Презентация «Как написать изложение»
Как написать изложение. Автор: Аверьянова Юлия Сергеевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2», г.Ухта. Что такое изложение? - это работа по восприятию, осмыслению, передаче содержания текста, а также его художественно-стилистических особенностей. Виды изложения Изложение – повествование. Главное – это сведения о сменяющих друг друга событиях. «Шпаргалка» для изложения –повествования. 1.Существуют ли в каждой микротеме текста сведения, без которых все последующее повествование будет непонятно?2. Какие детали происходящего важны для развития действия, а какие можно опустить?3. Как мысль, выраженную в каждой микротеме можно сформулировать короче? Изложение – описание. 1.Какие детали описания предмета и почему именно они выбраны для его показа?2.Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?3.Как эти признаки группируются, сравниваются?4.Какие средства языка использованы? Изложение-рассуждение: сжатое и подробное. 1.Выделение в тексте всех компонентов рассуждения.2.Уточнение основной мысли высказывания.3.Построение рассуждений с аргументацией.4.Отбор языковых средств.5. Воспроизведение текста от третьего лица.6.Построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод от сказанного. Алгоритм написания сжатого изложения. Выделение микротем, составление плана.Выделение ключевых слов и понятий.Установление смысловых связей между ключевыми словами и понятиями.Сжатие текста при помощи приемов сжатия. ПРИЁМЫ СЖАТИЯТЕКСТА. 1) Сокращение отдельных членов предложения, некоторых однородных членов предложения; На лугу росли неприхотливые ромашки, задумчивые одуванчики, застенчивые купавки. = На лугу росли цветы. 2) Перевод прямой речи в косвенную; Он часто говорил: «Ах, мой дорогой, какой ты хороший! Как мне легко с тобой!»Он часто говорил, что я хороший и ему легко со мной. 3) Образование сложного предложения путем слияния двух смежных предложений, повествующих об одном и том же предмете речи; Но шли и шли годы неутомимой чередой. Подкатила к тополю его старость.Годы шли неутомимой чередой, и подкатила к тополю старость. 4) Пропуск предложений, содержащих второстепенные факты; Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Или в сени домов. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались.Случается, что в морозный день синицы залетают в открытые форточки. Я приручал залетевших в мой маленький домик синиц, и они быстро в нём обживались. 5)Разбивка сложного предложения на сокращенные простые; Поклонимся же ему, человеку, вырастившему хлеб, и будем честны и совестливы перед его великим подвигом, великим и скромным одновременно; перед тем как выйти из булочной с батоном или кирпичиком тёплого хлеба, ещё и ещё раз вспомним с благоговейным сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб. Поклонимся же человеку, вырастившему хлеб, и будем совестливы перед его великим и скромным подвигом. Перед тем как выйти из булочной с кирпичиком тёплого хлеба, вспомним с сердечным участием о руках, вырастивших этот хлеб. 6) Сокращение сложного предложения за счет менее существенной части; Горизонт вдруг померкнул, прозрачность его исчезла, и небо как будто приблизилось к земле. Горизонт вдруг померкнул, и небо как будто приблизилось к земле. 7) Пропуск предложений с описаниями и рассуждениями. Можно сесть в кресло, зажечь маленькую лампу и неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже неделю, две, месяц, каждый раз продвигаясь на десяток страниц, каждый раз чувствуя все ближе жизнь ее героев. Можно неторопливо читать большую, долгую книгу, с которой прожил уже много дней, каждый раз продвигаясь на десяток страниц и чувствуя все ближе жизнь ее героев. Чего от вас ждут? Важно не рассказывать о том, что было прочитано, а передать содержание, как можно ближе к тексту, сохраняя стилевую принадлежность. Этапы работы: 1.При чтении текста преподавателем вы можете вести записи, обращая внимание на даты, собственные имена, цифры, прямую речь… 2. Определяем стилевую и жанровую принадлежность текста. 3. Выявляем тему и основную мысль текста, составляем содержательный план. 4.Составляем композиционную схему текста. 5. Составляем первоначальный вариант текста на черновике, основательно и неоднократно проверяем. Приступаем к работе! Интернет ресурсы. http://publiclibrary.ru/readers/otlichnik/learn-kak-napisat-izlozhenie.htm
http://sch2kr.ru/mironova/mironovamethod/21-breaftopic
Удачи в работе!