную работу мы начнем с правил
по технике безопасности. Вспоминаем: (Слайд 20) Чтобы не подвергнуть свою жизнь опасности,
Надо знать технику безопасности:
делать нужно только то, что положено,
И при этом очень осторожно.
Сначала задачу нужно решить теоретически,
Затем выполнить ее практически.
В химической лаборатории нельзя никогда
Голыми руками брать вещества.
Насыпать или наливать вещества необходимо аккуратно,
Не высыпать и не выливать вещества обратно.
С химическими веществами нужно быть скупым-
Их количеством пользоваться небольшим.
Опыты делать нужно тщательно
Над столом обязательно.
Нельзя вдыхать пары и газы,
Если ты без противогаза.
Вещества в лаборатории на вкус не изучаются-
Это строго настрого запрещается.
Нельзя смешивать или сливать
Все химические вещества подряд.
С едкими веществами (кислотами и щелочами)
Работать можно, но крайне осторожно.
Если кислоты или щелочи на ученика попадают,
Их большим количеством воды немедленно смывают.
Кислоту в воду добавляют-
Только так кислоту разбавляют.
Если жидкость воспламеняется легко,
Работать с ней нужно от огня далеко.
С приборами нагревательными
Работать нужно очень внимательно.
На рабочем месте должен быть порядок и чистота,
Правило это необходимо выполнять всегда.
И об этом не забывать никогда.
Лабораторная работа
Цель: исследование  химических свойств азотной кислоты.
Инструктивная карта
Испытайте раствор азотной кислоты индикаторами, напишите уравнение диссоциации кислоты.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II).
Налейте в пробирку немного азотной кислоты, затем добавьте оксида меди (II), нагрейте, но не доводите до кипения.
Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и гидроксидом натрия
Налейте в пробирку гидроксида натрия и добавьте фенолфталеина, до появления малиновой окраски. Затем добавьте азотной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.
.Проведите реакцию раствора азотной кислоты и карбоната натрия
Налейте в пробирку немного карбоната натрия, а затем по капле добавьте азотной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Признак реакции – характерное «вскипание».
Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.
Составьте молекулярные уравнения  реакций, подумайте, чем обусловлены свойства азотной кислоты, проявляемые в проведенных вами реакциях.
Учащиеся выполняют лабораторную работу, записывают  уравнения реакций в  рабочий лист, проверяют свои ответы с помощью слайда.      (Слайд 21, 22)
Итак: Азотная кислота в  растворе  проявляет свойства,  общие со свойствами  других  кислот, эти свойства – кислотные свойства – обусловлены катионами водорода,  в этих реакциях  степени окисления элементов не меняются (записывают вывод в рабочий лист).
- С  какими  веществами  мы  не  провели  исследования  свойств азотной кислоты, общих  со  свойствами  другими  кислот?
Учащиеся: С  металлами.
- Шаг 6. Химические свойства (специфические) (Слайд 23)
Оказывается, азотная кислота  взаимодействует с металлами  иначе,  чем  большинство других кислот,  и  в этих  реакциях  проявляются  другие – некислотные – свойства  азотной кислоты.  Какие   другие  свойства, по вашему мнению,   может  проявлять азотная кислота  и  почему?
(Азотная кислота должна проявлять окислительные свойства,  так  как  степень окисления азота в азотной кислоте очень высокая +5)
- Вы  уже обратили внимание на непрочность, нестабильность  концентрированной  азотной кислоты. Составьте уравнение реакции разложения азотной кислоты; подумайте,  почему концентрированная азотная кислота  часто имеет буро-желтый  цвет?    
Учащиеся работают с учебником, уточняют уравнение реакции разложения азотной кислоты, выясняют,  что при разложении азотной кислоты выделяется газообразный оксид азота (IV) бурого цвета, окрашивающий ее в соответствующий цвет;  записывают уравнение реакции в  рабочий лист.
- Рассмотрим, как взаимодействуют  растворы  большинства  кислот  с  металлами.
Какой  элемент  является  окислителем  в реакциях взаимодействия растворов  большинства  кислот  с  металлами?
Учащиеся: водород.

Учитель демонстрирует в вытяжном шкафу взаимодействие концентрированной азотной кислоты с медными опилками и взаимодействие соляной кислоты с цинком. У учащихся возникает противоречие: вместо водорода, как при взаимодействии металлов с кислотами, выделяется бурый газ! ? У учащихся должен возникнуть вопрос: почему азотная кислота необычна во взаимодействии с металлами? Разобраться в этом поможет ПАМЯТКА «Окисление металлов азотной кислотой разной концентрации»
(Слайд 24)
Учитель обобщает знания  учащихся о  продуктах реакции восстановления азотной кислоты в реакциях с металлами.
(Слайд 25)
Учащиеся  выполняют упражнение, заполняя пропуски в тексте  (Приложение 2):
Концентрированная и разбавленная азотная  кислота  могут взаимодействовать с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов _____ и _________ водорода (кроме_______________). При взаимодействии концентрированной и разбавленной азотной кислоты с металлами, как правило, водород_________________, а образуются ______________, ______________ и _________________________________, состав которых  зависит  от __________________ кислоты,___________________ металла и________________.  
Учащиеся делают вывод,  что окислительные свойства азотной кислоты обусловлены высшей степенью окисления азота +5.
Учитель:  В  каких цистернах  можно  перевозить  концентрированную азотную кислоту?
Учащиеся: Концентрированную азотную кислоту можно перевозить в железных  (стальных) или алюминиевых цистернах, т.к. при обычных условиях железо и алюминий  пассивируются  концентрированной  азотной кислотой.
Учитель:  Можно  ли  растворить  в  азотной  кислоте  при  каких-либо условиях золото или платину?
Только  смесь концентрированной  азотной и концентрированной соляной кислот в соотношении 1:3, называемая «царской водкой»,  действует на указанные металлы, растворяя  их.
Этим свойством  «царской водки»  воспользовался однажды известный датский ученый лауреат Нобелевской премии Нильс Бор. В 1943 году, спасаясь  от гитлеровских оккупантов,  он  вынужден был покинуть Копенгаген. Не рискуя взять с собой золотую нобелевскую медаль,  он растворил ее  в  «царской водке», а колбу с полученным  раствором  спрятал в своей лаборатории. Вернувшись  после освобождения Дании домой,  ученый  химическим путем  выделил золото из раствора  и  заказал  из него  такую  же  медаль,  как прежняя.
Учитель: Азотная кислота, как разбавленная, так и  концентрированная,  может окислять и неметаллы,  как правило,  до соответствующих   высших кислородсодержащих  кислот,  при этом также  образуется  вода и третий  азотсодержащий продукт: концентрированная азотная кислота  выделяет оксид азота (IV),  разбавленная азотная  кислота – оксид азота (II).  Используя учебник,  составьте  уравнение реакции  взаимодействия концентрированной  азотной кислоты с фосфором (учащиеся выполняют задание, оформляя записи  в рабочем  листе).
Учитель: может ли азотная кислота реагировать с органическими веществами? Найдите ответ в учебнике. (Слайд 26)
Учащиеся: Азотная кислота, особенно концентрированная, окисляет органические вещества. Скипидар воспламеняется в азотной кислоте при обычных условиях. Животные и растительные ткани при действии на них азотной кислоты  быстро разрушаются.
Учитель: Особое свойство азотной кислоты – нитрование органических веществ. Азотная кислота оставляет на коже  желтые пятна  вследствие  нитрования  белков. Нитрованием глицерина получено взрывчатое вещество – нитроглицерин,  которое  является также и лекарственным средством. Нитрование органических веществ широко применятся в химической промышленности.
Влияние на организм человека

В окружающую среду азотная кислота поступает со сточными водами
машиностроительного, лакокрасочного, текстильного, полиграфического
производств. Пары азотной кислоты приблизительно на 25% токсичнее, чем
оксид азота (IV). Присутствие азотной кислоты в воздухе в виде тумана
вызывает у людей раздражение дыхательных путей, поражает зубную эмаль,
поражает роговицу глаз; возможны неврологические нарушения, расстройства
желудочно-кишечного тракта, токсический гепатит.

- Шаг 7. Получение (вариант 1) ГЛАУБЕР Иоганн Рудольф (1604-1670), немецкий химик и врач. Получил чистую азотную кислоту в 1650 году.

- Шаг 8 Применение (вариант 2) (Слайд 27)
Рассмотрим способы получения азотной кислоты,  ее применение.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником, заполняют в рабочем листе графы таблицы «лабораторный  и промышленный  способы  получения азотной кислоты», используя предложенную  цепь   превращения  веществ;  заполняют схему  применения  азотной кислоты. (Слайд 27,28,29,30)
(Слайд 31) Учитель предлагает учащимся озвучить возможные версии  окончания сказки об азотной кислоте.
Учащийся: Азотная кислота выросла и превратилась в красивую стройную девушку с рыжими волосами и сложным характером: она стала  въедливой и «острой на язычок».  Непросто  окружающим общаться с ней. Но азотная кислота – очень «ответственная»  кислота, всю свою жизнь она верой и правдой служит людям.
Учитель: Ваше  домашнее   задание – п.25 (стр. 122-127), упр.5 стр.129, подготовка сообщения  «Азотная кислота в природе,  ее экологическое значение».
Подведем итоги урока: Чем же удивительна азотная кислота?  Что нового мы узнали о ней?
Учащиеся: Азотная кислота – очень сильный окислитель, это ее свойство связано с  составом  и  строением,  широко используется  человеком  в промышленности.
Учитель: Урок наш познавательный на этом закончить должны мы, желаю всем обязательно отличных  успехов по химии.  Спасибо  за  работу на уроке.
РЕФЛЕКСИЯ:
Выберите фразеологизм или пословицу которые характеризуют вашу  работу сегодня
Шевелить мозгами
Краем уха
Хлопать ушами


Продукт совместной работы на уроке учащихся и учителя
Шаг 1
Классификация
одноосновная кислородсодержащая растворимая нестабильная
летучая
сильная
Шаг 2
Физические свойства
Ж., з.,
· = 1,51 г/см3, tпл = - 420С, tкип = 860С
НNO3 (конц., дымящая)

· = 1, желтая
НNO3 (разб., недымящая)

· = 0,6 бесцветная
HNO3 -свет-4NO2 + O2 + 2H2O
Шаг 3
Строение молекулы
Молекула имеет
плоскую структуру
Валентность (N)=IV
Степень окисления (N)=+5

Шаг 4
История открытия кислоты
Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году
2. Иоганн Рудольф Глаубер, действуя на селитру концентрированной серной кислотой.
HNO3
Азотная кислота
Mr (HNO3) = 63
M (HNO3) = 63г/моль
Шаг 7
Получение
а) в промышленности:
   4NO2 + O2 + 2H2O = 4HNO3
б) в лаборатории:
  NaNO3(тв) + H2SO4(k)  = NaHSO4 + HNO3

Шаг 5
Химические свойства (общие)
1. Действие на индикаторы
2. Диссоциация
    HNO3 = H+ + NO3-
3. Взаимодействие с основными и амфотерными оксидами
    2HNO3 + BaO = Ba(NO3)3 + H2O
    6HNO3 + AI2O3 = 2AI(NO3)3 + 3H2O
4. Взаимодействие с основаниями
    HNO3 + NaOH = NaNO3 + H2O
5. Взаимодействие с солями
    2HNO3 + K2CO3 = 2KNO3 + H2O + CO2
Шаг 6
Химические свойства (специфические)
С металлами (см. таблица)
2. Разложение на свету или при нагревании
    4HNO3 = 4NO2 + O2 + 2H2O
3. Взаимодействие с неметаллами
             6HNO3(k) + S = H2SO4 + 6NO2 + 2H2O
         NO--разб--неMe +HNO3 -конц -------NO2
 4. Азотная кислота окисляет органические вещества, происходит процесс денатурации
белок + HNO3(конц) осадок желтого цвета
 
   
Шаг 8
Применение
- для получения красителей
- для получения лекарственных препаратов
- для получения полимеров
- при производстве фотопленки
- для получения взрывчатых веществ
- для производства минеральных удобрений.








Тест
В а р и а н т  1
1. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме азота?
1) 2, 8, 1; 2) 2, 8, 2; 3) 2, 4; 4) 2, 5.
2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций:
1) HNO3 (разб.) + Cu   ;
2) Zn + HNO3 (конц.)   ;
3) HNO3 + MgCO3   ;
4) CuO + KNO3   .
3. Укажите, какое уравнение иллюстрирует одну из стадий процесса промышленного производства азотной кислоты.
1) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O;
2) 5HNO3 + 3P + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO;
3) N2 + O2 = 2NO.
4. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении:
1) N2O; 2) NO; 3) NO2; 4) Na3N.
5. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию:
1) NO2; 2) NO; 3) N2; 4) NH3.
В а р и а н т  2
1. Значение высшей валентности азота равно:
1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 4.
2. Запишите возможное взаимодействие концентрированной азотной кислоты со следующими металлами: натрий, алюминий, цинк, железо, хром.
3. Выберите вещества, являющиеся сырьем для производства азотной кислоты:
1) азот и водород;
2) аммиак, воздух и вода;
3) нитраты.
4. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:
1) углекислым газом;
2) соляной кислотой;
3) углеродом;
4) гидроксидом бария.
5. При взаимодействии очень разбавленной кислоты с магнием образуется:
1) NO2; 2) NO; 3) N2O; 4) NH4NO3.
Ответы на тесты
В а р и а н т  1.
1 – 4;
2.
1) 8HNO3 (разб.) + 3Cu = 3Cu(NO3)2 + 2NO + 4H2O;
2) Zn + 4HNO3 (конц.) = Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O;
3) 2HNO3 + MgCO3 = Mg(NO3)2 + CO2 + H2O;
3 – 1; 4 – 4; 5 – 1.
В а р и а н т  2.
1 – 4;
2.
Na + 2HNO3 (конц.) = NaNO3 + NO2 + H2O,
Zn + 4HNO3 (конц.) = Zn(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O;
3 – 2; 4 – 1; 5 – 4.

Обменяйтесь своими тетрадями с соседом по парте и проверьте правильность выполнения теста. Подсчитайте количество правильных ответов, результаты занесите в оценочный лист.
Домашнее задание. Прочитать по учебнику § 31, повторить конспект урока и схему взаимодействия кислоты с металлами. Стр. 224 упр. 2,4,5

Согласны ли вы со следующими утверждениями:
1. Азотная кислота является сильным окислителем.
2. Азотная кислота взаимодействует только с растворимыми основаниями.
3. Азотная кислота разлагается на свету.
4. Соли азотной кислоты называются нитритами.
5. Азотная кислота взаимодействует только с металлами стоящими в ряду активности до водорода.
6. Азотная кислота пассивирует алюминий.
7. Азотную кислоту в промышленности получают из аммиака.
8. При взаимодействии азотной кислоты с металлами водород не выделяется.

1. Да
2. Нет
3. Да
4. Нет
5. Нет
6. Да
7. Да
8. Да




















Приложение 1
Исторические сведения (опережающее задание: сообщение учащегося)
Монах-алхимик Бонавентура в 1270 году в поисках универсального растворителя «алкагеста» решил нагреть смесь железного купороса с селитрой. Сосуд, в котором была смесь, вскоре наполнился красно-бурым «дымом». Монах в изумлении застыл, затем убрал огонь и увидел, как в колбу-приемник стала капать желтоватая жидкость. Она действовала на все металлы, даже на серебро и ртуть. Алхимики думали, что сидящий в жидкости рыжий дым является демоном, управляющим одной из стихий природы – водой. Поэтому желтоватую жидкость называли «крепкой водой» или «крепкой водкой». Это название сохранилось до времен М. В. Ломоносова. Как сейчас называют это вещество? (Слайд 16)



































Лабораторная работа
Цель: исследование  химических свойств азотной кислоты.
Инструктивная карта
Испытайте раствор азотной кислоты индикаторами, напишите уравнение диссоциации кислоты.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II).
Налейте в пробирку немного азотной кислоты, затем добавьте оксида меди (II), нагрейте, но не доводите до кипения.
Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и гидроксидом натрия
Налейте в пробирку гидроксида натрия и добавьте фенолфталеина, до появления малиновой окраски. Затем добавьте азотной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и карбоната натрия
Налейте в пробирку немного карбоната натрия, а затем по капле добавьте азотной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Признак реакции – характерное «вскипание».
Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.
Составьте молекулярные уравнения  реакций, подумайте, чем обусловлены свойства азотной кислоты, проявляемые в проведенных вами реакциях.
Лабораторная работа
Цель: исследование  химических свойств азотной кислоты.
Инструктивная карта
Испытайте раствор азотной кислоты индикаторами, напишите уравнение диссоциации кислоты.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и оксида меди (II).
Налейте в пробирку немного азотной кислоты, затем добавьте оксида меди (II), нагрейте, но не доводите до кипения.
Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и гидроксидом натрия
Налейте в пробирку гидроксида натрия и добавьте фенолфталеина, до появления малиновой окраски. Затем добавьте азотной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.
Проведите реакцию раствора азотной кислоты и карбоната натрия
Налейте в пробирку немного карбоната натрия, а затем по капле добавьте азотной кислоты. Запишите уравнение реакции в молекулярном, ионном виде.
Признак реакции – характерное «вскипание».
Реакция нейтрализации; в результате раствор щелочи, подкрашенный индикатором, обесцветился.
Составьте молекулярные уравнения  реакций, подумайте, чем обусловлены свойства азотной кислоты, проявляемые в проведенных вами реакциях.



Концентрированная кислота
HNO3 > 60%



Разбавленная кислота
HNO3  от 30 % до 60%




Очень разбавленная кислота
HNO3 < 30%









Активные
Li - Zn


NO, NO2

NO2, N2
N2 O


NН3
Соли аммония









Средней активности
Cr - Sn



Не реагируют (пассивируют)


NO, NO2
N2 O, NН3


NO, NO2
N2 O, NН3









Малоактивные
Pb - Ag


NO2

NO

-

Благородные
Au, Pt


-

-

-






Концентрированная и разбавленная азотная  кислота  могут взаимодействовать с металлами, стоящими в электрохимическом ряду напряжений металлов _____ и _________ водорода (кроме_______________). При взаимодействии концентрированной и
разбавленной азотной кислоты с металлами, как правило, водород_________________, а
образуются ______________, ______________ и _________________________________,
состав которых  зависит  от __________________ кислоты,___________________ металла
и________________.  















Тест по теме «Азотная кислота»
В а р и а н т  1
1. Какой ряд чисел соответствует распределению электронов по энергетическим уровням в атоме азота?
1) 2, 8, 1; 2) 2, 8, 2; 3) 2, 4; 4) 2, 5.
2. Закончите уравнения практически осуществимых реакций:
1) HNO3 (разб.) + Cu   ;
2) Zn + HNO3 (конц.)   ;
3) HNO3 + MgCO3   ;
4) CuO + KNO3   .
3. Укажите, какое уравнение иллюстрирует одну из стадий процесса промышленного производства азотной кислоты.
1) 4NH3 + 5O2 = 4NO + 6H2O;
2) 5HNO3 + 3P + 2H2O = 3H3PO4 + 5NO;
3) N2 + O2 = 2NO.
4. Отрицательная степень окисления проявляется азотом в соединении:
1) N2O; 2) NO; 3) NO2; 4) Na3N.
5. Взаимодействие медной стружки с концентрированной азотной кислотой приводит к образованию:
1) NO2; 2) NO; 3) N2; 4) NH3.


Тест по теме «Азотная кислота»

В а р и а н т  2
1. Значение высшей валентности азота равно:
1) 1; 2) 2; 3) 5; 4) 4.
2. Запишите возможное взаимодействие концентрированной азотной кислоты со следующими металлами: натрий, алюминий, цинк, железо, хром.
3. Выберите вещества, являющиеся сырьем для производства азотной кислоты:
1) азот и водород;
2) аммиак, воздух и вода;
3) нитраты.
4. Концентрированная азотная кислота не реагирует с:
1) углекислым газом;
2) соляной кислотой;
3) углеродом;
4) гидроксидом бария.
5. При взаимодействии очень разбавленной кислоты с магнием образуется:
1) NO2; 2) NO; 3) N2O; 4) NH4NO3.

Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 3Рисунок 4qђ Заголовок 2qђ Заголовок 315