Урок русского языка по теме «Состав слова и словообразование»
Урок русского языка
по теме «Состав слова и словообразование»
Цели:
Закрепить и обобщить сведения о морфемах слова и способах словообразования
Развивать речь учащихся. Обогащать словарный запас, прививать любовь и внимание к слову, работать над выразительностью речи учащихся, развивать мышление, учить анализировать, выделять главное, доказывать, определять и объяснять понятия.
Формировать навыки самостоятельной работы учащихся.
Ход урока.
Прозвенел звонок на урок. Добрый день дети! Пусть этот день несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Сегодня, ребята, мы с вами завершаем изучение большого раздела – словообразование. Мы продолжим наше лингвистическое путешествие в страну языка. Всякое путешествие имеет цель - решить какие-то задачи. Как вы думаете , ребята, какова наша цель? Какие задачи стоят перед нами?
Примерные ответы учащихся:
( вспомнить понятия “корень”, “приставка”, “суффикс”, “окончание”, ” основа “;
потренироваться в словообразовательном анализе;
повторим правила правописания морфем)
Сегодня к нам на урок пришли в гости корень, приставка, суффикс, окончание, основа. Давайте посмотрим сценку.
Инсценированная сказка "О Корне, Приставке, Суффиксе, Окончании".
Автор: В Грамматическом царстве, Орфографическом государстве жили-были части слова: старый, грозный господин Корень, его ещё называли Корном, за ним всегда следовал услужливый мистер Суффикс.
(Медленно заходит Корень, кланяется, за ним семенит Суффикс, несёт стульчик).
Суффикс: Дорогой Коренёк, вы бы сели на пенёк. У вас устали ножки, вы долго шли по дорожке.
Автор: Не отставали от них всегда весёлое Окончание и самая сварливая и приставучая приставка - графиня Приставка.
(Идёт Приставка, ругается и обгоняет Окончание).
Приставка: Подождите, подождите! Вы опять меня обошли, перешли, обогнали, перегнали! Я должна быть первой! Я самая красивая! Я самая умная!
Все (хором): Что?!
Автор: Ой! Что тут началось!
(Все пытаются встать первыми в ряд, ругаются. Вбегает Основа).
Основа: Стоп! Стоп! Ну разве можно так шуметь. Ведь на вас смотрят ребята. Я Основа, вы все вместе одинаково родные и дорогие мне. А вместе с окончанием мы - сила!
(Говоря эти слова, Основа строит всех по порядку:
Ребята, давайте скажем заветные слова и никогда не будем ссориться.
Все (хором): Давайте жить дружно!
Обратите внимание на эпиграф урока. Прочитайте его:
«Знания должны увеличиваться с добротой». Фазиль Искандер.
Как вы понимаете эти слова?
(На уроках вы должны не только пополнять свои знания, но и с каждым уроком должны становиться добрее, душевнее, человечнее, учиться понимать людей, любить их).
Для работы создаем рабочие команды. Первый ряд-первая команда, второй ряд – вторая команда
А что такое доброта?
Я просила первой команде посмотреть значение этого слова в толковом словаре
(Отзывчивость, душевное расположение к людям, забота о людях, умение откликнуться на чужое горе, делать то, что нравится людям).
Вторая группа должна была найти к слову «доброта» синонимы.
Человечность, мягкость, ласка, добродушие, сердечность, гуманность,
Почему человек должен стремиться к доброте?
(Доброта - она как лекарство, лечит от плохого. Доброта приносит радость людям, поднимает настроение.)
На доске слово одобрить
Из каких морфем состоит это слово?
Класс делится на 2 группы. Каждая группа подготовила вопросы. Задайте, пожалуйста, друг другу вопросы по изученному материалу.
. Что такое корень? (корень – главная значимая часть слова, в которой заключено лексическое значение всего слова)
Что такое основа? (всё слово, кроме окончания)
- А что обычно находится после корня? (суффикс)
- Для чего служит суффикс? (для образования новых слов)
Для чего служит приставка и где обычно находится? (перед корнем и служит для образования новых слов)
Учитель: Бывают ли слова без корня? ( без корня слов не бывает)
А теперь, ребята, давайте вспомним способы образования слов.
Какие вы знаете способы образования слов?
1. приставочный
2. суффиксальный
3. приставочно-суффиксальный
4. сложение (основ или целых слов)
5. бессуфиксальный
К слову «добрый» подберите родственные слова
( предобрый, одобрить, добродушный, добряк)
Определите, какими способами образованы эти слова?
Предобрый – приставочным способом
Одобрить – приставочно-суффиксальным способом
Предобренький – приставочным способом
Добряк – суффиксальным способом
Добродушный – путем сложения
Приведите примеры других сложных слов, одним из корней которых является корень добр.
(Добропорядочный, добросердечный, добродушный, добронравный, добровольный, добродетельный, доброкачественный).
Словообразование с каким разделом языка связано?
Словообразование тесно связано с орфографией.
-А что изучает орфография?
( правильное написание слов).
-Для чего нужна орфография?
( чтобы правильно, без ошибок, писать в словах приставки, корни, суффиксы, окончания ).
И сейчас мы с вами повторим основные орфографические правила, изученные в этом разделе.
Обратите внимание на экран, на нем изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.
Работа с текстом.
У человека на Земле много дел. Надо дерево посадить, коня к седлу приучить, дом построить, детей вырстить. А ещё надо добрую песню слжить. И это далеко не все дела, которые следует совершить человеку. Но что бы ты ни делал: слгал песню или рстил ребенка, – ко всему нужно прилжить усилия, всему отдать свою душу.
(Расул Гамзатов)
Прочитать текст.
Определить его основную мысль, что хотел сказать этим текстом автор? (Как надо жизнь прожить, учит совершать добрые дела)
Какой это тип речи? (рассуждение).
На какие правила пропущены гласные в словах (чередующиеся гласные в корнях слов).
Какие корни с чередующимися гласными вы знаете еще?
Обратите внимание на экран, на нем изображены все корни, в которых происходит чередование И–Е.
от чего зависит написание чередующихся гласных И–Е.
(зависит от наличия или отсутствия суффикса А)
Найдите слова с безударными гласными в корне и подобрать к ним проверочные слова?
( на земле-земли, посадить-посадка, коня-конь, детей-дети, далеко-даль, дела-дело, совершить-верх, отдать – дать, свою-свой)
Как мы проверяем безударные гласные в корне?
карточки
(Выписать только слова с чередованием в корне).
1) Берёзы жёлтою резьбой блестят в лазури голубой. 2) Песня замирает далеко в полях. 3) Нигде не зажигали огня, не садились ужинать. 4) Пролитую воду не соберёшь. 5) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 6) Улицы упирались в голые скалы. 7) Сладость победы стирает горечь терпения. 8) Крепость изнутри берут. 9) Далёкий от земного мира, я должен здесь и умереть. 10) Одной рукой поджигает, а другой тушит.
Блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, умереть, поджигает.
Физкультминутка.
Игра «Хлопок». Учитель называет слова с чередующимися Е и И в корне. Слово с И – хлопок.
Слова для игры: набирать, замерли, протереть, протирать, расстилать, постелить, запереть, запирать, блестят, замирает, зажигали, соберёшь, пробирается, упирались, стирает, берут, поджигает.
Мы часто произносим хорошие, добрые слова. Какие? (Добрый день, здравствуйте, спасибо, извините). А знаете ли вы, что обозначали эти слова раньше, как они образованы?
Сообщения учащихся о словах «здравствуйте», «спасибо», «пожалуйста».
Спасибо образовано из двух слов: спаси Бог.Для сравнения: на юге России бытует еще такая форма выражения благодарности: Спаси Христос.
А закончить наш сегодняшний урок мне хотелось бы стихотворением С. Острового "Первородство".
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны...
И когда я слышу:
- Извини меня! -
Это значит:
- Исключи меня из вины!
У слова цвет своего огня.
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
- Береги меня!
Это значит:
- Берегами меня окружи!
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
- Защити меня! -
Это значит:
- Спрячь меня под своим щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть -
Слово тебе сотворит добро.
Вернёмся к началу нашего урока. Наказ Фазиля Искандера мы с вами выполнили? Я надеюсь, что вы после сегодняшнего урока будете чуть-чуть внимательнее друг к другу, к людям.
. Итоги урока:
- Что же изучает раздел «Состав слова и словообразование?»
(на какие части делятся слова и каким способом они образованы).
- Для чего мы должны знать состав слова? (чтобы правильно, без ошибок, писать, уметь членить его на морфемы).
- Без какого раздела языка нам не обойтись? (без орфографии)
На столе, перед каждым из вас, лежат сердечки трёх цветов. Красный цвет обозначает, что сегодня у вас хорошее настроение, вы всем довольны. Оранжевый – вы чем-то немного огорчены, что-то вас не устраивает. Жёлтый – у вас плохое настроение. Подарите друг другу сердечко такого цвета, какое у вас настроение.
Мне очень понравилось сегодня, как вы работали, как помогали мне и друг другу. За урок все получат отметки в журнал, я сообщу вам о них на следующем уроке русского языка.
15